Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Слогораздел и правила переноса

Поиск

Слогораздел, как уже было указано, – явление фонетическое, его нельзя смешивать с правилами переноса, фактом орфографическим. Например, слово сестра делится на слоги так: [с’иэ|стра], а правила переноса допускают три возможности: се-стра, сес-тра, сест-ра. Поэтому ошибочна традиционная формулировка, что слова переносятся но слогам. Правила переноса могут основываться на следующих принципах:

1) фонетическом, когда перенос соответствует слогоразделу (ру-ка – [ру|ка]); 2) морфологическом, морфемном, когда перенос соответствует не слогоразделу, а морфемной членимости слова (раз-бить – [р^|зб’ит’] – разбить 3) традиционном, когда перенос не соответствует ни слогоразделу, ни морфемной членимости слова, а обусловлен –традицией (кас-са – [ка|съ] – касса)[36].

 
 

 


Фонетический Морфологический, морфемный Традиционный
Перенос соответствует слогоразделу Перенос соответствует морфемной членимости слова Перенос не соответствует ни слогоразделу, ни морфемной члени–мости слова, а обусловлен традицией
ру-ка – [ру|ка] раз-битъ – разбить кас-са – [ка|съ] – касса

 

При переносе возможно совмещение принципов, например: по-ел – [п^|jэл] – поел – фонетический и морфологический, морфемный.

Литература

М.И. Лекомпева. Типология структур слога в славянских языках. – М., 1968.

Л.В. Бондарко. Звуковой строй современного русского языка. – М., 1977.

 

УДАРЕНИЕ

I. Ударение – это произношение слога с большей силой и долготой, с более значительным напряжением органов речи. Слог, на который падает ударение, называется ударяемым или ударным. Ударение обозначается знаком  над буквой, соответствующей гласному звуку.

Признаки русского ударения Примеры
Разноместное – может быт на любом слоге слова (1, 2, 3 и т.д.) Выписать, купаться, разыграть
Подвижное – при изменении слов ударение может передвигаться с одного слога на другой Рука - руку, окна - окна

 

 
 

 


самостоятельные слова   служебные, слова, состоящие из двух или нескольких слогов   служебные слова, состоящие из одного слога
когда-то, идёт, первый, снег, приятно, белый, моя   когда, вследствие, вокруг, около, вопреки   не, у, над, что, под, за, и, от, а, или

 

Иногда односложные предлоги и частица не произносятся с ударением, а следующее самостоятельное слово теряет ударение
не было, на руки, под ноги

 


 

 

 


для различения слов   для различения грамматических форм
замок - замок, полы – полы, пропасть – пропасть, уже - уже   окна - окна, срезать - срезать, любите - любите

 

 

Оба варианта употребляются в литературном языке   Один вариант является современным, другой – устаревшим
Нет добавочных значений   Современный вариант Устаревший вариант
творог – творог далеко – далёко   скалы скалы

 

II. Словесное ударение – это выделение одного из слогов слова определенными фонетическими средствами.

Основные признаки русского словесного ударения

1. Выделение ударного слога по сравнении) с безударными может производиться различными средствами: напряжением речевого аппарата, изменением долготы, движением музыкального тона. Эти способы могут сочетаться, но один из них всегда оказывается определяющим.

В зависимости от основного средства выделения ударного слога различаются следующие типы ударения:

1) динамическое, силовое, экспираторное, при котором ударный слог отличается от безударных большей напряженностью, силой, но не громкостью, что доказано экспериментально-фонетическими исследованиями[37] (чисто динамическое ударение в чешском и французском языках, где ударный слог даже короче безударного);

2) квантитативное, количественное, долготное, при котором ударный слог отличается от безударных долготой (чисто количественное ударение в новогреческом языке; обычно же напряженность и долгота объединяются, как, например, в современном русском литературном языке);

3) тоновое, мелодическое, музыкальное, характеризующееся движением музыкального тона ударных гласных при отсутствии такого движения у безударных (чисто тоновое ударение в китайском, корейском, японском, вьетнамском языках; в норвежском, шведском, сербскохорватском и литовском языках оно соединяется с динамическим; музыкальное ударение было и в славянских языках).

Словесное ударение и современном русском литературном языке является динамическим, силовым, экспираторным, то есть ударный слог характеризуется по сравнению с безударными большей напряженностью, силой.

При этом ударный слог отличается от безударных долготой (см. приведенную ранее схему количественной редукции безударных гласных). Но признак долготы для русских гласных не является дифференциальным, различительным: в отличие, например, от английского языка, в русском языке нет значимых единиц (морфем, словоформ), различающихся только долготой гласных (ср. в английском слова it - eat, которые различаются только долготой гласных).

Русское словесное ударение может иметь и движение музыкального тона, но это обусловлено ритмико-интонационным и структурно–грамматическим членением, а не связано непосредственно со словом. Речь идет об эмфатическом ударении, когда фраза соответствует слогу, а поэтому интонация, характерная для фразы, сосредоточивается на этом слоге. Например: Что? Как? Нет! Да! При этом движение музыкального тона не является дифференциальным признаком, в отличие, например, от вьетнамского языка, где toi toi toi toi – разные слова, различающиеся только движением музыкального тона.

Итак, русское словесное ударение является динамическим, силовым, экспираторным; при этом ударный слог отличается от безударных долготой, а в условиях эмфатического ударения может характеризоваться и движением музыкального тона, но долгота и музыкальность не являются его дифференциальными признаками[38].

 
 

 

 


2. Экспираторное и экспираторно-комплексное ударение по закрепленности-незакрепленности за определенным слогом слова делится на фиксированное и нефиксированное. Фиксированное, связанное ударение – это ударение, закрепленное за определенным слогом слова. Фиксированное ударение может быть одноместным, закрепленным за одним слогом слова, и разноместным, закрепленным за несколькими слогами слова[39]. Языки с фиксированным одноместным ударением: чешский, латышский, эстонский, финский, в которых ударение закреплено за первым слогом; польский, грузинский с ударением на предпоследнем слоге; армянский и большинство тюркских с ударением на последнем слоге. Примером языка с фиксированным разноместным ударением является итальянский язык, в котором наблюдается закрепленность ударения за различными слогами: последним, первым, вторым, третьим и четвертым от конца. Традиционно, вслед за Р.И. Аванесовым, фиксированность ударения (одноместность) и нефиксированность (разноместность) рассматриваются как дублеты[40].

Нефиксированное, свободное ударение это ударение, не закрепленное за определенным слогом слова. Таким является ударение в украинском, белорусском, болгарском, английском, немецком и многих других языках.

Типы ударения по закрепленности-незакрепленности за определенным слогом слова
Русское ударение является нефиксированным, свободным, разноместным. Это значит, что ударение может падать на любой слог слова и на разные морфемы, например: дом, дорога, страна, распространять, выпустить, начался.

 

 


Фиксированное, связанное, одноместное   Нефиксированное, свободное, азноместное
Закрепленное за определенным слогом слова   Не закрепленное за определенным слогом слова
Чешский, латышский, эстонский, финский языки – первый слог; польский, грузинский - предпоследний; армянский, тюркские – последний слог   Украинский, белорусский, болгарский, английский, немецкий, русский языки – любой слог

3. В зависимости от способности-неспособности передвигаться при слово– и формообразовании ударение делится на подвижное и неподвижное.

Подвижное ударение – это ударение, перемещающееся с одного слога на другой, с одной морфемы на другую и даже с одного слова на другое при слово- и формообразовании.

Неподвижное ударение – это ударение, сохраняющееся на одном и том же слоге при слово – и формообразовании.

 
 

 


 

 

Подвижное     Неподвижное
Перемещающееся при слово – и формообразовании Не перемещающееся при слово– и формообразовании
Русский язык – меньшая часть слов (около 4%) Русский язык – большая часть слов (около 96%)

 

Ударение в современном русском литературном языке преимущественно неподвижное, например: книга, книги, книге, книжный, книжник. Слов с подвижным ударением мало, но они являются наиболее употребительными, например: руки, руки, ручной, рукомойник, рукоприкладство, на руки. Необходимо различать подвижность-неподвижность ударения с точки зрения словообразования и формообразования.

4. По наличию-отсутствию нормированности ударение может быть нормированным и ненормированным. Ударение в русском языке является нормированным для большинства слов. Это значит, что в данном слове ударение закреплено за определенным слогом, что является обязательным для всех говорящих на языке и отражено в орфоэпических словарях, представляющих современные произносительные нормы. Ненормированным является ударение в словах с вариантным, двояким ударением, не несущим различительной функции (литературные варианты ударения также отражены в орфоэпических словарях), например: бело-бело, полно-полно, глубоко-глубоко, кружится–кружится, творог-творог, баржа-баржа, залитый-залитый.

5. Необходимо различать нормативность и ненормативность. Нормативность – это правильность, соответствие языковой норме[41]. Ненормативность – это неправильность, отступление от языковой нормы, которое может объясняться влиянием профессионального, диалектного, просторечного, разговорного, народно-поэтического, устаревшего произношения, а также быть индивидуальным орфоэпическим отклонением.

Занимаясь современным русским литературным языком, необходимо рассматривать преимущественно нормативные явления, в том числе и связанные с ударением. На это направлена и профессиональная деятельность учителя начальных классов в школе. Но важно также знать причины, которые могут вызывать ошибки, чтобы прогнозировать лингвистические трудности и преодолевать их.

 
 

 

 


По способу выделения ударного слога   По закрепленности-незакрепленности за определенным слогом   По способности-неспособности перемещения при слово- и формообразовании   По наличию-отсутствию нормированности и нормативности
Динамическое, силовое, экспираторное   Нефиксированное, свободное, разноместное   Неподвижное   Нормированное, нормативное[42]
Квантитативное, количественное, долготное     Подвижное  

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.196 (0.007 с.)