Конституционный Совет во Франции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционный Совет во Франции.



Конституционный Совет состоит из 9 человек, назначаемых сроком на 9 лет без права переназначения Президентом республики и спикерами Национального Собрания и Сената. сделанный ими выбор должен получить последующее одобрение Парламента: так, эти деятели должны быть заслушаны профильными комиссиями палат; «президентская квота» рассматривается на совместном заседании компетентных парламентских комиссий; в обоих случаях возможно наложение «вето» большинством в 3/5 поданных голосов.

Совет обновляется на треть каждые 3 года: президент, председатель Сената и председатель Национального собрания назначают по одному члену Совета вместо тех, у которых истекли 9-летние сроки. В самый первый состав Совета, с целью запустить механизм ротации, три члена были назначены сроком на 9 лет, три сроком на 6 лет и три сроком на 3 года. В случае отставки или смерти члена Конституционного совета на его место той же инстанцией назначается другой, но не на 9 лет, а до истечения срока предшественника. Однако если предшественник находился в должности менее 3 лет, то замещающий может быть назначен на полный срок. Следовательно, максимально возможный срок нахождения в должности составляет (12 лет минус 1 день) = (3 года — 1 день) + (9 лет).

Члены Конституционного совета имеют ряд ограничений: на публичные высказывания; одно и то же лицо не может быть назначено повторно в члены Конституционного совета; их должность несовместима с рядом других должностей и видов деятельности.

Особых ограничений на назначение членов Конституционного совета нет. Какие-либо квалификации юридического характера отсутствуют, так же отсутствуют ограничения по расовой и половой принадлежности. Есть только одно, членом Совета может стать только французский гражданин, который пользуется гражданскими и политическими правами.

 

67. Основной закон ФРГ 1949г., общ х-ка.

После окончания Второй мировой войны Германия была разделена на четыре оккупационные зоны. В трех западных зо­нах, находившихся под влиянием оккупационных держав США, Англии, Франции, в течение 1946—1947 гг. были приняты пер­вые демократические конституционные документы. В них оговаривалось будущее вхождение земель в состав единой демократической Германии. Оккупационные власти союзников прово­дили политику денацификации, направленную на ликвидацию нацистского (фашистского) влияния в различных сферах немец­кого общества. на территории западных оккупационных зон была образована Федеративная Республика Германия. Новому госу­дарству потребовалась новая конституция, которая разрабаты­валась в 1948—1949 гг.было выбрано название «Основной закон», а не «Конституция». Проект был принят учредительным органом — Парламентским советом, в состав которого входили представи­тели политических партий, избранные ландтагами (парламента­ми) 11 западногерманских земель (кроме Баварии)1, и вступил в силу 23 мая 1949 г. Одобрили Основной закон и оккупирующие державы, он стал обязателен для всех западногерманских земель. Исключением стал город Берлин, статус которого регулировал­ся четырехсторонним соглашением стран-победительниц (СССР, Великобритания, Франция, США).Основной закон ФРГ состоит из краткой преамбулы, 14 раз­делов и 146 статей, причем три раздела были включены в базо­вый текст уже в период его действия.

Впоследствии количество земель было уменьшено до 10.первый раздел посвящен основным правам и свободам челове­ка. Специально фиксируется право на человеческое достоинство. Допускается ограничение прав и свобод граждан.Второй раздел Основного закона регулирует отношения меж­ду Федерацией и землями, а также основы политического строя страны. Федеративное устройство обусловило построение де­мократической системы государственных структур снизу довер­ху. По форме правления Германия является парламентской рес­публикой с сильными позициями главы Федерального прави­тельства — Канцлера. Остальные разделы детально регулируют правовой статус высших органов государственной власти, сис­тему федерального законодательства и исполнение федеральных законов, а также общие задачи Федерации и ее субъектов.

По способу изменения Основной закон не является жестким, хотя процедура внесения поправок усложнена по сравнению с принятием обычного закона. Закон о поправке к Основному закону нуждается в одобрении квалифицированного большин­ства в две трети членов верхней и нижней палаты Федерального парламента. В наибольшей степени на со­держании Основного закона отразилось воссоединение Восточ­ной и Западной Германии на основании Договора об установле­нии единства Германии от 31 августа 1990 г., а также вступление ФРГ в Европейские Сообщества.

 

 

Правовой статус Федерального правительства в Германии

Правительство состоит из Федерального канцлера и федераль­ных министров.

Федеральный канцлер выбирается Бундестагом. Кандидату­ру на данный пост предлагает Федеральный президент после переговоров с партией, победившей на выборах в Бундестаг. Голосование по данной кандидатуре может проходить в три тура. Если кандидат получает абсолютное большинство голосов членов Бундестага, то Президент назначает его на пост Канцле­ра. Для Германии характерно коалиционное, а не однопартийное Правительство. Федеральные министры назначаются Федеральным президентом по предложению Канцлера. Последний определяет основные направления в политике и руководит работой Федерального правительства. Каждый федеральный министр действует самостоятельно в рамках своей компетенции и несет за это ответственность перед Канцлером. Структура органов исполнительной власти Федерации независимо от профиля ведомства строится в соответствии с принципом трехступенчатости: министерства — высшие (головные) ведомства, наделенные политическими функциями; ведомства среднего звена, имеющие функции надзора; ведомства низового уровня, осуществляющие сугубо исполнительские функции. Федеральное правительство обязано воплощать в жизнь за­коны, принятые Парламентом, а также намечать политические цели и осуществлять руководство государственными делами.

Правительство направляет подго­товленные проекты нормативных актов в Бундесрат даже в том случае, если для их принятия не требуется формального одобре­ния этого органа. Исполнительная власть земель через Бундес­рат участвует в федеральном законодательном процессе. Феде­ральное правительство должно выполнять задачу политического руководства. Она сводится к тому, что Правительство выходит с инициативой, планирует политическое развитие страны и осу­ществляет руководство государством. В рамках этой деятельно­сти Правительство действует самостоятельно.

Федеральное правитель-тво пре­кращет свои полномочия:

— в связи с уходом в отставку (или смертью) Федерального канцлера;

— с момента учреждения нового Бундестага;

—в результате конструктивного вотума недоверия, выражен­ного Бундестагом Федеральному канцлеру;

—при отклонении Бундестагом поставленного Федеральным канцлером вопроса о доверии и роспуском Бундестага Феде­ральным президентом.

 

69. Правовое положение и полномочия Бундестага и Бундесрата ФРГ Высшим органом законодательной власти, по Конституции 1949 г., является бундестаг (Нижняя палата), но его полномочия в определенной мере ограничиваются бундесратом. По некоторым вопросам - изменение Конституции, передел территории, компетенция земельных властей и даже финансы - бундесрат наделяется правом абсолютного вето, с чем не может не считаться нижняя палата. В других случаях верхняя палата имеет право отлагательного вето. Бундестаг избирался на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования (на 4 года) лицами, достигшими 18-летнего возраста. «Всеобщему» и «равному» характеру выборов не соответствует, однако, правило избирательной системы, согласно которому менее 5% голосов, поданных за политическую партию (партиям Основной закон отводит главную роль в формировании политической воли народа), вообще не учитываются при распределении мандатов. Финансирование предвыборной деятельности партий из государственного бюджета не решает также проблемы равенства, так как пособия распределяются государством только между теми партиями, которые после окончательного подведения итогов выборов получили 50% голосов в конкретном избирательном округе.

Структура:

1.президент бундестага.2. совет старейшин. 3. Наличие комитетов.Наряду с законодательными полномочиями, и прежде всего с полномочиями утверждения бюджета, бундестаг избирает главу правительства, канцлера, несущего перед ним ответственность. Он обладает и другими важными контрольными функциями, в связи с чем может вызвать на свои заседания любого члена федерального правительства (ст. 43(1)), назначить следственную комиссию, а федеральный министр финансов обязан ежегодно представлять бундестагу и бундесрату отчет «о доходах и расходах, а также о состоянии активов и пассивов выполняемого бюджета» (ст. 114). Неодобрение бундестагом деятельности правительства влечет за собой вотум недоверия, который выражается не отдельному министру, а федеральному канцлеру, вместе с которым должно уйти в отставку и правительство.

 

Президента ФРГ

Глава государства - президент республики - выбирается на пять лет большинством голосов особого органа - федерального собрания, состоящего из членов бундестага и равного числа членов, избираемых народными представительствами земель на пропорциональной основе. Президент выступает прежде всего в качестве представителя республики во внешних делах, хранителя конституционного строя. Основной закон отказался от дуалистической концепции Веймарской республики: «президент-рейхстаг». Как независимая, фактически бесконтрольная (все его распоряжения контролируются канцлером) и политически нейтральная фигура, отстраненная от решающего участия в высшем государственном руководстве, он, кроме представительств в международных делах, назначает и увольняет федеральных судей, ряд категорий федеральных служащих, обладает (в отдельных случаях) правом помилования, промульгирует принятые законы. Основной закон лишает главу государства исконно германского права командования вооруженными силами, возлагая эти обязанности в мирное время на министра обороны, а во время войны - на канцлера. Установленный таким образом контроль бундестага над вооруженными силами был подкреплен впоследствии законами 1956 и 1976 гг. о создании, а затем усилении полномочий специальной парламентской комиссии бундестага по обороне, которая наделялась правами следственной комиссии. Введена была также должность уполномоченного бундестага «по обороне» для охраны основных прав (ст. 45(а и Ь).

В ст. 61 Конституции предусматривается возможность отстранения президента по обвинению в умышленном нарушении им Основного закона или другого федерального закона. Вопрос о его виновности и лишении должности принадлежит Федеральному Конституционному суду.

Роль главной политической фигуры Основной закон отводит, таким образом, не президенту, а канцлеру, который выбирается большинством членов бундестага по предложению первого. Им становится лидер партии большинства в бундестаге.

Усиление роли канцлера в ФРГ сближает форму германского государства с президентской системой США и Франции. Эта тенденция усиливается почти неизменным формированием правительства партии канцлера ХДС в союзе СХСС. С 1949г. до 1998г. эти партии бессменно находились у власти, за исключением тринадцати лет правления социально-либеральной оппозиции.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 609; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.008 с.)