Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Реформация в Европе, предпосылки реформационного движения в Беларуси. Реформация и контрреформация в Беларуси. Брестская церковная уния.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
На протяжении всего Средневековья церковь играла значительную роль в жизни общества, идеально вписываясь в господствующий на Западе феодальный строй. Церковная иерархия была полным отражением иерархии светской: подобно тому, как в светском феодальном обществе выстроились разные категории сеньоров и вассалов — от короля (верховного сеньора) до рыцаря, так и члены клира градуировались по феодальным степеням от папы (верховного первосвященника) до приходского кюре. Являясь крупным феодалом, церковь в разных государствах Западной Европы владела до 1/3 количества всей обрабатываемой земли, на которой использовала труд крепостных, применяя те же методы и приёмы, что и светские феодалы. Узурпируя таким образом готовые формы феодального общества, получая от них бесчисленные плоды, как организация церковь одновременно формировала идеологию феодального общества, ставя своей задачей обоснование закономерности, справедливости и богоугодности этого общества. Монархи Европы в свою очередь шли на любые затраты, дабы получить от клириков высшую санкцию на своё господство. Феодальная католическая церковь, бывшая идейной санкцией средневекового общества, могла существовать и процветать до тех пор, пока господствовала её материальная основа — феодальный строй. Но уже в XIV—XV веках сначала в Средней Италии и Фландрии, а с конца XV века и повсюду в Европе началось формирование нового класса, постепенно захватывавшего в свои руки экономику, а затем устремившегося и к политической гегемонии, — класса буржуазии. Новому классу, претендующему на господство, нужна была и новая идеология. Собственно, она не была такой уж и новой: буржуазия не собиралась отказываться от христианства, но ей было нужно вовсе не то христианство, которое обслуживало старый мир; новая религия должна была отличаться от католицизма в первую очередь простотой и дешевизной: меркантильной буржуазии деньги были нужны не для того, чтобы бросать их на ветер, строя величавые соборы и проводя пышные церковные службы, а для того, чтобы, вкладывая их в производство, создавать и приумножать свои разрастающиеся предприятия. И в соответствии с этим становилась не только ненужной, но и просто вредной вся дорогостоящая организация церкви с её папой, кардиналами, епископами, монастырями и церковным землевладением. В тех государствах, где сложилась сильная королевская власть, идущая навстречу национальной буржуазии (например, в Англии или Франции), католическая церковь особыми декретами была ограничена в своих претензиях и этим на время спасена от гибели. В Германии, к примеру, где центральная власть была призрачной и папская курия получила возможность хозяйничать, как в своей вотчине, католическая церковь с её бесконечными поборами и вымогательствами вызывала всеобщую ненависть, а непристойное поведение первосвященников многократно эту ненависть усиливало. Помимо экономического и национального гнёта предпосылкой Реформации послужили гуманизм и изменившаяся интеллектуальная среда в Европе. Критический дух эпохи Возрождения позволил по-новому взглянуть на все явления культуры, в том числе и на религию. Упор Возрождения на индивидуальность и личную ответственность помог критически пересмотреть церковную структуру, а мода на древние рукописи и первоисточники обратила внимание людей на несоответствие первохристианства и современной церкви. Люди с пробуждённым рассудком и мирским мировоззрением становились критически настроенными к религиозной жизни их времени в лице католической церкви. Под влиянием западноевропейской Реформации развернулось реформационное движение и на белорусско-литовских землях. Это происходило благодаря соседству с лютеранской Пруссией, развитию европейского книгопечатания, внешней торговли, учебе выходцев из ВКЛ в университетах Западной и Центральной Европы. Распространение реформационных идей косвенно было вызвано влиянием русского вольнодумства, например идей «стригольников» и «нестяжателей». Представители этих ересей выступали против церковного руководства, монашества, церковного землевладения. Спасаясь от гонений царских властей, еретики бежали в Великое Княжество Литовское, где господствовала религиозная толерантность — веротерпимость. Например, в середине XVI в. в Витебске появились трое православных монахов из Московского государства: Феодосии Косой, Артемий, Фома. Они призывали людей «обращаться к Богу только через Иисуса Христа при помощи Святого Духа». На распространение реформационных идей повлияло сложное положение православной церкви в Великом Княжестве. Известно, что с конца XIV в. государственной поддержкой пользовалась католическая церковь. Православная конфессия существовала только за счет пожертвований верующих и сохраняла свой традиционный характер. Развертыванию реформационного движения в ВКЛ содействовали рост городов, развитие ремесла и торговли, обострение классовых противоречий, столкновение экономических и политических интересов разных социальных групп, культурный подъем. В отличие от Западной Европы Реформация на белорусско-литовских землях не была обусловлена процессом формирования капитализма. Основными ее участниками были шляхта и мещане, поскольку буржуазия в то время еще не сформировалась. Основными реформационными течениями в ВКЛ были кальвинизм, лютеранство, антитринитаризм. Хронологические рамки Реформации на территории Беларуси: вт. пол. XVI – сер. XVII ст. Наибольшее распространение здесь получил кальвинизм, доктрина которого импонировала знати. Народные массы безразлично относились к Реформации, потому религиозное движение в Беларуси не приняло такого размаха, как в Европе. Активную реформационную деятельность в Беларуси проводил крупный магнат, виленский воевода, канцлер Николай Радзивилл Черный. Только в своих владениях он закрыл 187 костелов, разрушил все придорожные католические часовни и кресты и открыл 134 кальвинистские соборы. Под покровительством М. Радзивилла были организованы протестантские общины в Несвиже, Клецке, Ивье, Орше и других обителях. К 60-м гг. XVI ст. в кальвинизм перешло большинство белорусских магнатов и значительная часть знати. В 1562–1565 гг. из кальвинистского лагеря выделяется самостоятельное течение, которое получило название антитринитариев или ариан (от имени святого Ария, который жил в IV ст. н. э. в Александрии и отрицал триединство Бога). Ариане делились на две течения: крестьянско-плебейскую и шляхетско-бюргерскую. Первые выступали за ликвидацию крепостничества, создание бесклассового общества, основанного на примитивно-коммунистических ос новах, где нет частной собственности, где работа является обязательством каждого человека, где нет войн и всякого насилия. Представители шляхетско-бюргерского течения защищали феодаль - ную собственность на землю и эксплуатацию крестьян, сословно- классовое неравенство и в то же время признавали необходимость проведения социальных реформ и улучшения положения крестьян. Их взгляды выражали известные деятели Реформации, писатели, просветители, гуманисты Симон Будний и Василий Т япинский. Смягчить радикализм крестьянско-плебейского течения анти-тринитаризма, примирить взгляды его левого и правого крыла попробовал в 80-я гг. XVI ст. Фауст Социн, именем которого стало называться реформационное движение в XVII ст. – социнианство. Новое учение отбросило проблемы бедных и богатых, частной собственности. Центром социнианства в ВКЛ в начале XVII ст. был Новогородак. Боязнь польских и литовских феодалов взрыва крестьянской войны, противоречия между крестьянско-плебейским и шляхетско- бюргерским направлениями антитринитаризма, преследования ариан иезуитами и государством с использованием методов клеветы и по громов (с 1647 г. закрывались арианские типографии и школы, ре шением сейма 1658 г. ариан выгнали из государства: им дали три годы на обустройство имущественных дел, после чего те, кто осмеливался исповедовать или распространять анти- тринитаризм, подлежали казни) привели к тому, что во вт. пол. XVII ст. реформационное движение на Беларуси приостановилось. Реформация покачнула позиции католической церкви. Новую церковную политику во условиях Реформации определил Тридентский собор 1545–1563 гг. Наступила эпоха Контрреформации. Ее хронологические рамки: середина XVI – конец XVII ст., хотя идеи Контрреформации в какой-то меры определяли духовную жизнь общества почти до середины XVIII ст. Контрреформация – возглавленный папством (религиозно-монархический центр католической церкви во главе с Попой Римским) общественно-политическое и религиозное движение против Реформации, за укрепление феодального строя в период его распада. В целях спасения католической церкви от «реформаторской ереси» была сделана ставка на орден иезуитов, созданный в 1534 г. в Италии испанским дворянином И. Лаёлой. Помимо иезуитов на территории Беларуси действовали 17 мужских католических монашеских орденов (бернардинцы, францисканцы, кармелиты, бенедиктинцы и пр.) и 7 женских (даминиканки, бернардинки, кар мелитки, брыгитки, бенедиктинки и пр.). Началом Контрреформации в ВКЛ может считаться 1569 г., когда первые иезуиты явились в Вильно. Они вошли в дворцы богатых людей как духовники, советчики, домашние учители. На молодежь иезуиты влияли через школу. В 1570 г. в Вильно орден иезуитов открыл свой коллегиум, который в 1579 г. был преобразованный в академию. Это первое высшее учебное учреждение в ВКЛ. Позже иезуиты основали коллегиумы в Полоцке, Несвиже, Орше, Бресте, Пинске, Новогородку, Гродно, Витебска, Минску, Слуцке. Реформация и Контрреформация в Беларуси, являясь частями европейского процесса, имела свои особенности. Во-первых, Реформация и Контрреформация в Беларуси совпали по времени в своем развитии, что привело к конфессиональной напряженности в второй половине XVI – начала XVII ст. Вместе с тем сосуществование двух, а потом трех христианских церквей (православной, католической и униатской) выработала нормы толерантности (терпимости), что не позволило сопровождать Контрреформацию суровыми политическими и религиозными гонениями, как это было в других странах. Во-вторых, когда в западно-европейских странах в результате Реформации от католической церкви отделилась ее часть и образовала национальные протестантские церкви, то в Беларуси силам Контрреформации удалось вернуть в католичество захваченную протестантством католическую знать, а также присоединить к ней знать православную и приблизить к католичеству через унию народные массы. В-третьих, Контрреформация в Беларуси была направлена не только против протестантизма, но и против православия – оппозиционной силы католицизма. Папа Римский имел намерение компенсировать потерю миллионов верующих в Западной Европе через духовное подчинение восточнославянских народов. Беларуси от водилась роль плацдарма для проникновения в Русское государство, а через нее – в Китай, Индию и т.д. Это намерение высказал Папа Римский Климент VIII: «О, мои русины. Надеюсь через вас перевернуть в католицизм весь восток!» В результате больших усилий Папы Римского и католического духовенства, а также руководства Речи Посполитой окончательное решение о слиянии православной и католической церкви произошло 6–9 октября 1596 г. на церковном соборе в Бресте. В результате Брестской церковной унии 1596 г. была создана униатская церковь. Униатская церковь подчинялась Папе Римскому, а обряды в ей были сначала прежние. –Униатами стали, в основном, крестьяне, мещане, часть мелкой и средней знати. Поэтому униатскую церковь иной раз называют «хлопской церковью», а ее верующих – людьми «хлопской веры». Магнаты и в большинстве своем белорусская знать присоединились к государственной церкви – церкви католической. Насильственное введение униатства вызвала сильное сопротивление с стороны православного населения. Можно привести факт убийства священника Иосафата Кунцевича и его единомышленников в Витебска в 1623 г. за закрытие православных храмов в Полоцке, Витебске, Орше и Могилеве, за насилие и призывы топить, резать, вешать, сжигать на поленницы православных верующих как злых и неисправимых еретиков. Королевская комиссия за участие в убийстве осудила 75 человек к смертной казне. Витебск был лишен магдебургского права и всех ранее подаренных прав и привилегий, был подчинен военному управлению, снят вечевой звон, а ратуша преобразована в шинок. Законами Речи посполитой 1668 и 1674 гг. по православию был нанесен еще один удар: отступничество от католичества и униатства провозглашалось криминальным преступлениям и подлежало наказанию путем изгнания из государства. Была сломана и такая форма сопротивления католической экспансии, как православные братства, которые печатали книги на свои средства, проводили большую пропагандистскую работу, направленную против унии. К XVIII ст. деятельность право славных братств приостановилась. В конце XVIII ст. более чем 75 % население Беларуси являлись униатами. На Беларуси существовала только одна православная епархия в Могилеве. Она, как и Киевская митрополия, была подчинена Московскому патриархату. О том, что шел процесс латинизации униатской церкви, перевода ее на католический обряд, свидетельствуют решения Замойского церковного собора 1720 г. В соответствия с ним обряд униатской церкви окончательно переводился на католический строй: священники обязывались брить бороды, заменить рясу на сутану, вводились звоночки сотоварищи атрибуты католического обряда. Униатская церковь была ликвидирована решением Полоцкого церковного собора 1839 г. Она превращалась в православную. Католическая экспансия на белорусские земли потерпела поражение. 19. Предпосылки образования Речи Посполиты. Люблинский сейм и его решения. РП на политической карте Европы в конце XVI-первой половине XVII вв. Речь Посполитая — федерация Королевства Польского и Великого княжества Литовского, возникшая в результате Люблинской унии в 1569 году и ликвидированная в 1795 году с разделом государства между Россией, Пруссией и Австрией. Располагалась преимущественно на территориях современных Польши, Украины, Беларуси, Литвы и Латвии, а также частично на территориях России, Эстонии, Молдавии и Словакии. Главой государства являлся пожизненно избираемый сеймом монарх, носивший титул короля польского и великого князя литовского. Существовавший в Речи Посполитой специфический политический режим принято называть шляхетской демократией. Речь Посполитая явилась своего рода продолжением государства Ягеллонов — польско-литовской личной унии (Кревской), существовавшей с 1385 года (с перерывами). В 1569 между Польшей и Литвой была заключена Люблинская уния, по которой оба государства объединялись в одно — с избираемым общим монархом (с двойным титулом короля польского и великого князя литовского), общим сеймом, единой внешней политикой и единой монетной системой. Однако обе части сохраняли свою администрацию, казну (включая денежную эмиссию), войско, суды, оставалась и граница между государствами с взиманием таможенных сборов. Великое княжество Литовское утратило при этом значительные территории на юге, Подолье, Киевщину, Волынь. Для Речи Посполитой было характерно уникальное государственное устройство. Первое столетие её существования польские историографы называют настоящим «Золотым веком», каким он был для нобилитированного меньшинства страны (шляхты), составившего его элиту. Второе столетие характеризуется военными поражениями, в том числе катастрофическими демографическими потерями в ходе так называемого Шведского потопа, Русско-польской войны 1654-1657 годов, Великой северной войны. В 1596 году на церковном соборе была принята Брестская уния. Входя в унию, польское правительство, рассчитывало на то, что соединение двух христианских исповеданий приведёт и к политическому объединению славянских народов. Но на практике случилось обратное. Некоторые польские историки, как, например, М. Бобржинский, считали, что «Брестская уния», вместо того, чтобы привести к религиозному единству, вызвала раскол в русском населении и часть его, оставаясь верной Восточной Церкви, была враждебно настроена в отношении униатов и поддерживавшей их Польши». Наименее всего уния была успешна на Украине. Политика полонизации и религиозного гнёта вызывала недовольство православных восточнославянских народов, усиление эксплуатации которых означало возвращение к крепостничеству. Усилились народные восстания, нарастала анархия в политической жизни страны. Последние годы её существования характеризовались неудачными попытками модернизации и проведения демократических реформ. В конце XVI, начале XVII веков Речь Посполитая принимала участие в военных конфликтах почти со всеми своими соседями. В 1605—1618 годах польский король Сигизмунд III попытался воспользоваться Смутным временем в России для укрепления своего влияния в Российском государстве, вплоть до присоединения российских земель к Речи Посполитой в качестве третьей составной части государства. В начале XVII века Сигизмунд III попытался отстоять своё право на шведский престол, в силу чего пришлось принять участие в войне в Ливонии. Также польские дворяне, иногда с позволения короля, а иногда вопреки его воле принимали участие в Молдавских войнах магнатов с целью установления контроля над Молдавией. В то же время некоторые польские подразделения приняли участие в Тридцатилетней войне на территории Священной Римской империи. В конце XVI - первой четверти XVII вв. В правящих кругах Речи Посполитой была популярной идея присоединения к ней Московского княжества. Ее поддерживали и великокняжеские политики, рассчитывавшие, что в новом огромном евроазиатском государственном образовании княжеству будет принадлежать лидирующая роль. От дипломатических способов осуществления этой идеи - выдвижения на трон речи Посполитой кандидатуры Ивана IV и его сына Федора в 1573 и 1587 гг. - перешли к военным походам Лжедмитриев на восток в 1604 и 1607 гг. В военную компанию 1609 г. войско Речи Посполитой вернуло в состав княжества Смоленск, а в 1610 - 1612 гг. овладело самой Москвой, но было изгнано народным ополчением под руководством Д. Пожарского и К. Минина. В войне 1633 - 1634 гг. Россия попыталась взять реванш за Смоленск, но потерпела неудачу, и Полянский мир покинул границы прежними. Тем не менее, в конце XVI - первой половине XVII в. доминирующая роль в Восточной Европе перешла от Великого княжества Литовского, а затем Речи Посполитой, к их сопернику - Московскому государству. Разделы Речи Посполитой. Первый раздел Речи Посполитой 25 июля 1772 года Российской империей, Прусским королевством и Австрией в Санкт-Петербурге была подписана конвенция, согласно которой Восточная Белоруссия и часть Инфлянтов отходили к Российской империи; Вармия, воеводства Поморское, Мальборкское, Хелминьское, большая часть Иновроцлавского, Гнезненского и Познанского воеводств отходили к Пруссии; а княжества Освенцимское и Заторское, южная часть Краковского и Сандомирского воеводств, воеводства Русское и Белзское отходили к Австрии. Второй раздел Речи Посполитой 12 января 1793, Гродно. 20 лет после первого раздела, Польша собирается с силами, Правительственная реформа, экономический подъем, Конституция (вторая в мире, первая в Европе[источник не указан 222 дня]) — Этим довольны не все, снова конфедерация, снова против короля, но теперь за вмешательство России с призывом русских войск. К России отходит значительная часть Западной Белоруссии и Украины, а к Пруссии — Гданьск и Торунь, почти вся Польша, часть Мазовии и Краковского воеводства. Третий раздел Речи Посполитой 13 октября 1795 году подписана третья конвенция, по которой к России отошли земли восточнее реки Буг и реки Неман; к Пруссии отошла большая часть Мазовецкого воеводства с Варшавой, часть Трокского, Подляшского и Равского воеводств; к Австрии — воеводства Краковское, Сандомирское, Люблинское, часть Мазовецкого, Подляшского, Холмского и Брест-Литовского воеводств. Итоги трёх разделов. В итоге трёх разделов Речи Посполитой к России отошли литовские, западнорусские (современные белорусские и украинские земли) (кроме части Украины, отошедшей к Австрии). Коренные польские земли поделили между собой Пруссия и Австрия. 15 января 1797 года подписана последняя конвенция, утвердившая раздел Речи Посполитой, упразднившая польское гражданство и полностью ликвидировавшая остатки польской государственности. К этой конвенции был приложен акт 1795 года отречения от престола польского короля Станислава Августа.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1095; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.21 (0.012 с.) |