Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принципы биоэтики – автономности индивида, свободы воли и выбора, информационного согласия.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В теоретическом плане задачами медицинской биоэтики становится выявление этической оправданности и обоснованности моральных норм. В области медицинской этики доминируют две теории морали: деонтологическая и утилитарная. Деонтологическая считает основой нравственной жизни долг, выполнение которого связано с внутренним повелением. Следуя долгу, человек отказывается от корыстного интереса и остается верен самому себе. Основным критерием нравственности выступает честность (И. Кант). Утилитарная теория морали исходит из убеждения о том, что критерием оценки поступков человека является полезность. (И. Бентам)
Башкирский государственный медицинский университет Кафедра педагогики и психологии Дисциплина Биоэтика. (краткий вариант) Лектор Липатова Елена Ефратовна Лекция № 1 Темы лекции · Медицина и этика. Медицинская этика. История биомедицинской этики. · Теоретические основы биомедицинской этики. · Основные этические теории и принципы биомедицинской этики · Основные правила биомедицинской этики. Слайд № 2 Медицинская этика как составляющая медицины существует и развивается не одно тысячелетие. До настоящего времени сохранили свою значимость многие нормы и требования, которые предъявлялись к врачам эпоху Гиппократа и в эпоху Возрождения. Однако только во второй половине XX в., когда медицина стала особенно широко использовать достижения научно-технического прогресса, вплотную стал вопрос о необходимости знания и соблюдения каждым врачом норм медицинской этики, которую все чаще в этот период называют биоэтикой, а следовательно, и о необходимости преподавания этого предмета в высших медицинских школах. По данным ВОЗ, преподавание специального курса медицинской этики ведется в настоящее время в большинстве развитых стран мира. Академик РАМН А. М. Сточик Слайд № 3 I этап развития Медицинской этики Период неолита - V - IV вв. до н. э. В период неолита (новый каменный век, ок. 8-3 тыс. до н.э.) возникла, та система научных знаний, которую в последствии назовут медициной. Одновременно и начался первый этап развития науки о регулировании поведения человека владеющего искусством исцеления, то есть медицинской этики. На первом этапе развития медицинской этики сформировались:
Первые законы: - «Оказания помощи больному – добро, неоказание (без каких-либо весомых причин) зло». - «Не навреди» - «Не убий» Фундаментальные принципы медицинской этики: - справедливости - благодеяния - непричинения зла
Особый вклад в развитие медицинской этики на первом этапе внесли: Сократ (469- 399 гг. до н.э.). Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.) Гиппократ Великий Косский (460г. –377 гг. до н.э.) Первый этап формирования морального кодекса людей, избравший врачевание видом профессиональной деятельности, начался с «формирующийся медицины» и завершился появлением трудов греческих философов. М. Я. Яровинский. 2001г. Слайд № 4 Наука о морали - этика Мораль (от лат. moralis - нравственный) – нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.п. В отличие от права исполнение требований морали санкционируются лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения) Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически преходящие и классовые нормы, принципы и идеалы. Этика (от греч ethika) привычка, мораль, обычай, нрав, нравственный характер. Сократ (469- 399г. до н.э.). Основной принцип Сократа тождество добродетели со знанием. Добродетель есть знание или мудрость. Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.) автор «Никомаховой этики», «Большой этики». Специфика этики, по мнению Аристотеля, состоит в том, что она вооружает человека методами и средствами воздействия на окружающий мир и людей, живущим в нем. Делает она это путем формирования идей о должном, о добре и зле, об идеалах. Слайд № 5 Этика становиться учением о назначении и смысле жизни человека, моральных принципах и нормах поведения. С тех пор, говоря об этике применительно к медицине, т.е. о медицинской этике, ее часто называют «мудростью врачевания». Одним из самых древних медико-этических документов является «Клятва Гиппократа». Эту клятву давали выпускники знаменитой школы асклепиадов, родоначальником которой считался бог медицины Асклепий. Самым известным ее выпускником был знаменитый - Гиппократ Великий Косский, родившийся в 460г. –377гг. до н.э.). Клятва представляет собой документ, освящающий нам врачебный быт медицинских школ времен Гиппократа. В то время уже появились врачебные школы, объедения (корпорации) врачей. Вступая во врачебную корпорацию врач должен вести себя соответствующим образом: воздерживаться от всяких предосудительных действий и не ронять своего достоинства. Появление клятвы Гиппократа было вызвано необходимостью отмежеваться от врачей одиночек, разных шарлатанов и обеспечить доверие общества врачам определенной школы. «Клятва Гиппократа» Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство. Аполлон считался в послегомеровское время врачом богов; Асклепий (в Древнем Риме – Эскулап), сын Аполлона - богом врачебного искусства; Гигиея, дочь Асклепия - богиня здоровья (отсюда слово гигиена), ее изображали цветущей девушкой с чашей, из которой пила змея (символ мудрости); Панакея (всеисцеляющая) другая дочь Асклепия, отсюда панацея – лекарство от всех болезней.
слайд № 6 - считать научившего меня врачебному искусству наравне с родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; -его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора, наставления, устные уроки и все остальное сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой, но никому другому. Переходя к собственно медицинским обязательствам, авторы не случайно ставят на первое место образ жизни больного (режим) Я направляю режим больных к их выгоде сообразно моим силам и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Молодой врач должен с первых же своих шагов усвоить первый закон медицины «Не навреди», и понять что принцип справедливости должен соблюдаться неуклонно. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; Это положение «Клятвы» перекликающееся с древней заповедью «Не убий», вошло в дальнейшем во все медико-этические кодексы как основополагающие решение по эвтаназии (от греч хорошо, смерть) – помощи при смерти. Искусство врача не должно быть направлено на ускорение смерти пациента. -точно так же, как не вручу никакой женщине абортивного пессария. В этом обязательстве можно увидеть отношение к святости жизни с момента ее зачатия и веру в то, что жизнь даруется и прекращается Богом, а не врачом. Чисто и непорочно буду проводить свою жизнь и свое искусство. Эти слова вряд ли нуждаются в комментарии. Врачевание определяется не как ремесло, а как искусство, для которого нужна нравственная чистота и недопустимы пороки.
слайд № 7 Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я не вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно любовных дел с женщинами и мужчинами, свободным и рабами. Направленность на благодеяние и непричинения зла – фундаментальные принципы этики.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.249.119 (0.007 с.) |