Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что бы при лечении – а также и без лечения - Я не увидел или не услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда – либо разглашать, Я умолчу о том, считая подобные вещи тайной.

Поиск

Запрещение врачу, давшему «Клятву», превратилось в законодательные нормы большинства стран, угрожающие современному врачу различными, но всегда серьезными наказаниями за разглашение врачебной тайны.

В «Клятве» этот вопрос ставился шире: нельзя было вообще разглашать не только то, что врач увидит или услышит в связи с болезнью и ее лечением, но и любые другие сведения, которые могли бы скомпрометировать больного или его семью.

Завершается «Клятва» торжественным обещанием пред богами и людьми:

Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастие в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и давшему ложную клятву да будет обратное этому.

Это были не пустые слова. В Древней Греции и в Древнем Риме воздвигались памятники замечательным врачам. Тем же, кто подписал текст «Клятвы», а затем нарушил ее, грозило суровое наказание: штраф или даже отсечение руки, той самой, которой он подписывал это моральное обязательство.

Таким образом, первый этап формирования морального кодекса людей, избравший врачевание видом профессиональной деятельности, начавшись с «формирующийся медицины», завершился появлением трудов греческих философов, особенно трудов «Корпуса Гиппократа».

По М. Я. Яровинскому Медицинская этика 2001 г.

слайд № 8

I I этап развития Медицинской этики

Становление монотеистических религий

Начало второго этапа формирования медицинской этики связывают с утверждением монотеистических религий.

Буддизм.

Этический принцип буддизма

· стремление делать добро

«Братья у вас нет ни отца, ни матери и заботиться о вас некому. Если вы не позаботьтесь друг о друге, то кто другой это сделает? Братья кто почитает меня да почтит больного» – обращение Будды к монахам. Легенда гласит, что предписание было дано после того, как Будда, обходя кельи монахов, обнаружил одного из них жестоко страдающего от дизентерии, ослабевшего от болезни, лежавшего в собственных испражнениях. Он поднял его, обмыл с головы до ног, уложил в постель покойно и удобно, а потом объявил, что Сострадание и помощь больному являются важнейшими правилами поведения членов общины. С тех пор монахи стали изучать медицину, чтобы лечить друг друга и мирян.

Христианство

Существует придание, что Иисус в молодости изучал врачебные манускрипты для излечения физических и нравственных недугов.

По мере утверждения Христианства как государственной, господствующей религии в Европе христианская церковь взяла на себя уход и заботу за немощными и больными. Эта обязанность лежала на дьяконах.

 

слайд № 9

С утверждением рыцарских орденов некоторые из них посвящали себя уходу за больными. Например, члены ордена св. Лазаря в Иерусалиме ухаживали за прокаженными. От названия ордена св. Лазаря произошло слово лазарет.

В древнерусском государстве после принятия христианства при монастырях стали создаваться больничные палаты.

Ислам

Заметный след в истории медицинской этике оставили труды исповедующих ислам арабских ученых медиков эпохи Среднеазиатского Возрождения: «Практическая этика врача» Аль-Рухави, «Приказ медицины» Ибн-абу Усейби, «Канон медицины» и «Фирузнома» Ибн Сины (Авицены). Многие выдержки из них стали афоризмами, переводились на латынь и европейские языки.

Носители медицинских знаний – священнослужители и их помощники, оказывая помощь больному человеку, действовали в соответствии с религиозными установлениями. Так продолжалось до тех пор, пока профессия врача не стала самостоятельной и более распространенной, благодаря созданию медицинских факультетов университетов.

 

слайд № 10

I I I этап развития Медицинской этики

Создание медицинских факультетов при университетах и объединение врачей в корпорации

 

В 10 в. начала формироваться медицинская школа в Салерно, достигшая расцвета в 12 в., занимавшаяся переводами медицинских книг с арабского на латынь. Это была светская школа не церковная. Ее главная заслуга – создание новой медицинской литературы. Курс обучения был 3-года философии, 5-лет медицины, 1-год практики, экзамен, после получалась лицензия. Это был первый факультет на Востоке. Вслед за ним стали открываться университеты и в Европе.

Создание медицинских факультетов при университетах и объединение врачей в корпорации можно считать окончанием второго и началом третьего этапа развития медицинской этики. Выпускники медицинских факультетов давали так называемые факультетское обещание, текст которого обычно являлся вариантом клятвы Гиппократа.

Первый в России Московский университет был открыт в 1755г. Медицинский факультет начал работу 1758г.

Большую роль в развитии медицинской этики в России сыграли труды декана медицинского факультета Московского университета М. Я. Мудрова.

В начале 19 в. английский врач из Манчестера Т. Персиваль в книге «Медицинская этика» изложил «свод установленных правил и наставлений применительно к поведению врачей и хирургов в госпиталях и частной практики, в отношению к аптекарям, в случае которые требуют знания законов»(1803). В предисловии Персиваль указывает, что хотел назвать работу «медицинская юриспруденция», но понял, что это неправильно, так как еще не написаны законы на все случаи жизни, которые встречаются в медицинской практике. Да и как написать законы для тех случаев, когда главным судьей служит совесть или мнение коллег.

Труды Т. Персиваля и М. Я. Мудрова подводят итог третьему этапу развития медицинской этики.

 

слайд № 11

IV этап развития Медицинской этики

Деонтологический этап

Деонтология (от греч. deontos должное и logos -учение) – раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и моральных требований. Термин введен англ. Философом Иеремией Бентамом, который употреблял его для обозначения учения о нравственности в целом.

Виднейшим представителем утилитаризма является британский юрист и мыслитель Иеремия Бентам (первая треть 19 века). В основе его этической теории лежит принцип полезности. Добро, нравственный смысл в наших поступках определяются их результатом – насколько они доставляют нам удовольствие (насколько выгодны) и насколько помогают избегать страданий. Так как с точки зрения морали все люди равны, они всегда должны помнить об общественном интересе, который есть совокупность личных интересов. В конечном счете, нравственный смысл наших поступков определяется тем, насколько они соответствуют формуле: «Наибольшее счастье наибольшего числа людей». Чтобы достичь этой цели, человек должен владеть «моральной арифметикой» - объективно рассчитывать все удовольствия и все страдания проистекающие из его действий. Бентам составил своего рода шкалу – «лестницу удовольствий» и «лестницу страданий», с учетом их интенсивности, продолжительности и т.д. С целью популяризации этой теории он сочинил стихотворение: «И удовольствие, и боль мы можем «сосчитать». Какими могут быть они, нам нужно четко знать. Они бывают интенсивны, бывают длительны, быстры, результативны и чисты.

В современном обществе есть немало сторонников этики утилитаризма, которые, например, в отношении детей с анэнцефалией рекомендуют эвтаназию и считают безусловно оправданным использование их органов для трансплантации. Однако современная медицинская практика всегда связана с расчетом степени риска медицинского вмешательства (соотношения пользы и неизбежных побочных осложнений (вреда)), и поэтому подчиняется логике этики утилитаризма.

слайд № 12

С позиций медицинской деонтологии наибольший интерес представляет деонтологическая теория немецкого философа Иммануила Канта (вторая половина 18-го века).

Кант представил формулу нравственного закона, которую назвал «категорический императив»

«Поступай так, чтоб максима своей воли в любое время могла стать принципом всеобщего законодательства».

В таком самопринуждении личность находит подлинную свободу и обретает подлинное человеческое достоинство (как осознание в своем лице достоинстве всего человечества).

Кант озвучил в своем категорическом императиве «золотое правило» общепризнанное в этике название библейской заповеди:

«Во всем, как хотите, чтобы другие поступали с вами, поступайте и вы с ними».

Очевидно, что важнейший принцип современной биомедицинской этики – уважения моральной автономии пациента – восходит именно к кантовским представлениям о нравственной свободе, ответственности и достоинстве личности.

 

слайд № 13.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.78.185 (0.011 с.)