![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Безударные и слабоударяемые слова.Содержание книги
Поиск на нашем сайте Проклитики и энклитики. В современном русском литературном языке ударными обычно являются знаменательные слона. Большая часть служебных слов не имеет ударения. Безударные слова примыкают к ударным, образуя единое фонетическое слово. Безударные слова, примыкающие к ударным спереди, называются проклитиками, а явление примыкания – проклизой, например: [нъ-рук’э]. Безударные слона, примыкающие к ударным сзади, называются энклитиками, а явление примыкания – унклизой, например: [ч’итал-л’и]. Проклитиками обычно являются односложные предлоги, союзы, частицы, например: [нъ-г^р’э], [и-сын1, [н’иэ-знал], энклитиками – односложные частицы, например: [ч’итаi-жъ]. Некоторые односложные предлоги и частицы перетягивают на себя ударение с последующего ударного знаменательного слова, делая это слово энклитикой, например: [на-рук’и], [н’э-былъ].
Различаются абсолютные и относительные проклитики и энклитики. Абсолютные проклитики и энклитики, присоединяясь к ударному слову и образуя единое фонетическое слово, испытывают качественную редукцию, например: [нъ-рук’э], [на-рук’и]. Относительные проклитики и энклитики, присоединяясь к ударному слову и образуя единое фонетическое слово, не испытывают качественной редукции. Односложные союзы то-то, но в любой безударной позиции произносятся со звуком [о], а не [L], [ъ], например: [но-знал], а союз что – со звуками [ъ] или в книжном произношении [о], но не [L]. Ударение в русском языке может быть основным (΄) и побочным (`). Побочное ударение – это ослабленное ударение, но ударный гласный независимо от характера ударения (основное, побочное) не подвергается редукции, в том числе и качественной. Слова, имеющие побочное ударение, называются слабоударяемыми. Слабоударяемыми словами бывают как служебные, так и знаменательные слова. Слабоударяемыми оказываются некоторые двусложные и трехсложные предлоги (перед, через, вокруг, около, между, сквозь, кроме), тогда как двусложные и трехсложные предлоги всегда безударные (из-за, из-под, подо, надо, обо, ото, изо, передо); некоторые двусложные и трехсложные предлоги могут иметь побочное ударение, но могут быть и безударными (перед, между, через):, всегда имеют побочное ударение двусложные и трехсложные предлоги наречного происхождения (после, кругом, мимо, около, вокруг, напротив, поперек). Слабоударяемыми могут быть двусложные и трехсложные союзы (если, когда, так что, лишь бы, ежели, словно, будто, якобы). Ослабленное ударение могут иметь двусложные и трехсложные частицы (именно, даже, просто, точно, как раз, почти, только, неужели, разве, вряд ли, будто). Слабоударяемыми могут быть некоторые местоимения (меня, его, тебя, того, этого), относительные слова, местоименные и наречные (который, кто, где, откуда, куда, когда), простые числительные в сочетании с существительными (два, три, пять, десять), глаголы-связки (быть, стать), слова с модальными значениями (бывало, пошел было, придёт бывало, сидит себе, стало быть знает). Слова, имеющие несколько ударений В некоторых слонах возможно несколько ударений. Обычно это многосложные слова, имеющие сложную основу, то есть основу, состоящую из нескольких корней, или имеющие простую основу, но включающую многосложные префиксы и префиксоиды. Несколько ударений имеют: 1) сложные слова, например: да льневосточный, клятвопреступление, цельнометаллический; 2) сложносокращенные слова, например: профорганизация (но профсоюз), агитпропаганда, Мосэнерго, совпартшкола; 3) слова с исконно русскими префиксами: после–, сверх–, внутри–, вне–, около–, меж– и с заимствованными (интернациональными) префиксами и префиксоидами: анти–, архи–, контр–, про–, супер–, транс–, ультра–, например: антинародный, сверхъестественный, суперобложка, межконтинентальный, контрнаступление. При наличии в слове нескольких ударений последнее из них является основным, остальные – побочными, например: Росмясорыбторг. Побочные ударения могут утрачиваться; чаще всего это бывает: 1) в немногосложных словах; 2) при незначительной удаленности побочного ударения от основного; 3) в словах с несколькими побочными ударениями; 4) при незначительной частоте употребляемости слова; 5) при быстром темпе речи. Это формальные факторы, способствующие утрате побочного ударения. Из семантических факторов можно назвать недостаточную смысловую нагруженность частей сложных основ или префиксов и префиксоидов[44]. Утрата побочных ударений начинается с побочного ударения, предшествующего основному, и идет справа налево, например: 1 2 3 [росм’асърыпторк] > [росм’асърыпторк] > [росм’ъсърыпторк]; произношение [ръсм’ъсърыпторк] с утратой всех побочных ударений неудобно. Таким образом, утрата ударения 3 обусловлена близостью побочного ударения к основному, наличием нескольких побочных ударений и возможна при значительной частоте употребляемости слова и быстром темпе речи; утрата ударения 2 обусловлена наличием нескольких побочных ударений, значительной частотой употребляемости слова, быстрым темпом речи; утрата ударения 1 неудобна из-за многосложности слова. Литература Аванесов Р.И. Ударение в современном русском литературном языке. – М., 1958. Агеенко Ф.Л. Словарь ударений русского языка. – М., 2000. Агеенко Ф.Л. Собственные имена в русском языке. Словарь ударений. – М., 2001. Горбачевич К.С. Изменение норм русского литературного языка. – Л., 1971. – С. 41-89. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1989. – С. 71-109. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. – М., 1983. Словарь ударений для работников радио и телевидения. – М., 1967. Интонация. Ее элементы и функции. Интонация, как было отмечено ранее, относится к суперсегментным (надлинейным, просодическим) фонетическим средствам современного русского литературного языка. Интонация в широком смысле слона состоит из следующих элементов: 1) мелодика речи, то есть движение музыкального тона, повышения и понижения голоса; 2) ритм, то есть соотношение сильных и слабых, долгих и кратких слогов; 3) темп, то есть скорость протекания речи во времени, ускорения и замедления; 4) интенсивность речи, то есть сила или слабость произнесения, усиления и ослабления выдыхания; 5) наличие-отсутствие внутрифразовых пауз, которые делят фразу на речевые такты; 6) тембр – окраска звука, которая зависит от того, какие обертоны сопутствуют основному тону, т.е. от сложных колебательных движений, дающих звуковую волну; в русском языке тембр отличает друг от друга многообразные оттенки ударных и безударных гласных, а также различную окраску согласных; тембр – индивидуальная особенность звука (у мужчин, женщин, детей тембр речи различен; различен он у тех, кто говорит, допустим, басом или тенором), но есть и постоянные составляющие окраски звука, в результате чего [э] всегда будет отличаться от [а] или [р] от [м]. В лингвистике интонация изучалась в течение длительного времени различными лингвистами. Предлагались разнообразные способы её записи: от точек и чёрточек до нот. Наиболее основательные исследования интонации с использованием инструментальных методов были произведены Е.А. Брызгуновой. Толчком к изучению русской интонации для Е.А. Брызгуновой послужили занятия с иностранцами и наблюдения за ошибками иноязычных студентов, обусловленными влиянием интонации родного языка. В дальнейшем будет изложена интонационная теория Е.А. Брызгуновой, которая широко используется в современной научной и учебной лингвистической литературе[45]. Интонация (от лат. intono – громко произношу) – это изменение основного тона, интенсивности, тембра и длительности звучащих предложений. Интонация делит речевой поток на смысловые отрезки, противопоставляет предложения по цели высказывания и разграничивает внутри них смысловые отношения, способствует выражению эмоций. Изучение интонации доказывает существование повествовательной, вопросительной, ответной, перечислительной, восклицательной и других интонаций. В современном русском литературном языке выделяется семь типов интонационных конструкций (ИК– [ика]). Каждая интонационная конструкция имеет центр – слог, на который надает основное ударение (тактовое, фразовое или логическое), предцентровую и постцентровую части речевого такта (синтагмы), которые могут и отсутствовать. Различительными признаками ИК являются движение тона на гласном центра и соотношение уровней тона составных частей ИК. При сходстве этих характеристик в качестве различительных признаков оказываются длительность центров ИК, усиление словесного ударения центра или смычка голосовых связок в конце гласного центра, воспринимаемая как резкий перерыв звучания. См. таблицу на с. 95-96. Основные интонационные средства современного русского литературного языка представлены типом ИК во всем многообразии его реализаций, передвижением центра ИК, членением речевого потока (синтагматическим членением).
В целях устранения монотонности речи происходит варьирование типов ИК в случаях, где такое варьирование возможно: ИК–3 ИК–1 Если вы закончите работу, / мы поедем на дачу. ИК–4 ИК–1 Если вы возьмете с собой и детей, / мы отлично проведем время. Интонация не только различает синтагмы разных типов, но и выражает субъективное отношение говорящего к высказываемому, передаст эмоции. Приведем образец интонационного анализа текста. Как видно из проанализированного текста, наиболее частотными являются ИК–1, ИК–2, ИК–3, ИК–4; при этом обнаруживают мену ИК–1 и ИК–2; ИК–3 и ИК–4; ИК–1, ИК–3 и ИК–4. 3–4 1–2 То, что я хочу рассказать, / случилось очень давно, / в самом начале 1–2 3–4 1–2–4 3–4 двадцатою века. / Наша семья / жила тогда на окраине города / в маленькой, / 3–4 1 3–4 почти до окон ушедшей в землю / лачуге. / Отец и мать / работали на 1–2 3–4 1–3–4 большом казённом заводе, / а я, / четырнадцатилетний мальчишка, / – 3–4 1 3–4 на маленькой фабрика / купца Золотухина. / Дома / хозяйничала десятилетняя 1–2 сестренка Валюшка. / (Е. Верейская) Литература Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. – М., 1977. Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. – М., 1976. – С. 241–277. Николаева Т.М. Фразовая интонация славянских языков. – М., 1977. Торсуева И.Г. Интонация и смысл высказывания. – М., 1979. ФОНОЛОГИЯ Предмет фонологии Фонологии – это раздел языкознания, который изучает звук с функциональной точки зрения, как различитель значимых единиц языка: словоформ и морфем[46]. В этом отношении фонология отличается от фонетики, изучающей звуковую сторону языка с артикуляционно-акустической точки зрения. Рассматривая различные аспекты звуковой стороны языка, фонетика и фонология имеют и много общего. Фонетические единицы (от звука до фразы – сегментные; от словесного ударения до интонации – суперсегментные) выделяются в потоке речи через значимые единицы, формальную сторону которых они выражают. Анализ восприятия речи показывает, что носители языка осознают членение фонетического слова на звуки в первую очередь не по акустико-артикуляционным признакам, а по функциональной, различительной значимости звука, то есть фонемы. Например, а словоформе [дом] выделяется три звука на основании соотнесенности словоформ: [дом] – [том] – звук [д]; [дом] – [дам] – звук [о]; [дом] – [дол]–– звук [м]. Центральное место в фонологии занимает учение о фонеме, кратчайшей (неделимой во времени) единице звуковой стороны языка, обладающей смыслоразличительной способностью. Объем и задачи фонологии в различных фонологических школах определяются по-разному. Но в любой из школ в фонологию включаются вопросы, связанные с анализом сущности фонемы; с установлением отношений между фонемой и звуком; между фонемой и значимыми единицами языка – морфемой, словоформой; с выяснением принципов и методов определения состава фонем, вариативности фонем; с установлением оппозиций и связей между фонемами и их группами, то есть с описанием системы фонем и их модификаций, с описанием фонологической системы. Принципиальное различие в определении объема и содержания фонологии связано с включением–невключением в фонологию интегральных признаков фонемы. Выделяются дифференциальные (различительные) и интегральные (безразличные к различению) признаки. Например, глухость–звонкость – дифференциальный признак для согласных, так как только по этому признаку противопоставляются [б] – [п], [в] – [ф] и т.д. Но для внепарных по глухости–звонкости (например, [л], [р] и т.д., [х], [ц], [ч’]) глухость–звонкость дифференциальным признаком не является, так как хотя это и конститутивный (постоянный), но не релевантный (соотносительный) признак. Дифференциальным же является только конститутивный и релевантный признак. Не является дифференциальным признаком также неконститутивный (непостоянный, зависимый), хоть и релевантный (соотносительный) признак. Например, мягкость [д’] в словоформе [вLд’э] является неконститутивным, непостоянным, зависимым, позиционно обусловленным признаком, связанным с влиянием последующего гласного переднего ряда [э]; сравните: [д] был твердым в словоформе [вLда]. Хотя признак твердости–мягкости является релевантным (соотносительным), но, не являясь конститутивным в данном случае, он не может быть дифференциальным, например: [д] – [д’]. В зависимости от принадлежности к фонологической школе одни лингвисты, определяя фонему как пучок, дифференциальных признаков, не включают интегральные признаки в фонологию, другие, в частности представители московской фонологической школы, – включают, так как в процессе общения, при восприятии речи для опознания слова важны все признаки фонемы, хотя и в различной степени.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 2219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.85.127 (0.009 с.) |