Понятие бизнеса и предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие бизнеса и предприятия



Понятие бизнеса и предприятия

Предприятие - особый объект гражданских прав, юридическое лицо, являющееся производственно-коммерческой организацией; самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства и сбыта продукции, выполнения работ и/или оказания услуг в целях удовлетворения общественных и частных потребностей и получения дохода с прибылью; производственный или коммерческий имущественно-земельный комплекс, созданный для осуществления предпринимательской деятельности.Непосредственной целью и побудительным мотивом деятель­ности предприятий является получение максимальной величины прибыли. Получение прибыли в условиях рыночной экономики возможно только при условии производства нужной для потреби­телей продукции, пользующейся спросом. Реализуя непосредственно цель производства — получение максимальной величины прибы­ли, — предприятие реализует и цель общества — наиболее полного удовлетворения постоянно растущих потребностей общества. Бизнес - инициативная экономическая (предпринимательская) деятельность, осуществляемая за счет собственных и/или заемных средств на свой страх и риск и под свою ответственность, ставящая главными целями получение дохода, прибыли и развитие собственного дела.

Специфика бизнеса как объекта оценки.

Основные характеристики бизнеса как объекта оценки:

1. Бизнес как объект оценки – это права.

2. Бизнес – это капитал; совокупность активов, финансируемых за счет собственных и заемных средств, привлеченных для осуществления экономической деятельности.

3. Это процесс, определенная экономическая деятельность, основная цель которой получение прибыли.

Все приведенные характеристики бизнеса как объекта оценки должны рассматриваться только в комплексе, как единая совокупность признаков.

Организационная правовая форма и юридический статус являются важными характеристиками бизнеса в процессе оценки его стоимости, но именно определенное использование прав и активов наделяет бизнес полезностью, ценностью или обменной стоимостью. Следовательно, бизнес – это капитал, совокупность активов, финансируемых за счет собственных и заемных средств, привлеченных для осуществления экономической деятельности.

Как объект оценки бизнес отличается следующими особенностями:

1. Бизнес – это инвестиционный товар.

2. Бизнес можно продавать как целиком, так и по частям

3. На спрос влияет ряд процессов

4. Бизнес нуждается в контроле со стороны государства.

Виды стоимости бизнеса (предприятия).

Рыночная стоимость - наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на дату оценки на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:- одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;- стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;- объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;- цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;- платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Инвестиционная стоимость объекта оценки - стоимость для конкретного лица или группы лиц при установленных данным лицом (лицами) инвестиционных целях использования объекта оценки.При определении инвестиционной стоимости, в отличие от определения рыночной стоимости, учет возможности отчуждения по инвестиционной стоимости на открытом рынке не обязателен.

Ликвидационная стоимость - расчетная величина стоимости, отражающая наиболее вероятную цену, по которой данный объект оценки может быть отчужден за срок экспозиции объекта оценки, меньший типичного срока экспозиции для рыночных условий, в условиях, когда продавец вынужден совершить сделку по отчуждению имущества.При определении ликвидационной стоимости, в отличие от определения рыночной стоимости, учитывается влияние чрезвычайных обстоятельств, вынуждающих продавца продавать объект оценки на условиях, не соответствующих рыночным.

Кадастровая стоимость – рыночная стоимость объекта оценки определенная методами массовой оценки, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.Кадастровая стоимость определяется оценщиком, в частности, для целей налогообложения.

 

Определение ставки дисконта в оценке бизнеса

ставка дисконта – это процентная ставка, которая используется для пересчета будущих потоков.Сущ. различные методики определения ставки дисконта:

• модель оценки капитальных активов-рассчитан на то, чтобы отразить при оценке бизнеса и определении премии за его риски систематические риски бизнеса.

i=R+b (R m-R), где R-номинальная безрисковая ставка, которая берется на уровне средней ожидаемой доходности гос. облигаций, R m-среднерыночная доходность с рубля инвестиций на фондовом рынке; (R m-R)-рыночная премия за риск, b- коэффициент, указывающий на меру относительного систематического риска инвестирования в оцениваемый бизнес.

• метод кумулятивного построения-применяется в странах со слабо развитым фондовым рынком, он наиболее распространен.

r = rf + r1+….+rn, где r - ставка дисконтирования,rf- безрисковая ставка дохода,r1…rn-премии за инвестирование в данное предприятие.

• модель средневзвешенной стоимости капитал(Wacc)

К = У сс * К сс + Уз* К з, гдеК-общая ставка дохода;Усс-удельный вес собственного капитала в общей совокупности капитала предприятия;Ксс- ставка дохода на собственный капитал.Уз- удельный вес долга в общей совокупности капитала.Кз-ставка дохода заемного капитала.

 

7. Ставка капитализации при оценке бизнеса

ставка капитализации – это делитель, который применяется для преобразования величины прибыли или денежного потока за один период времени в показатель стоимости. коэффициент капитализации R должен обеспечить инвестору получение дохода на вложенные средства и возврат их. В зависимости от конкретных условий оценки коэффициент капитализации может включать два основных элемента:On – доход на инвестиции (или ставка дохода), Of – чистая норма возврата вложенных инвестиций. Для определения ставки дохода на инвестиции On в составе коэффициента капитализации необходимо определить ставку дисконта для собственного капитал путем применения модели оценки капитальных активов (CAPM) или метода кумулятивного построения. Существует 3 способа определения чистой нормы возврата of:

1.метод Ринга (прямолинейный). предполагает, что возмещение инвестированной в бизнес суммы происходит ежегодно равными частями. Of = 1 / n, где n – число периодов

2.метод Хоскольда). применяется в тех случаях, когда речь идет о высоко прибыльном бизнесе и соответственно о высокоприбыльных инвестициях. Поэтому в расчетах должна применяться ставка пониженной доходности. В этом случае расчет нормы возврата капитала производится по фактору фонда возмещения по безрисковой ставке.

3.метод Инвуда, применяется в том случае, когда возврат капитала производится по фонду возмещения при той же ставке дохода, что и доходы по инвестициям. При этом доход на инвестиции равен среднерыночному доходу. В данном случае речь идет об аннуитетном возврате капитала, когда доходность оцениваемого бизнеса соответствует среднерыночной доходности капитала.

Общие положения оценки бизнеса затратным подходом.

Затратный подход основан на принципах замещения и сбаланс. и предполагает анализ актива п/п. Оценка м/т производиться на основе опр стоимости строительства с учетом аморт., добавленной стоимости замещения. Такая оценка проводится, если бизнес не продается и не покупается, не существует развития рынком проинвест бизнес инвесторы не исходит из критерия получения дохода. Назначения материалоёмких и фондоемких производств для целей страхования. Его обяз-но необходимо использовать при оценке не котируемых на рынке акции организованно-правовых форм. Т.к. эти формы собст имеют не прозрачные фин потоки. Применимые затр подходы позволяют принимать эфф. инвест-е решение. Достоинства: 1) учитывает влияние произв-хоз факт на изменение стоимости активов. 2) дает оценке уровня развитию технологии с учетом степени износа. 3) расчеты опираются на фин и учет докум, т.е результаты оценки более обоснованных.

Недостатки:1) отражает прошлую стоимость. 2) не учит рын ситуацию на дату оценки. 3) не принимают во внимание перспективы развп/п. 4) не учит риски. 5) статичен. 6) отсутст связи с наст и буд результаты деят п/п. Методы оценки: мет чистых активов; мет ликвидац стоимости.

 

Общие положения сравнительного подхода в оценке бизнеса.

Сравнительный подход предполагает, что ценность собственного капитала фирмы определяется тем, за сколько он может быть продан при наличии достаточно сформированного рынка. Другими словами, наиболее вероятной ценой стоимости оцениваемого бизнеса может быть реальная цена продажи сходной фирмы, зафиксированная рынком.Преимущества сравнительного подхода:если есть достаточная информация об аналогах, получаются точные результаты;подход отражает рынок, учитывая реальное соотношение спроса и предложения на подобные объекты, так как основан на сравнении оцениваемого предприятия с аналогами, уже купленными недавно или акции которых свободно обращаются на финансовых рынках;в цене предприятия отражаются результаты его производственно- хозяйственной деятельности.Недостатки сравнительного подхода:базируется только на ретроспективной информации, практически не учитывает перспективы развития предприятия;сложно, а иногда невозможно собрать финансовую информацию об аналогах (из-за недостаточного развития фондового рынка многие акционерные общества не дают свои котировки на фондовый рынок, а закрытые акционерные общества, которых очень много, не раскрывают финансовую информацию);требуется вносить существенные корректировки из-за сильных различий предприятий между собой.Сравнительный подход реализуется посредством трех методов.1. Метод рынка капитала 2. Метод сделок 3. Метод отраслевых коэффициентов.

 

15.Основные требования к отбору предприятий аналогов.

Процесс отбора сопоставимых компаний осуществляется в 3 этапа.1) определяется круг предприятий, которые, по мнению оценщика, можно считать аналогами. В него входит максимально возможное число предприятий, сходных с объектом оценки. 2) составляется более точный список компаний-аналогов. Поскольку аналитику требуется дополнительная информация, не содержащаяся в официальной отчетности, он должен собрать ее непосредственно на предприятиях. Поэтому первоначальный список может сократиться из-за отказа некоторых фирм в представлении необходимых сведений, а также из-за плохого качества, недостоверности представленной информации. Критериями выбора следует принимать важнейшие характеристики компаний. Если аналог отвечает всем требованиям, то он может использоваться на последующих этапах оценки. Насколько это целесообразно, решает сам оценщик.3) составляется окончательный список аналогов, которые будут применены для определения стоимости оцениваемого предприятия. Включение предприятий в этот список основано на тщательном анализе дополнительно полученной информации. На этом этапе оценщик ужесточает уровень диверсификации производства, положение на рынке, характер конкуренции.

 

При рыночном подходе испол-ся м-д сравнения продаж, когда рассматриваемый актив сравнивается с аналогичными ОИС, кот. были проданы на открытом р-ке. 2-мя наиболее распространенными источниками данных, испол-ми в сравн-м подходе яв-ся рынки на кот продаются права на аналогичные об-ты ОИС а также деревативы(фьючерсы,опционы). Основные элементы сравнения: 1Структура и объем юр-х прав собств-ти на нематер-е имущ-во, передаваемых в сделке.2. спец-е усл-я и согл-я о финансир-и.3Эконом-е усл-я, кот. существовали на соот-ем вторичном р-ке во вр. сделки по продаже.4Отрасль или бизнес, где использовался (или будет использоваться) НМА.5Физ. хар-ки ОИС.6Функцион-е хар-ки ОИС.7Технологические хар-ки ОИС.8Включ-е др. НМА в сделку. Д/я опред-я диапазона рыноч-й цены ОИС выявляются, 1)все технологические и техн-ие преим-ва, кот. получает собственник благодаря приобретению прав, и2)диапазон возможных рыночных оценок, соот-й выделенной обл. техники. Нижн граница диапазона рассч-ся обеими сторонами как min приемлемая д/я собст-ка оц-ка пл. за раздел с конкурентом обл технич-й исключительности. Верхняя граница:max приемлемая д/я конкурента – потенциального лицензиата оценка платежа за доступ к запатентованному новшеству.

27. Затратный подход в оценке интеллектуальной собственности.

предполагает опред-е ст-ти ОИС на основе калькул-и затрат, необх-х д/я созд-я или приобретения, охраны, произв-тва и реализации ОИС на момент оц-ки. Метод ст-ти замещения об-та оц-ки закл-ся в S затрат на создание ОИС, аналогичного об-ту оц-ки, в рыноч-х ценах, сущ-х на дату проведения оц-ки, с учетом износа об-та оц-ки:1)Собств-е зат-ты орг-и разработчика в усред-х усл-х: Ссоб ср= Тлс*Vс где Тл-предел.продолжит-ть обработки образца.Чс-необх-я среднегодов-я числен-ть осн-го пр-го персоналаю Vс-средгод-я выработка на 1-го работающего по аналогич раб-м. Vс= С/сан соб / Чан * Тан Где:С/сан соб - с/с соб-х аналог-х работ п/п – разработчика,Чан–числен-ть персонала занятого выпол-м аналог-х работ,Тан– продолжит-ть аналог-х работ.2) Производится распред-е собств-х затрат орг-и: Сi окр= g i /100 * Ссоб ср, g i – норматив затрат по i – ой статье калькуляции.Изменение величины ст-ти3)Дополнительные зат-ты, соот-е п/п – разработчику рассматриваемого промышленного образца:Сдопнакл + Сппр+ Спр, Где:Сдоп - сумма допол-х затрат, Снакл – накладные затраты,Сппр - прочие производственные затраты,Спр - прочие расходы. 4) Собст-е затраты п/п –: Ссоб = См + Ст+ Сдоп Где:См – материальные расходы,Ст – трудовые расходы,Сдоп – дополнительные расходы.5)Контрагентские расходы Скасоб* gка / gсоб Где:Ссоб–соб-е зат-ты п/п – разработчика,gка – уд вес контрагентских работ gсоб – уд вес соб-х работ 6)ст-ть замещ-я ОИС С=Ссоб+Ска7) Восстановительная ст-ть ОИС:Свост=(Ссоб + Ска) – Иj

 

28. Общие понятия доходного подхода в оценке ОИС.

При доходном подходе ст-ть НМА опред-ся путем расчета прогнозируемых будущих выгод приведенных к текущей стоимости.Могут испол-ся след. м-ды: дисконтированного денеж-го потока(DCF), прямой капитализации(превышение поступлений над затратами), остаточ-го дохода, экспресс – оц-ка, Расчет ст-ти роялти(или аренд.пл), избыточной прибыли, правило 25%. экспертной оц-ки.

 

Метод экспресс-оценки ОИС.

.Метод экспресс — оценки предусматривает расчет обобщенного показателя эффективности на основе анализа динамики изменения суммарного денежного потока на всем периоде реализации инвестиционного проекта.

Итоговым показателем реализации инвестиционного проекта является величина кумулятивного чистого денежного потока (net cash flow) NCF как функция времени t. Она включает в себя все денежные притоки и оттоки, имеющие место при реализации проекта.

Минимальное отрицательное значение NCF характеризует величину инвестиций, которые определяют стоимость проекта PC. Положительное значение NCF свидетельствует о доходности проекта. Поскольку затраты и доходы формируются в различные моменты времени, то для приведения их к одному началу отсчета применяется операция дисконтирования. В результате получается чистый дисконтированный доход (net present value) NPV, связанный с NCF коэффициентом дисконтирования.

 

Общие положения затратного подхода в оценке машин и оборудования.

Затратный подход представляет собой совокупность методов оценки стоимости объекта, основанных на определении затрат, необходимых для воспроизводства либо замещения объекта оценки, с учетом износа. При затратном подходе в качестве меры стоимости принимается сумма затрат на создание и последующую продажу объекта, т.е. его себестоимость.

Этапы определения стоимости затратного подхода:

1)определение стоимости АТС.

2)определение скорректированной стоимости новой АТС

3)определение износа

4)определение остаточной стоимости

Процедура затратного подхода начинается с того, что собирается и анализируется информация о внутреннем строении объекта, его структуре и составе основных элементов. При этом одной технической характеристики недостаточно, требуются подробное описание конструкции, чертежи общего вида и спецификации. Проводится также тщательный осмотр объекта.

Прежде всего, в конструкции объекта выделяют стандартные узлы и элементы, для которых можно подыскать аналоги на рынке и которые, следовательно, могут быть оценены методом прямого сравнения или каким-либо другим методом сравнительного подхода.

В затратном подходе присутствуют достоинства к которым относятся: универсальность(применимы для любой единицы оборудования и транспортного средства), детализация расчета по отдельным единицам машин и оборудования, результаты расчетов стоимости поддаются обоснованию, если достаточно информации, так и недостатки: в процессе формирования стоимости в большей мере отражает интересы производителя или продавца, расчеты стоимости воспроизводства затратным подходом из-за их детализированности оказываются весьма трудоемкими, информация из сферы производства может быть не всегда надежной.

При использовании оценщиком затратного подхода, ему необходимо учитывать плюсы и минусы подхода при согласовании результатов, полученных разными подходами (доходным и сравнительным), и выведение окончательного результата оценки.

Общие положения сравнительного подхода в оценке машин и оборудования.

Сравнительный подход – совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с объектами-аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах. Объектом-аналогом объекта оценки для целей оценки признаётся объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость. Сравнительный подход применяется, когда существует достоверная и доступная для анализа информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов.

Применяя сравнительный подход к оценке, оценщик должен:

а) выбрать единицы сравнения и провести сравнительный анализ объекта оценки и каждого объекта-аналога по всем элементам сравнения. По каждому объекту-аналогу может быть выбрано несколько единиц сравнения. Выбор единиц сравнения должен быть обоснован оценщиком. Оценщик должен обосновать отказ от использования других единиц сравнения, принятых при проведении оценки и связанных с факторами спроса и предложения;

б) скорректировать значения единицы сравнения для объектов-аналогов по каждому элементу сравнения в зависимости от соотношения характеристик объекта оценки и объекта-аналога по данному элементу сравнения. При внесении корректировок оценщик должен ввести и обосновать шкалу корректировок и привести объяснение того, при каких условиях значения введенных корректировок будут иными. Шкала и процедура корректирования единицы сравнения не должны меняться от одного объекта-аналога к другому;

в) согласовать результаты корректирования значений единиц сравнения по выбранным объектам-аналогам. Оценщик должен обосновать схему согласования скорректированных значений единиц сравнения и скорректированных цен объектов-аналогов.

 

Оценка стоимости гудвилла

метод избыточных прибылей используется для оценки гудвилла На первом этапе определяется рыночная стоимость активов или собственного капитала.На втором этапе необходимо произвести нормализацию бухгалтерской формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» на предмет нетипичных доходов и расходов. Нормализация всегда проводится на доналоговой основе. В результате получаем нормализованную прибыль. С ней оценщик и работает.На третьем этапе определяем ожидаемую прибыль, т.е. прибыль которую получило бы предприятие, если бы оно работало, так как в среднем работает предприятие данной отрасли. Для этого рыночную стоимость активов или собственного капитала умножаем на среднеотраслевую доходность на активы (или собственного капитала).На следующем этапе определяется избыточная прибыль. Она составляет разницу между нормализованной чистой прибылью, получаемой предприятием и ожидаемой прибылью, определенной на предыдущем этапе.На пятом этапе определим коэффициент капитализации. Существует два варианта:

· для предприятий акции, которых котируются на рынке ценных бумаг.;

· для предприятий акции, которых не котируются на фондовом рынке.На заключительном этапе рассчитывается стоимость гудвилла путем деления избыточной прибыли на коэффициент капитализации, определяем рыночную стоимость собственного капитала с учетом гудвилла.

 

Понятие бизнеса и предприятия

Предприятие - особый объект гражданских прав, юридическое лицо, являющееся производственно-коммерческой организацией; самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства и сбыта продукции, выполнения работ и/или оказания услуг в целях удовлетворения общественных и частных потребностей и получения дохода с прибылью; производственный или коммерческий имущественно-земельный комплекс, созданный для осуществления предпринимательской деятельности.Непосредственной целью и побудительным мотивом деятель­ности предприятий является получение максимальной величины прибыли. Получение прибыли в условиях рыночной экономики возможно только при условии производства нужной для потреби­телей продукции, пользующейся спросом. Реализуя непосредственно цель производства — получение максимальной величины прибы­ли, — предприятие реализует и цель общества — наиболее полного удовлетворения постоянно растущих потребностей общества. Бизнес - инициативная экономическая (предпринимательская) деятельность, осуществляемая за счет собственных и/или заемных средств на свой страх и риск и под свою ответственность, ставящая главными целями получение дохода, прибыли и развитие собственного дела.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 768; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.150.59 (0.035 с.)