![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методология научного исследования. Соотношение методологического, теоретического и эмпирического уровней исследования.
Цели изучения: - знакомство с основными понятиями курса, анализ их основных логических характеристик; анализ разных уровней понятия «методология», выделение содержательного ядра категорий; - формирование понятия о методологии науки; углубление представления об исследовании в сфере образования, его специфике, инструментарии, этапах; - формирование умения четко выстраивать методологический аппарат исследования, выявлять типичные ошибки начинающих исследователей при формулировании проблемы, объекта, предмета, цели и задач, гипотезы исследования; - формирование интерес к исследовательской деятельности; позитивное отношение к гуманитарному, антропологическому знанию; понимание его особенностей, а также проблем и сложностей, с которыми сталкивается исследователь. Литература основная:
http://www.biblioclub.ru/88691_Nauchnoe_issledovanie_teoriya_i_praktika.html
Литература дополнительная:
8. Бахтин, М.М. К методологии гуманитарных наук// М.М.Бахтин. Эстетика словесного творчества. - Изд. 2-е, - М., 1986. – С.381-393, 429- 432.// http://psylib.org.ua/books/bahtm01.htm.
11. Краевский В. В. Методология педагогической науки: Учебное пособие. — М., 2001.
1. 11. Краевский В.В. Педагогика и ее методология вчера и сегодня// Интернет-журнал «Эйдос». - 2003. - 2 декабря: http://www.eidos.ru/journal/2003/0711-03.htm. 14. Краевский В. В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. – Чебоксары,2001// http://window.edu.ru/window_catalog. 15. Липский, И.А. Методологический анализ научного знания// http://www.social-pedagog.edu.mhost.ru/Docum/Public/Methodol-1.html. 16. Никитич, Л.А. История и философия науки. Учебное пособие. 17. Полонский, В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. – М.: Новая школа, 1995.
20. http://www.rsuh.ru/section.html?id=671 – официальный сайт РГГУ, раздел философия и методология науки, методология гуманитарных наук. Семинарское занятие №1. Методология научного исследования. План: 1. Исследование как отражение научно-теоретической и конструктивно-технологической функций науки. 2. Виды исследований в сфере образования. 3. Понятие о методологии науки. Философский, общенаучный, конкретно- научный, технологический уровни методологии. 4. Научный факт. Объективная закономерность. Научная концепция. 5. Методология психолого-педагогических наук. Задания для подготовки к семинарскому занятию. 1. Выпишитеопределения основных понятий темы, вычлените их основные содержательные характеристики. 2. В чем заключается научно-теоретическая и конструктивно-технологическая функции науки? Поясните разницу между ними. 3. Какова специфика сочетания научно-теоретической и конструктивно-технологической функций в педагогике и психологии? 4. Каковы основные цели и задачи науки в целом? 5. Каковы цели и задачи психолого-педагогических наук на современном этапе?
6. Перечислите виды исследований в сфере образования. Охарактеризуйте один из них. 7. Разграничьте философский, общенаучный, конкретно- научный и технологический уровни методологии. 8. Какими научными категориями оперирует методология науки на каждом из этих уровней? 9. Являются ли синонимами понятия методология – гносеология – науковедение? Покажите общее и особенное в сущностных характеристиках этих понятий. 10. Что такое «научный факт», «научное явление», «научный процесс»? В чем их отличие от обыденных фактов явлений и процессов? Приведите примеры научных фактов и процессов в сфере образования. 11. Что такое «объективная закономерность»? Почему в гуманитарных науках используется понятие «закономерность», а не понятие «закон»? Дайте определение понятию «научная концепция». 12. Дайте определение понятию «методология психолого-педагогических наук». В чем ее специфика? 13. Какие закономерности в сфере образования вы знаете? 14. Приведите примеры научных концепций в области психолого-педагогических наук. 15. Охарактеризуйте подробно одну из известных вам научных концепций в сфере педагогики или психологии.
Задания для обсуждения на занятии. 1. Познакомьтесь с фрагментом работы известного русского педагога П.Ф. Каптерева. «Педагогика есть прикладная наука; науки, с которыми она находится в наиболее тесной связи и законы которых она должна применять, суть науки о человеке. При физическом воспитании человека ей приходится иметь дело с анатомией и физиологией человека и гигиеной, при психическом воспитании — с психологией, логикой, наукой о нравственности и прекрасном. Другие науки о человеке менее касаются педагогики, но нельзя сказать, чтобы оставались ей совершенно чуждыми, какова, например, филология. Таким образом, научные предпосылки педагогической теории сложны и разнообразны. Но этим еще не исчерпывается трудность педагогической теории. Научные законы педагогика должна применять к известным обстоятельствам и потребностям и с известной целью. Откуда она возьмет знание этих обстоятельств, потребностей, целей?» (Каптерев, П.Ф. Педагогика – наука или искусство?/ П.Ф. Каптерев// Избранные педагогические сочинения. – М., 1982. – С. 59-60.) Какие же науки являются методологической основой для педагогики? Можно ли считать саму теоретическую педагогику методологией для педагогической практики?
2. Прочитайте фрагмент работы В.В. Краевского. Объясните, в чем разница между объяснительной (дескриптивной) и нормативной (прескриптивной) функциями методологии науки. «… методология педагогики есть система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества исследовательской работы. … Как видно по приведенному выше определению методологии педагогики, эта отрасль научного познания выступает в двух аспектах: как система знаний и как система научно-исследовательской деятельности. Имеются в виду два вида деятельности - методологические исследования и методологическое обеспечение. Задача первых - выявление закономерностей и тенденций развития педагогической науки в ее связи с практикой, принципов повышения эффективности и качества педагогических исследований, анализ их понятийного состава и методов. Обеспечить исследование методологически - значит использовать имеющиеся методологические знания для обоснования программы исследования и оценки его качества, когда оно ведется или уже завершено». (Краевский, В.В. Педагогика и ее методология вчера и сегодня// Интернет-журнал «Эйдос». - 2003. - 2 декабря. http://www.eidos.ru/journal/2003/0711-03.htm.)
3. Создатель Московского методологического кружка Г.П. Щедровицкий определял методологию как «учение о мышлении и деятельности». Он говорил, что если методология не прикладная, то это уже не методология, а… хризантема в проруби. Как вы понимаете эту мысль? О какой функции методологии науки здесь идет речь?
4. Г.И.Рябов предложил такую формулировку одного из законов педагогики: «Обучение (как процесс целенаправленной передачи социального опыта) эффективно в меру учета гностических характеристик каждой из его формант - познающего субъекта, познаваемого объекта, организующей обучение среды». (Цит. по: Кабанов, П.Г. Вопросы совершенствования методологической культуры педагога – Томск: Изд-во ТГУ, 1999// http: www.asf.ru/Pabl/monogr) Выдвинете аргументы «за» и/или «против» такого утверждения.
5. Вам предлагается установленный в одном из педагогических исследований факт: по сравнению с 5-м классом в 9-м ребята почти столь же успешно понимают изучаемое, несколько менее успешно (потеря 0,6 балла по 10-балльной шкале) овладевают материалом («знают») и заметно менее успешно «мыслят» (потеря 1,3 балла). Какие объективные закономерности лежат в основе этого явления? Как можно объяснить эти факты?
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 948; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.46.4 (0.025 с.) |