Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие конституционного права зарубежных стран как отрасли национального права↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие конституционного права зарубежных стран как отрасли национального права КПЗС — это основная отрасль ее национальной системы права, представляющая собой совокупность (систему) правовых норм, закрепляющих основы общественного и государственного строя, основы правового положения личности, основные принципы организации и деятельности системы государственных органов, избирательную систему и другие признаваемые важнейшими в данном государстве правовые институты. Отличие конституционного права от иных отраслей права заключается, прежде всего, в объекте его регулирования. Конституционное право имеет свой объект (предмет) регулирования. Объектом конституционного права являются наиболее важные общественные отношения, составляющие основу государства и общества и непосредственно связанные с осуществлением государственной власти. Конституционное право регулирует основополагающие отношения, определяющие основы общественного (конституционного) строя, правовой статус личности, форму правления, территориально-политическое устройство, избирательную систему, систему государственных органов, принципы ее организации и деятельности, а также иные общественные отношения, соответствующие господствующим публичным интересам. Систему конституционного права составляют: 1) нормы конституционного права; 2) институты конституционного права; 3) принципы конституционного права.
Конституционно-правовые нормы, их особенности и классификация Конституционно-правовая норма — это общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством в целях регулирования и охраны определенных общественных отношений, выполнение которых обеспечивается не только авторитетом государства, но и его принудительной силой. В отличие от норм других отраслей права, состоящих из трех частей (гипотеза, диспозиция, санкция), большинство конституционно-правовых норм состоят только из одной части — диспозиции, т. е. самого правила поведения. Специфика конституционно-правовых норм — наличие среди них норм-деклараций, норм-принципов, норм-лозунгов. Например, ст. 17 Конституции Китая 1982 г. устанавливает принцип социализма: «От каждого — по способностям, каждому — по труду».г. Конституционно-правовые нормы можно классифицировать по различным основаниям. 1.По функциональной направленности 1) регулятивные и 2) охранительные. 2.По содержанию различают: 1) управомочивающие нормы, т. е. устанавливающие компетенцию государственных органов, 2) обязывающие нормы3) запрещающие нормы. 3. По источникам конституционно-правовые нормы делятся на конституционные, законодательные, нормы органов исполнительной власти и др. 4. По характеру регулирования общественных отношений различают нормы материальные, т. е. определяющие содержание нормы и процессуальные— закрепляющие порядок реализации материальной нормы. Процессуальных норм много в регламентах, в избирательных законах. 5. По времени действия:1) постоянные 2 временные 3) чрезвычайные
Конституционно-правовые отношения. Субъекты и объекты Конституционно-правовые отношения: субъекты и объекты конституционно-правовых отношений Конституционно-правовые отношения — это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права. В конституционно-правовом отношении участвуют определенные стороны, называемые субъектами. Субъектами конституционно-правовых отношений являются: - народ в целом; граждане (подданные), иностранцы, лица без гражданства, лица с многогражданством; государство; государственные органы: главы государств, (монархи, президенты), парламенты, правительства, конституционные суды и т. п.;субъекты федерации; автономные образования; административно-территориальные единицы; органы самоуправления и управления; должностные лица (спикер парламента, премьер-министр, омбудсман и др.); избиратели;депутаты; общественные объединения, союзы и ассоциации, политические партии, избирательные блоки; церковь (особенно наглядно в странах с государственной религией); трудовые коллективы (в соц. странах); СМИ и т. д. Под объектом конституционно-правовых отношений понимают явления и предметы социальной действительности, по поводу которых возникают конституционно-правовые отношения. Основанием возникновения, изменения или прекращения конституционно-правовых отношений является юридический факт. Он выступает в форме: 1) юридического события — юридический факт, наступающий независимо от воли субъекта, в силу объективных причин (достижение определенного возраста, например, 18 лет для активного избирательного права); 2) юридического действия — юридический факт, наступающий в силу действий субъектов (принятие конституции, закона). Источники КПЗС. Под источниками КП понимаются писаные и неписанные нормы, которые регулируют конституционно-правовые отношения. 1. Законы и иные государственно-правовые акты: 1.1. конституция 1.2. конституционные законы: а) те, которые вносят изменения в текст конституции или дополняют ее; б) неписанная конституция 1.3. ограниченные законы –дополняют, не изменяя осн. Принципов. 1.4. акты исполнительной власти, имеющие силу закона. 1.5. обычные законы – регулир отдельные вопросы госуд или общественной жизни 1.6. парламентские уставы и регламенты – определяют внутр структуру парламента и порядок его работы. 2. судебный прецедент, имеющий х-р закона 3. конституционный обычай – правила поведения, кот сложились исторически. 4. доктринальные – труды видных ученых 5. акты чрезвычайных органов власти 6. религиозное право (мусульманское, индусское и иудейское) 7. естественное право 8. международные и межгосударственные договоры – важнейшие акты. 9. Акты, издаваемые в порядке толкования конституционных норм и законов. 10. политические декларации и совместные постановления политического руководства партий и парламентов.
Понятие конституции, ее юридические свойства, классификация конституций Конституция — это основной закон государства, закрепляющий организацию государственной власти и определяющий ее взаимоотношения с обществом и гражданами.Сущность:это закрепление самых важных моментов деятельности государства, основных его органов, а также взаимосвязь между этими органами., т.е. это закрепление государственного механизма и статуса личности в этом государстве. Функции конституции:1. юридическая – регулирование определенных общественных отношений, закрепление главных моментов деятельности государства;2. политическая – закрепление полит устройства, соотнош полит сил внутри страны.3. идеологическая – ф-ция наивысшего правового авторитета для граждан и гос органов, юр лиц. Юридические свойства:1) конституция — основной закон государства, закрепляющий важнейшие начала жизни общества и государства, рассчитан на постоянное, многократное применение, опирается на авторитет и принудительную силу государства; 2) юридическое верховенство; 3) база текущего законодательства; 4) особый порядок ее принятия и изменения. Важнейшим юридическим свойством является ее стабильность и устойчивость. Виды конституций и их классификация. По способу объективирования: Писанные – имеют конкретную юрид форму, кодифицированный сборник норм.(преамбула,основной текст, закл. Полож-устанав. Порядок вступл конституции в силу,переходные полложения-сроки вступл,дополнит. Положения-толкование определ-ых понятий,приложение конституции(Индия)). Неписанная – определенный набор законов, кот регулируют самые важные отношения. По способу внесения изм и дополн: гибкие (Велик). Жесткие( США ) Временные и постоянные По способу принятия: парламентом,на референдуме,учр. Собранием,дарование,смешанный способ. 6. Понятие общественного строя, его структура. К. строй- это часть общественного строя, связанная с его конституционными основаниями, совокупность правовых институтов, кот явл-ся господствующими, определяют структуру и хар-р общества, выражают его осн. Принципы и соц.-экономические устои. В наст время под К строем понимают определенный способ организации государства, основанный на его конституции. Поэтому общ строй - система общественных отношений, свойственных обществу на конкретном этапе развития. Конституционный строй – это сложившаяся государственно-правовая реальность, которую образуют правовые нормы и урегулированные ими общ отнош в важнейших сферах жизни данного государства. Структура К. строя чаще всего содержит следующие подсистемы: 1. полит сист 2. экономич. Сист. 3. социальная система 4. духовно-культурная структура гос-ва и общ-ва. «Конст строй» встречается в соврем зарубежных конституциях. Выносятся в заглавие одного из разделов, включ сов-ть КПН регулир полит сист. И полит отнош.
7. Политические партии (понятие, функции, классификация, структура) Политическая партия – группа людей, объединенная задачей завоевания, удержания или использования государственной власти и выражающая интересы определенного класса, социальной, этнической группы, религиозной общины или иной человеческой общности. разница между партиями и общественными движениями состоит в том, что партии борются за участие в осуществлении государственной власти, а общественные движения не претендуют на непосредственное участие в ней и не берут на себя связанных с этим обязанностей. Характерные признаки: -Активное участие в политической борьбе;-Наличие членства;- Определенная социальная база;- Наличие политической программы и устава;- Общность интересов и близость идеологических взглядов, объединившихся в партию людей; - Наличие одного или нескольких лидеров и др. Классификация: 1. по национальному признаку: шотландская национальная партия; 2. по соц.-политической ориентации: консервативные, центрические(поддерж. мелкий и средний класс), левые; 3. по признаку полу: женские организации; 4. по социальному признаку: партия рабочих, партия крестьян, партия интеллигенции ит. д. 5. экзотические партии: партия любителей пива, партия сухого закона. 6. по территориальному признаку: общегосударственные, региональные. Функции полит.партии: 1) связанные с их деятельностью в роли посредника между государством и обществом: помогает отдельным соц. группам осознать и сформулировать свои интересы, открывает возможность для каждого гражданина политики самоопределяться;2)обусловлены их важнейшей ролью в жизнедеятельности государственного механизма: контролирует процесс формирования представительных органов власти. 8. Понятие и виды партийных систем партийная система общества – это совокупность всех существующих и действующих в стране политических партий с принципами их взаимоотношений. Однопарт. системы возникают в результате стремления государства объединить все партии в одну, монополизировать всю политическую власть (например КПСС в бывшем СССР). В таком обществе устанавливается авторитарный или тоталитарный режим.Однопартийная система состояние ненормальное. Система должна иметь несколько элементов, потому что одна часть без другой не составит единого целого. Двухпартийные системы предполагают существование двух сильных политических партий, способных конкурировать между собой.классическая двухпартийная схема существует в США – республиканцы и демократы попеременно сменяют друг друга. Там сложилась оптимальная ситуация, так как одна партия представлена президентом, а вторая имеет большинство в парламенте.Президент и Конгресс постоянно держат друг друга в напряжении, что оказывается полезным для государства. Многопарт. системы характеризуются тем, что в них реальный шанс завоевания государственной власти имеет более двух партий. При такой системе обычно создаются коалиционное правительство, опирающееся на большую часть членов парламента.В целом многопартийность дает возможность разным социальным группам и их представителям бороться за влияние на государственные органы, направлять туда своих представителей и этим добиваться своих целей. Многопарт. системы можно подразделить на следующие основные группы:1. Многопартийные системы без монопольно господствующей партии. При этой форме многопартийности ни одна партия не располагает абсолютным большинством в парламенте.2. Многопартийные системы с монопольно господствующей партией. При этой форме абсолютное парламентское большинство принадлежит одной партии, которая формирует однопартийные правительства.3. Двухпарт. системы. Для двухпар. систем наиболее типичной отличительной особенностью является монопольное господство на полит.арене двух главных партий, которые попеременно сменяют друг друга у власти. Одна из этих партий выступает в роли правящей, другая - оппозиционной. Время от времени они меняются местами 9. Конституционно- правовое регулирование статуса общественных неполитических объединений. Общ. объединения: это – профсоюзы, «гражданские инициативы», союзы предпринимателей, потребителей, экологические и пацифистские организации и движения, культурные общества, движения и организации женщин, молодежные объединения, ассоциации по национальному признаку, благотворительные фонды и др. Считается, что чем многочисленнее и разнообразнее такие организации и чем в большем их числе участвует каждый отдельный гражданин, тем стабильнее демократия. 1.они не ставят перед собой цели извлечения прибыли. Некоммерческий характер этих общественных объединений дает им ряд организационно-технических преимуществ по сравнению с коммерческими организациями. Например, установление государственной монополии на тот или иной вид хозяйственной деятельности не является препятствием для деятельности указанных общественных объединений в этой сфере, им не требуется получать лицензии и т.п. 2.Политическое участие не является (по крайней мере, официально) их основной целью (в отличие от политических партий); это только вспомогательное средство для достижения целей. В постсоциалистических странах сравнительно часто в разных вариантах встречается формула с указанием на цели такого объединения. Она содержится: в Конституции Словакии («Каждый имеет право свободно объединяться с другими лицами для защиты своих экономических и социальных интересов»).В политической жизни демократических государств обществ. Объед-я выполняют различные функции: выявляют общие интересы отдельных слоев и групп населения; ориентируют депутатов, органы администрации на учет этих интересов при разработке и проведении государственной политики; активно организуют общественное мнение по различным аспектам общественной, в том числе гос., жизни, объединяют избирателей вокруг депутатов или кандидатов в депутаты, выступающих за решение интересующей данную организацию проблемы или сотрудничающих с ней, и т. д.Общест. объед-я практически во всех странах поддерживают стабильные контакты с правительством, парламентом, СМИ и полит. партиями. Эти отношения, как правило, неинституционализированы. 10.Религиозные общины и церковь. Основные модели взаимодействия гос-ва и церкви. Специфическим элементом (субъектом полит.системы общества является церковь. Религия и церковь всегда оказывали влияние на жизнь общества и гос-ва, выступали хранительницами исторических традиций. В наст время правовой основой взаимоотношений гос-ва и церкви являются: 1. Конституции. 2. Законы. 3. Договоры. 4. религиозные источник (каноническое право). Основные модели взаимод гос-ва с церковью: 1. Государственная религия – это конституционно-правовой институт, означающий, что гос-во признает определенную церковь частью своей официальной организационной структуры. Признаки: а) гос-во осуществляет бюджетное финансирование данной церкви; б) утверждает акты, регалирвнутр организацию данной церкви; в) участвует в назначении священников; г) признает право за церковью совершать некоторые ф-циигос органов (Иран, Ирак). 2. Институт юридического признания церкви гос-вом (ФРГ, Бельгия, Ирландия). Признаки: а) конституции не содержат норм о гос религии; б) гос-во оказывает финансовую поддержку; в)гос-во не вмешивается в назначение священников; г) признает за церковной церемонией заключение брака юридические последствия. 3. государство и церковь существуют отдельно, при этой модели взаимоотношения гос-ва с церковью хар-ся тем, что: а) церковь полностью отделена от гос-ва; б) гарантируются свобода вероисповедания; г) деятельность гос органовне соправождается религиозными обрядами; д) гос-ва не финансирует религиозную д-ть; е) религиозные объед не выполняют каких-либо функций госорг; ж) школа отделена от церкви.
11. Понятие системы государственных органов, факторы её определяющие. Государственный орган - часть государственного аппарата (гражданин или коллектив граждан), наделённая государственно-властными полномочиями, уполномоченная государством на осуществление его задач и функций и действующая в установленном государством порядке. Глава государства. Это должностное лицо или орган, занимающие высшее место в системе органов государства. Согласно текстам многих конституций глава государства либо не входит ни в какую ветвь власти, либо входит и в законодательную, и в исполнительную, либо, наконец, только в исполнительную.Пример первого случая дает Основной закона для Федеративной Республики Германии 1949 года, согласно которой «Федеральный президент не может входить в состав ни правительства, ни законодательной корпорации Федерации или земли». В строгом понимании правительство – это коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий руководство исполнительной и распорядительной (т. е. административной) деятельностью в стране. В его состав входят руководители наиболее значительных органов центральной администрации, а иногда и представители нижестоящей администрации.Администрация с общей компетенцией возглавляется там не коллегиальным органом, а единолично президентом или монархом. Правительство в разных странах носит различные конституционные наименования: Правительство – в Чехии, Колумбии, Кабинет – в Японии, Совет министров – в Индии, Совет министров (Правительство) – во Франции, на Кубе, Государственный совет – в Китае, Федеральное правительство – в Германии, Федеральный совет – в Швейцарии, Административный совет – в КНДР и т. д. С точки зрения своего политического состава правительство бывает однопартийным, коалиционным и беспартийным.Правительство, образованное в соответствии с конституцией, считается постоянным, хотя смена состава парламента или избрание нового президента приводят к его отставке. Понятие, социальные функции и полномочия парламента Совр.парламент – это общегос.представительный орган, главная функция которого в системе разделения властей заключается в осуществлении законодательной власти.Она включает и верховное распоряжение государственной казной, то есть принятие государственного бюджета и контроль за его исполнением. Гражданство Гражданство -устойчивую, длящуюся правовую связь человека с государством, порождающую комплекс их взаимных прав и обязанностей. Основания приобретения гражданства 1)по факту рождения получило название филиация - Право крови — один из принципов приобретения гражданства по рождению (филиация), признает гражданином любое лицо, родившееся от граждан данного государства. - Право почвы — один из принципов приобретения гражданства по рождению (филиация), признает гражданином любое лицо, родившееся на территории данного государства, независимо от гражданства родителей. 2) укоренение или приобретение гражданства в порядке натурализации. 3) Признание гражданства — один из способов приобретения гражданства, представляющий собой волевой акт государства, которым юридически закрепляется фактически существующее положение. 4) Восстановление в гражданстве — это упрощенный порядок приобретения гражданства данного государства лицами, ранее утратившими его по каким-либо причинам. 5)Оптация — это выбор гражданства в связи с переходом части территории от одного государства к другому или провозглашением части территории новым независимым государством. 6) Трансферт — изменение гражданства без права выбора, связанное с переходом части территории к другому государству. Прекращение гражданства может иметь место в результате 1) выхода из гражданства соответствующей страны или отказа от гражданства. 2) Под утратой гражданства следует понимать прекращение гражданства независимо от воли гражданина или даже вопреки его воле. 3) Лишение гражданства является санкцией государства в отношении лица, допускающего недозволенное поведение.
17. Правовой режим иностранцев и лиц без гражданства Правовое положение лица зависит прежде всего от его статуса: гражданин, иностранец (гражданин другого государства), лицо без гражданства, лицо с множественным (частный случай - с двойным) гражданством. Особый статус могут иметь также беженцы (не граждане государства их пребывания), вынужденные переселенцы (граждане), перемещенные лица и др. Отчасти их положение регулируется международным правом, а в основном - внутренним законодательством отдельно взятой страны. Наиболее широкими правами (включая политические, в том числе избирательные, право на объединение в политические партии, право на доступ к государственной службе) пользуются граждане данного государства, они же несут и наибольшие обязанности (включая воинскую службу там, где существует всеобщая воинская обязанность, например в Германии, Израиле или Китае). Иностранцы, как правило, не обладают многими политическими правами, хотя в отдельных странах, например в Германии и Польше, они участвуют в выборах органов местного самоуправления, а в государствах Латинской Америки на основе взаимности - и в выборах в парламент.Они обладают правом собственности, могут получать, в том числе бесплатно, муниципальное жилье, имеют право на труд, но их доступ к некоторым видам работ ограничен: в ряде стран иностранцы не могут быть капитанами кораблей морского судоходства, командирами экипажей воздушных судов, работать на радио, телеграфе, телевидении и т.д.Положение лиц без гражданства во многом аналогично положению иностранцев. В соответствии с действующим в большинстве стран законодательством лица без гражданства, как и иностранцы, могут быть принудительно высланы из страны (в отношении граждан применять такую меру новейшие конституции запрещают). Сказанное относится и к работникам дипломатических миссий, хотя в отношении их действуют особые правила и особый порядок выдворения из страны.Лица с множественным, двойным гражданством обладают правами и несут обязанности в соответствии с законодательством всех тех государств, гражданами которых они являются. Коллизии (совпадение обязанностей по отношению к нескольким государствам, например служба в армии) разрешаются по дипломатическим каналам. Системы судебных органов. В унитарных государствах обычно существует единая система общих судов. В федеративном государстве может быть единая система (например, Канада), но возможна и отдельная система федеральных судов, и отдельная система судов субъектов федерации (например, в США во главе с верховными судами штатов, хотя в конечном счете, в том числе и для верховных судов штатов, окончательной инстанцией является Верховный суд США). Во всех государствах, за исключением совсем небольших, например Науру, Тувалу, где население составляет менее 10 тыс. человек, действуют несколько различных звеньев общих судов. Сначала рассматривают дело суды первой инстанции (мировые судьи, полицейские суды, районные суды, суды судебных округов и др.). В большинстве стран второй инстанцией являются особые апелляционные или высокие суды (в странах тоталитарного социализма такого звена нет), куда можно обращаться с жалобой на решение суда первой инстанции. В апелляционном суде весь процесс повторяется аналогично процедуре первой инстанции, но возможно привлечение новых свидетелей, предъявление дополнительных доказательств. Следующая инстанция — кассационная. Это либо вышестоящий суд, либо верховные суды, иногда официально называющиеся кассационными. Они заседают только в составе профессиональных судей (без народных и присяжных заседателей), но не рассматривают факты, доказательства, а проверяют дело только с точки зрения соблюдения закона в судебном процессе (иногда и до него, например, в ходе предварительного следствия). Суды первой инстанции рассматривают большинство уголовных и гражданских дел, но не все: некоторые дела подсудны вышестоящим судам. Сказанное относится и к мировым судьям, которые единолично рассматривают менее значительные уголовные дела, а также гражданские дела с небольшой ценой иска.
Правовой статус Федерального правительства в Германии Правительство состоит из Федерального канцлера и федеральных министров. Федеральный канцлер выбирается Бундестагом. Кандидатуру на данный пост предлагает Федеральный президент после переговоров с партией, победившей на выборах в Бундестаг. Голосование по данной кандидатуре может проходить в три тура. Если кандидат получает абсолютное большинство голосов членов Бундестага, то Президент назначает его на пост Канцлера. Для Германии характерно коалиционное, а не однопартийное Правительство. Федеральные министры назначаются Федеральным президентом по предложению Канцлера. Последний определяет основные направления в политике и руководит работой Федерального правительства. Каждый федеральный министр действует самостоятельно в рамках своей компетенции и несет за это ответственность перед Канцлером. Структура органов исполнительной власти Федерации независимо от профиля ведомства строится в соответствии с принципом трехступенчатости: министерства — высшие (головные) ведомства, наделенные политическими функциями; ведомства среднего звена, имеющие функции надзора; ведомства низового уровня, осуществляющие сугубо исполнительские функции. Федеральное правительство обязано воплощать в жизнь законы, принятые Парламентом, а также намечать политические цели и осуществлять руководство государственными делами. Правительство направляет подготовленные проекты нормативных актов в Бундесрат даже в том случае, если для их принятия не требуется формального одобрения этого органа. Исполнительная власть земель через Бундесрат участвует в федеральном законодательном процессе. Федеральное правительство должно выполнять задачу политического руководства. Она сводится к тому, что Правительство выходит с инициативой, планирует политическое развитие страны и осуществляет руководство государством. В рамках этой деятельности Правительство действует самостоятельно. Федеральное правитель-тво прекращет свои полномочия: — в связи с уходом в отставку (или смертью) Федерального канцлера; — с момента учреждения нового Бундестага; —в результате конструктивного вотума недоверия, выраженного Бундестагом Федеральному канцлеру; —при отклонении Бундестагом поставленного Федеральным канцлером вопроса о доверии и роспуском Бундестага Федеральным президентом.
69. Правовое положение и полномочия Бундестага и Бундесрата ФРГ Высшим органом законодательной власти, по Конституции 1949 г., является бундестаг (Нижняя палата), но его полномочия в определенной мере ограничиваются бундесратом. По некоторым вопросам - изменение Конституции, передел территории, компетенция земельных властей и даже финансы - бундесрат наделяется правом абсолютного вето, с чем не может не считаться нижняя палата. В других случаях верхняя палата имеет право отлагательного вето. Бундестаг избирался на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования (на 4 года) лицами, достигшими 18-летнего возраста. «Всеобщему» и «равному» характеру выборов не соответствует, однако, правило избирательной системы, согласно которому менее 5% голосов, поданных за политическую партию (партиям Основной закон отводит главную роль в формировании политической воли народа), вообще не учитываются при распределении мандатов. Финансирование предвыборной деятельности партий из государственного бюджета не решает также проблемы равенства, так как пособия распределяются государством только между теми партиями, которые после окончательного подведения итогов выборов получили 50% голосов в конкретном избирательном округе. Структура: 1.президент бундестага.2. совет старейшин. 3. Наличие комитетов.Наряду с законодательными полномочиями, и прежде всего с полномочиями утверждения бюджета, бундестаг избирает главу правительства, канцлера, несущего перед ним ответственность. Он обладает и другими важными контрольными функциями, в связи с чем может вызвать на свои заседания любого члена федерального правительства (ст. 43(1)), назначить следственную комиссию, а федеральный министр финансов обязан ежегодно представлять бундестагу и бундесрату отчет «о доходах и расходах, а также о состоянии активов и пассивов выполняемого бюджета» (ст. 114). Неодобрение бундестагом деятельности правительства влечет за собой вотум недоверия, который выражается не отдельному министру, а федеральному канцлеру, вместе с которым должно уйти в отставку и правительство.
Президента ФРГ Глава государства - президент республики - выбирается на пять лет большинством голосов особого органа - федерального собрания, состоящего из членов бундестага и равного числа членов, избираемых народными представительствами земель на пропорциональной основе. Президент выступает прежде всего в качестве представителя республики во внешних делах, хранителя конституционного строя. Основной закон отказался от дуалистической концепции Веймарской республики: «президент-рейхстаг». Как независимая, фактически бесконтрольная (все его распоряжения контролируются канцлером) и политически нейтральная фигура, отстраненная от решающего участия в высшем государственном руководстве, он, кроме представительств в международных делах, назначает и увольняет федеральных судей, ряд категорий федеральных служащих, обладает (в отдельных случаях) правом помилования, промульгирует принятые законы. Основной закон лишает главу государства исконно германского права командования вооруженными силами, возлагая эти обязанности в мирное время на министра обороны, а во время войны - на канцлера. Установленный таким образом контроль бундестага над вооруженными силами был подкреплен впоследствии законами 1956 и 1976 гг. о создании, а затем усилении полномочий специальной парламентской комиссии бундестага по обороне, которая наделялась правами следственной комиссии. Введена была также должность уполномоченного бундестага «по обороне» для охраны основных прав (ст. 45(а и Ь). В ст. 61 Конституции предусматривается возможность отстранения президента по обвинению в умышленном нарушении им Основного закона или другого федерального закона. Вопрос о его виновности и лишении должности принадлежит Федеральному Конституционному суду. Роль главной политической фигуры Основной закон отводит, таким образом, не президенту, а канцлеру, который выбирается большинством членов бундестага по предложению первого. Им становится лидер партии большинства в бундестаге. Усиление роли канцлера в ФРГ сближает форму германского государства с президентской системой США и Франции. Эта тенденция усиливается почти неизменным формированием правительства партии канцлера ХДС в союзе СХСС. С 1949г. до 1998г. эти партии бессменно находились у власти, за исключением тринадцати лет правления социально-либеральной оппозиции.
Правительство РФ Формирование Правительства: 1) В теч. 2 недель после отставки старого прав-ва или избрания нового Президента, Президент предлагает ГД кандидатуру председателя прав-ва. ГД в теч. недели рассматривает и утверждает кандидатуру председателя (после трехкратного отклонения Президент назначает председателя прав-ва и распускает ГД). 2) Председатель прав-ва в теч. недели предлагает Президенту стр-ру ФОИВ (Конст. ст. 112). Президент своим указом утверждает ее. 3) Председатель прав-ва предлагает Президенту кандидатуры заместителей (в т.ч. первых). Состав правительства: Председатель, зам-ы, фед. министры. Правительство РФ - орган исп. власти общей компетенции. Полномочия Правительства РФ: 1) разрабатывает и представляет ГД на утверждение проект фед. бюджета, обеспечивает его исполнение, представляет ГД отчет о его исполнении. 2) обеспечение проведения в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики. 3) обеспечение проведения в РФ единой гос. политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии. 4) осуществление управления фед. собственностью. 5) обеспечение обороны страны, гос. безопасности, реализации внеш. политики РФ. 6) обеспечение прав и свобод граждан, охраны собственности и общественного порядка, борьбы с преступностью. А также иные полномочия, возложенные Конституцией РФ, ФЗ, указами Президента РФ.
Конституционный суд РФ Конституционный суд РФ осуществляет контроль за соответствием новых законов Конституции РФ и дает разъяснения по ее положениям. Совет Министров Польши Правительство возглавляет премьер-министр; он предлагает состав кабинета министров, который должен получить в сейме вотум доверия в течение 14 дней с момента его назначения. Премьер-министр может заменять членов своего кабинета без одобрения сейма. Кабинет министров -обеспечивает исполнение законов; -при необходимости выпускает постановления, имеющие силу закона; -направляет, координирует и контролирует работу всех исполнительных органов государственной власти; -гарантирует внутреннюю и общественную безопасность; -составляет проект бюджета и представляет его на рассмотрение сейма; -контролирует местные органы власти.
81. Конституция КНР 1982 г.: общая характеристика Действующая Конституция принята на специальной сессии Всекитайского собрания народных представителей в 1982 г. После образования Китайской Народной Республики в 1949 г. ее основные законы принимались соответственно в 1954, 1975, 1978 гг. Два предыдущих программных документа (1975, 1978 гг.) разрабатывались под сильным влиянием эклектических идей основателя социалистического Китая Мао Цзэдуна (1893—1976) и носили кратковременный характер. Современный основополагающий документ как бы подвел черту над волюнтаристскими экспериментами коммунистической номенклатуры типа политики «большого скачка» и «великой культурной революции», осуществлявшимися в первые десятилетия существования KHР. Структура Конституции 1982 г. — это 138 статей, объединенных в четыре главы. Перечислим ее характерные черты. 1.Является Конституцией социалистического типа, в ее основу положены марксистско-ленинские идеи. Поэтому официальной идеологией КНР является социалистическая идеология, а государство развивает социалистическое просвещение. 2.Декларируется принадлежность власти народу, КНР провозглаша
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 1162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.89.70 (0.015 с.) |