Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экологическая концепция России

Поиск

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РОССИИ

Экологическое право - это отрасль российского права, представляющая собой систему норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, оздоровления и улучшения окружающей природной среды в интересах настоящего и будущих поколений людей.

Возникновению ЭП как отрасли права способствовали предпосылки объективного и субъективного характера.

Объективной предпосылкой явилось существенное ухудшение качества окружающей среды, вызванное уси­лением воздействия на нее со стороны человека в пери­од научно-технической революции. Состояние окружаю­щей среды в этот период оценивается как кризисное.

Экологический кризис нашел проявление в следующих формах:

· в деградации природных объектов, в утрате природ­ными системами способности к саморегуляции и самовосстановлению;

· в возникновении массовых заболеваний людей.

Субъективной предпосылкой формирования ЭП как отрасли права явилось возникно­вение нового научного подхода к проблемам охраны окружающей среды, нашедшего свое выражение в кон­цепции устойчивого развития общества, которая полу­чила признание в рамках международных отношений. Становление данной концепции явилось результатом осмысления научных подходов, выработанных наукой на протяжении многих веков.

Разработка государственной стратегии в России прово­дилась на основе исследования существующих научных подходов к проблеме взаимодействия общества и природы.

Существуют пять основных концепций взаимодей­ствия общества и природы.

1. Концепция невмешательства в естественные природ­ные процессы.

Основоположником данной концепции является Жан-Жак Руссо, провозгласивший тезис «Назад к приро­де». Сущность концепции состоит в недопустимости лю­бого вмешательства в природные процессы; обязанности человека подчиняться естественным законам развития природы.

Концепция потребительского отношения к природе.

Согласно данной концепции, природа воспринима­лась преимущественно как источник ресурсов для разви­тия материального производства. Господство этой страте­гии на протяжении советского периода развития нашего государства привело к обострению экологического кри­зиса, выразившегося в истощении и деградации природ­ных объектов.

3. Концепция ограничений экономического роста.
Сторонники данной концепции (американский ученый Дж. Форрестер) считают, что в целях пре­дупреждения экологической катастрофы человечество должно ограничить свои потребности, и в первую очередь это касается экономического развития.

Эта теория не нашла мирового признания. Противни­ки данной теории подчеркивают утопичность идеи тор­можения объективных процессов экономического разви­тия общества.

Концепция ноосферного развития.

Данная концепция обоснована академиком В. И. Вер­надским.

Осуществление преобразовательной деятельности человека привело к изменению качественного состоя­ния биосферы. Биосфера переходит в новое качество — в ноосферу, в которой все процессы и явления форми­руются и развиваются под влиянием научной мысли человека.

Преобразовательная деятельность человека, по мне­нию сторонников данной теории, порождает обязанность человека принять на себя ответственность за будущее раз­витие природы.

Концепция устойчивого развития.

Данная концепция получила международное призна­ние в современных условиях развития общества. Основные положения концепции устойчивого развития общества были провозглашены на Международной конференции в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Отказ от потребительского отно­шения к природе и признание необходимости обоснован­ного сочетания требований экологии с развитием эконо­мики составляют сущность международной стратегии ох­раны окружающей среды.

Принципы правовой охраны окружающей среды, провозглашенные на Международной конференции в Рио-де-Жанейро, положены в основу формирования го­сударственной стратегии охраны окружающей среды в Российской Федерации определяют правовые аспекты государственной политики в области охраны окружаю­щей среды.


ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.

Основные принципы охраны окружающей среды зак­реплены в ст. 3 Федерального закона (ФЗ) «Об охране окружающей среды».

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА ГРАЖДАН.

Под экологическими правами человека понимаются признанные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с природой.

По уровню правового регулирования эти права подразделяются на основные и иные права в области окружающей среды.

Основные права часто называются конституционными и фундаментальными. В Российской Федерации они закреплены Конституцией, а также международно-правовыми документами по правам человека, которые в соответствии со ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы России. К международным документам относятся, в частности, Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Европейская социальная хартия (1961 г.).

Так, основными конституционными являются право частной собственности на землю (ст. 36), право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42). Прямое отношение к рассматриваемой разновидности прав имеет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37), а также право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41) и др. Перечень прав дается в гл. 2 Конституции РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 17 Конституции РФ основные экологические права относятся к категории неотчуждаемых, естественных прав человека. Квалифицируя их как неотчуждаемые, Конституция подчеркивает невозможность и недопустимость лишения человека таких прав. Они являются правами субъективными и естественными, поскольку природа наделяет ими человека в момент рождения.

К категории иных экологических прав человека относятся права в области природопользования и охраны окружающей среды, установленные в законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и ее субъектов. Примерами разновидности таких прав являются право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды и др.

Выделение в предлагаемой классификации категории «иных экологических прав» вовсе не означает, что они юридически менее значимы, чем основные. Эти права также подлежат государственному обеспечению и защите.

Наряду с представленной выше классификацией, экологические права могут быть подразделены также по видам регулируемых ими интересов или сторон деятельности. Как в Российской Конституции, так и в Международных пактах по правам человека выделяются

гражданские (личные) права;

политические права;

культурные права;

социальные права

экономические права.

Очевидно, что как самостоятельные по содержанию экологические права, так и юридически значимые экологические интересы граждан проявляются в большей или меньшей степени в каждом из названных видов прав.

Так, гражданские (личные) права определяют защищенность человека, его здоровья и имущества от какого-либо незаконного вмешательства (к примеру от вредного воздействия окружающей среды).

Политические права граждан выражают возможности индивида на участие в осуществлении государственной власти (посредством проведения референдума по вопросам охраны окружающей среды, участия в процессе подготовки и принятия экологически значимых решений и др.), установления контроля за властью (путем судебного обжалования решений и действий государственных органов и должностных лиц, а также их бездействия, нарушающих экологические права граждан).

Культурные права позволяют обеспечивать рост уровня экологической культуры человека.

Социальные и экономические права призваны обеспечить человеку достойный жизненный уровень с учетом экологических характеристик, право на труд в экологически безопасных условиях, защиту здоровья от вредного воздействия загрязненной окружающей среды, право на экологическое образование.

На основании решения суда.

Передача федеральных природных ресурсов в собствен­ность субъектов РФ осуществляется на основании решения Правительства РФ9 которое осуществляет функции управ­ления и распоряжения федеральной собственностью.

В собственность субъектов РФ передаются природ­ные ресурсы, необходимые для обеспечения самостоя­тельности национально-государственного и админист­ративно-территориального образования за исключени­ем природных ресурсов, переданных в федеральную, муниципальную собственность, собственность граждан или юридических лиц.

В отношении некоторых видов природных ресурсов законодательством установлен режим государственной собственности без разграничения объектов федеральной собственности и собственности субъектов РФ. Такое раз­граничение отсутствует в законодательстве о недрах и о животном мире. Данный вопрос требует своего решения на уровне федерального законодательства.

 

В качестве субъектов права собственности выступают граждане и юридические лица, включая иностранцев, если они осуществ­ляют на территории Российской Федерации инвестиционную
деятельность посредством создания или приобретения пред­приятий со стопроцентным иностранным капиталом.
Круг субъектов государственной и муниципальной собственности устанавливается законом. Субъектами права государственной собст­венности являются органы представительной и исполнительной власти федерации, республик, входящих в состав федерации, кра­ев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт­Петербурга.

Право собственности как субъективное гражданское право определяется как закрепленная законом возможность лица по усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим имуществом, принимая бремя и риск его содержания. Значит, оно состоит из двух элементов:
а) титульной характеристики, т.е. регулирует, за кем закрепляются право собственности, полномочия собственника и иные связанные с этим вещные права;
б) самого содержания правомочий.

Содержание права государственной собственности на природные ресурсы имеет свою специфику, поскольку они не обычные объекты право собственности.

Во-первых, содержание права собственности на природные ресурсы определяется наряду с гражданско-правовыми нормами по большей части нормами экологического права, за исключением содержания права собственности в отношении земельных участков, переданных физическим и юридическим лицам

Во-вторых, в условиях права государственной собственности на природные ресурсы, содержание права собственности в полном объеме принадлежит государству - собственнику, а остальные субъекты обладают правом владения и пользования. Государство-собственник может уполномочить государственные органы власти и управления на осуществление правомочия по распоряжению земельным, водными и т.п. ресурсами. При этом государственные органы выступают от имени государства-собственника.

В-третьих, государство-собственник непосредственно не осуществляет пользование природными ресурсами, а определяет порядок и условия их передачи в пользование и охраны. Кроме того, государство-собственник определяет порядок и организовывает процесс по взыманию ренты (дохода) в виде платы, налогов и сборов.

В-четвертых, передача земельных участков в пользовании на условиях права собственности физическим и юридическим лицам, в порядке предусмотренного в ст.18 зк, не сводит на нет наличие права распоряжения у государства, потому что функционирование права собственности физических и юридических лиц на природные ресурсы не может само по себе ограничивать публично-правовую функцию государства, во всяком 14. ПУБЛИЧНЫЕ СЕРВИТУТЫ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ПРЕКРАЩЕНИЯ

В соответствии со ст. 1 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сервитут – это право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества, например, для прохода, прокладки и эксплуатации необходимых коммуникаций и иных нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Земельное законодательство различает публичный и частный сервитуты.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Правила, порядок, сроки и исчерпывающий перечень возможных случаев, для которых возможно установление публичных сервитутов, содержится в ст. 23 ЗК РФ.

Следует отметить, что правила об установлении сервитутов, предусмотренные гражданским законодательством, распространяются не только на земельные участки, но и на здания, строения, сооружения и другое недвижимое имущество, ограниченное пользование которым необходимо вне связи с пользованием земельным участком (ст. 277 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Как следует из п. 1 и п. 4 ст. 274 ГК РФ, сервитут может быть установлен только в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности. При этом правом требовать установления сервитута обладает собственник недвижимого имущества, а также лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Собственник объекта недвижимого имущества, обремененного сервитутом, не лишен прав владения, пользования и распоряжения таким объектом (п. 2 ст. 274 ГК РФ). При переходе права собственности на объект недвижимого имущества, обремененного сервитутом, сервитут сохраняется.

Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, не может быть отчужден в иной форме, передан в залог, а также не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.

Согласно п. 4 ст. 23 ЗК РФ сервитут может быть срочным или постоянным, т.е. установленным на определенный срок или бессрочным. Так, например, публичный сервитут может быть установлен на время проведения изыскательских, исследовательских и других работ.

Кроме того, с течением времени могут отпасть основания установления сервитута и в этом случае по требованию собственника объекта недвижимости, обремененного сервитутом, он может быть прекращен. Помимо указанного, собственник объекта недвижимости, обремененного сервитутом, вправе в судебном порядке требовать его прекращения в случаях, когда этот объект недвижимости не может использоваться в соответствии с его целевым назначением.

Сервитут может возникнуть в результате юридического состава, включающего в себя один из двух юридических фактов (договор об установлении сервитута или судебное решение) и акт государственной регистрации сервитута.

Соглашение сторон всегда было самым распространенным основанием возникновения вещных прав.

Стороны. Одной из сторон договора является собственник (именно собственник и никто другой) недвижимой вещи, обременяемой сервитутом (служащего участка). Другой стороной (сервитуарием) является собственник участка, в пользу которого устанавливается сервитут (кроме собственника сервитуарием может быть также лицо, имеющее право постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения на данный участок). В некоторых случаях сервитуарий должен отвечать и определенным специальным требованиям (например, лицензией на недропользование).

Форма. Требования к форме договора об установлении сервитута нигде не сформулированы, но поскольку ст. 27 ФЗ Закона о регистрации говорит о том, что сервитут регистрируется лишь при наличии соглашения о сервитуте, можно сделать вывод о том, что должна быть соблюдена простая письменная форма соглашения о сервитуте (при ее несоблюдении стороны в случае спора лишаются возможности прибегать к свидетельским показаниям, но могут использовать иные доказательства – ст. 162 ГК РФ).

Существенные условия. Условие о предмете является существенным в любом договоре, при отсутствии которого договор считается незаключенным. К предмету договора об установлении сервитута следует отнести прежде всего наименование самого сервитута и его конкретное содержание (например, право прохода в ночное время через участок соседа по тропе), а также сведения об участках, позволяющие достоверно установить их местоположение (адрес, кадастровый номер). Если это возможно, на кадастровом (для земельных участков) или ином плане недвижимости отметить, как именно будет осуществляться сервитут (т.е. отметить дорогу, тропу, водоем). План с отмеченным на нем сервитутом следует оформить приложением к договору, в силу прямого указания Закона о регистрации.

 

Договор аренды.

Основу законодательного регулирования арендных отношений в сфере природопользования составляет ГК РФ. Особенности аренды природных ресурсов определяются природоресурсным законодательством.

В соответствии со ст. 607 ГК РФ объектом аренды могут быть земельные участки и другие обособленные природные объекты, которые не теряют своих натураль­ных свойств в процессе их использования (непотребля­емые вещи). В соответствии с данным требованием объектом арендных отношений не могут являться объек­ты животного мира и недра. Леса признаются объектом арендных отношений в силу того, что правовое понятие леса включает в себя не только древесно-кустарниковую растительность, но и земли, на которых произрастает данная растительность.

Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику, а также лицу, управомоченному законом или собственником сдавать данное имущество в аренду (ст. 608 ГК РФ).

В тех случаях, когда объектом аренды является государственное либо муниципальное имуще­ство, в качестве арендодателя управомочены выступать государственные и муниципальные органы.

Арендатором в договоре аренды может являться любое правоспособное юридическое либо физическое лицо, в том числе российские и иностранные физические и юридичес­кие лица, международные ассоциации и объединения.

Содержанием договора аренды природных ресурсов являются взаимные права и обязанности арендатора по поводу хозяйственного и иного использования природ­ного ресурса. Права и обязанности арендатора природных ресурсов определяются не только условиями договора аренды, но и административными актами, устанавливаю­щими правовой режим использования соответствующего вида природных ресурсов, включая эколого-правовые ог­раничения и нормы.

Срок действия договора определяется с учетом уста­новленных законом предельных сроков аренды.

Земельный участок может быть предоставлен в аренду на срок не более чем 49 лет. Земли сельскохозяйственного назначения могут быть предоставлены в аренду на срок не более 49 лет. Предельный срок аренды участков леса — 99 лет, по водным объектам — 25 лет.

Следующий вид договоров в сфере природопользова­ния — договор концессии.

Правовую основу регулирования концессии составля­ют нормы Гражданского кодекса РФ, Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21.07.05 г. и природоресурсное законодательство, закреп­ляющее особенности регулирования концессии отдель­ных видов природных ресурсов.

По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой сторо­не (пользователю) за вознаграждение на определенный срок или без указания срока право использовать в пред­принимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю (ст. 1027 ГК РФ).

В области природопользования предметом концессии являются исключительные права государства на пользование природными ресурсами. Объектом концессии по действующему законодательству признаются участки лесного фонда и участки недр.

В отличие от договора аренды, в договоре концессии правообладателю предоставляется право контролировать качество работ по использованию природных объектов, производимых пользователем на основании договора концессии.

Пользователь обязан соблюдать указания правообладателя, направленные на обеспечение харак­тера, способов и условий использования исключитель­ных прав тому, как они используются правообладателем (ст. 1032 ГК РФ).

Условия об использовании природного объекта в рам­ках концессионных отношений имеют подчиненный ха­рактер по отношению к договору концессии, объектом которого является недвижимое имущество, перечислен­ное в п. 1 ст. 4 Закона РФ «О концессионных соглашени­ях». Это означает, что условия природопользования, та­кие как сроки природопользования, объем добываемой природной продукции и размер платы, определяются с учетом основного концессионного соглашения.

 

При заключении концессионных соглашений в сфе­ре природопользования сохраняется публично-правовой порядок регулирования вопросов, связанных с обеспече­нием общественных интересов. К числу таких вопросов относятся: обеспечение экологической безопасности и охраны природной среды, налоговые и таможенные отно­шения в сфере природопользования.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СТРАХОВАНИЕ

В соответствии со ст. 18 Закона РФ «Об охране окру­жающей среды» экологическое страхование осуществля­ется в целях защиты имущественных интересов юриди­ческих и физических лиц на случай возникновения эко­логических рисков.

 

Выделяют два вида экологического страхования: доб­ровольное и обязательное страхование.

Обязательное экологическое страхование предусмот­рено в отношении тех видов деятельности, которые пред­ставляют повышенную опасность для окружающей сре­ды.

Заключение договора обязательного экологического страхования предусмотрено следующими нормативными актами:

♦ Федеральный закон РФ «О промышленной безо­пасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 г. №116;

♦ Федеральный закон РФ «О безопасности гидротех­нических сооружений» от 21.07.97 г.;

♦ Федеральный закон РФ «Об использовании атом­ной энергии» от 20.10. 95 г.

♦ Порядок заключения договора обязательного экологического страхования регулируется Письмом Федерального горного и промышленного надзора от 23.04.98 г.:№ 01-17 «О страховании ответствен­ности за причинение вреда при эксплуатации опас­ных производственных объектов».

Обязательное экологическое страхование — это осу­ществляемое в силу закона страхование гражданско-правовой ответственности из причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц либо окружающей природной среде вследствие аварии на опасном произ­водственном объекте.

В соответствии с названными выше федеральными законами обязательному экологическому страхованию подлежат следующие виды деятельности:

♦ деятельность, связанная с использованием горю­чих, токсичных, взрывчатых веществ;

♦ горные и иные работы в подземных условиях;

♦ атомная энергетика;

♦ эксплуатация гидротехнических сооружений.

Заключение договора страхования риска гражданско-правовой ответственности из причинения вреда при эк­сплуатации названных объектов является обязательным условием для выдачи лицензии на осуществление данной деятельности. В лицензии делается запись об обязатель­ности наличия у заявителя на момент начала эксплуата­ции и на протяжении всего периода эксплуатации данно­го объекта названного договора страхования.

 

Объектом страхования являются имущественные ин­тересы страхователя, связанные с его обязанностью воз­местить ущерб, нанесенный жизни, здоровью или иму­ществу третьих лиц или окружающей природной среде в результате аварии, происшедшей на эксплуатируемом страхователем опасном производственном объекте.

 

Страховым случаем, порождающим обязательство страховщика (страховой организации) выплатить страхо­вое возмещение, является внезапное, непреднамеренное нанесение ущерба окружающей природной среде в ре­зультате аварии, приведшей к выбросу загрязняющих ве­ществ в атмосферу, к загрязнению земной поверхности, сбросу сточных вод.

Перечень загрязняющих веществ и причин страховых событий, ущербы от которых подлежат возмещению, ого­вариваются сторонами при заключении договора.

Страховая выплата производится на основании всту­пившего в законную силу решения суда.

Размер страховой выплаты определяется страховщи­ком на основании акта технического расследования при­чин аварии, судебных решений и других материалов, со­держащих данные о размере причиненного вреда.

Страховая выплата осуществляется в пределах установ­ленных страховых сумм, указанных в договоре страхования.

В сумму страхового возмещения включаются:

♦ ущерб, причиненный уничтожением или поврежде­нием имущества потерпевшего;

♦ расходы по восстановлению нарушенной природ­ной среды;

♦ расходы на восстановление здоровья граждан, кото­рым причинен ущерб вследствие аварии.

В страховое возмещение не включаются:

♦ убытки, связанные с действием причин, о которых страхователю было известно до начала действия до­говора;

♦ убытки, причиненные работникам страхователя при исполнении ими своих трудовых обязанностей;

♦ штрафы, неустойки.

Правовую основу регулирования добровольного эколо­гического страхования составляет Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования в РФ, утвержденное Постановлением Минприроды РФ от 03.12.92 г.

В качестве страхователей могут выступать как юриди­ческие, так и физические лица, чья деятельность связана с опасностью причинения вреда окружающей среде, здо­ровью либо имуществу третьих лиц.

Для договора добровольного экологического страхова­ния характерна взаимная заинтересованность страховщи­ка и страхователя в снижении риска причинения вреда.

Страхователь заинтересован в повышении своей безо­пасности, так как с ростом вероятности причинения вреда растут и ставки страховых премий. По согласованию со страховщиком страхователь может направлять оговоренную в договоре страхования часть страховых премий на целевое финансирование и материально-техническое обеспечение экологических программ и мероприятий по повышению экологической безопасности объектов страхования.

Объектом экологического страхования, так же, как и в договоре обязательного экологического страхования, является риск гражданской ответственности, выражаю­щийся в предъявлении страхователю имущественных претензий физическими и юридическими лицами о воз­мещении ущерба, причиненного нарушением экологи­ческого законодательства.

Страховые платежи исчисляются путем умножения годового оборота природопользователя на тарифную ставку. Тарифные ставки дифференцированы в зависимо­сти от отрасли производства, в которой осуществляет де­ятельность страхователь.

Ставки также дифференцируются внутри одной от­расли в зависимости от степени риска производственно­го процесса и проведения превентивных мероприятий на каждом отдельно взятом объекте.

Страховые платежи уплачиваются в процентах от раз­мера годового оборота предприятия.

На основании данных об уплате платежей страховате­лю выдается страховое свидетельство. С этого момента договор экологического страхования вступает в юриди­ческую силу.

Получателем страхового возмещения может высту­пать не только страхователь, но и третье лицо, например, собственник имущества, сдавшего его в аренду и потер­певшего убыток в результате экологической аварии. Обя­занность арендатора произвести страхование в пользу собственника арендуемого природного объекта может иметь место только в том случае, если арендодатель вклю­чил в арендную плату отчисления на экологическое стра­хование. В случае если экологическое страхование при­родного объекта не предусмотрено договором, арендатор такой обязанности не несет. -

Планирование природоохранной деятельности.

Планирование природоохранной деятельности явля­ется составной частью государственного прогнозирова­ния социально-экономического развития. Цели и содер­жание системы государственных прогнозов и программ социально-экономического развития, порядок их разра­ботки установлены в Федеральном законе от 20.07.1995 г. 115 «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития».

Специальные требования к осуществлению планиро­вания природоохранной деятельности предусмотрены в «Об охране окружающей среды». Ука­занным Законом планирование отнесено к методам экономического регулирования в области охраны окружаю­щей среды основными принципами планирования являются:

1) целевая ориентация на решение приоритетных за­дач. В соответствии с этим принципом в концепции социально-экономического развития РФ определя­ется система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической полити­ки государства, важнейших направлениях и сред­ствах реализации указанных целей;

2) комплексный подход, предполагающий комплек­сный анализ демографической ситуации, научно-технического потенциала, социальной структуры, внешнего положения РФ, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных фак­торов.

Прогнозы социально-экономического развития ос­новываются на системе демографических, экологи­ческих, научно-технических, внешнеэкономичес­ких, социальных, а также отраслевых, региональ­ных и других прогнозов отдельных общественно значимых сфер деятельности;

3) согласованность использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов в целях наиболее эффективного их использования;

4) ресурсная обеспеченность мероприятий програм­мы, что означает создание эффективного механиз­ма ее финансирования.

 

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РОССИИ

Экологическое право - это отрасль российского права, представляющая собой систему норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, оздоровления и улучшения окружающей природной среды в интересах настоящего и будущих поколений людей.

Возникновению ЭП как отрасли права способствовали предпосылки объективного и субъективного характера.

Объективной предпосылкой явилось существенное ухудшение качества окружающей среды, вызванное уси­лением воздействия на нее со стороны человека в пери­од научно-технической революции. Состояние окружаю­щей среды в этот период оценивается как кризисное.

Экологический кризис нашел проявление в следующих формах:

· в деградации природных объектов, в утрате природ­ными системами способности к саморегуляции и самовосстановлению;

· в возникновении массовых заболеваний людей.

Субъективной предпосылкой формирования ЭП как отрасли права явилось возникно­вение нового научного подхода к проблемам охраны окружающей среды, нашедшего свое выражение в кон­цепции устойчивого развития общества, которая полу­чила признание в рамках международных отношений. Становление данной концепции явилось результатом осмысления научных подходов, выработанных наукой на протяжении многих веков.

Разработка государственной стратегии в России прово­дилась на основе исследования существующих научных подходов к проблеме взаимодействия общества и природы.

Существуют пять основных концепций взаимодей­ствия общества и природы.

1. Концепция невмешательства в естественные природ­ные процессы.

Основоположником данной концепции является Жан-Жак Руссо, провозгласивший тезис «Назад к приро­де». Сущность концепции состоит в недопустимости лю­бого вмешательства в природные процессы; обязанности человека подчиняться естественным законам развития природы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 2335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.37.200 (0.015 с.)