Объекты экологических правоотношений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объекты экологических правоотношений.



В качестве объекта экологических отношений высту­пает окружающая среда, под которой понимают совокуп­ность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

Окружающая среда рассматривается в экологическом праве как совокупность природных объектов и объектов, созданных человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающих свойствами природных объектов.

Природным объектом признается объективно существу­ющая часть природной среды, в которой живые и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и образуют естественную экологическую систему.

Перечень видов природных объектов, охрана которых обеспечивается экологическим правом, закреплен в ст. 4 Закона «Об охране окружающей среды». В соответствии с указанной статьей объектами охраны от загрязнения, деградации, порчи и иного негативного воздействия хо­зяйственной и иной деятельности являются: земля; не­дра; почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность; животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Природными объектами могут быть признаны только такие естественные экологические системы, которые сохраняют свои природные свойства.

К природным свойствам экологических систем от­носятся:

1) естественное происхождение;

2) взаимосвязь с другими компонентами природной среды;

3) наличие экологической функции природного объекта, которая состоит в способности данной экологической систем влиять на состояние других экологических систем.

Окружающая среда в экологическом праве рассматри­вается в двух аспектах.

Во-первых, природная среда понимается как совокуп­ность природных ресурсов. Природные ресурсы — это компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, про­дуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность (ст. 1 Закона «Об охране окружающей среды»). К таким природным объектам относят­ся земли, леса, воды, недра и животный мир.

Под природными ресурсами понимают такие объек­ты материального мира, которые имеют естественное происхождение и находятся в системе экологической вза­имосвязи. К примеру, не являются объектом экологичес­ких отношений добытые полезные ископаемые, срублен­ная древесина.

Природные ресурсы содержат в себе экономическую ценность для человека, что позволяет рассматривать их как особого рода имущество.

Отношения по поводу использования природных ре­сурсов в данном качестве имеют частноправовой характер и являются объектом гражданско-правового регулирова­ния. Природоресурсное законодательство, в частности, содержит нормы, регулирующие отношения собственно­сти на природные ресурсы, обязательственные отноше­ния по поводу использования природных ресурсов.

Во-вторых, окружающая среда рассматривается как пространственный базис жизнедеятельности человека. В этом качестве окружающая среда становится объектом охранительных отношений, правовое регулирование ко­торых строится преимущественно на основе императив­ных методов. Правовая охрана окружающей среды в этом случае строится с учетом экологических и культурно-оз­доровительных функций природной среды и направле­на на обеспечение экологически безопасных, здоровых условий жизнедеятельности человека, сохранение эколо­гического равновесия в окружающей среде.

В самом общем представлении объект международно-правовой охраны – вся природа земли и околоземное пространство, в пределах которых человек реально воздействует на окружающий мир:

· мировой океан

· атмосферный воздух

· космос

· международные и интернациональные природные объекты
4. СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА. СООТНОШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ ПРАВА.

Первооснову экологического права составляет норма экологического права, то есть определенное правило пове­дения, установленное или санкционированное компетен­тным государственным органом. Нормы экологического права имеют различную отраслевую принадлежность. Выделяют гражданско-правовые, административно-пра­вовые, государственно-правовые, уголовно-правовые нормы. Однако с учетом особенностей объекта правово­го регулирования эти нормы получают закрепление в экологическом законодательстве и приобретают специ­фическое правовое содержание.

Нормы экологического права группируются в опреде­ленные общности в зависимости от круга регулируемых отношений.

Выделяют институты экологического права, подо­трасли и подсистемы экологического права.

Институты экологического права - это совокупность правовых норм, регулирующих относительно самостоя­тельную группу отношений. В экологическом праве вы­деляют такие институты, как институт платности при­родопользования, право собственности на природные ресурсы, государственный экологический контроль, эко­логическое нормирование, эколого-правовая ответствен­ность, экологические права граждан и другие институты.

В зависимости от вида объекта эколого-правовой охра­ны нормы экологического права группируются в подотрас­ли экологического права, такие как правовая охрана земель, водных объектов, лесов, недр, животного мира и атмосферного воздуха. Разделение правового регулирования по данному признаку носит условный характер, поскольку каждый вид природных ресурсов рассматривается в эко­логическом праве как составной элемент окружающей природной среды в целом. Соответственно, вся совокуп­ность норм экологического права направлена на охрану окружающей природной среды как целостной системы.

С учетом характера регулируемых отношений все инсти­туты и подотрасли экологического права организованы в две относительно самостоятельные подсистемы экологичес­кого права — природоохранительное и природоресурсное право.

В природоохранительном праве регулирование на­правлено непосредственно на обеспечение воспроизвод­ства, восстановление, улучшение окружающей природ­ной среды. В природоохранительное право включаются такие институты, как экологическое нормирование, эко­логический контроль, эколого-правовая ответственность, государственное регулирование природопользования.

В природоресурсном праве предметом регулирования являются экономические отношения, связанные с ис­пользованием полезных свойств природных ресурсов в процессе хозяйственной деятельности. Охрана природ­ных ресурсов и окружающей среды в целом обеспечива­ется опосредованно, в процессе регулирования хозяй­ственного использования природных ресурсов.

Экологическое право, являясь одной из основных от­раслей права, не изолировано от других отраслей права. Самостоятельность экологического права относительна.

Обладая специфическими чертами и характерными признаками, экологическое право в то же время нахо­дится во взаимосвязи и обусловленности с другими от­раслями права. Прежде всего следует отметить связь экологического права с государственным правом. Госу­дарственное право содержит нормы, являющиеся осно­вополагающими для экологического права.

Закрепление в Конституции экологических прав челове­ка и гражданина означает признание их высшей ценнос­тью, а защиту экологических прав обязанностью государ­ства (ст. 2 Конституции РФ).

Право граждан на благоприятную окружающую сре­ду, на достоверную информацию о ее состоянии и на воз­мещение ущерба, причиненного здоровью или имуще­ству экологическим правонарушением, закреплено ст. 42 Конституции РФ.

Соблюдение экологических прав рассматривается в качестве критерия эффективности и правомерности зако­нодательной, исполнительной и судебной власти.

Конституционные основы организации и осуществле­ния государственной власти в области охраны окружаю­щей среды закреплены в ст. 72 Конституции РФ, соглас­но которой природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, воп­росы владения, пользования и распоряжения природ­ными ресурсами находятся в совместном ведении Рос­сийской Федерации.

В соответствии с этим положением допускается при­нятие субъектами Федерации собственных законов, регу­лирующих отношения природопользования при условии, что все законы или иные правовые акты, принимаемые в субъектах Федерации, не должны противоречить феде­ральным законам.

Конституционные основы регулирования отношений собственности на природные ресурсы закреплены в ст. 9 и 36 Конституции РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В то же время природные ресурсы могут являться объектами частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, что предусмотрено ч. 2 ст. 9 Конституции.

Закрепление названных положений в одной статье Конституции означает признание неразрывного единства публично-правовых и частноправовых основ регулирова­ния отношений в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Отношения собственности на природные ресурсы ре­гулируются также в ст. 36 Конституции РФ, закрепившей право граждан и их объединений иметь в частной соб­ственности землю.

Допуская возможность передачи природных ресурсов в частную собственность при одновременном закрепле­нии режима народного достояния,. законодатель признает комплексную природу экологических отношений, устанавливая приоритет публично-правового регулирования, указанных отношений.

Соприкосновение экологического права с гражданс­ким правом выражается в том, что в структуре экологи­ческих отношений выделяют имущественные отношения, в частности, по поводу собственности на природные ресурсы, договорные отношения в сфере природопользования.

Кроме того, имущественные отношения, регулируемые гражданским правом, в определенных случаях тесно связаны с экологическими отношениями. Так, отношения по использованию земельного участка для выращивания сельскохозяйственных культур, плодово-ягодных на­саждений, эксплуатации разного рода строений и соору­жений, регулируемые экологическим законодатель­ством, непосредственно связаны с отношениями соб­ственности на посевы сельскохозяйственных культур, плодово-ягодных насаждений и т. д., которые регулиру­ются гражданским правом.

Экологическое право связано с административным правом. Административно-правовыми нормами определя­ется правовой режим использования и охраны природных объектов, устанавливаются обязательные требования по обеспечению экологической безопасности в процессе природополъзования, меры административной ответственности за нарушение экологического законодательства.

Уголовное право содержит нормы, обеспечивающие со­блюдение норм экологического права мерами уголовно-пра­вового воздействия.

Экологическое право тесно связано с земельным пра­вом. Некоторые ученые рассматривают земельное право как составную часть экологического права. С этим мнени­ем трудно согласиться, поскольку земельное право име­ет самостоятельный предмет правового регулирования, который, однако, во многом пересекается с предметом экологического права.

Выделение земельного права в самостоятельную от­расль права обусловлено свойством земель выступать в качестве основного средства материального производ­ства. Поэтому в сферу правового регулирования включа­ются не только отношения ло поводу использования зе­мель, но и отношения по поводу организации и осуще­ствления хозяйственной деятельности, связанной с эксплуатацией земель.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 852; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.200.66 (0.014 с.)