Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методология научного исследования. Соотношение методологического, теоретического и эмпирического уровней исследования.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цели изучения: - знакомство с основными понятиями курса, анализ их основных логических характеристик; анализ разных уровней понятия «методология», выделение содержательного ядра категорий; - формирование понятия о методологии науки; углубление представления об исследовании в сфере образования, его специфике, инструментарии, этапах; - формирование умения четко выстраивать методологический аппарат исследования, выявлять типичные ошибки начинающих исследователей при формулировании проблемы, объекта, предмета, цели и задач, гипотезы исследования; - формирование интерес к исследовательской деятельности; позитивное отношение к гуманитарному, антропологическому знанию; понимание его особенностей, а также проблем и сложностей, с которыми сталкивается исследователь. Литература основная:
http://www.biblioclub.ru/88691_Nauchnoe_issledovanie_teoriya_i_praktika.html
Литература дополнительная:
8. Бахтин, М.М. К методологии гуманитарных наук// М.М.Бахтин. Эстетика словесного творчества. - Изд. 2-е, - М., 1986. – С.381-393, 429- 432.// http://psylib.org.ua/books/bahtm01.htm.
11. Краевский В. В. Методология педагогической науки: Учебное пособие. — М., 2001.
1. 11. Краевский В.В. Педагогика и ее методология вчера и сегодня// Интернет-журнал «Эйдос». - 2003. - 2 декабря: http://www.eidos.ru/journal/2003/0711-03.htm. 14. Краевский В. В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. – Чебоксары,2001// http://window.edu.ru/window_catalog. 15. Липский, И.А. Методологический анализ научного знания// http://www.social-pedagog.edu.mhost.ru/Docum/Public/Methodol-1.html. 16. Никитич, Л.А. История и философия науки. Учебное пособие. 17. Полонский, В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. – М.: Новая школа, 1995.
20. http://www.rsuh.ru/section.html?id=671 – официальный сайт РГГУ, раздел философия и методология науки, методология гуманитарных наук. Семинарское занятие №1. Методология научного исследования. План: 1. Исследование как отражение научно-теоретической и конструктивно-технологической функций науки. 2. Виды исследований в сфере образования. 3. Понятие о методологии науки. Философский, общенаучный, конкретно- научный, технологический уровни методологии. 4. Научный факт. Объективная закономерность. Научная концепция. 5. Методология психолого-педагогических наук. Задания для подготовки к семинарскому занятию. 1. Выпишитеопределения основных понятий темы, вычлените их основные содержательные характеристики. 2. В чем заключается научно-теоретическая и конструктивно-технологическая функции науки? Поясните разницу между ними. 3. Какова специфика сочетания научно-теоретической и конструктивно-технологической функций в педагогике и психологии? 4. Каковы основные цели и задачи науки в целом? 5. Каковы цели и задачи психолого-педагогических наук на современном этапе? 6. Перечислите виды исследований в сфере образования. Охарактеризуйте один из них. 7. Разграничьте философский, общенаучный, конкретно- научный и технологический уровни методологии. 8. Какими научными категориями оперирует методология науки на каждом из этих уровней? 9. Являются ли синонимами понятия методология – гносеология – науковедение? Покажите общее и особенное в сущностных характеристиках этих понятий. 10. Что такое «научный факт», «научное явление», «научный процесс»? В чем их отличие от обыденных фактов явлений и процессов? Приведите примеры научных фактов и процессов в сфере образования. 11. Что такое «объективная закономерность»? Почему в гуманитарных науках используется понятие «закономерность», а не понятие «закон»? Дайте определение понятию «научная концепция». 12. Дайте определение понятию «методология психолого-педагогических наук». В чем ее специфика? 13. Какие закономерности в сфере образования вы знаете? 14. Приведите примеры научных концепций в области психолого-педагогических наук. 15. Охарактеризуйте подробно одну из известных вам научных концепций в сфере педагогики или психологии.
Задания для обсуждения на занятии. 1. Познакомьтесь с фрагментом работы известного русского педагога П.Ф. Каптерева. «Педагогика есть прикладная наука; науки, с которыми она находится в наиболее тесной связи и законы которых она должна применять, суть науки о человеке. При физическом воспитании человека ей приходится иметь дело с анатомией и физиологией человека и гигиеной, при психическом воспитании — с психологией, логикой, наукой о нравственности и прекрасном. Другие науки о человеке менее касаются педагогики, но нельзя сказать, чтобы оставались ей совершенно чуждыми, какова, например, филология. Таким образом, научные предпосылки педагогической теории сложны и разнообразны. Но этим еще не исчерпывается трудность педагогической теории. Научные законы педагогика должна применять к известным обстоятельствам и потребностям и с известной целью. Откуда она возьмет знание этих обстоятельств, потребностей, целей?» (Каптерев, П.Ф. Педагогика – наука или искусство?/ П.Ф. Каптерев// Избранные педагогические сочинения. – М., 1982. – С. 59-60.) Какие же науки являются методологической основой для педагогики? Можно ли считать саму теоретическую педагогику методологией для педагогической практики?
2. Прочитайте фрагмент работы В.В. Краевского. Объясните, в чем разница между объяснительной (дескриптивной) и нормативной (прескриптивной) функциями методологии науки. «… методология педагогики есть система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества исследовательской работы. … Как видно по приведенному выше определению методологии педагогики, эта отрасль научного познания выступает в двух аспектах: как система знаний и как система научно-исследовательской деятельности. Имеются в виду два вида деятельности - методологические исследования и методологическое обеспечение. Задача первых - выявление закономерностей и тенденций развития педагогической науки в ее связи с практикой, принципов повышения эффективности и качества педагогических исследований, анализ их понятийного состава и методов. Обеспечить исследование методологически - значит использовать имеющиеся методологические знания для обоснования программы исследования и оценки его качества, когда оно ведется или уже завершено». (Краевский, В.В. Педагогика и ее методология вчера и сегодня// Интернет-журнал «Эйдос». - 2003. - 2 декабря. http://www.eidos.ru/journal/2003/0711-03.htm.)
3. Создатель Московского методологического кружка Г.П. Щедровицкий определял методологию как «учение о мышлении и деятельности». Он говорил, что если методология не прикладная, то это уже не методология, а… хризантема в проруби. Как вы понимаете эту мысль? О какой функции методологии науки здесь идет речь?
4. Г.И.Рябов предложил такую формулировку одного из законов педагогики: «Обучение (как процесс целенаправленной передачи социального опыта) эффективно в меру учета гностических характеристик каждой из его формант - познающего субъекта, познаваемого объекта, организующей обучение среды». (Цит. по: Кабанов, П.Г. Вопросы совершенствования методологической культуры педагога – Томск: Изд-во ТГУ, 1999// http: www.asf.ru/Pabl/monogr) Выдвинете аргументы «за» и/или «против» такого утверждения.
5. Вам предлагается установленный в одном из педагогических исследований факт: по сравнению с 5-м классом в 9-м ребята почти столь же успешно понимают изучаемое, несколько менее успешно (потеря 0,6 балла по 10-балльной шкале) овладевают материалом («знают») и заметно менее успешно «мыслят» (потеря 1,3 балла). Какие объективные закономерности лежат в основе этого явления? Как можно объяснить эти факты?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 972; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.120.64 (0.012 с.) |