Модуль 2. Основные элементы методологического аппарата научного исследования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль 2. Основные элементы методологического аппарата научного исследования.



1. Методологические характеристики научного исследования.

2. Общая логика и структура научных исследований в педагогике и психологии.

3. Программа исследования.

 

1. Методологические характеристики научного исследования.

Существенной частью рефлексии по поводу любой деятельности является привычка задавать вопросы самому себе. Такие вопросы помогают осмыслить логику пути научного исследования того или другого явления. Вот как сформулировал перечень этих вопросов один из ведущих ученых-методологов нашего времени - академик В.В. Краевский:

проблема: что надо изучить из того, что ранее в науке не было изучено?

тема: как это назвать?

актуальность: почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать?

объект исследования: что рассматривается?

предмет исследования: как рассматривается объект, какие присущие ему отношения, аспекты и функции выделяет исследователь для изучения?

цель исследования: какой результат предполагается получить, каким в общих чертах, видится этот результат еще до его получения?

задачи: что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?

гипотеза и защищаемые положения: что не очевидно в объекте, что исследователь видит в нем такого, чего не замечают другие?

методы: как, какими путями достичь цели?

новизна результатов: что сделано из того, что другими не было сделано, какие результаты получены впервые?

значение для науки: в какие проблемы, концепции, отрасли науки вносятся изменения, направленные на развитие науки, пополняющие ее содержание?

значение для практики: какие конкретные недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов?

Все характеристики взаимосвязаны, они дополняют и корректируют друг друга, образуя систему, все элементы которой в идеале должны соответствовать друг другу, взаимно друг друга дополнять. По степени их согласованности можно судить о качестве самой научной работы.

Раскроем подробнее содержание каждой из этих характеристик.

Актуальность. Обычно различают научную и практическую актуальность исследовательской работы. Обычно, определяя актуальность конкретного исследования сначала говорят об актуальности целого научного направления, в рамках которого выполняется та или иная работа. Вместе с тем, следует показать, почему внутри заданного направления наиболее насущной является именно эта, конкретная тема, какие недостатки и слабые места в практике она поможет осознать и преодолеть.

Традиционно объект исследования определяют как «весь круг явлений, на которые направлено внимание исследователя» (В.В. Краевский), то, что подлежит рассмотрению, эмпирическая область, специфическая для той или другой научной дисциплины.

Предмет – то, в каком качестве, под каким углом зрения рассматривается объект, какую его сторону мы беремся осветить в своем исследовании. Предмет – не часть объекта, это весь объект, но в каком одном или нескольких аспектах его рассмотрения.

Достаточно частая ошибка начинающего исследователя – разрыв между объектом и предметом, «расщепление» их в плоскостях разных научных дисциплин. Научное исследование – особый жанр, подобное в нем недопустимо.

Иногда научное исследование нуждается в определении временных и географических его границ. Всегда следует эти границы не просто обозначить, а объяснить, обосновать, почему вы рассматриваете факты, процессы и явления в тех или иных временных рамках и определенных территориальных границах.

Цели исследования – это результата, которого мы хотели бы достигнуть. Как правило, исследование в области социальных и гуманитарных наук выполняет две функции: научно – теоретическую и конструктивно – технологическую. Потому цель такого исследования двуедина: «создать концепцию … и разработать модель…», «теоретически обосновать … и опытно-экспериментальным путем проверить …» и т.п. Но может иметь место реализация только научно – теоретической функции науки. Тогда для обозначения цели такого исследования используются такие глаголы, как «описать», «проследить», «охарактеризовать», «проанализировать», «оценить» и т.п.

Задачи дают представление о том, что нужно сделать, чтобы цель работы была достигнута, это «шаги», этапы на пути в цели. При оформлении работы чаще всего каждая из выделенных задач раскрывается содержанием отдельного параграфа.

Гипотеза - научное предположение, на проверку которого и направлено проводимое исследование. Отметим, что гипотеза не может быть окончательно сформулирована в начале исследования, поскольку для того, чтобы это сделать, нужно уже очень много знать об изучаемом объекте. Но, конечно, гипотеза – и не итог, она как бы переломный момент работы, ее пик. Иногда говорят, что гипотеза - это недоказанная теория. Доказательство очень сложное и нередко длительное дело.

Положения, выносимые на защиту, должны быть выделены автором исследования максимально четко. На всеобщий суд выносятся основные положения, которые содержат в «чистом виде» то новое, что внесено вами в исследование проблемы; то, что спорно, не очевидно, нуждается в доказательствах и защите.

Магистерская диссертация предполагает вычленение научной новизны работы и ее теоретической значимости, т.е.формулировку того, что является новым по сравнению с другими исследованиями этой проблемы, в чем произошел прирост научного знания (уточнены понятия, предложена классификация, впервые использованы те или иные подходы, выдвинута концепция и т.д.).

Раскрывая такую характеристику, как практическая значимость исследования, необходимо обозначить конкретный участок практической деятельности, где полезно применить тот или иной результат исследования для более эффективной работы.

2. Общая логика и структура научных исследований в сфере образования.

Как правило, исследование в сфере образования включает в себя ряд этапов:

1. первоначальное определение темы, проблемы, цели, гипотезы и задач исследования;

2. теоретический анализ имеющейся информации, как в современной теории, так и в истории науки;

3. организация опытно-экспериментального исследования;

4. литературное оформление полученных результатов и окончательное определение темы, проблемы, цели, объекта, гипотезы и задач исследования;

5. разработка научно-методических рекомендаций по применению результатов исследования в практике.

3. Программа исследования – это систематизированное изложение основных принципов теорий и методологии исследования, его процедур и организации.

Программа должна отвечать на вопросы:

· что надо делать?

· каковы условия (кадровые, материально-технические, организационные, психологические и проч.) для осуществления задуманного?

· как выполнить задуманное?

Исходя из этого, программа исследования выполняет три основных функции:

Теоретико-методологическая функция призвана определить требующуюся своего разрешения научную проблему и наметить основные принципы ее решения.

Методическая функция заключается в определении способов сбора эмпирических данных, описания и интерпретации ожидаемых результатов.

Организационная функция состоит в планировании деятельности исследовательского коллектива с определением видов предлагаемых результатов по каждому из намеченных этапов.

Соответственно в структуре программы принято выделять следующие части:

методологическую (цель, объект, предмет, задачи, гипотеза, основные принципы и подходы);

методическую (определение и характеристика выборки социологического исследования; обоснование методов сбора, обработки и анализа эмпирических данных; характеристика инструментария исследования, логические схемы сбора и обработки информации);

организационную (рабочий план исследования, отражающий перечень основных мероприятий).

Главной особенностью и сложностью организации и проведения исследования в сфере образования является так называемый «человеческий фактор», субъектность позиций всех участников процесса. Не только исследователь обладает свободной волей, но и объект исследования - другой человек или группа людей - имеет собственные интересы, позиции, взгляды и т.п. Человек – не пассивный объект чьей бы то ни было внешней деятельности, но всегда – и ее субъект. Что накладывает на исследователя определенные ограничения и обязательства, прежде всего, этические.

 

Модуль 3. Методы исследования в сфере образования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 922; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.172.249 (0.009 с.)