Прочие фонетические процессы



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прочие фонетические процессы



II. Кроме охарактеризованных ранее фонетических процессов –редукции, аккомодации, ассимиляции, диссимиляции, оглушения конечного звонкого согласного, стяжения согласных, сокращения долготы согласного, в современном русском языке наблюдаются и другие, реже встречаемые фонетические процессы, которые имеют ассимилятивную или диссимилятивную основу: диэреза (пропуск), гаплология (поглощение), эпентеза (вставка), протеза (добавление), метатеза (перестановка).

Фонетические процессы На основе Встречаются Примеры
Диэреза (пропуск) ассимилятивной утрата согласного в группах согласных здн, стн, лнц, рдц, вств [праз’н’ик], [л’эс’н’ицъ], [с’эрцъ], [здраствуi], [сонцъ]
    утрата [ј] между гласными в северных говорах [бываiьт] > [быват]
  диссимилятивной утрата смычки в аффрикатах [ч’н]>[шн] [ч’т]>[щт] что [што], скучно [скушнъ], конечно [кλн’эшнъ]
Гаплология (поглощение слова ему подобным) диссимилятивной утрата одного из двух рядом стоящих одинаковых или подобных слогов морфофонология > морфонология, знаменоносец > знаменосец, минералология > минералогия, трагикокомедия > трагикомедия, стипепендия > стипендия
Эпентеза (вставка) диссимилятивной вставка [в], [γ], [ј], [т], [д] между гласными при зиянии в окончаниях прилагательных мужского рода ед.ч. родительного падежа; встречается также в просторечии, в детской речи в иностранных словах [зловъ], [добръвъ], [дурнλво], [шп’ијон], [ф’ијалкъ], [ндраф], [страм], [кλкавъ], [испан’иiь], [итал’иiь], [л’иэвонт’иi], [лър’ивон], [рад’ивъ]
Протеза (добавление) диссимилятивной добавление [в], [γ], [ј], [и] к началу слова в современном русском языке, в говорах, в просторечии; имело место и в истории языка вострый, навострить, гострый – [γ], восемь, гусеница – [γ]>[г], это – [јэ], ильгов вместо льгов, ильвовна вместо львовна, шила вместо шла
Метатеза (перестановка) ассимилятивной и диссимилятивной в заимствованных словах футляр (нем. futtleral), тарелка (польск. talerz, нем. teller, фрол (лат. flor)
    при переходе слова из литературного языка в диалекты ведмедь вместо медведь, ралёк вместо ларек
    в детской речи при усвоении речи взрослых лошадка > ласатка > салатка скамейка > камейка > макейка

СЛОГ

Слог с артикуляционной и акустической точки зрения

Фонетические слова делятся на слоги. Существуют различные определения слога, которые основываются на внимании к его артикуляционным или акустическим особенностям.

Артикуляционное определение слога предлагается экспираторной теорией.

Наиболее распространенным артикуляционным определением слога является следующее: слог – это часть фонетического слова, состоящая из одного или нескольких звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха.

Такое определение соответствует и определениям, предлагаемым в начальной школе, в педагогическом училище. Оно наглядно может быть проверено дрожанием пламени свечи, перед которым будут произнесены слова: отклонение пламени свечи соответствует толчку выдыхаемого воздуха, например: ма-ма – пламя дрогнет два раза, в слове два слога. Но возможны и несоответствия. При произнесении смычных согласных эффект хот же, что и при произнесении гласных, т.е. воздушный поток будет разорван смычкой согласного, пламя дрогнет: кто – один слог, а пламя дрогнет дважды. При произнесении нескольких гласных подряд количество слогов будет соответствовать количеству гласных, а пламя \рогнет один раз, независимо от количества гласных: а-у;

видео у аэровокзала

Артикуляционное определение слога, предложенное Л.В. Щербой, основывается на теории пульсации. Согласно этой теории слог – отрезок речи, соответствующий чередованию нагнетания и разрядки мускульного напряжения речевого аппарата[27]. При этом слог образуется каждым нарастанием с последующим падением; в начале цепи может отсутствовать нарастание, а в конце – падение.

В других артикуляционных определениях слог характеризуется как последовательность речевых движений, которая образуется одним дыхательным толчком (Р. Стетсон) или является результатом одной управляющей команды (Л.А. Чистович).

Акустическое определение слога связано с сонорной теорией, предложенной датским лингвистом О. Есперсеном и применительно к русскому языку разработанной Р.И. Аванесовым; эта теория является наиболее признанной в современном русском языкознании[28]. В соответствии с этой теорией слог – отрезок с вершиной сонорности и менее сонорным окружением, волна нарастания и ослабления звучности.

 

 

Распространённое определение слога как дыхательного толчка опровергается экспериментальными данными, согласно которым количество слогов и количество дыхательных толчков не совпадают (сравните приведённые выше опыты с пламенем свечи).

Существует определение слога как минимальной единицы речевого потока, минимальной произносительной единицы (Л.В. Бондарко)[29]. Такое определение предлагается представителями ленинградской фонологической школы, которые считают, что деление речевого потока на звуки является результатом лингвистического анализа, а не непосредственного слухового восприятия. Звуковой же поток по слуху и по мускульному ощущению распадается на самые мелкие отрезки, называемые слогами[30].

Такое понимание минимальной произносительной единицы расходится с традиционным, согласно которому минимальной фонетической единицей является звук, поскольку он соответствует одной артикуляции. Связанность артикуляций звуков в слоге ещё не даёт оснований для отрицания звука как наименьшей артикуляционной единицы, тем более что экспериментально-фонетические исследования слога показали, что слитностью, связанностью звуков характеризуется только открытый слог, а в закрытых слогах с артикуляционной и акустической точек зрения такой слитности, связанности элементов нет. Поэтому закрытые слоги даже представители ленинградской фонологической школы считают не минимальными единицами речевого потока, а последовательностями минимальных единиц.

Изучение слога сопряжено с трудностями, поскольку слог не соотносится со значимыми единицами языка, а определяется только по фонетическим признакам. На ранних этапах изучения слога экспериментально–фонетические исследования не позволяли выявить постоянные фонетические характеристики слога. Поэтому слог с фонетической точки зрения некоторые лингвисты не считали фонетической единицей. Тогда был предложен фонологический подход к слогу с точки зрения сочетаемости фонем языка. Типы слогов при этом подходе основываются на описании фонемной структуры слогов.

Но отрицать фонетическую природу слога нельзя. Любые носители языка, даже дети, интуитивно верно определяют количество слогов. Ритмика слова определяется соотношением безударных и ударных слогов. Системы стихосложения также связаны со слогом (силлабическая система предполагает равносложие, одинаковое количество слогов, а тоническая – равноударность, определённое чередование ударных и безударных слогов).

Слогообразующие и неслогообразующие звуки

В современном русском литературном языке слогообразующими звуками, то есть звуками, способными образовать слог, являются гласные звуки, поскольку они обладают наибольшей звучностью, сонорностью. Неслогообразующими звуками, то есть звуками, не способными образовать слог, оказываются согласные. В составе слога вокруг наиболее звучного слогообразующего звука группируются менее звучные неслогообразующие.

В беглой речи, в просторечии, в диалектах русского языка, а также в поэтической речи в соответствии с требованиями ритмики стиха слогообразующими звуками могут оказываться и согласные, в первую очередь сонорные, как наиболее звучные, а из числа шумных только согласные фрикативные.

Слоговыми сонорные согласные становятся чаще всего в позиции начала слова перед шумным, в первую очередь взрывным, согласным (повышенная звучность перед минимальной) и в позиции конца слова после шумного, в первую очередь взрывного, согласного (повышенная звучность после минимальной). Например: [рта], [лба]; [быстр], [рубл’][31]. Такая слоговость в русском языке не является постоянным признаком данных согласных, а оказывается позиционно обусловленной, ненормативной, в отличие, например, от сербскохорватского и чешского языков, в которых слоговость сонорных – нормативный языковой факт.

Побочная, позиционно обусловленная слоговость сонорных неустойчива, и её устранение может проходить двумя способами:

1) за счёт развития гласного призвука перед сонорным, который в просторечии, в диалектах, в процессе исторического развития русского языка мог становиться обычным звуком: [руб’ьгл’] > [руб’ьл’] – в просторечии; [ържΛноi], [ΛржΛноi], [ил’н’иэноi] > [ил’н’иэноi] – в диалектах; [хытръ] > [хытр] > [х’ит’ор], [бобръ] > [бобр] > [бΛб’ор] – в процессе исторического развитая литературного языка;

2) за счёт утраты голоса и исчезновения сонорного: [рубл’] > [руб’] > [руп’] – в просторечии; [добр] > [доб] > [доп]– в диалектах; [н’эслъ] > [н’эсл] > [н’эс] > [н’ос] – в процессе исторического развития русского литературного языка.

В беглой речи также возможно появление позиционно обусловленной слоговости сонорных за счёт утраты гласных: [провлкъ]; [ф-сам-д’эл’ь]; [мар’иваннъ] > [мар’-иванъ]; [д’эллъ].

В поэтической речи ритмика стиха может вызывать позиционно обусловленную слоговость не только сонорных , но и шумных согласных:

Царь Александр I

Настал ему взамен.

В нём слабы были нервы,

Но был он джентльмен.

(А.К. Толстой)

Молчать! Молчать! Дьяк думный говорит;

Ш-ш – слушайте! Собором положили

В последний раз отведать силу просьбы.

(А. Пушкин)

Позиционно обусловленная слоговость шумных возможна и в разговорной речи, например: тс ; ш ; кс – кс – кс.


 

 


Типы слогов

I.

Слог – это звук или несколько звуков, которые произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха
Число слогов в слове соответствует количеству гласных звуков

 

II. Типы слогов определяются в зависимости от того, каким звуком, гласным или согласным, начинается и заканчивается слог. По начальному звуку слоги делятся на прикрытые, начинающиеся согласным (ta, la, tat, lat, tal, lal), и неприкрытые, начинающиеся гласным (а, аt, аl). По конечному звуку слоги делятся на закрытые, заканчивающиеся согласным (tat, lat, tal, lal, at, al), и открытые, заканчивающиеся гласным (ta, la, a)[32].

Слоги, являющиеся прикрытыми и закрытыми, т.е. начинающиеся и заканчивающиеся согласными, называются замкнутыми (tat, lat, tal, lal). Таким образом, тины слогов могут быть охарактеризованы, так:

а – неприкрытый, открытый;

tа – прикрытый, открытый;

аt – неприкрытый, закрытый;

tаt – прикрытый, закрытый, замкнутый[33].

 

 
 

 

 


 

 

       
 
 
   

 

 


Замкнутые
Слоги, являющиеся одновременно прикрытыми и закрытыми, начинающиеся и заканчивающиеся согласным
tat, lat, tal, lal

 

Типы слогов По концу По началу Закрытые Открытые
Прикрытые Замкнутые tat, lat, tal, lal ta, la
Неприкрытые at, al a

 

Например: [па|рус]: [па] – прикрытый, открытый; [рус] – прикрытый, закрытый, замкнутый.

 

 

СЛОГОРАЗДЕЛ

Слогораздел – это граница между двумя слогами, следующими друг за другом в потоке речи.

Существуют различные теории слогораздела, которые соответствуют различному пониманию слога.

Старая теория, согласно которой количество слогов определяется количеством гласных, существовавшая еще у древних греков и индийцев, нашедшая отражение в учебниках для школы и педучилища, не решает вопроса о месте слогораздела при стечении согласных, а только указывает количество слогов.

Ее сменили артикуляционные теории (экспираторная теория, теория пульсации и др.), акустическая теория (сонорная) и артикуляционно-акустическая (теория открытого слога).

Экспираторная теория, предложенная немецкими лингвистами конца XIX века и развитая Стетсоном (1951 г.), основана на дифференциации выдоха. В соответствии с этой теорией воздушная струя при производстве речевого потока выходит не плавно, а толчками; каждому толчку соответствует слог. Граница слога соответствует моменту самого слабого выдыхания. Но, как показали экспериментальные исследования, число слогов может и не совпадать с числом толчков выдыхаемого воздуха.

Теория пульсации, впервые изложенная в 1929 году французским лингвистом М. Граммоном и развитая Л.В. Щербой, основана на различиях в мускульном напряжении речевого аппарата во время артикуляции. В соответствии с этой теорией речевой поток связан с периодическим усилением и ослаблением звукового ряда. Слог начинается усилением и заканчивается ослаблением звукового ряда. Слогораздел проходит в месте наименьшего мускульного напряжения, которое зависит от положения согласного (при стечении согласных) по отношению к ударению. Если ударным является первый гласный, то следующий за ним согласный (из сочетания согласных) примыкает к этому гласному и образует закрытый слог: кос-ти. Если ударным является второй гласный, то оба согласных отходят к ударному слогу из–за тенденции открытого слога: ко-стей. Сонорный в сочетании с шумным не зависит от ударения и примыкает к предшествующему ударному или безударному гласному: кол-ба, коль-цо. Экспериментально-фонетические исследования не подтвердили принципа импульса мускульного напряжения, который явился основой теории пульсации.

Эксплозивно-имплозивная теория, созданная Ф. де Соссюром и примененная к русскому языку А.М.Сухотиным, который перевел на русский язык «Курс общего языкознания», снабдив теоретический материал швейцарского лингвиста русскими примерами, является, как и первые две, артикуляционной. Суть этой теории заключается в том, что слог рассматривается как волна эксплозии (размыкания органов речи) и имплозии (смыкания органов речи). Например: [^-кон-ч’иф-шъ-iь][34]. Таким образом, слогораздел проходит в месте, где знаки повернуты друг к другу сужениями. Эта теория неоднозначно решает вопрос о слоговых и неслоговых согласных, например: [бу-кф] и [м^-ржы]. Эта теория тоже не объясняет всех фактов языка. Например, в слове вздор, согласно эксплозивно-имплозивной теории, должно быть два слога: [вз-дор], а на самом деле – один: [вздор]. Не объясняет она и преимущественной слоговости сонорных по сравнению с другими согласными.

В интересном экспериментальном исследовании Л.В. Бондарко «Звуковой строй современного русского языка» (М., 1977) дана принципиально новая теория слогораздела, согласно которой в современном русском литературном языке все слоги, даже конечные, являются открытыми; слогораздел не связан не только с морфемной членимостью, но и с границами между словами[35]. Любое стечение согласных и в любой позиции по отношению к ударению в условиях внутриморфемного положения, положения на стыке морфем и слов отходит к последующему гласному, например: [па-с’т’и], [п^-с’т’и], [палку], [п^-лку], [до-ч’у-шла].

В современной лингвистике наиболее признана и широко используется акустическая сонорная теория слогораздела, выдвинутая О. Есперсеном и разработанная применительно к материалу современного русского языка Р.И. Аванесовым. Суть этой теории заключается в том, что в русском языке:

1) количество слогов определяется количеством гласных звуков;

2) слогораздел проходит в месте наибольшего спада звучности, что соответствует тенденции (а в древнерусском языке до падения редуцированных – закону) восходящей звучности.

Тенденция восходящей звучности заключается в том, что в любом неначальном слоге звучность нарастает от начала слога к его вершине.

Если условно звучность шумного согласного обозначить единицей, то звучность сонорного будет равна трем, а звучность гласного – четырем:

t (шумный согласный) – 1,

l (сонорный согласный) – 3,

а (гласный) – 4.

При этом обозначении [ј(i)] и любой другой сонорный попадают в одну группу по звучности. Это не соответствует действительности, потому что [ ] – наиболее звучный из сонорных, так как близок к гласному [и], но лишен слогообразующей функции. Поэтому исключением при слогоделении будет сочетание [ј(i)] и сонорного между гласными, где по схеме звучности слогораздел должен был бы пройти перед [ ]:

а | ј l а, но на самом деле он пройдет после [ ], как

4 3 3 4

более звучного, чем другой сонорный: а ј | l а.

Пользуясь этими правилами, можно любое фонетическое слово разделить на слоги: [л’ ь | к с’ и | к ^ | л о | г’ и | i ь].

3 4 1 1 4 1 4 3 4 1 4 3 4

При этом нужно помнить, что проклитики и энклитики, входящие в фонетическое слово, делятся на слоги не обособленно, а в пределах фонетического слова: [и | н’ иэ | ^ | т ш’ а | с’ т’ и | i ь]

4 3 4 4 1 1 4 1 1 4 3 4

Из указанных выше правил слогораздела можно было бы сделать конкретные выводы для слогоделения при стечении согласных.

а | t а 4 1 4 Если между гласными один шумный согласный, то слогораздел проходит перед согласным.
а | l а 4 3 4 Если между гласными один сонорный согласный, то слогораздел проходит перед согласным.
а | t t а 4 1 1 4 Если между гласными два или более шумных согласных, то слогораздел проходит перед согласными.
а | l l а 4 3 3 4 Если между гласными два и более сонорных согласных, то слогораздел проходит перед согласными.
а | t l а 4 1 3 4 Если между гласными сочетание шумного (шумных) и сонорного (сонорных) согласных, то слогораздел проходит перед согласными.
a ј | l a 4 3 3 4 Если между гласными сочетание (ј(i)) и сонорного (сонорных) согласных, то слогораздел проходит после (ј(i)).
A ј | t a 4 3 1 4 Если между гласными сочетание (ј(i)) и шумного (шумных) согласных, то слогораздел проходит после (ј(i)).

 

Итак, при слогоразделе граница между слогами проходит:

1) после гласного;

2) после согласного, если между гласными:

а) сочетание сонорного и шумного согласных;

б) сочетание [ј(i)] и любого согласного.

Слогораздел – явление фонетическое, но иногда он зависит от нефонетических причин: морфологической – морфемной структуры слова, лексической – сочетания лексических слов в составе фонетического слова, стилистической – стиля и темна речи. Но влияние этих факторов невозможно без фонетических условий. Слогоделение на стыке морфем и слов может учитывать морфологические и лексические закономерности лишь в том случае, если на стыке морфем или слов представлено стечение:

1) более двух одинаковых согласных;

2) двух одинаковых согласных перед третьим.

При стечении согласных на стыке морфем или лексических слов в составе одного фонетического слова вопрос о слогоразделе может решаться двумя способами:

1) происходит упрощение группы согласных за счет стяжения одинаковых согласных: t1t1t1>t1t1> t1 : t1t1t2>t1t2, и слогораздел проходит перед согласными: a |t1 a, a |t1t2a ;

2) не происходит упрощения группы согласных, и слогораздел проходит после первого согласного: at1 |t1t1; at1 |t1t2a .

Упрощение согласных обычно происходит на стыке корня и суффикса, на стыке же приставки и корня и особенно предлога и знаменательного слова в книжном стиле речи при необходимости подчеркнуть значение приставки или предлога может сохраняться стечение согласных, особенно при наличии сочетания звуков (ззв), (ссв), (ззн), (ссн), (ссл). Например, возможно следующее деление на слоги:

[ру | ск’иi] (русский),

[рус | ск’иi] (Рузский),

[и | ску | ствъ] (искусство),

[р^ | стра | и | вът’] (расстраивать),

[б’иэс | с’с | с’н’э | гъ] (без снега),

[б’иэз | зву | къ] (без звука).

В подобных случаях при слогоделении необходимо опираться на собственное произношение. В учебных целях целесообразно придерживаться теории Р.И. Аванесова.

 

См. таблицу на с. 76.


 

 

 


Старая теория Экспираторная теория Теория пульсации Эксплозивно-имплозивная теория Сонорная теория Теория открытого слога
Древние греки, индийцы. Учебники для школы и педучилища Немецкие лингвисты конца XIX, Р. Стетсон М. Граммон, Л.В.Щерба Ф.де Соссюр, А.М. Сухотин О. Есперсен, Р.И. Аванесов Л.В.Бондарко, Л.П. Павлова
Количество слогов определяется количеством гласных Граница слога соответствует моменту самого слабого выдыхания Слогораздел проходит в месте наименьшего мускульного напряжения, которое зависит от положения согласного по отношению к ударению Слогораздел проходит в месте движения от имплозии к эксплозии Количество слогов определяется количеством гласных. Слогораздел проходит в месте наибольшего спада звучности Любое стечение согласных и в любой позиции по отношению к ударению в условиях внутри морфемного положения, положения на стыке морфем и слов отходит к последующему гласному
[к^|стры] – 2 слога [вздор] – 1 слог [вопл’] – 1 слог [ма|мъ], [к|то], [в’ид’ь], [лу] [кос’|т’и], [к^|с’т’эi], [кол|бъ], [к^л’|цо] [бу|кф], [м^|ржы], [вз|дор] [л’ь|кс’и|к^][ло|г’и|iь], [доч’у|шла] [па|с’т’и], [п^|с’т’и], [па|лку], [п^|лку], [до|ч’у|шла]

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.79.116 (0.019 с.)