Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Медицинская этика. Медицина и этика. История биомедицинской этики.↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Уважаемые студенты, Вы приступаете к изучению новой дисциплины, которую на разных этапах ее развития называли врачебной этикой или медицинской деонтологией, а с 70 – годов все чаще называют биомедицинской этикой или биоэтикой. Слайд №2 Медицинская этика как составляющая медицины существует и развивается не одно тысячелетие. До настоящего времени сохранили свою значимость многие нормы и требования, которые предъявлялись к врачам эпоху Гиппократа и в эпоху Возрождения. Однако только во второй половине XX в., когда медицина стала особенно широко использовать достижения научно-технического прогресса, вплотную стал вопрос о необходимости знания и соблюдения каждым врачом норм медицинской этики, которую все чаще в этот период называют биоэтикой, а следовательно, и о необходимости преподавания этого предмета в высших медицинских школах. По данным ВОЗ, преподавание специального курса медицинской этики ведется в настоящее время в большинстве развитых стран мира. Академик РАМН А. М. Сточик Медицина – одна из наиболее гуманных сфер общественной практики. Это система научных знаний и практической деятельности, целью которых является укрепление и сохранение здоровья, продолжения жизни людей. Тысячелетиями вырабатывались гуманистические принципы медицины, согласно которым лица медицинской профессии не имеют права причинять вреда здоровью человека, обрекать больного на гибель, использовать его бедственное положение в целях обогащения. При изучение костных останков людей эпохи неолита исследователи неоднократно обнаруживали следы заживших переломов. Люди с такими повреждениями могли выжить только при условии длительного ухода за ними. В уходе нуждались и женщины после родов, маленькие дети. Слайд № 3 Таким образом, в эпоху неолита лечение больных стало видом профессиональной деятельности, то есть начала формироваться, та система научных знаний, которую в последствии назовут медициной. Очевидно тогда и начался первый этап развития науки о регулировании поведения медика (знахаря), то есть медицинской этики, деонтологии или биоэтики. И первый закон этой науки, который в последствии назовут принципом добродеяния гласил, «Оказания помощи больному – добро, неоказание (без каких-либо весомых причин) зло. Людей, владеющих искусством исцеления, у древних греков называли асклепиадами, у славян – знахарями, чародеями, колдунами, ведунами, у евреев левитами. Различалось и отношение к ним у разных народов и в разные времена. Иногда людей, владеющих искусством исцеления обожествляли, их одаривали если молитвы и действия приносили пользу; а иногда и убивали, если больной, которого они лечили, умирал. В Древнем Вавилоне Свод законов Хаммурапи (около 2000 лет до н. э.) включал положения о медицинской этике. Эти законы, в частности, высоко оценивали деятельность и звание врача. Врачебная этика поддерживалась не только значительными размерами вознаграждения, но и системой наказаний, которые применялись по отношению к врачам, совершивших проступки или обнаруживших свое невежество. Хирургу, разрезавшему руку больного и не излечившему ее от болезни, отрубали его собственную или требовали выплатить огромный штраф. Со времени расцвета персидской медицины 11-12 в. до н. э. сохранилось описание идеальных качеств, к обладанию которых должны были стремиться все врачи. По указаниям персидской медицины, врач должен не только глубоко изучать медицину, много читать и заниматься, накапливать опыт по специальности, но и вырабатывать в себе умение выслушивать больного спокойно, болезнь его распознавать тщательно и старательно, а лечить добросовестно. При встречи с больным врач обязан пользоваться мягкой речью, быть на всем протяжении встречи с пациентом внимательным, сердечно и дружественно настроенным и делать все для того, чтобы умышленно не затягивать болезнь, способствовать ее быстрейшему лечению, обеспечивать выздоровление больного и предупреждать рецидивы болезни. Слайд №4 Постепенно складывалась наука о морали - этика Мораль (от лат. moralis - нравственный) – нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.п. В отличие от права исполнение требований морали санкционируются лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения) Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически преходящие и классовые нормы, принципы и идеалы. Отцом античной этики считается Сократ (469- 399г. до н.э.). Основной принцип этики Сократа тождество добродетели со знанием. Добродетель есть знание или мудрость. Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.) автор «Никомаховой этики», «Большой этики», предложил и название этой науки – этика от греч привычка, мораль, обычай, нрав, характер). Специфика этики, по мнению Аристотеля, состоит в том, что она вооружает человека методами и средствами воздействия на окружающий мир и людей, живущим в нем. Делает она это путем формирования идей о должном (от греч отсюда деонтология- наука о должном), о добре и зле, об идеалах. Этика становиться учением о назначении и смысле жизни человека, моральных принципах и нормах поведения. С тех пор, говоря об этике применительно к медицине, т.е. о медицинской этике, или медицинской деонтологии, ее часто называют «мудростью врачевания». Одним из самых древних медико-этических документов является «Клятва Гиппократа». Эту клятву давали выпускники знаменитой школы асклепиадов, родоначальником которой считался бог медицины Асклепий. Самым известным ее выпускником был знаменитый Гиппократ Великий Косский, родившийся в 460г. –377гг. до н.э.). Слайд 5 -7 Клятва представляет собой документ, освящающий нам врачебный быт медицинских школ времен Гиппократа. В то время уже появились врачебные школы, объедения (корпорации) врачей. Вступая во врачебную корпорацию врач должен вести себя соответствующим образом: воздерживаться от всяких предосудительных действий и не ронять своего достоинства. Появление клятвы Гиппократа было вызвано необходимостью отмежеваться от врачей одиночек, разных шарлатанов и обеспечить доверие общества врачам определенной школы. «Клятва Гиппократа» Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство. Аполлон считался в послегомеровское время врачом богов; Асклепий (в Древнем Риме – Эскулап), сын Аполлона - богом врачебного искусства; Гигиея, дочь Асклепия - богиня здоровья (отсюда слово гигиена), ее изображали цветущей девушкой с чашей, из которой пила змея (символ мудрости); Панакея (всеисцеляющая) другая дочь Асклепия, отсюда панацея – лекарство от всех болезней. - считать научившего меня врачебному искусству наравне с родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; -его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора, наставления, устные уроки и все остальное сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой, но никому другому. Следующее положение «Клятвы» свидетельствует о том, что профессия врача считалась семейной, врачебный опыт, знания, накапливался и передавался из поколения в поколение. Как свидетельствуют Гален и Платон, врачи в их времена обучались заплату. Как видите, материальная и экономическая сторона обучения и дальнейшей практической деятельности оговаривается подробно и обдумано. Переходя к собственно медицинским обязательствам, авторы не случайно ставят на первое место образ жизни больного (режим)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.200.114 (0.011 с.) |