Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Что бы при лечении – а также и без лечения - Я не увидел или не услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда – либо разглашать, Я умолчу о том, считая подобные вещи тайной.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Запрещение врачу, давшему «Клятву», превратилось в законодательные нормы большинства стран, угрожающие современному врачу различными, но всегда серьезными наказаниями за разглашение врачебной тайны. В «Клятве» этот вопрос ставился шире: нельзя было вообще разглашать не только то, что врач увидит или услышит в связи с болезнью и ее лечением, но и любые другие сведения, которые могли бы скомпрометировать больного или его семью. Завершается «Клятва» торжественным обещанием пред богами и людьми: Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастие в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и давшему ложную клятву да будет обратное этому. Это были не пустые слова. В Древней Греции и в Древнем Риме воздвигались памятники замечательным врачам. Тем же, кто подписал текст «Клятвы», а затем нарушил ее, грозило суровое наказание: штраф или даже отсечение руки, той самой, которой он подписывал это моральное обязательство. Таким образом, первый этап формирования морального кодекса людей, избравший врачевание видом профессиональной деятельности, начавшись с «формирующийся медицины», завершился появлением трудов греческих философов, особенно трудов «Корпуса Гиппократа». По М. Я. Яровинскому Медицинская этика 2001 г. слайд № 8 I I этап развития Медицинской этики Становление монотеистических религий Начало второго этапа формирования медицинской этики связывают с утверждением монотеистических религий. Буддизм. Этический принцип буддизма · стремление делать добро «Братья у вас нет ни отца, ни матери и заботиться о вас некому. Если вы не позаботьтесь друг о друге, то кто другой это сделает? Братья кто почитает меня да почтит больного» – обращение Будды к монахам. Легенда гласит, что предписание было дано после того, как Будда, обходя кельи монахов, обнаружил одного из них жестоко страдающего от дизентерии, ослабевшего от болезни, лежавшего в собственных испражнениях. Он поднял его, обмыл с головы до ног, уложил в постель покойно и удобно, а потом объявил, что Сострадание и помощь больному являются важнейшими правилами поведения членов общины. С тех пор монахи стали изучать медицину, чтобы лечить друг друга и мирян. Христианство Существует придание, что Иисус в молодости изучал врачебные манускрипты для излечения физических и нравственных недугов. По мере утверждения Христианства как государственной, господствующей религии в Европе христианская церковь взяла на себя уход и заботу за немощными и больными. Эта обязанность лежала на дьяконах.
слайд № 9 С утверждением рыцарских орденов некоторые из них посвящали себя уходу за больными. Например, члены ордена св. Лазаря в Иерусалиме ухаживали за прокаженными. От названия ордена св. Лазаря произошло слово лазарет. В древнерусском государстве после принятия христианства при монастырях стали создаваться больничные палаты. Ислам Заметный след в истории медицинской этике оставили труды исповедующих ислам арабских ученых медиков эпохи Среднеазиатского Возрождения: «Практическая этика врача» Аль-Рухави, «Приказ медицины» Ибн-абу Усейби, «Канон медицины» и «Фирузнома» Ибн Сины (Авицены). Многие выдержки из них стали афоризмами, переводились на латынь и европейские языки. Носители медицинских знаний – священнослужители и их помощники, оказывая помощь больному человеку, действовали в соответствии с религиозными установлениями. Так продолжалось до тех пор, пока профессия врача не стала самостоятельной и более распространенной, благодаря созданию медицинских факультетов университетов.
слайд № 10 I I I этап развития Медицинской этики Создание медицинских факультетов при университетах и объединение врачей в корпорации
В 10 в. начала формироваться медицинская школа в Салерно, достигшая расцвета в 12 в., занимавшаяся переводами медицинских книг с арабского на латынь. Это была светская школа не церковная. Ее главная заслуга – создание новой медицинской литературы. Курс обучения был 3-года философии, 5-лет медицины, 1-год практики, экзамен, после получалась лицензия. Это был первый факультет на Востоке. Вслед за ним стали открываться университеты и в Европе. Создание медицинских факультетов при университетах и объединение врачей в корпорации можно считать окончанием второго и началом третьего этапа развития медицинской этики. Выпускники медицинских факультетов давали так называемые факультетское обещание, текст которого обычно являлся вариантом клятвы Гиппократа. Первый в России Московский университет был открыт в 1755г. Медицинский факультет начал работу 1758г. Большую роль в развитии медицинской этики в России сыграли труды декана медицинского факультета Московского университета М. Я. Мудрова. В начале 19 в. английский врач из Манчестера Т. Персиваль в книге «Медицинская этика» изложил «свод установленных правил и наставлений применительно к поведению врачей и хирургов в госпиталях и частной практики, в отношению к аптекарям, в случае которые требуют знания законов»(1803). В предисловии Персиваль указывает, что хотел назвать работу «медицинская юриспруденция», но понял, что это неправильно, так как еще не написаны законы на все случаи жизни, которые встречаются в медицинской практике. Да и как написать законы для тех случаев, когда главным судьей служит совесть или мнение коллег. Труды Т. Персиваля и М. Я. Мудрова подводят итог третьему этапу развития медицинской этики.
слайд № 11 IV этап развития Медицинской этики Деонтологический этап Деонтология (от греч. deontos должное и logos -учение) – раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и моральных требований. Термин введен англ. Философом Иеремией Бентамом, который употреблял его для обозначения учения о нравственности в целом. Виднейшим представителем утилитаризма является британский юрист и мыслитель Иеремия Бентам (первая треть 19 века). В основе его этической теории лежит принцип полезности. Добро, нравственный смысл в наших поступках определяются их результатом – насколько они доставляют нам удовольствие (насколько выгодны) и насколько помогают избегать страданий. Так как с точки зрения морали все люди равны, они всегда должны помнить об общественном интересе, который есть совокупность личных интересов. В конечном счете, нравственный смысл наших поступков определяется тем, насколько они соответствуют формуле: «Наибольшее счастье наибольшего числа людей». Чтобы достичь этой цели, человек должен владеть «моральной арифметикой» - объективно рассчитывать все удовольствия и все страдания проистекающие из его действий. Бентам составил своего рода шкалу – «лестницу удовольствий» и «лестницу страданий», с учетом их интенсивности, продолжительности и т.д. С целью популяризации этой теории он сочинил стихотворение: «И удовольствие, и боль мы можем «сосчитать». Какими могут быть они, нам нужно четко знать. Они бывают интенсивны, бывают длительны, быстры, результативны и чисты. В современном обществе есть немало сторонников этики утилитаризма, которые, например, в отношении детей с анэнцефалией рекомендуют эвтаназию и считают безусловно оправданным использование их органов для трансплантации. Однако современная медицинская практика всегда связана с расчетом степени риска медицинского вмешательства (соотношения пользы и неизбежных побочных осложнений (вреда)), и поэтому подчиняется логике этики утилитаризма. слайд № 12 С позиций медицинской деонтологии наибольший интерес представляет деонтологическая теория немецкого философа Иммануила Канта (вторая половина 18-го века). Кант представил формулу нравственного закона, которую назвал «категорический императив» «Поступай так, чтоб максима своей воли в любое время могла стать принципом всеобщего законодательства». В таком самопринуждении личность находит подлинную свободу и обретает подлинное человеческое достоинство (как осознание в своем лице достоинстве всего человечества). Кант озвучил в своем категорическом императиве «золотое правило» общепризнанное в этике название библейской заповеди: «Во всем, как хотите, чтобы другие поступали с вами, поступайте и вы с ними». Очевидно, что важнейший принцип современной биомедицинской этики – уважения моральной автономии пациента – восходит именно к кантовским представлениям о нравственной свободе, ответственности и достоинстве личности.
слайд № 13.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.78.185 (0.011 с.) |