Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Безударные и слабоударяемые слова.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Проклитики и энклитики. В современном русском литературном языке ударными обычно являются знаменательные слона. Большая часть служебных слов не имеет ударения. Безударные слова примыкают к ударным, образуя единое фонетическое слово. Безударные слова, примыкающие к ударным спереди, называются проклитиками, а явление примыкания – проклизой, например: [нъ-рук’э]. Безударные слона, примыкающие к ударным сзади, называются энклитиками, а явление примыкания – унклизой, например: [ч’итал-л’и]. Проклитиками обычно являются односложные предлоги, союзы, частицы, например: [нъ-г^р’э], [и-сын1, [н’иэ-знал], энклитиками – односложные частицы, например: [ч’итаi-жъ]. Некоторые односложные предлоги и частицы перетягивают на себя ударение с последующего ударного знаменательного слова, делая это слово энклитикой, например: [на-рук’и], [н’э-былъ].
Различаются абсолютные и относительные проклитики и энклитики. Абсолютные проклитики и энклитики, присоединяясь к ударному слову и образуя единое фонетическое слово, испытывают качественную редукцию, например: [нъ-рук’э], [на-рук’и]. Относительные проклитики и энклитики, присоединяясь к ударному слову и образуя единое фонетическое слово, не испытывают качественной редукции. Односложные союзы то-то, но в любой безударной позиции произносятся со звуком [о], а не [L], [ъ], например: [но-знал], а союз что – со звуками [ъ] или в книжном произношении [о], но не [L]. Ударение в русском языке может быть основным (΄) и побочным (`). Побочное ударение – это ослабленное ударение, но ударный гласный независимо от характера ударения (основное, побочное) не подвергается редукции, в том числе и качественной. Слова, имеющие побочное ударение, называются слабоударяемыми. Слабоударяемыми словами бывают как служебные, так и знаменательные слова. Слабоударяемыми оказываются некоторые двусложные и трехсложные предлоги (перед, через, вокруг, около, между, сквозь, кроме), тогда как двусложные и трехсложные предлоги всегда безударные (из-за, из-под, подо, надо, обо, ото, изо, передо); некоторые двусложные и трехсложные предлоги могут иметь побочное ударение, но могут быть и безударными (перед, между, через):, всегда имеют побочное ударение двусложные и трехсложные предлоги наречного происхождения (после, кругом, мимо, около, вокруг, напротив, поперек). Слабоударяемыми могут быть двусложные и трехсложные союзы (если, когда, так что, лишь бы, ежели, словно, будто, якобы). Ослабленное ударение могут иметь двусложные и трехсложные частицы (именно, даже, просто, точно, как раз, почти, только, неужели, разве, вряд ли, будто). Слабоударяемыми могут быть некоторые местоимения (меня, его, тебя, того, этого), относительные слова, местоименные и наречные (который, кто, где, откуда, куда, когда), простые числительные в сочетании с существительными (два, три, пять, десять), глаголы-связки (быть, стать), слова с модальными значениями (бывало, пошел было, придёт бывало, сидит себе, стало быть знает). Слова, имеющие несколько ударений В некоторых слонах возможно несколько ударений. Обычно это многосложные слова, имеющие сложную основу, то есть основу, состоящую из нескольких корней, или имеющие простую основу, но включающую многосложные префиксы и префиксоиды. Несколько ударений имеют: 1) сложные слова, например: да льневосточный, клятвопреступление, цельнометаллический; 2) сложносокращенные слова, например: профорганизация (но профсоюз), агитпропаганда, Мосэнерго, совпартшкола; 3) слова с исконно русскими префиксами: после–, сверх–, внутри–, вне–, около–, меж– и с заимствованными (интернациональными) префиксами и префиксоидами: анти–, архи–, контр–, про–, супер–, транс–, ультра–, например: антинародный, сверхъестественный, суперобложка, межконтинентальный, контрнаступление. При наличии в слове нескольких ударений последнее из них является основным, остальные – побочными, например: Росмясорыбторг. Побочные ударения могут утрачиваться; чаще всего это бывает: 1) в немногосложных словах; 2) при незначительной удаленности побочного ударения от основного; 3) в словах с несколькими побочными ударениями; 4) при незначительной частоте употребляемости слова; 5) при быстром темпе речи. Это формальные факторы, способствующие утрате побочного ударения. Из семантических факторов можно назвать недостаточную смысловую нагруженность частей сложных основ или префиксов и префиксоидов[44]. Утрата побочных ударений начинается с побочного ударения, предшествующего основному, и идет справа налево, например: 1 2 3 [росм’асърыпторк] > [росм’асърыпторк] > [росм’ъсърыпторк]; произношение [ръсм’ъсърыпторк] с утратой всех побочных ударений неудобно. Таким образом, утрата ударения 3 обусловлена близостью побочного ударения к основному, наличием нескольких побочных ударений и возможна при значительной частоте употребляемости слова и быстром темпе речи; утрата ударения 2 обусловлена наличием нескольких побочных ударений, значительной частотой употребляемости слова, быстрым темпом речи; утрата ударения 1 неудобна из-за многосложности слова. Литература Аванесов Р.И. Ударение в современном русском литературном языке. – М., 1958. Агеенко Ф.Л. Словарь ударений русского языка. – М., 2000. Агеенко Ф.Л. Собственные имена в русском языке. Словарь ударений. – М., 2001. Горбачевич К.С. Изменение норм русского литературного языка. – Л., 1971. – С. 41-89. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1989. – С. 71-109. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. – М., 1983. Словарь ударений для работников радио и телевидения. – М., 1967. Интонация. Ее элементы и функции. Интонация, как было отмечено ранее, относится к суперсегментным (надлинейным, просодическим) фонетическим средствам современного русского литературного языка. Интонация в широком смысле слона состоит из следующих элементов: 1) мелодика речи, то есть движение музыкального тона, повышения и понижения голоса; 2) ритм, то есть соотношение сильных и слабых, долгих и кратких слогов; 3) темп, то есть скорость протекания речи во времени, ускорения и замедления; 4) интенсивность речи, то есть сила или слабость произнесения, усиления и ослабления выдыхания; 5) наличие-отсутствие внутрифразовых пауз, которые делят фразу на речевые такты; 6) тембр – окраска звука, которая зависит от того, какие обертоны сопутствуют основному тону, т.е. от сложных колебательных движений, дающих звуковую волну; в русском языке тембр отличает друг от друга многообразные оттенки ударных и безударных гласных, а также различную окраску согласных; тембр – индивидуальная особенность звука (у мужчин, женщин, детей тембр речи различен; различен он у тех, кто говорит, допустим, басом или тенором), но есть и постоянные составляющие окраски звука, в результате чего [э] всегда будет отличаться от [а] или [р] от [м]. В лингвистике интонация изучалась в течение длительного времени различными лингвистами. Предлагались разнообразные способы её записи: от точек и чёрточек до нот. Наиболее основательные исследования интонации с использованием инструментальных методов были произведены Е.А. Брызгуновой. Толчком к изучению русской интонации для Е.А. Брызгуновой послужили занятия с иностранцами и наблюдения за ошибками иноязычных студентов, обусловленными влиянием интонации родного языка. В дальнейшем будет изложена интонационная теория Е.А. Брызгуновой, которая широко используется в современной научной и учебной лингвистической литературе[45]. Интонация (от лат. intono – громко произношу) – это изменение основного тона, интенсивности, тембра и длительности звучащих предложений. Интонация делит речевой поток на смысловые отрезки, противопоставляет предложения по цели высказывания и разграничивает внутри них смысловые отношения, способствует выражению эмоций. Изучение интонации доказывает существование повествовательной, вопросительной, ответной, перечислительной, восклицательной и других интонаций. В современном русском литературном языке выделяется семь типов интонационных конструкций (ИК– [ика]). Каждая интонационная конструкция имеет центр – слог, на который надает основное ударение (тактовое, фразовое или логическое), предцентровую и постцентровую части речевого такта (синтагмы), которые могут и отсутствовать. Различительными признаками ИК являются движение тона на гласном центра и соотношение уровней тона составных частей ИК. При сходстве этих характеристик в качестве различительных признаков оказываются длительность центров ИК, усиление словесного ударения центра или смычка голосовых связок в конце гласного центра, воспринимаемая как резкий перерыв звучания. См. таблицу на с. 95-96. Основные интонационные средства современного русского литературного языка представлены типом ИК во всем многообразии его реализаций, передвижением центра ИК, членением речевого потока (синтагматическим членением).
В целях устранения монотонности речи происходит варьирование типов ИК в случаях, где такое варьирование возможно: ИК–3 ИК–1 Если вы закончите работу, / мы поедем на дачу. ИК–4 ИК–1 Если вы возьмете с собой и детей, / мы отлично проведем время. Интонация не только различает синтагмы разных типов, но и выражает субъективное отношение говорящего к высказываемому, передаст эмоции. Приведем образец интонационного анализа текста. Как видно из проанализированного текста, наиболее частотными являются ИК–1, ИК–2, ИК–3, ИК–4; при этом обнаруживают мену ИК–1 и ИК–2; ИК–3 и ИК–4; ИК–1, ИК–3 и ИК–4. 3–4 1–2 То, что я хочу рассказать, / случилось очень давно, / в самом начале 1–2 3–4 1–2–4 3–4 двадцатою века. / Наша семья / жила тогда на окраине города / в маленькой, / 3–4 1 3–4 почти до окон ушедшей в землю / лачуге. / Отец и мать / работали на 1–2 3–4 1–3–4 большом казённом заводе, / а я, / четырнадцатилетний мальчишка, / – 3–4 1 3–4 на маленькой фабрика / купца Золотухина. / Дома / хозяйничала десятилетняя 1–2 сестренка Валюшка. / (Е. Верейская) Литература Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. – М., 1977. Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. – М., 1976. – С. 241–277. Николаева Т.М. Фразовая интонация славянских языков. – М., 1977. Торсуева И.Г. Интонация и смысл высказывания. – М., 1979. ФОНОЛОГИЯ Предмет фонологии Фонологии – это раздел языкознания, который изучает звук с функциональной точки зрения, как различитель значимых единиц языка: словоформ и морфем[46]. В этом отношении фонология отличается от фонетики, изучающей звуковую сторону языка с артикуляционно-акустической точки зрения. Рассматривая различные аспекты звуковой стороны языка, фонетика и фонология имеют и много общего. Фонетические единицы (от звука до фразы – сегментные; от словесного ударения до интонации – суперсегментные) выделяются в потоке речи через значимые единицы, формальную сторону которых они выражают. Анализ восприятия речи показывает, что носители языка осознают членение фонетического слова на звуки в первую очередь не по акустико-артикуляционным признакам, а по функциональной, различительной значимости звука, то есть фонемы. Например, а словоформе [дом] выделяется три звука на основании соотнесенности словоформ: [дом] – [том] – звук [д]; [дом] – [дам] – звук [о]; [дом] – [дол]–– звук [м]. Центральное место в фонологии занимает учение о фонеме, кратчайшей (неделимой во времени) единице звуковой стороны языка, обладающей смыслоразличительной способностью. Объем и задачи фонологии в различных фонологических школах определяются по-разному. Но в любой из школ в фонологию включаются вопросы, связанные с анализом сущности фонемы; с установлением отношений между фонемой и звуком; между фонемой и значимыми единицами языка – морфемой, словоформой; с выяснением принципов и методов определения состава фонем, вариативности фонем; с установлением оппозиций и связей между фонемами и их группами, то есть с описанием системы фонем и их модификаций, с описанием фонологической системы. Принципиальное различие в определении объема и содержания фонологии связано с включением–невключением в фонологию интегральных признаков фонемы. Выделяются дифференциальные (различительные) и интегральные (безразличные к различению) признаки. Например, глухость–звонкость – дифференциальный признак для согласных, так как только по этому признаку противопоставляются [б] – [п], [в] – [ф] и т.д. Но для внепарных по глухости–звонкости (например, [л], [р] и т.д., [х], [ц], [ч’]) глухость–звонкость дифференциальным признаком не является, так как хотя это и конститутивный (постоянный), но не релевантный (соотносительный) признак. Дифференциальным же является только конститутивный и релевантный признак. Не является дифференциальным признаком также неконститутивный (непостоянный, зависимый), хоть и релевантный (соотносительный) признак. Например, мягкость [д’] в словоформе [вLд’э] является неконститутивным, непостоянным, зависимым, позиционно обусловленным признаком, связанным с влиянием последующего гласного переднего ряда [э]; сравните: [д] был твердым в словоформе [вLда]. Хотя признак твердости–мягкости является релевантным (соотносительным), но, не являясь конститутивным в данном случае, он не может быть дифференциальным, например: [д] – [д’]. В зависимости от принадлежности к фонологической школе одни лингвисты, определяя фонему как пучок, дифференциальных признаков, не включают интегральные признаки в фонологию, другие, в частности представители московской фонологической школы, – включают, так как в процессе общения, при восприятии речи для опознания слова важны все признаки фонемы, хотя и в различной степени.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 2192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.9.200 (0.013 с.) |