Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модуль 1. Общие основы методологии научно-исследовательской деятельности.↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Виды научных исследований в сфере образования. Виды исследовательских стратегий. 2. Общие основы методологии научно-исследовательской деятельности. 3. Философские концепции как методологическая основа исследовательской работы.
1. Виды научных исследований в сфере образования. Наука — особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и распространение объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Основой этой деятельности является сбор научных фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и на этой базе синтез новых научных знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют выявить закономерности между фактами, явлениями и процессами и, как следствие — прогнозировать. Принято считать, что современная наука реализует две основные функции: научно-теоретическую и конструктивно-технологическую. Выделяют следующие виды научных исследований: фундаментальные научные исследования — это глубокое и всестороннее исследование предмета с целью получения новых основополагающих знаний, а также с целью выяснения закономерностей выясняемых явлений, результаты которых не предназначаются для непосредственного промышленного использования. Термин фундаментальность (на латыни fundare — «основывать») отражает направленность этих наук на исследование первопричинных, основных законов природы; прикладные научные исследования — это такие исследования, которые используют достижения фундаментальной науки для решения практических задач; результатом исследования является создание и совершенствование новых технологий; научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) — здесь соединяется наука с производством, тем самым обеспечивая как научные, так и технические и инженерные проработки проекта. В рамках других классификаций научные исследования делятся на: теоретические и эмпирические; пилотажные (например, экспресс-опрос), описательные (предполагают комплекс методов, например, анкетирование и интервью), аналитические (выявление причин явлений. в том. числе эксперимент); точечные (или разовые) и повторные (в том числе панельные), т.е. неоднократное возвращение к объекту через определенные интервалы; монографические (исследование одной проблемы или темы); сравнительные. Выбор той или иной исследовательской стратегии зависит от цели и особенностей явления, которое предстоит изучить.
2. Общие основы методологии научно-исследовательской деятельности. Методология – это учение об организации деятельности. Методология науки — это учение о методах и процедурах научной деятельности. Выделяют философский, общенаучный, конкретно- научный, технологический уровни методологии. Философский уровень – это основание всякого методологического знания, здесь определяется мировоззренческий подход к процессам познания и преобразования действительности. Содержание его – общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Общенаучный уровень – теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин. Например, системный подход, синергетический подход, диалектика и т.п. Конкретно-научный уровень – совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине. Например, для педагогики: личностный, деятельностный, культурологический, диалогический, антропологический подходы. Технологический уровень – методики и техники исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания. Научный факт. Факт (лат. Factum - свершившееся) - знание в форме утверждения, достоверность которого строго установлена. Это эмпирическое обобщение. Факты можно рассматривать в онтологическом (не зависящем от сознания) и логико-гносеологическом планах. В онтологическом смысле факты - это любые не зависящие от наблюдателя состояния действительности или свершившиеся события. В логико-гносеологическом плане фактами называют обоснованное знание, которое получено путем описания отдельных фрагментов реальной действительности в некотором строго определенном пространственно-временном интервале. Это описания некоторых событий в общих понятиях. Это — элементарные компоненты системы знания. Каждая наука рассматривает факты своей области действительности. Можно говорить о педагогических, психологических, юридических фактах. Научная закономерность – это объективная, устойчивая, повторяющаяся, существенная взаимосвязь между фактами, явлениями, процессами. На основе выявленных закономерностей наука формулирует основные научные принципы – наиболее общие, существенные и исходные положения, лежащие в основе построения той или другой системы знания, или правила познавательной деятельности (принцип историзма, принцип верификации и т.д.). Наиболее важны в научном исследовании такие принципы как: · объективность рассмотрения (при исследовании объекта следует исходить из него самого, а не из нашего мышления о нем); · конкретность (при изучении объекта необходимо учитывать его особенности, специфические условия существования); · всесторонность рассмотрения (объект требуется рассматривать во всех его связях и отношениях); · историзм (познавая объект, нельзя игнорировать его развитие, движение, изменение). Научная концепция (от лат. conceptio — понимание, система) — определённый способ понимания (трактовки, восприятия) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их систематического освещения. Научная теория - это наиболее развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях изучаемой области действительности. Примерами научной теории являются классическая механика И. Ньютона, корпускулярная и волновая теории света, теория биологической эволюции Ч. Дарвина, электромагнитная теория Дж. К. Максвелла, специальная теория относительности, и т.п. Наука включает в себя описания фактов и экспериментальных данных, гипотезы и законы, классификационные схемы и т.п., однако только научная теория объединяет весь материал науки в целостное и обозримое знание о мире. Для построения научной теории предварительно должен быть накоплен определенный материал об исследуемых объектах и явлениях, поэтому теории появляются на достаточно зрелой стадии развития научной дисциплины: первые научные теории электричества появились лишь в середине 18 века. На первых порах, как правило, создаются описательные теории, дающие лишь систематическое описание и классификацию исследуемых объектов: теории эволюции Жана Батиста Ламарка и Дарвина были описательными - они описывали и классифицировали виды растений и животных и их происхождение; таблица химических элементов Д. Менделеева представляла собой систематическое описание и классификацию элементов. Приступая к изучению некоторой области явлений, ученые должны сначала описать эти явления, выделить их признаки, классифицировать их по группам. Лишь после этого становится возможным более глубокое исследование по выявлению причинных связей и открытию законов. Высшей формой развития науки считается объяснительная теория, дающая не только описание, но и объяснение изучаемых явлений. К построению именно таких теорий стремится каждая научная дисциплина. Иногда в наличии подобных теорий видят существенный признак зрелости науки: дисциплина может считаться подлинно научной только тогда, когда в ней появляются объяснительные теории.
3. Философские концепции как методологическая основа исследовательской работы. Любое научное исследование строится на той или другой методологической основе, т.е. исследователь собирает, систематизирует, классифицирует, интерпретирует факты исходя из какой-либо общей концепции, позиции. Эта позиция имеет самое непосредственное отношение к такому разделу философского знания как гносеология – теория познания, которая и является всеобщей методологией, ее законы, категории и теоретические положения служат исходными принципами любого научного исследования. Кроме того, научное познание требует от исследователя знания логики познающего мышления, логики научного познания. Всем этим и определяется то, что философия является методологической базой любой научной теории. Выстраивая свою научную работу, исследователь должен ответить себе на вопросы: объективен ли мир, познаваем ли он, какими способами можно его познать, каковы отношения объекта и субъекта познания, существует ли истинное знание, является ли истина абсолютной или относительной и т.д. Ответы на все эти вопросы выстраиваются в рамках одной или нескольких философских концепций, которые и являются методологической основой исследовательской работы. Именно в этом состоит смысл философского уровня понимания методологии. Для современного, постнеклассического этапа развития науки характерны следующие основные методологические новации: 1. все чаще объектом исследования становятся саморазвивающиеся открытые сложные «человекоразмерные системы», и особую роль приобретают междисциплинарные, комплексные программы их изучения; 2. сближение естественных и социальных наук (и обмен их методами), восточного и западного мышления, рациональных и иррациональных, научных и вненаучных подходов, т.е. методологический плюрализм; 3. широкое внедрение во все научные дисциплины идей и методов синергетики — теории самоорганизации открытых неравновесных систем любого рода (биологических, социальных, познавательных); и выдвижение на передовые позиции таких понятий, как неопределенность, схоластичность, вероятность, порядок и хаос, нелинейность, возможность, время, информация и др.; 4. соединение объективного и субъективного подходов в познании окружающего мира и человека, разрушение жесткого разветвления естественных и социальных наук, сближение и взаимодействие их методов, рост значения «антропологического принципа»; повышение роли «понимающих методик» (герменевтика), «личностных методов» (биографический); 5. математизация научных теорий и возрастающий уровень их абстрактности и сложности, повышение роли количественных формально-абстрактных методов познания, вместе с тем – сближение ценностного и информационного подходов, количественных и статистически-вероятных приемов и средств познания и др. Методологическая культура – особая культура научного мышления, базой которого являются методологические знания и опыт рефлексии (самосознания профессионала, который пытается понять свою деятельность).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.45.82 (0.007 с.) |