Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методология научного исследования. Соотношение методологического, теоретического и эмпирического уровней исследования.

Поиск

 

Цели изучения:

- знакомство с основными понятиями курса, анализ их основных логических характеристик; анализ разных уровней понятия «методология», выделение содержательного ядра категорий;

- формирование понятия о методологии науки; углубление представления об исследовании в сфере образования, его специфике, инструментарии, этапах;

- формирование умения четко выстраивать методологический аппарат исследования, выявлять типичные ошибки начинающих исследователей при формулировании проблемы, объекта, предмета, цели и задач, гипотезы исследования;

- формирование интерес к исследовательской деятельности; позитивное отношение к гуманитарному, антропологическому знанию; понимание его особенностей, а также проблем и сложностей, с которыми сталкивается исследователь.

Литература основная:

  1. Бережнова, Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: уч. пос. / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. – М.: Академия, 2008.
  2. Как писать магистерскую диссертацию по педагогике: Учеб.-метод. пос. для преподавателей и студентов-магистрантов/ Науч. ред. А.А. Орлов. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2011. – 145с.
  3. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. Пособие для студ. вузов/ В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2008. – 400с.
  4. Новиков, А.М., Новиков Д.А. Методология. Учебно-методическое пособие. -
    М.: Синтег, 2007. - 662 с. [Электронный ресурс]: http://www.biblioclub.ru/82662_Metodologiya.html
  5. Новиков, А.М. Методология научного исследования/ А.М. Новиков, Д.А. Новиков. – М.: Либроком, 2010. – 280с. [Электронный ресурс]: http://www.biblioclub.ru/82773_Metodologiya_nauchnogo_issledovaniya.html.
  6. Умнов, В.С. Самойлик Н.А. Научное исследование: теория и практика. -
    Новокузнецк: Кузбасская государственная педагогическая академия, 2010. - 99 с. [Электронный ресурс]:

http://www.biblioclub.ru/88691_Nauchnoe_issledovanie_teoriya_i_praktika.html

 

Литература дополнительная:

  1. Антюфеева, М.А. Христианская антропология как методология педагогики// http://virlib.eunnet.net/sofia/05-2002/text/0500.html

8. Бахтин, М.М. К методологии гуманитарных наук// М.М.Бахтин. Эстетика словесного творчества. - Изд. 2-е, - М., 1986. – С.381-393, 429- 432.// http://psylib.org.ua/books/bahtm01.htm.

  1. Бережнова, Е.В. Требования к курсовым и дипломным работам по педагогике: методич. рекомендации для студентов. – М.: Пед. общество России, 1999.
  2. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М., 2005.

11. Краевский В. В. Методология педагогической науки: Учебное пособие. — М., 2001.

  1. Краевский, В.В. Основы обучения. Дидактика и методика: уч. пос. для студентов. – М.: Академия, 2007.

1. 11. Краевский В.В. Педагогика и ее методология вчера и сегодня// Интернет-журнал «Эйдос». - 2003. - 2 декабря: http://www.eidos.ru/journal/2003/0711-03.htm.

14. Краевский В. В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. – Чебоксары,2001// http://window.edu.ru/window_catalog.

15. Липский, И.А. Методологический анализ научного знания// http://www.social-pedagog.edu.mhost.ru/Docum/Public/Methodol-1.html.

16. Никитич, Л.А. История и философия науки. Учебное пособие.
М.: Юнити-Дана, 2008. - 336 с. [Электронный ресурс]: http://www.biblioclub.ru/83294_Istoriya_i_filosofiya_nauki_Uchebnoe_posobie.html

17. Полонский, В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. – М.: Новая школа, 1995.

  1. Решетова, Л.И. Практические советы студенту-гуманитарию, начинающему научное исследование. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2005.
  2. Щедровицкий, Г.П. Философия. Наука. Методология. – М., 1997.

20. http://www.rsuh.ru/section.html?id=671 – официальный сайт РГГУ, раздел философия и методология науки, методология гуманитарных наук.

Семинарское занятие №1.

Методология научного исследования.

План:

1. Исследование как отражение научно-теоретической и конструктивно-технологической функций науки.

2. Виды исследований в сфере образования.

3. Понятие о методологии науки. Философский, общенаучный, конкретно- научный, технологический уровни методологии.

4. Научный факт. Объективная закономерность. Научная концепция.

5. Методология психолого-педагогических наук.

Задания для подготовки к семинарскому занятию.

1. Выпишитеопределения основных понятий темы, вычлените их основные содержательные характеристики.

2. В чем заключается научно-теоретическая и конструктивно-технологическая функции науки? Поясните разницу между ними.

3. Какова специфика сочетания научно-теоретической и конструктивно-технологической функций в педагогике и психологии?

4. Каковы основные цели и задачи науки в целом?

5. Каковы цели и задачи психолого-педагогических наук на современном этапе?

6. Перечислите виды исследований в сфере образования. Охарактеризуйте один из них.

7. Разграничьте философский, общенаучный, конкретно- научный и технологический уровни методологии.

8. Какими научными категориями оперирует методология науки на каждом из этих уровней?

9. Являются ли синонимами понятия методология – гносеология – науковедение? Покажите общее и особенное в сущностных характеристиках этих понятий.

10. Что такое «научный факт», «научное явление», «научный процесс»? В чем их отличие от обыденных фактов явлений и процессов? Приведите примеры научных фактов и процессов в сфере образования.

11. Что такое «объективная закономерность»? Почему в гуманитарных науках используется понятие «закономерность», а не понятие «закон»? Дайте определение понятию «научная концепция».

12. Дайте определение понятию «методология психолого-педагогических наук». В чем ее специфика?

13. Какие закономерности в сфере образования вы знаете?

14. Приведите примеры научных концепций в области психолого-педагогических наук.

15. Охарактеризуйте подробно одну из известных вам научных концепций в сфере педагогики или психологии.

 

Задания для обсуждения на занятии.

1. Познакомьтесь с фрагментом работы известного русского педагога П.Ф. Каптерева.

«Педагогика есть прикладная наука; науки, с которыми она находится в наиболее тесной связи и законы которых она должна применять, суть науки о человеке. При физическом воспитании человека ей приходится иметь дело с анатомией и физиологией человека и гигиеной, при психическом воспитании — с психоло­гией, логикой, наукой о нравственности и прекрасном. Другие науки о человеке менее касаются педагогики, но нельзя сказать, чтобы оставались ей совершенно чуждыми, какова, например, фи­лология. Таким образом, научные предпосылки педагогической теории сложны и разнообразны. Но этим еще не исчерпывается трудность педагогической теории. Научные законы педагогика должна применять к известным обстоятельствам и потребностям и с известной целью. Откуда она возьмет знание этих обстоятельств, потребностей, целей?» (Каптерев, П.Ф. Педагогика – наука или искусство?/ П.Ф. Каптерев// Избранные педагогические сочинения. – М., 1982. – С. 59-60.)

Какие же науки являются методологической основой для педагогики? Можно ли считать саму теоретическую педагогику методологией для педагогической практики?

 

2. Прочитайте фрагмент работы В.В. Краевского. Объясните, в чем разница между объяснительной (дескриптивной) и нормативной (прескриптивной) функциями методологии науки.

«… методология педагогики есть система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества исследовательской работы.

… Как видно по приведенному выше определению методологии педагогики, эта отрасль научного познания выступает в двух аспектах: как система знаний и как система научно-исследовательской деятельности. Имеются в виду два вида деятельности - методологические исследования и методологическое обеспечение. Задача первых - выявление закономерностей и тенденций развития педагогической науки в ее связи с практикой, принципов повышения эффективности и качества педагогических исследований, анализ их понятийного состава и методов. Обеспечить исследование методологически - значит использовать имеющиеся методологические знания для обоснования программы исследования и оценки его качества, когда оно ведется или уже завершено». (Краевский, В.В. Педагогика и ее методология вчера и сегодня// Интернет-журнал «Эйдос». - 2003. - 2 декабря. http://www.eidos.ru/journal/2003/0711-03.htm.)

 

3. Создатель Московского методологического кружка Г.П. Щедровицкий определял методологию как «учение о мышлении и деятельности». Он говорил, что если методология не прикладная, то это уже не методология, а… хризантема в проруби.

Как вы понимаете эту мысль? О какой функции методологии науки здесь идет речь?

 

4. Г.И.Рябов предложил такую формулировку одного из законов педагогики: «Обучение (как процесс целенаправленной передачи социального опыта) эффективно в меру учета гностических характеристик каждой из его формант - познающего субъекта, познаваемого объекта, организующей обучение среды». (Цит. по: Кабанов, П.Г. Вопросы совершенствования методологической культуры педагога – Томск: Изд-во ТГУ, 1999// http: www.asf.ru/Pabl/monogr)

Выдвинете аргументы «за» и/или «против» такого утверждения.

 

5. Вам предлагается установленный в одном из педагогических исследований факт: по сравнению с 5-м классом в 9-м ребята почти столь же успешно понимают изучаемое, несколько менее успешно (потеря 0,6 балла по 10-балльной шкале) овладевают материалом («знают») и заметно менее успешно «мыслят» (потеря 1,3 балла).

Какие объективные закономерности лежат в основе этого явления? Как можно объяснить эти факты?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 972; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.120.64 (0.012 с.)