Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Происхождение и основные этапы развития письма.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Значение письма в истории развития общества....................... Предметное письмо как предыстория начертательного письма................................ Этапы развития начертательного письма................................. Современная русская графика................................................... Типы алфавитов........................................................................... Латинский алфавит..................................................................... Кириллица и глаголица.............................................................. Реформы русского алфавита...................................................... Алфавиты языков народов бывшего СССР............................. Современный русский алфавит.................................................. Принципы русской графики....................................................... Значения букв............................................................................... ОРФОГРАФИЯ................................................................................. Понятие об орфографии.............................................................. Разделы орфографии................................................................... Орфограмма.................................................................................. Принципы орфографии............................................................... Слитные, раздельные и дефисные написания.......................... Употребление прописных букв................................................... Правила переноса слов................................................................ Графические сокращения............................................................ Из истории русской орфографии............................................... [1] Закон Российской Федерации «Об образовании». 3-е изд. М.: Инфра-М, 2001. С. 7. [2] См.: Л.Г. Барлас, Г.Г. Инфантова, М.Г. Сейфулин, Н.А. Сенина. Русский язык. Введение в науку о языке. Лексикология. Этимология. Фразеология. Лексикография / Под ред. Г.Г. Инфантовой и Н.А. Сениной. – М.: Флинта, 2003. [3] Земский А.М., Крючков С.Е., Светлаев М.В. Русский язык. В двух частях / Под ред. В.В. Виноградова. Изд. 10-е, исправленное и дополненное. – М.: «Просвещение», 1986. [4] Именно таким подходом обусловлено, что в действующей программе для специальности «Педагогика и методика начального образования» курс назван «Русский язык», а не «Современный русский язык». [5] Термин «парадигма» может использоваться в широком и узком смысле слова. В широком смысле он используется для обозначения любого 'класса лингвистических единиц (в том числе и синтаксических), противопоставленных друг другу и в то же время объединенных по наличию у Них общего признака или вызывающих одинаковые ассоциации. В узком смысле термин «парадигма» используется для обозначения системы форм одного слова (именно так он используется в приведенной далее таблице). 2 Грамматика русского языка. – М., 1960, т. П. – С. 65. [6] А.А. Реформатский. Введение в языковедение. – М., 1967;С. 172-175, 185-186. [7] Русский язык. В двух частях, ч. 1. А.М. Земский, С.Е..Крючков, М.В. Светлаев / Под ред. В.В. Виноградова. 10 изд., испр. И доп. – М, 1986. – С. 70-71. [8] Для более детального ознакомления с этой транскрипцией рекомендуем изучить следующие работы представителей новомосковской фонологической школы: Р.И.Аванесов. Фонетика современного русского литературного языка. – М., 1956; Р.И. Аванесов. Русское литературное произношение. – М., 1972; Р.И. Аванесов. Русская литературная и диалектная фонетика. – М., 1974; Е.М. Галкина-Федорук, К.В. Горшкова, М.Н. Шанский. Современный русский язык / Под ред. Е.М. Галкиной-Федорук. Ч. 1. – М., 1962. [9] Подробнее с акустической классификацией звуков можно ознакомиться, обратившись к следующим учебным пособиям: М.В. Панов. Современный русский язык. Фонетика. – М., 1979. – С. 46-48; В.А. Белошапкова, Е.А. Земская, И.Г. Милославский, М.В. Панов. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. – М., 1981. – С. 51-62. [10] См: В.А.Богородицкий. Общий курс грамматики. – М.-Л., 1935. – С. 16; В.А. Богородицкий. Опыт физиологии общерусского произношения в связи с экспериментально-фонетическими данными. – Казань, 1909; – С. 5; В.А. Богородицкий. Очерки по языковедению и русскому языку. – М., 19397. – С. 25. [11] С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков. Учебник русского языка. Ч. 1. Фонетика и морфология. Для 5 и 6 классов. – М., 1963. – С. 21. [12] См. об этом: Е.М. Галкина-Федорук, К.В. Горшкова, Н.М. Шанский. Современный русский язык. Ч. 1. – М., 1962. – С. 194-195. [13] См.: Русский язык / Под ред. Л.Ю. Максимова. – М., 1978.– С. 56. [14] Принцип сингармонизма с точки зрения артикуляции объясняется экономией в работе речевых органов при произнесении звуков. [15] [и.], [ь] должны соответствовать ударному [э], а не [а], [о]. [16] В некоторых учебных пособиях вслед за Р.И. Аванесовым для различения гласных по ряду используются два знака – [е] и [э|. [17] Наилучшее освещение фонетические процессы получили в названной выше работе А.А. Реформатского; наиболее последовательное рассмотрение аккомодации в русском языке можно найти у Р.И. Аванесова и К.В. Горшковой. [18] Или ртовый. [19] i обозначен в скобках, так как является позиционной разновидностью фонемы, основной вид которой – ј. Звук [ј] оказывается более напряженным и произносится непосредственно перед ударным гласным; [i] – в остальных позициях: [јамъ], [iиэјо]. [20] В круглых скобках обозначены звуки, не являющиеся самостоятельными фонемами, а представляющие собой позиционные разновидности фонем. [21] Аффрикаты [(дз)] и [(дж’)] имеют и другое обозначение, например, у Р.И. Аванесова: [(дз)] – [ ], [(дж’)] – [ ]. [22] В работах Р.И. Аванесова, И.Д. Самойловой вибранты не относятся к смычно-проходным, а выделяются в особую группу; у К.В. Горшковой вибранты являются разновидностью смычно-проходных. В работе В.В. Цапукевич дается артикуляционная классификация согласных по Д.Н. Ушакову, в которой сонорные делятся на плавные – [р], [л] и носовые [м], [н]; при этом твердость-мягкость не учитывается. [23] Ср. классификацию Д.Н. Ушакова, нашедшую отражение в работе В. В. Цанукенич, и таблицу, помещенную в пособии К.В. Горшковой. [24] [г’], [к’], [х’] считают заднеязычными Р.И. Аванесов, К.В. Горшкова, И.Д. Самойлова, а среднеязычными – Д.Н. Ушаков, М.В. Панов, В.В. Цапукевич и др. [25] Такое решение вопроса можно найти также в работах В.В. Цапукевич, И.Д. Самойловой и др. [26] А.А. Реформатский выделяет третий признак (результат) только для ассимиляции; считаем возможным использовать его и при характеристике диссимиляции. [27] М.И. Матусевич. Введение в общую фонетику. – М., 1959. – С. 92-93. Подробнее об этом см.: Л.В. Щерба. Фонетика французского языка. – М., 1957. – Гл. IV. § 88. [28] Р.И. Аванссов. Фонетика современного русского литературного языка. – М., 1956. – С. 41-59. [29] Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ф.П. Филин. – М., 1979. – С. 311. [30] М.И. Матусевич. Введение в общую фонетику. – М., 1959. – С. 92.. М.И. Матусевич. Современный русский язык. Фонстика. – М., 1976. – С. 166. [31] Кружком под согласными обозначен слогообразующий характер этих согласных. [32] В лингвистической литературе встречается термин «полуоткрытые» применительно к слогам, заканчивающимся сонорным согласным (А.А. Реформатский). Вслед за Р.И. Аванесовым будем называть такие слоги закрытыми, так как сонорные согласные, как и шумные, в русском языке не являются слогообразующими, а позиционно обусловленная слоговость в конце слова после шумного носит диалектный или просторечный характер: ([рубл’], [жыз’н’]). [33] Слоги могут содержать стечение согласных, что не отражено в графических схемах из-за многообразия и громоздкости подобного материала, классификация же типов слогов применима и к таким случаям. [34] < – знак, обозначающий имплозивный звук, > – знак, обозначающий эксплозивный звук. [35] Л.В. Бондарко. Звуковой строй современного русского языка. – М., 1977. – С. 122-140. [36] В последнее время перенос становится делом полиграфической техники; поэтому фактически нарушаются даже такие правила, как невозможность отрыва одной буквы от корпя. Но ведь многие правила переноса диктуются чисто практическими требованиями: не разрешается отрывать одну букву от корня, так как нарушается графический облик, слова, а следовательно, признать правомерным отрыв одной буквы от корни нельзя. [37] Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ф.П. Филин. – М., 1979. – С. 357. [38] Ударный слог отличается от безударных и тембром. [39] А.А. Реформатский. Введение в языковедение. – М., 1967. – С. 195. [40] Р.И. Аванесов. Фонетика современного русского литературного языка. – М., 1956. – С. 68-72. [41] Правильность русского словесного ударения можно выяснить, обратившись к орфоэпическим словарям, например: Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р.И. Аванесова. – М., 1983. [42] Следует иметь в виду, что языковой факт может быть широко используемым в речи носителей литературного языка, т.е. нормативным, но не нормированным, т.е. не отраженным в авторитетных словарях и грамматиках. [43] Мало – так обозначено вариантное ударение. [44] Префиксоидом называется корень, выступающий в функции префикса (пол пирога). [45] Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. – М., 1977; Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ф.П. Филин. – М., 1979. – С. 96-97. [46] Словоформа – это слово в конкретной грамматической форме (например, стол, стола, столу и т.д.; каждая единица представляет собой словоформу). Парадигма – это совокупность словоформ данного слова (например, совокупность вышеназванных словоформ слова стол). Для неизменяемого слова понятия «словоформа» и «парадигма» не различаются, так как такой слово может быть представлено лишь в одной форме (см. также с. ____). Морфема – это минимальная значимая единица языка (например, словоформа стола состоит из корневой и флексийной морфем). [47] О чередованиях см.: Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990. – С. 580. [48] Это количество может быть иным в работах представителей других фонологических школ. [49] В круглых скобках даны позиционные разновидности фонем, а без скобок – основной вид. [50] Если [ы] не выделяется как самостоятельная фонема. [51] Это количество колеблется в работах представителей разных фонологических школ. [52] Обычно [i] считают разновидностью фонемы (j). [53] Позиция перед [в], [в’] может быть слабой, если за [в], [в’] следует звонкий шумный: [з-вдLвói), но [с-врLч’óм], [с-вáм’и]. [54] Ударение и интонация в состав орфоэпии включаются не всегда. [55] Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – М., 1984. Аванесов Р.И. Русская литературная и диалектная фонетика. – М., 1974. [56] Некоторые исследователи предполагают, что кириллица была создана раньше глаголицы. Но большая часть учёных считает, что первой славянской азбукой была глаголица, а кириллицу создали ученики и последователи Кирилла и Мефодия в эпоху болгарского цари Симеона (893-927 гг.). [57] Речь идет о сильных фонемах, но такая же закономерность характеризует и слабые фонемы. [58] Таблица предложена В.Ф. Ивановой в книге "Современная русская орфография" (М., 1991. – С. 136). [59] Гвоздев А.Н. Основы русской орфографии. Избранные работы по орфографии и фонетике. – М., 1963. – С. 86. [60] Фонематическая транскрипция.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 789; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.85.102 (0.011 с.) |