Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Теории налогообложения. Принципы налогообложения.

Поиск

Налоговая система - совокупность предусмотренных законодательством налогов и сборов, принципов, форм и методов их установления или отмены.

Налог - одна из форм финансовых отношений осуществляемых в виде платежей взимаемых государством с физ. и юр. лиц с целью перераспределения для нужд граждан и общества в целом.

Бюджетный процесс – регламентированная законом деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов соответствующих уровней.

Общие теории налогообложения отражают назначение налогообложения:

1) теория обмена (средние века) - считалось, что налоги носят возмездный характер. т.е через налог граждане покупают у государства услуги по охране правопорядка, границ.

2) теория наслаждения (начало XIX века) - швейцарский экономист Сисмонди предположил, что налог одновременно и жертва и наслаждение: при помощи налогов покрывают ежегодные расходы государства и каждый налогоплательщик покупает у государства наслаждение.

3) классическая теория (Смит и Рикардо) (начало XIX века) - классическое представление о роли налогов в экономике было введено Адамом Смитом. Он предполагал, что налоги - это один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты содержанию правительства, т.е. роль налогов - чисто фискальная, для пополнения доходов государства.

4) кейнсианская теория (середина XX века) - идеи Кейнса изложены в книге «Общая теория занятости, процента и денег». Кейнс считал, что налоги являются главным рычагом регулирования экономики, при этом большие сбережения как пассивный источник дохода лишают роста экономику и подлежат изъятию с помощью налога.

5) бюджетная концепция Лафера (теория экономического предложения) - налоги рассматриваются как один из важных факторов экономического развития и регулирования. Снижение налогов приводит к бурному росту предпринимательской деятельности. Лаффер установил материальную зависимость дохода бюджета от уровня налоговой ставки. Налоги должны быть минимальны, иначе высокое налоговое бремя будет сдерживать предпринимательскую активность и тормозить проведение корпорациями инвестиционной политики, вследствие чего прекратится обновление производственных фондов и начнется спад в экономике.

Принципы налогообложения - это базовые идеи и положения применимые в налоговой сфере.

В системе налогообложения можно выделить следующие принципы:

I. Экономические:

- принцип хозяйственной независимости и свободы налогоплательщика (основан на праве частной собственности налогоплательщика и занимает центральное положение по отношению к другим принципам; налогообложение есть смена форм собственности);

- принцип справедливости (заключается в равной обязанности граждан платить налоги соразмерно своим доходам, каждый должен принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям; сумма взимаемых налогов должна взиматься в зависимости от величины доходов);

- принцип учета интереса налогоплательщиков (сумма, способ и время платежа должны быть заранее известны налогоплательщику и представлять ему наибольшие удобства);

- принцип экономии (издержки по взиманию налога должны быть меньше, чем сами налоговые поступления).

- принцип соразмерности (предусматривает сбалансированность интересов налогоплательщика и государственного бюджета, характеризуется кривой Лаффера, показывающей зависимость налоговой базы от изменения ставок налога, а также зависимость бюджетных доходов от налогового бремени).

II. Юридические принципы (принципы налогового права): законности налогообложения; справедливости налогообложения; устанавливания налогов и сборов в должной правовой процедуре; единства системы налогов и сборов

III. Организационные принципы (положения на которых базируется построение налоговой системы и осуществляет взаимодействие ее структурных элементов): единства налоговой системы; эластичности; стабильности; множественность налогов.

Вопрос 2. Налоговая система. Законодательство РФ о налогах и сборах. Основные понятия о налогах и сборах. Регулирование вопросов налогообложения в РФ.

Налог – обязательный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физ. лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения в целях фин. обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физ. лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов органами самоуправления, включая предоставление определенных прав и выдачу разрешений.

Налоговая система - совокупность предусмотренных налоговым кодексом федеральных, региональных и местных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

Структура налоговой системы:

1) совокупность налогов и сборов для финансирования бюджета;

2) система законов, указов и актов, регулирующих порядок исчисления и уплаты налогов;

3) система государственных институтов, обеспечивающих принятие законов и нормативных актов, контроль за своевременностью и правильностью уплаты (налоговые органы, таможенные органы).

Налоговая система включает следующие элементы:

- субъект налогообложения (налогоплательщик);

- объект налогообложения;

- ставка налога;

- налоговые льготы;

- правила исчисления и порядок уплаты налогов;

- штрафы и другие санкции за неуплату налогов.

Современная налоговая система РФ формируется на основе общих принципов построения и функционирования, декларированных в ст. 3 НК РФ. К этим принципам относятся следующие:

- установление налогов на основе закона - ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, непредусмотренные НК РФ;

- принцип всеобщности и равенства налогообложения - каждое лицо уплачивает законно установленные налоги и сборы, независимо от формы собственности, гражданства;

- принцип понятности налогового законодательства - акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы так, чтобы каждый налогоплательщик точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен уплачивать;

- принцип экономической обоснованности налогов - налоги не могут быть произвольными;

- принцип эффективности налогообложения - максимальная эффективность каждого конкретного налога состоит в относительно низких издержках государства на сбор этого налога.

Задача налоговой системы: создание благоприятных условий для укрепления доходной части бюджета. Её основные задачи (направления):

1) достижения стабильности и определенности налоговой системы:

- определение исчерпывающего перечня налогов и сборов;

- установление предельных ставок региональных и местных налогов;

- сокращение числа налогов.

2) фискальные стимулы:

- введение дифференциации акцизов на продукцию добывающих отраслей;

- введение рыночного механизма налогообложения недвижимости;

- применение агрегированного налогообложения субъектов малого бизнеса.

3) повышение области собираемости налогов:

- введение механизма реального контроля доходов физ. лиц;

- совершенствование методов банковского контроля доходов физ. лиц;

- усиление контроля и ответственности за неполное отражение в бух. отчетности операций по наличному денежному обращению;

- предоставление льгот лишь при условии полной уплаты налогов в предыдущем году.

Регулированием вопросов налогообложения в РФ осуществляется: кодексом, ФЗ, актами законодательства о налогах и сборах субъектов РФ, актами представительных органов местного самоуправления.

Вопрос 3. Элементы налога.

Налог - обязательный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физ. лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства; происходят перераспределительные отношения, государством и налогоплательщ.

Функции налогов:

- перераспределительная (распределение части финансовых ресурсов общества в пользу гос-ва);

- социальная (регулируется через неравное налогообложение разных сумм доходов);

- регулирующая (предполагает влияние налогов на инвестиционный процесс, спад или рост пр-ва);

- контрольная (позволяет гос-ву отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет).

Элементы налога:

1) налогоплательщик (субъект налогообложения) – лицо, на которое возложена юридическая обязанность заплатить налог за счет собственных средств. В РФ налогоплательщиком признаются российские и иностранные граждане, лица без гражданства, российские организации и иностранные организации. Налог может быть уплачен самим налогоплательщиком или удержан у источника выплаты дохода. Следует различать понятия носитель налога (лицо, которое несет тяжесть налогообложения в конечном итоге); налоговый агент (лицо, на которого возложена юридическая обязанность исчислять и удерживать у налогоплательщика и перечислять в бюджет налоги; сборщики налогов (лица, на которых возложена обязанность по приему от налогоплательщиков средств в уплату налогов).

2) предмет (движимое, недвижимое имущество и нематериальные блага, с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств); объект – юридические факты, которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог.

3) налоговая база - количественное выражение предмета налогообложения. 2 метода исчисления:

- кассовый метод (доходом считаются все суммы полученные налогоплательщиком, а расходы – все суммы по которым налогоплательщик произвел выплаты).

- накопительный метод (доходом считаются все суммы,право на получение которых возникло в отчетном периоде вне зависимости от того получены ли они в действительности, а расходами – сумма имущественных обязательств возникших в отчетном периоде при этом не имеет значение произведения по этим обязательствам выплаты.

4) масштаб (установленная законодательством параметр измерения предмета налога);

единица налогообложения (единица масштаба, используется для выражения налоговой базы).

5) налоговый период (срок в течении которого формируется налоговая база и окончательно определяется размер налогового обязательства; ежемесячным, ежеквартальным, полугодовым, годовым). отчетный период – период, в котором происходят сдача налоговой и бух. отчетности.

6) ставка налога: равная (для налогоплательщиков устанавливаются равные суммы налога); твердая (на каждую единицу налогообложения определен зафиксированный размер налога); %ная.

7) налоговые льготы (предоставляемые определенным категориям налогоплательщиков преимущества по отношению к другим, включая возможность не уплачивать налог или меньше)

Виды налоговых льгот: изъятие (направлены на выведение из-под налогообложения отдельных объектов налогообложения); скидки (льгота, направленная на сокращение налоговой базы); налоговые кредиты (льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки). Регул. МинФин.

8) порядок уплаты налога (установленные способы и процедуры внесения налога в бюджет).

Основные способы уплаты налогов: по декларации; у источника дохода; кадастровый (налог взимается на основе внешних признаков предполагаемой средней доходности).

9) порядок и способ исчисления налога (совокупность действий налогоплательщика по определению суммы налога подлежащий уплате в бюджет за налоговой период исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот).

10) сроки уплаты налогов(период времени, в течение, которого налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет). Сроки уплаты устанавливаются применительно к каждому налогу. В зависимости от сроков уплаты налогов выделяют:

- срочные налоги (уплачиваются к конкретной дате).

- периодично-календарные (ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые).

 

 

Вопрос 4. Налоговое планирование и прогнозирование.

Налоговое планирование - законный способ обхода налогов с использованием предоставляемых законодательством льгот и приемов сокращения налоговых обязательств.

Сущность НП – признание за каждым налогоплательщиком право применять все допустимые законодательством средства, приемы, способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств.

Виды НП: корпоративное (юр. лиц) и личное (физ. лиц).

Принципы НП: не нарушать закон; платить налоги нужно, используя льготы.

Элементы НП:

- стратегия оптимального управления предприятием и выполнение этой стратегии;

- учетная политика (выбранная предприятием совокупность способов ведение отчетности);

- налоговый календарь для контроля исчисления и соблюдения сроков уплаты налогов.

Процесс НП состоит из нескольких взаимосвязанных этапов:

1) до регистрации предприятия (появление идеи об организации бизнеса, формирования цели и задач, а так же решение вопроса о возможности использование налоговых льгот, выбор наиболее выгодного с налоговой точки зрения место расположения производства, выбор организационно правовой формы юр. лица и определения ее соотношения с возможным налоговым режимом.

2) после регистрации фирмы (анализ различных налоговых ситуаций сопоставление полученной прибыли, с возможными потерями обусловленными санкциями и штрафами, с учетом получения максимального финансовых результатов).

Управление налогами на предприятие и в организациях.

Если удельный вес налогов не превышает 15% от общего числа чистого дохода предприятия, потребность в НП минимальна. И в такой ситуации за состояние налоговых платежей может следить главный бухгалтер. При уровне налогов 20-35% в мелких и средних фирмах целесообразно иметь специалиста, а в крупных фирмах - группу специалистов ориентированных исключительно на контроль за налоговыми обязательствами. Если налог забирает 40% и более, то НП становится важным элементом всей управленческой работы. Включает 3 ступени:

- организация надежного налогового учета;

- контроль за правильность расчетов налога;

- минимизация налогов в рамках действующего законодательства.

Пределы налогового планирования – специальные методы для предотвращения уклонений от уплаты налогов, позволяющий также ограничить сферу применения налогового планирования.

Законодательные ограничения - обязанность субъекта зарегистрироваться в налоговом органе, предоставлять необходимые документы по уплате и исчислению налога, установка меры ответственности за нарушение налогового законодательства.

Меры административного воздействия – налоговые органы в праве требовать своевременную и правильную уплату налогов, в праве проводить налоговые проверки и принимать решения о применении штрафных санкций.

Вывод: налогоплательщик имеет право только на законные методы уменьшения налоговых обязательств.

Основная задача налогового прогнозирования - определение на заданный временной период экономически обоснованного размера поступлений налогов в бюджет, а также объема налогов, подлежащих уплате конкретным предприятием-налогоплательщиком.

Прогнозирование может быть:

- оперативное налоговое прогнозирование (призвано обеспечить реальную оценку поступлений на ближайшее время для определения лимитов финансирования; решает задачу подготовки аналитических материалов для осуществления краткосрочного (на год) налогового прогнозирования);

- краткосрочное налоговое прогнозирование (служит основой для составления проектов федерального, регионального и местных бюджетов на очередной год);

Оперативное и краткосрочное налоговое прогнозирование представляют собой две составляющие единого процесса текущего прогнозирования. В процессе его осуществления решаются в основном тактические задачи, вследствие чего создаются важнейшие предпосылки для выработки стратегии налогового прогнозирования. Данная стратегия определяется в процессе среднесрочного и долгосрочного налогового прогнозирования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.77.244 (0.008 с.)