Профессиональная этика и её специфика в медицине 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессиональная этика и её специфика в медицине



Под профессиональной этикой принято понимать исторически сложившуюся совокупность нравственных норм, предписаний, заповедей, кодексов, оценок, научных теорий о должном поведении представителя определенной профессии, его нравственных качествах, вытекающих из социальной функции профессии и обусловленных спецификой профессиональных обязанностей. Профессиональная этика – это учение о профессиональной морали, представляющей собой конкретизацию общих нравственных принципов и норм применительно к различным видам профессиональной деятельности. Нормы педагогической, врачебной, инженерной этики отражают в специфической форме и конкретизируют применительно к деятельности лиц этих профессий общие принципы морали. Поэтому правильное решение нравственных проблем профессиональной деятельности возможно только на основе общих требований морали господствующей в обществе. Следовательно, профессиональная этика связана с разделением труда и выполнением общественных и трудовых функций.

Современное понимание профессиональной этики значительно расширилось. Она регламентирует и те виды деятельности, которые в собственном смысле слова не являются профессиональными и связаны не с разделением труда, а общественных функций. Сейчас говорят об этике спортсмена, воинской этике, этика руководителя, воспитателя. Вместе с тем, профессиональная этика не обязательно должна фиксировать все оттенки каждой профессии. Она может выражать нравственные требования должного не одной, а целой группы профессий, общественная функция, задачи и назначение которых совпадает. Так, требования медицинской этики в основном одинаковы для представителей всех медицинских специальностей. Хотя в результате специализации появились в медицинской этике понятия деонтологии в хирургии, неврологии, психиатрии и т.д., отражающие нравственные дополнительные требования к представителям каждой специальности. Нет также существенной разницы в требованиях, предъявляемых педагогической этикой, например, к математику, литератору, историку и др. Это положение распространяется также на другие виды профессиональной этики, объединяющие близкие группы профессий.

К некоторым видам профессиональной деятельности предъявляются повышенные требования. Например, профессиональная деятельность в области здравоохранения, культуры, просвещения, общественного и государственного управления, которая по роду своей деятельности непосредственно входит в контакт с людьми и последствия которых не поддается прямому учету, но оказывает влияние на жизнь и интересы других людей. Их социальный и нравственный престиж всегда был достаточно высок в силу большого доверия к ним общества. Однако, представляя большие права, общество налагало на представителей этих профессий высокие нравственные обязанности.

Каждый из принципов профессиональной этики выступает объединением этических взглядов данного общества. В нем в «снятом» виде сохранены общие принципы господствующей морали данного общества плюс специфические нравственные требования, связанные с особенностями каждой профессии, назначением и ролью данной профессии в обществе. Например, нравственный принцип гуманизма конкретизируется в профессиональной деятельности в соответствии с общественными целями каждой профессии. В педагогической этике – это уважение к личности ребенка, стремление выявить все его способности и содействовать его гармоническому развитию. В медицинской этике он выражается в виде оказания медицинской помощи любому в ней нуждающемуся. В этике руководителя – это уважение личного достоинства подчиненного и др.

В сфере профессиональной деятельности долг, идеал, нравственная оценка, понятие чести, совести тоже имеют конкретное специфическое содержание и определяются родом занятий, выступая критерием профессиональной деятельности.

Профессиональная этика призвана побуждать к осознанию представителя определенной профессии к осмыслению своего места и роли, своего общественного назначения, своих нравственных обязанностей, профессионального долга. Она призвана критически научить, оценивать свои поступки, соизмеряя их с нравственными профессиональными требованиями, формировать и воспитывать нужные нравственные качества, побуждать к нравственному самосовершенствованию и повышению культуры чувств. Профессиональная мораль имеет некоторые особенности. Основными из них для каждой профессии и групп сходных профессий можно считать:

Общественную важность морали для исполнения профессионального долга, являющегося центральной категорией профессиональной морали (его содержание накладывает отпечаток на всю систему нравственных норм и принципов профессионально-этического комплекса);

Удельный вес определенных аспектов нравственных требований, которые имеют особое значение для данной профессии;

Конкретное выполнение нравственных требований и существование особых правил, обычаев, склонностей, привычек, закрепленных в сознании представителей той или иной профессии. Следовательно, профессиональная этика должна теоретически обосновать сущность и социальную значимость той или иной профессии.

В основе конкретных обязанностей представителей той или иной профессии лежат в принципе одни и те же требования морали, что разумеется не исключает специфических требований профессиональной морали. Например, для врача основным нравственным требованием является чуткое, внимательное, заботливое отношение к больному. Для учителя профессиональным нравственным долгом является любовь к детям и сознание ответственности перед обществом за воспитание подрастающего поколения. Для ученого профессиональный долг состоит в добросовестном поиске научной истины, в высокой цели служению народу. Для представителей правосудия профессионализм состоит в максимальной справедливости и т.д. Конечно, могут возникать возражения, что, мол, вышеуказанные требования не строго специфичны, что все люди должны чутко и внимательно относиться друг к другу, быть честными, правдивыми, справедливыми. Безусловно, это так, но качество чуткости, гуманности, ответственности всех профессий не тождественно, оно имеет свою специфику и нюансы. Например, в профессии медика чуткость, гуманность приобретают особенно должный характер и имеют строгую шкалу нравственной оценки, т.е. именно эти качества у врача должны быть особенно развиты.

Врачебная этика – это специфическая часть общей этики, занимающаяся изучением роли нравственных начал в деятельности медицинских работников, это наука о нравственной ценности поступков и поведения врача в его повсеместной деятельности. Врачебная этика в качестве составной своей части включает учение о врачебном долге – врачебную деонтологию. Нормы врачебной деонтологии призваны регулировать только отношения между врачом и больным, а нормы врачебной этики – отношения между врачом и коллективом, обществом, государством, отношения между медицинскими работниками.

Объектом медицинской этики является медицинская мораль. Профессиональная мораль врача – это область нравственных действительных отношений в сфере медицинской деятельности, это система норм и правил поведения врача и медицинского персонала, которые в специфической форме отражают социальные функции медицины и регулируют отношения врача к больному, врача к обществу, а также врачей между собой.

Как и любая профессиональная мораль, врачебная нравственность социально обусловлена, т.е. зависит не только от личных качеств врача, но и от характера общественного строя, господствующей системы здравоохранения, общественного положения медработников, условий и социальной функции их труда. Конкретно-исторические особенности врачебной морали обусловлены также совокупностью элементов настройки, уровнем развития науки и техники вообще, медицинской науки и техники, в частности.

Первые элементарные общеврачебные нормы, записи о моральных требованиях, предъявляемых к врачам, относят ещё к Древнему Египту и Китаю. В более систематизированном виде нормы поведения врача изложены в учениях древнеиндийских медиков (8 – 6 вв. до н.э.). От врача, в частности, требовалось, чтобы он был сострадательным, доброжелательным, никогда не терял самообладания, был умерен, терпелив, был отцом для больного, для выздоравливающего – охранителем, для здорового – другом. Он должен всегда поддерживать надежду на спасение.

Особой популярностью во все времена пользовались нравственные заповеди древнегреческого врача Гиппократа, изложенные в его знаменитой «Клятве». В своих сочинениях «О враче», «О благоприличном поведении», «Наставления» великий врач древности обобщил богатейший опыт врачевания. Впервые в истории медицинской этики он научно сформулировал основные нравственные принципы и нормы врачебной деятельности, которые не утратили своего значения в течение многих столетий, а часть их сохранила свое значение и до настоящего времени. Менялись социальные отношения, менялось мировоззрение, изменились отдельные нравственные требования, предъявляемые к врачу, но основное, общечеловеческое, абсолютное содержание этих требований, обусловленны общественной функцией врача и медицины, оставались.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 2404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.70.131 (0.006 с.)