Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социофилософский, аксиологический, юридический и медицинский аспекты биоэтикиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Изучая сущность и содержание биоэтики, перспективы её развития как область знаний и социальный институт логично было бы выделить и некоторые её аспекты, что позволило бы осуществлению системного анализа и более глубокому её раскрытию. Социофилософский аспект биоэтики состоит в том, что она носит общечеловеческий характер, является разновидностью интеллектуальной деятельности и социальной практики, имеющие цель гарантировать диалог и солидарность людей в защите добра и сопротивлению злу, порожденным современной деятельностью людей. Биоэтика способствует выделению самых острых социальных проблем. Сегодня человечество находится перед лицом глобальной опасности, связанной с отрицательными последствиями научно-технического прогресса. Для преодоления этой опасности необходимо, во- первых, осознать проблемы названной опасности и, во-вторых, изменить менталитет людей. Важно понять специфику жизни, убедиться в том, что этика непосредственно связана с естественными науками, что не должно существовать расхождения между нравственностью и жизнью. Человечество все чаще приходит к выводу, что наше бытие проблематично, мы сталкиваемся с трудностями определения границ человеческого бытия. Люди вынуждены брать на себя ответственность за уточнение этих границ. Но ответственный выбор не может быть установлен только профессиональными знаниями медиков, юристов, естествоиспытателей, теологов и т.д. Не существует априори никакой шкалы ценностей, на основание которой мы бы определяли что можно, а чего нельзя. Биоэтика как междисциплинарное научное направление может сформулировать оптимальные выводы относительно этой проблемы. С социофилософским аспектом биоэтики связана и проблема формирования концепции Homo Sapiens. От правильной оценки и понимания человека зависят выводы медиков, юристов, естествоиспытателей. Биоэтика разрабатывает новую парадигму мышления, которая преодолела бы опасность, как индивидуализма, так и коллективизма, которая не приемлет как патернализм, так и мнимую коллегиальность, одновременно защищая идеалы демократизма. Биоэтика становится исключительно важным механизмом в демократической перестройке биополитики современного общества. Ценностный (аксиологический) аспектсвязан с тем фактом, что биоэтика способствует формированию новой этико-нормативной и ценностной системы, которая указала бы пути выхода из сегодняшнего критической ситуации. Последствия научно-технического прогресса, техногенное общество, ускоренная информатизация всех сфер человеческой деятельности, рыночная экономика и общественно-политическая обстановка привели к обесцениванию и дегуманизации медицины, безразличному отношению к природе и т.п. Бизнес из экономической сферы проникает в медицину, народное образование, культуру, социальное обеспечение. Ничего святого нет перед немедленной прибылью. Мы оказались в ситуации, когда человеческая жизнь ничего не стоит. Крутой поворот к новым ценностям и ценностным ориентациям обуславливают необходимость и актуальность биоэтики. Биоэтика формулирует новые требования к взаимодействию, долгу и ответственности людей, отдавая предпочтение общечеловеческим ценностям. Среди них жизнь – высшая ценность, самоценность. Борьба за жизнь является аксиологическим постулатом биоэтики и определяет все остальные ценности и человеческие отношения. Каждая культура характеризуется специфическим отношением к жизни и смерти. Биоэтика не может не учитывать способы мышления людей и народов, множественность отношений к жизни и смерти, разделяемые различными конфессиями и религиозными группами. Основная задача биоэтики состоит в определении и формулировке новой системы ценностей, которые соответствовали бы правам человека, фундаментальным целям современной цивилизации. Современная система ценностей отстала как от эволюции социальных феноменов, так и от развития биомедицинских исследований. Биоэтика должна стать этикой взаимной солидарности, милосердия и социальной справедливости. Юридический аспект означает, что биоэтика есть форма защиты прав человека, включительно и право на жизнь, здоровье, свободное самоопределение. Биоэтика должна сформулировать условия, в которых охрана здоровья стала бы неотъемлемым правом человека. Однако предмет биоэтики не сводится только к человеческой жизни и её атрибутам, но и к юридической регламентации отношений человека с биосферой, общества и природы. Биоэтика утверждает единство научного подхода с человеческими ценностями, отдавая предпочтение целям и ценностям людей. Биоэтика пытается регулировать научные исследования исходя из гуманистических ценностей, сформулировать правила и нормы биомедицинских исследований, учитывая права человека. В биоэтике можно выделить два стиля (способа) мышления. Первый – нормативный, который предполагает определенные юридические постулаты как гарант нравственных решений. Он связан с концепцией либерализма, которая поддерживает ценности индивидуализма, первенство частных интересов. Второй стиль – философский, исходит из рациональных нравственных норм, из идей и ценностей демократизма. Возможно, в будущем эти способы мышления сольются, поскольку есть необходимость в защите интересов индивида, но не менее важно и защита интересов общества, природы и биосферы в целом, как на основе юридических норм, так и на основе нравственных норм. Медицинский аспект биоэтики не что иное как проявление принципа гуманизма в медицине, критического самосознания профессионального сообщества медиков. Но что мы должны понимать под справедливой системой здравоохранения – равенство или неравенство членов общества в правах на лечение? Сегодня когда здравоохранение переходит к платной медицине все ли члены общества имеют доступ к необходимой медицинской помощи? Следовательно, мы имеем множество проблем, которые не могут быть решены только с позиций медицины или только морали. Медицина должна выдвинуть научные аргументы для обоснования биоэтики, а биоэтика в свою очередь – представить нравственные постулаты для оправдания медицинских решений. Биоэтика должна нравственно оправдать решение многих медицинских проблем: аборта, трансплантации органов, определение пределов жизни и смерти, эвтаназия и т.д. В связи научно-техническим прогрессом в медицине меняются представления о норме и патологии, нравственности и безнравственности. В современной психиатрии пересматривается понятие психической патологии, аморального поведения. Сексуальная революция ведет к изменению представлений о норме и патологии в сексуальном поведении: то, что до недавнего времени оценивалось как патология (гомосексуализм, лесбианство и т.д.) сегодня может быть признано нормой. Все эти примеры говорят об исключительной важности медицинского аспекта биоэтики. 22.3. Основные принципы и социокультурные модели биоэтики 1 Биоэтика, как и любая отрасль науки, основывается на определенные принципы. Эти постулаты представляют ученым, исследователям возможность отграничивать знания биоэтики от других научных дисциплин, познать специфику биоэтики, оценить её роль в устойчивом развитии человечества, личности в частности. Современный этап научно-технического прогресса, информатизации общества обязывают нас выделить следующие принципы: Принцип биосфероцентризма, благодаря которому аргументируется необходимость преодоления постулата антропоцентризма и выработке новых парадигм человеческого существования. В центре биоэтических исследований ставится не только человеческая жизнь как высшая ценность, не только Homo Sapiens, но и защита растительного и животного мира, биосферы в целом. Принцип коэволюции (коэволюционного развития), который предполагает гармоническое взаимодействие и сосуществование природы и общества, человека и биосферы. Без такого взаимодействия невозможно продвижение к ноосферной цивилизации, которая основывается на интенсивно-коэволюционном способе взаимодействия, на неособирательстве, на наукоемкие, интеллектуальные технологии. Принцип информационного согласия (диалога) основывается на фундаментальном понятие герменевтики – интерпретации и который предполагает, что автономия и свобода пациента должны базироваться на полной, адекватной и своевременной информации. Особенно важен этот принцип в практической деятельности врача, в практике лечения больного. Принцип нравственности, вытекающий из признания морали универсальным императивом поведения людей по отношению ко всему живому, из признания жизни индивида и человеческой свободы высшей ценностью. Принцип свободы и ответственности специалиста по биоэтике, врача или пациента. Любой специалист в своей деятельности должен чувствовать себя свободным и независимым и в то же время быть ответственным за свои действия. Необходимо чтобы он уважал не только свободу и достоинство человеческой личности, но и вообще любого живого существа. В научной литературе выделяются и другие принципы биоэтики, как принцип терапевтической целостности (любые медицинские действия и манипуляции с пациентом должны преследовать благо целостного организма), социализации (помощи, милосердия – любое лечебное действие должно учитывать не только стоимость и прибыль, но и социальную справедливость) и др. Думается, чтоэти постулаты больше применимы в медицинской этике. Они имеют довольно конкретный характер и не могут быть универсализованы настолько, чтобы стать всеобщими принципами биоэтики. В процессе своего развития биоэтика тяготела к некоторым социокультурным моделям, которые уточняют конкретный исторический период и нравственное отношение к своему предмету (к живой природе, самому человеку), к практической деятельности людей. Знание социокультурных моделей позволит глубже понять смысл биоэтики и даст возможность каждому государству выбрать свой культурно-исторический её тип, который более адекватно соответствовал традициям, обычаям, религиозным конфессиям собственного народа. Либерально-радикальная модель, возникшая ещё во времена французской революции, исходит из постулата, что дозволено все, что законно и желаемо, принято и не ущемляет свободу других. Эта модель оправдывает аборт, свободный выбор пола будущего ребенка, свободу искусственного оплодотворения для одиноких и незамужних женщин, суррогатное материнство, свободу экспериментов, самоубийство. Названный тип биоэтики имел широкий резонанс и стал убеждением большой части общественного мнения, исходя из определенных соображений. Это существенные успехи научных исследований, прогресс в области охраны здоровья, особенно в плане контрацепции, аборта, эвтаназии и т.д. Провозглашая автономию индивида как нечто само собой разумеющееся, эта модель утверждает половинчатую, урезанную свободу, свободу для того, который не умеет её оценить. Кто, например, защищает жизнь будущего ребенка, кто несет ответственность за человеческий эмбрион? Не бывает свободы без ответственности. Сторонник этих идей Г. Маркузе провозглашает свободу без труда, которая порабощает человеческую деятельность, без семьи, без морали. Он провозглашает свободную и полиморфную любовь. Такая свобода не предполагает ничего хорошего ни для окружающих, ни для себя. Прагматическая модель имеет свои основы в англосаксонской культуре. Все сводится к стоимости и прибыли, не существуют ценности без выгоды. Утверждается, что не могут быть обоснованы какие-то общепринятые, философские критерии как истина и универсальная норма. Научный утилитаризм занимает главенствующее и преобладающее место в отношении с индивидуальным благом личности. Это переплетается с меркантилизмом. На одной чаше весов ставится человеческая жизнь и ценности науки (хотя они не могут быть сравниваемы). К этой модели иногда прибегают в случаях дородовой диагностики, когда необходимо принять решение: или аборт, или рождение ребенка (в зависимости от здоровья плода). И все-таки эта модель не оправдана с моральной точки зрения, так как предполагает сравнивание не сравниваемых ценностей – человеческой жизни и здоровья с экономической прибылью или научной выгодой. Социобиологическая модель является синтезом различных культурных парадигм, результатом взаимодействия различных концепций: социобиологизма, эволюционизма, антропологизма и экологизма. Согласно этой модели жизнь возникла в процессе эволюции и её адаптации к среде, поэтому эволюционные процессы относятся и к обществу и человеку. Не этика должна диктовать законы биологии, а наоборот, биология должна диктовать нормы и принципы этики. Приспособление становится законом как для биологии, так и для общества. В новых условиях, в процессе осознания истинного места человека в биосфере и космосе, необходимо выработать новую систему ценностей, поскольку старые не удовлетворяют становящейся экосистеме. Речь идет о ноосферной цивилизации с её этапами (информационная, экологическая и космическая), о новых парадигмах, которые обеспечивали бы её существование и выживание. Персоналистская модель биоэтики - самая ценная и общепринятая мировым сообществом концепция. Она исходит из рациональности и свободы человека. Человек – личность, единственное существо способное понять сущность вещей, давать смысл своим действиям посредством понятий. Рациональность, свобода, сознание отличаются от потока космических и эволюционных законов, являются творчеством духа, которые дает жизнь телесной реальности и входит в состав и структуру тела. Человеческая личность есть единство духа и тела, есть воплощенный дух и одушевленное тело. В каждом человеке находится ценность вселенной и всего человечества. Из этих соображений человеческая личность должна быть точкой отсчета всего, что дозволено, и что запрещено. Возможно, в связи с этим древнегреческий философ Протагор сформулировал изречение: «Человек – мера всех вещей». Персоналистская модель обеспечивает защиту человека во всех его проявлениях (свобода и ответственность, единство цены и прибыли, все для блага человека). Развиваемая нами концепция биоэтики, как системное изучение человеческого поведения и деятельности относительно всего живого в свете ценностей и принципов нравственности, имеет четко детерминированные цели. Сможет ли Homo Sapiens адекватно модифицировать структуру и течение жизни, сможет ли прогнозировать и конкретно реализовать основные принципы и требования клинической биоэтики, сможет ли он предотвратить экокатастрофу и обеспечить выживание человечества? Об этом дальше.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 559; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.214.16 (0.011 с.) |