Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Происхождение и основные этапы развития письма.

Поиск

Значение письма в истории развития общества.......................

Предметное письмо

как предыстория начертательного письма................................

Этапы развития начертательного письма.................................

Современная русская графика...................................................

Типы алфавитов...........................................................................

Латинский алфавит.....................................................................

Кириллица и глаголица..............................................................

Реформы русского алфавита......................................................

Алфавиты языков народов бывшего СССР.............................

Современный русский алфавит..................................................

Принципы русской графики.......................................................

Значения букв...............................................................................

ОРФОГРАФИЯ.................................................................................

Понятие об орфографии..............................................................

Разделы орфографии...................................................................

Орфограмма..................................................................................

Принципы орфографии...............................................................

Слитные, раздельные и дефисные написания..........................

Употребление прописных букв...................................................

Правила переноса слов................................................................

Графические сокращения............................................................

Из истории русской орфографии...............................................


[1] Закон Российской Федерации «Об образовании». 3-е изд. М.: Инфра-М, 2001. С. 7.

[2] См.: Л.Г. Барлас, Г.Г. Инфантова, М.Г. Сейфулин, Н.А. Сенина. Русский язык. Введение в науку о языке. Лексикология. Этимология. Фразеология. Лексикография / Под ред. Г.Г. Инфантовой и Н.А. Сениной. – М.: Флинта, 2003.

[3] Земский А.М., Крючков С.Е., Светлаев М.В. Русский язык. В двух частях / Под ред. В.В. Виноградова. Изд. 10-е, исправленное и дополненное. – М.: «Просвещение», 1986.

[4] Именно таким подходом обусловлено, что в действующей программе для специальности «Педагогика и методика начального образования» курс назван «Русский язык», а не «Современный русский язык».

[5] Термин «парадигма» может использоваться в широком и узком смысле слова. В широком смысле он используется для обозначения любого 'класса лингвистических единиц (в том числе и синтаксических), противопоставленных друг другу и в то же время объединенных по наличию у Них общего признака или вызывающих одинаковые ассоциации. В узком смысле термин «парадигма» используется для обозначения системы форм одного слова (именно так он используется в приведенной далее таблице).

2 Грамматика русского языка. – М., 1960, т. П. – С. 65.

[6] А.А. Реформатский. Введение в языковедение. – М., 1967;С. 172-175, 185-186.

[7] Русский язык. В двух частях, ч. 1. А.М. Земский, С.Е..Крючков, М.В. Светлаев / Под ред. В.В. Виноградова. 10 изд., испр. И доп. – М, 1986. – С. 70-71.

[8] Для более детального ознакомления с этой транскрипцией рекомендуем изучить следующие работы представителей новомосковской фонологической школы: Р.И.Аванесов. Фонетика современного русского литературного языка. – М., 1956; Р.И. Аванесов. Русское литературное произношение. – М., 1972; Р.И. Аванесов. Русская литературная и диалектная фонетика. – М., 1974; Е.М. Галкина-Федорук, К.В. Горшкова, М.Н. Шанский. Современный русский язык / Под ред. Е.М. Галкиной-Федорук. Ч. 1. – М., 1962.

[9] Подробнее с акустической классификацией звуков можно ознакомиться, обратившись к следующим учебным пособиям: М.В. Панов. Современный русский язык. Фонетика. – М., 1979. – С. 46-48; В.А. Белошапкова, Е.А. Земская, И.Г. Милославский, М.В. Панов. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. – М., 1981. – С. 51-62.

[10] См: В.А.Богородицкий. Общий курс грамматики. – М.-Л., 1935. – С. 16; В.А. Богородицкий. Опыт физиологии общерусского произношения в связи с экспериментально-фонетическими данными. – Казань, 1909; – С. 5; В.А. Богородицкий. Очерки по языковедению и русскому языку. – М., 19397. – С. 25.

[11] С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков. Учебник русского языка. Ч. 1. Фонетика и морфология. Для 5 и 6 классов. – М., 1963. – С. 21.

[12] См. об этом: Е.М. Галкина-Федорук, К.В. Горшкова, Н.М. Шанский. Современный русский язык. Ч. 1. – М., 1962. – С. 194-195.

[13] См.: Русский язык / Под ред. Л.Ю. Максимова. – М., 1978.– С. 56.

[14] Принцип сингармонизма с точки зрения артикуляции объясняется экономией в работе речевых органов при произнесении звуков.

[15] [и.], [ь] должны соответствовать ударному [э], а не [а], [о].

[16] В некоторых учебных пособиях вслед за Р.И. Аванесовым для различения гласных по ряду используются два знака – [е] и [э|.

[17] Наилучшее освещение фонетические процессы получили в названной выше работе А.А. Реформатского; наиболее последовательное рассмотрение аккомодации в русском языке можно найти у Р.И. Аванесова и К.В. Горшковой.

[18] Или ртовый.

[19] i обозначен в скобках, так как является позиционной разновидностью фонемы, основной вид которой – ј. Звук [ј] оказывается более напряженным и произносится непосредственно перед ударным гласным; [i] – в остальных позициях: [јамъ], [iиэјо].

[20] В круглых скобках обозначены звуки, не являющиеся самостоятельными фонемами, а представляющие собой позиционные разновидности фонем.

[21] Аффрикаты [(дз)] и [(дж’)] имеют и другое обозначение, например, у Р.И. Аванесова: [(дз)] – [ ], [(дж’)] – [ ].

[22] В работах Р.И. Аванесова, И.Д. Самойловой вибранты не относятся к смычно-проходным, а выделяются в особую группу; у К.В. Горшковой вибранты являются разновидностью смычно-проходных. В работе В.В. Цапукевич дается артикуляционная классификация согласных по Д.Н. Ушакову, в которой сонорные делятся на плавные – [р], [л] и носовые [м], [н]; при этом твердость-мягкость не учитывается.

[23] Ср. классификацию Д.Н. Ушакова, нашедшую отражение в работе В. В. Цанукенич, и таблицу, помещенную в пособии К.В. Горшковой.

[24] [г’], [к’], [х’] считают заднеязычными Р.И. Аванесов, К.В. Горшкова, И.Д. Самойлова, а среднеязычными – Д.Н. Ушаков, М.В. Панов, В.В. Цапукевич и др.

[25] Такое решение вопроса можно найти также в работах В.В. Цапукевич, И.Д. Самойловой и др.

[26] А.А. Реформатский выделяет третий признак (результат) только для ассимиляции; считаем возможным использовать его и при характеристике диссимиляции.

[27] М.И. Матусевич. Введение в общую фонетику. – М., 1959. – С. 92-93. Подробнее об этом см.: Л.В. Щерба. Фонетика французского языка. – М., 1957. – Гл. IV. § 88.

[28] Р.И. Аванссов. Фонетика современного русского литературного языка. – М., 1956. – С. 41-59.

[29] Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ф.П. Филин. – М., 1979. – С. 311.

[30] М.И. Матусевич. Введение в общую фонетику. – М., 1959. – С. 92.. М.И. Матусевич. Современный русский язык. Фонстика. – М., 1976. – С. 166.

[31] Кружком под согласными обозначен слогообразующий характер этих согласных.

[32] В лингвистической литературе встречается термин «полуоткрытые» применительно к слогам, заканчивающимся сонорным согласным (А.А. Реформатский). Вслед за Р.И. Аванесовым будем называть такие слоги закрытыми, так как сонорные согласные, как и шумные, в русском языке не являются слогообразующими, а позиционно обусловленная слоговость в конце слова после шумного носит диалектный или просторечный характер: ([рубл’], [жыз’н’]).

[33] Слоги могут содержать стечение согласных, что не отражено в графических схемах из-за многообразия и громоздкости подобного материала, классификация же типов слогов применима и к таким случаям.

[34] < – знак, обозначающий имплозивный звук, > – знак, обозначающий эксплозивный звук.

[35] Л.В. Бондарко. Звуковой строй современного русского языка. – М., 1977. – С. 122-140.

[36] В последнее время перенос становится делом полиграфической техники; поэтому фактически нарушаются даже такие правила, как невозможность отрыва одной буквы от корпя. Но ведь многие правила переноса диктуются чисто практическими требованиями: не разрешается отрывать одну букву от корня, так как нарушается графический облик, слова, а следовательно, признать правомерным отрыв одной буквы от корни нельзя.

[37] Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ф.П. Филин. – М., 1979. – С. 357.

[38] Ударный слог отличается от безударных и тембром.

[39] А.А. Реформатский. Введение в языковедение. – М., 1967. – С. 195.

[40] Р.И. Аванесов. Фонетика современного русского литературного языка. – М., 1956. – С. 68-72.

[41] Правильность русского словесного ударения можно выяснить, обратившись к орфоэпическим словарям, например: Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р.И. Аванесова. – М., 1983.

[42] Следует иметь в виду, что языковой факт может быть широко используемым в речи носителей литературного языка, т.е. нормативным, но не нормированным, т.е. не отраженным в авторитетных словарях и грамматиках.

[43] Мало – так обозначено вариантное ударение.

[44] Префиксоидом называется корень, выступающий в функции префикса (пол пирога).

[45] Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. – М., 1977; Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ф.П. Филин. – М., 1979. – С. 96-97.

[46] Словоформа – это слово в конкретной грамматической форме (например, стол, стола, столу и т.д.; каждая единица представляет собой словоформу).

Парадигма – это совокупность словоформ данного слова (например, совокупность вышеназванных словоформ слова стол). Для неизменяемого слова понятия «словоформа» и «парадигма» не различаются, так как такой слово может быть представлено лишь в одной форме (см. также с. ____).

Морфема – это минимальная значимая единица языка (например, словоформа стола состоит из корневой и флексийной морфем).

[47] О чередованиях см.: Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990. – С. 580.

[48] Это количество может быть иным в работах представителей других фонологических школ.

[49] В круглых скобках даны позиционные разновидности фонем, а без скобок – основной вид.

[50] Если [ы] не выделяется как самостоятельная фонема.

[51] Это количество колеблется в работах представителей разных фонологических школ.

[52] Обычно [i] считают разновидностью фонемы (j).

[53] Позиция перед [в], [в’] может быть слабой, если за [в], [в’] следует звонкий шумный: [з-вдLвói), но [с-врLч’óм], [с-вáм’и].

[54] Ударение и интонация в состав орфоэпии включаются не всегда.

[55] Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – М., 1984.

Аванесов Р.И. Русская литературная и диалектная фонетика. – М., 1974.

[56] Некоторые исследователи предполагают, что кириллица была создана раньше глаголицы. Но большая часть учёных считает, что первой славянской азбукой была глаголица, а кириллицу создали ученики и последователи Кирилла и Мефодия в эпоху болгарского цари Симеона (893-927 гг.).

[57] Речь идет о сильных фонемах, но такая же закономерность характеризует и слабые фонемы.

[58] Таблица предложена В.Ф. Ивановой в книге "Современная русская орфография" (М., 1991. – С. 136).

[59] Гвоздев А.Н. Основы русской орфографии. Избранные работы по орфографии и фонетике. – М., 1963. – С. 86.

[60] Фонематическая транскрипция.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 789; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.194.29 (0.007 с.)