Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лимитирование в сфере природопользования

Поиск

Лимиты представляют собой экологически обосно­ванные предельно допустимые объемы изъятия природ­ных ресурсов и вредных воздействий на окружающую среду, действующие в течение установленного периода времени.

 

Лимиты подразделяются на три вида: территориаль­ные, отраслевые и индивидуальные.

Территориальные лимиты устанавливаются для субъектов Федерации.

Отраслевые действуют в преде­лах районов, подведомственных отраслевому мини­стерству или ведомству, в частности, в пределах бассей­нов рек, лесхозов.

Индивидуальные лимиты устанавли­ваются для конкретных природопользователей.

Введение института лимитирования обусловлено ог­раниченностью запасов природных ресурсов и необходи­мостью рациональной организации их использования.

 

Лимитирование является правовой формой планиро­вания использования природных ресурсов. Так, лимити­рование водопотребления осуществляется на основе и в развитие водохозяйственных балансов, разрабатываемых с учетом соотношения потребностей в воде с имеющими­ся на данной территории водными ресурсами.

 

Выделяют два вида лимитов:

1) лимиты использования природных ресурсов;

2) лимиты вредного воздействия на окружающую среду.

Лимиты использования природных ресурсов устанав­ливаются в отношении отдельных видов природных ре­сурсов на определенный срок.

Лимиты на использование природных ресурсов, нахо­дящихся в федеральной собственности, устанавливаются Министерством природных ресурсов РФ.

Лимиты на использование природных ресурсов, со­стоящих в собственности субъектов РФ, устанавливают­ся органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с федеральными государственными орга­нами.

 

Лимиты подлежат корректировке в связи с изменени­ем экологического и санитарно-эпидемиологического состояния природных объектов.

При установлении уточненных лимитов природо­пользования соответствующие изменения вносятся в ли­цензии на природопользование.

Лимиты на природопользование устанавливаются на основании заявленных природопользователем потребно­стей, научно обоснованного расчета объема потребления природных ресурсов, с учетом состояния природного объекта.

 

Лимиты вредного воздействия подразделяются на:

1) лимиты вредных выбросов и сбросов вредных ве­ществ в окружающую среду;

2) лимиты размещения вредных веществ.

Лимиты вредных воздействий устанавливаются для природопользователей на определенный срок и пресле­дуют цель поэтапного достижения нормативных объемов использования природных ресурсов, вредного воздей­ствия на окружающую среду с учетом экологической об­становки в данном регионе.

 

ДОГОВОРЫ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Договор о передаче природного объекта в пользова­ние — это специальный вид гражданско-правовых сде­лок. Как следствие, к нему применяются общие нормы гражданского права, если иное не предусмотрено в природоресурсном законодательстве.

Договор о природопользовании, как правило, являет­ся частью сложного фактического состава и заключается на основании лицензии.

Положительное значение договора на природополь­зование состоит в определении взаимных обязательств сторон в сфере природопользования. Лицензия, в отли­чие от договора, определяет только лишь права и обязан­ности природопользователя. Кроме того, в договоре мо­гут быть конкретизированы отдельные правила прир-до­пользования, указанные в лицензии, а также определены условия имущественной ответственности сторон в случае нарушения договора.

 

Законодательством предусмотрены следующие основ­ные виды договоров в сфере природопользования:

1) договор аренды природных ресурсов;

2) договор концессии;

3) договор об установлении сервитута.

Договор аренды и договор об установлении сервиту­та порождают вещные права; договор концессии — обя­зательственное право.

Содержание договора о природопользовании составля­ют права и обязанности сторон, установленные законом либо договором. Права и обязанности, установленные за­коном, действуют независимо от включения их в договор.

Условия договора, в которых закрепляются права и обязанности сторон, подразделяются на две группы: су­щественные и факультативные.

Существенными признаются условия, согласнование которых является обязательным для признания договора заключенным.

Факультативными признаются такие условия догово­ра, которые включаются в договор по инициативе сторон.

Договором могут быть предусмотрены и другие усло­вия природопользования, не противоречащие действую­щему законодательству РФ.

В качестве санкции за нарушение условий договора стороны вправе предусмотреть такие меры, как ограниче­ние хозяйственной деятельности природопользователя, взимание сверхнормативной платы за конкретный вид загрязнения окружающей среды и другие виды санкций.

Договор аренды.

Основу законодательного регулирования арендных отношений в сфере природопользования составляет ГК РФ. Особенности аренды природных ресурсов определяются природоресурсным законодательством.

В соответствии со ст. 607 ГК РФ объектом аренды могут быть земельные участки и другие обособленные природные объекты, которые не теряют своих натураль­ных свойств в процессе их использования (непотребля­емые вещи). В соответствии с данным требованием объектом арендных отношений не могут являться объек­ты животного мира и недра. Леса признаются объектом арендных отношений в силу того, что правовое понятие леса включает в себя не только древесно-кустарниковую растительность, но и земли, на которых произрастает данная растительность.

Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику, а также лицу, управомоченному законом или собственником сдавать данное имущество в аренду (ст. 608 ГК РФ).

В тех случаях, когда объектом аренды является государственное либо муниципальное имуще­ство, в качестве арендодателя управомочены выступать государственные и муниципальные органы.

Арендатором в договоре аренды может являться любое правоспособное юридическое либо физическое лицо, в том числе российские и иностранные физические и юридичес­кие лица, международные ассоциации и объединения.

Содержанием договора аренды природных ресурсов являются взаимные права и обязанности арендатора по поводу хозяйственного и иного использования природ­ного ресурса. Права и обязанности арендатора природных ресурсов определяются не только условиями договора аренды, но и административными актами, устанавливаю­щими правовой режим использования соответствующего вида природных ресурсов, включая эколого-правовые ог­раничения и нормы.

Срок действия договора определяется с учетом уста­новленных законом предельных сроков аренды.

Земельный участок может быть предоставлен в аренду на срок не более чем 49 лет. Земли сельскохозяйственного назначения могут быть предоставлены в аренду на срок не более 49 лет. Предельный срок аренды участков леса — 99 лет, по водным объектам — 25 лет.

Следующий вид договоров в сфере природопользова­ния — договор концессии.

Правовую основу регулирования концессии составля­ют нормы Гражданского кодекса РФ, Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21.07.05 г. и природоресурсное законодательство, закреп­ляющее особенности регулирования концессии отдель­ных видов природных ресурсов.

По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой сторо­не (пользователю) за вознаграждение на определенный срок или без указания срока право использовать в пред­принимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю (ст. 1027 ГК РФ).

В области природопользования предметом концессии являются исключительные права государства на пользование природными ресурсами. Объектом концессии по действующему законодательству признаются участки лесного фонда и участки недр.

В отличие от договора аренды, в договоре концессии правообладателю предоставляется право контролировать качество работ по использованию природных объектов, производимых пользователем на основании договора концессии.

Пользователь обязан соблюдать указания правообладателя, направленные на обеспечение харак­тера, способов и условий использования исключитель­ных прав тому, как они используются правообладателем (ст. 1032 ГК РФ).

Условия об использовании природного объекта в рам­ках концессионных отношений имеют подчиненный ха­рактер по отношению к договору концессии, объектом которого является недвижимое имущество, перечислен­ное в п. 1 ст. 4 Закона РФ «О концессионных соглашени­ях». Это означает, что условия природопользования, та­кие как сроки природопользования, объем добываемой природной продукции и размер платы, определяются с учетом основного концессионного соглашения.

 

При заключении концессионных соглашений в сфе­ре природопользования сохраняется публично-правовой порядок регулирования вопросов, связанных с обеспече­нием общественных интересов. К числу таких вопросов относятся: обеспечение экологической безопасности и охраны природной среды, налоговые и таможенные отно­шения в сфере природопользования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.81.172 (0.009 с.)