Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профессиональная этика и её специфика в медицинеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Под профессиональной этикой принято понимать исторически сложившуюся совокупность нравственных норм, предписаний, заповедей, кодексов, оценок, научных теорий о должном поведении представителя определенной профессии, его нравственных качествах, вытекающих из социальной функции профессии и обусловленных спецификой профессиональных обязанностей. Профессиональная этика – это учение о профессиональной морали, представляющей собой конкретизацию общих нравственных принципов и норм применительно к различным видам профессиональной деятельности. Нормы педагогической, врачебной, инженерной этики отражают в специфической форме и конкретизируют применительно к деятельности лиц этих профессий общие принципы морали. Поэтому правильное решение нравственных проблем профессиональной деятельности возможно только на основе общих требований морали господствующей в обществе. Следовательно, профессиональная этика связана с разделением труда и выполнением общественных и трудовых функций. Современное понимание профессиональной этики значительно расширилось. Она регламентирует и те виды деятельности, которые в собственном смысле слова не являются профессиональными и связаны не с разделением труда, а общественных функций. Сейчас говорят об этике спортсмена, воинской этике, этика руководителя, воспитателя. Вместе с тем, профессиональная этика не обязательно должна фиксировать все оттенки каждой профессии. Она может выражать нравственные требования должного не одной, а целой группы профессий, общественная функция, задачи и назначение которых совпадает. Так, требования медицинской этики в основном одинаковы для представителей всех медицинских специальностей. Хотя в результате специализации появились в медицинской этике понятия деонтологии в хирургии, неврологии, психиатрии и т.д., отражающие нравственные дополнительные требования к представителям каждой специальности. Нет также существенной разницы в требованиях, предъявляемых педагогической этикой, например, к математику, литератору, историку и др. Это положение распространяется также на другие виды профессиональной этики, объединяющие близкие группы профессий. К некоторым видам профессиональной деятельности предъявляются повышенные требования. Например, профессиональная деятельность в области здравоохранения, культуры, просвещения, общественного и государственного управления, которая по роду своей деятельности непосредственно входит в контакт с людьми и последствия которых не поддается прямому учету, но оказывает влияние на жизнь и интересы других людей. Их социальный и нравственный престиж всегда был достаточно высок в силу большого доверия к ним общества. Однако, представляя большие права, общество налагало на представителей этих профессий высокие нравственные обязанности. Каждый из принципов профессиональной этики выступает объединением этических взглядов данного общества. В нем в «снятом» виде сохранены общие принципы господствующей морали данного общества плюс специфические нравственные требования, связанные с особенностями каждой профессии, назначением и ролью данной профессии в обществе. Например, нравственный принцип гуманизма конкретизируется в профессиональной деятельности в соответствии с общественными целями каждой профессии. В педагогической этике – это уважение к личности ребенка, стремление выявить все его способности и содействовать его гармоническому развитию. В медицинской этике он выражается в виде оказания медицинской помощи любому в ней нуждающемуся. В этике руководителя – это уважение личного достоинства подчиненного и др. В сфере профессиональной деятельности долг, идеал, нравственная оценка, понятие чести, совести тоже имеют конкретное специфическое содержание и определяются родом занятий, выступая критерием профессиональной деятельности. Профессиональная этика призвана побуждать к осознанию представителя определенной профессии к осмыслению своего места и роли, своего общественного назначения, своих нравственных обязанностей, профессионального долга. Она призвана критически научить, оценивать свои поступки, соизмеряя их с нравственными профессиональными требованиями, формировать и воспитывать нужные нравственные качества, побуждать к нравственному самосовершенствованию и повышению культуры чувств. Профессиональная мораль имеет некоторые особенности. Основными из них для каждой профессии и групп сходных профессий можно считать: Общественную важность морали для исполнения профессионального долга, являющегося центральной категорией профессиональной морали (его содержание накладывает отпечаток на всю систему нравственных норм и принципов профессионально-этического комплекса); Удельный вес определенных аспектов нравственных требований, которые имеют особое значение для данной профессии; Конкретное выполнение нравственных требований и существование особых правил, обычаев, склонностей, привычек, закрепленных в сознании представителей той или иной профессии. Следовательно, профессиональная этика должна теоретически обосновать сущность и социальную значимость той или иной профессии. В основе конкретных обязанностей представителей той или иной профессии лежат в принципе одни и те же требования морали, что разумеется не исключает специфических требований профессиональной морали. Например, для врача основным нравственным требованием является чуткое, внимательное, заботливое отношение к больному. Для учителя профессиональным нравственным долгом является любовь к детям и сознание ответственности перед обществом за воспитание подрастающего поколения. Для ученого профессиональный долг состоит в добросовестном поиске научной истины, в высокой цели служению народу. Для представителей правосудия профессионализм состоит в максимальной справедливости и т.д. Конечно, могут возникать возражения, что, мол, вышеуказанные требования не строго специфичны, что все люди должны чутко и внимательно относиться друг к другу, быть честными, правдивыми, справедливыми. Безусловно, это так, но качество чуткости, гуманности, ответственности всех профессий не тождественно, оно имеет свою специфику и нюансы. Например, в профессии медика чуткость, гуманность приобретают особенно должный характер и имеют строгую шкалу нравственной оценки, т.е. именно эти качества у врача должны быть особенно развиты. Врачебная этика – это специфическая часть общей этики, занимающаяся изучением роли нравственных начал в деятельности медицинских работников, это наука о нравственной ценности поступков и поведения врача в его повсеместной деятельности. Врачебная этика в качестве составной своей части включает учение о врачебном долге – врачебную деонтологию. Нормы врачебной деонтологии призваны регулировать только отношения между врачом и больным, а нормы врачебной этики – отношения между врачом и коллективом, обществом, государством, отношения между медицинскими работниками. Объектом медицинской этики является медицинская мораль. Профессиональная мораль врача – это область нравственных действительных отношений в сфере медицинской деятельности, это система норм и правил поведения врача и медицинского персонала, которые в специфической форме отражают социальные функции медицины и регулируют отношения врача к больному, врача к обществу, а также врачей между собой. Как и любая профессиональная мораль, врачебная нравственность социально обусловлена, т.е. зависит не только от личных качеств врача, но и от характера общественного строя, господствующей системы здравоохранения, общественного положения медработников, условий и социальной функции их труда. Конкретно-исторические особенности врачебной морали обусловлены также совокупностью элементов настройки, уровнем развития науки и техники вообще, медицинской науки и техники, в частности. Первые элементарные общеврачебные нормы, записи о моральных требованиях, предъявляемых к врачам, относят ещё к Древнему Египту и Китаю. В более систематизированном виде нормы поведения врача изложены в учениях древнеиндийских медиков (8 – 6 вв. до н.э.). От врача, в частности, требовалось, чтобы он был сострадательным, доброжелательным, никогда не терял самообладания, был умерен, терпелив, был отцом для больного, для выздоравливающего – охранителем, для здорового – другом. Он должен всегда поддерживать надежду на спасение. Особой популярностью во все времена пользовались нравственные заповеди древнегреческого врача Гиппократа, изложенные в его знаменитой «Клятве». В своих сочинениях «О враче», «О благоприличном поведении», «Наставления» великий врач древности обобщил богатейший опыт врачевания. Впервые в истории медицинской этики он научно сформулировал основные нравственные принципы и нормы врачебной деятельности, которые не утратили своего значения в течение многих столетий, а часть их сохранила свое значение и до настоящего времени. Менялись социальные отношения, менялось мировоззрение, изменились отдельные нравственные требования, предъявляемые к врачу, но основное, общечеловеческое, абсолютное содержание этих требований, обусловленны общественной функцией врача и медицины, оставались.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 2563; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.32.53 (0.009 с.) |