Вопрос 1. Направления и методы экономического анализа деятельности предприятий. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Направления и методы экономического анализа деятельности предприятий.



Анализ - разложение изучаемого объекта на части, элементы. Выступает в единстве с «синтезом» (анализ наоборот). Тандем «анализ-синтез» используется в любой отрасли научных знаний.

Экономический анализ в широком смысле охватывает всю экономику - от мирового хозяйства до отдельных звеньев глобальной экономики, входит составной частью во все экономические науки.

Основные виды экономического анализа:

- теоретический (политико-экономический) анализ - анализ действия экономических законов, категорий, абстрактных понятий;

- макроэкономический анализ - анализ мирового хозяйства, народного хозяйства страны;

- микроэкономический анализ - анализ деятельности основных звеньев народного хозяйства, т.е. организаций, в том числе коммерческих организаций или предприятий.

Тесная связь экономического анализа с бухгалтерским учетом позволяет рассматривать их как единое целое. Современный бухгалтерский учет в условиях развитой рыночной экономики можно назвать бухгалтерским учетом в широком смысле слова, включающим собственно бухгалтерский учет (счетоводство, отчетность), анализ и контроль (одна из форм которого — аудит) хозяйственной деятельности.

Экономический анализ как прикладная наука имеет широкое практическое применение на практике в управлении хозяйственной деятельностью. Является видом управленческой деятельности, предшествующий принятию управленческих решений, и сводящийся к обоснованию этих решений на базе имеющейся информации.

Предметом экономических наук являются производственные экономические отношения людей.

Объектом экономического анализа является хозяйственная деятельность предприятий как совокупность производственных отношений (с внешнеэкономическими, социальными и природными условиями).

Основные задачи экономического анализа субъекта хозяйствования:

- изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия;

- научное обоснование текущих и перспективных планов (без глубокого экономического анализа результатов деятельности предприятия за прошлые годы (5-10 лет) и без обоснованных прогнозов на перспективу, без выявления имевших место недостатков и ошибок нельзя выбрать оптимальный вариант управленческого решения);

- контроль за выполнением планов и управленческих решений, за экономным использованием ресурсов;

- изучение влияния объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов на результаты хозяйственной деятельности;

- поиск резервов повышения эффективности функционирования предприятия на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики;

- оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики, использованию имеющихся возможностей и диагностика его положения на рынке;

- оценка предпринимательских и финансовых рисков и выработка внутренних механизмов управления ими с целью укрепления рыночных позиций предприятия и повышения доходности бизнеса;

Виды экономического анализа:

По отраслевому признаку: отраслевой и межотраслевой.

По признаку времени: предварительный и последующий.

По пространственному признаку: внутрифирменный и межфирменный.

Самое последнее достижение в области межфирменного сравнительного анализа - бенчмаркинг. Это система раннего предупреждения о назревающих проблемах, основанная на исследовании достижений науки и практики не только в собственной отрасли, но и в других отраслях.

По аспектам исследования:финансовый, управленческий, социально-экономический, экономико-статистический, маркетинговый, инвестиционный, экономико-экологический, функционально-стоимостный, логистический.

По методике изучения объектов: качественный, количественный, экспресс-анализ, фундаментальный, маржинальный, экономико-математический анализ.

По субъектам (пользователям анализа): внутренний и внешний анализ.

По степени охвата изучаемых объектов: сплошной и выборочный.

По содержанию программы: комплексный и тематический.

Основные направления экономического анализа: оценка; диагностика; прогнозирование.

Основные методы экономического анализа:

Сводка и группировка. Путем сводки можно подвести общий результат действия различных факторов на выпуск продукции, снижение себестоимости, повышение рентабельности.

Группировкой называют выделение среди изучаемых явлений характерных групп и подгрупп по тем или иным признакам. Сгруппированные данные оформляются в виде таблиц.

Абсолютные и относительные величины. С помощью абсолютных величин характеризуются размеры (уровни, объемы) экономических явлений и показателей. Относительные величины используются для характеристики степени выполнения планов, измерения темпов (относительной скорости) развития производства. Величина, полученная в результате сопоставления двух однородных показателей, один из которых принимается за единицу, называется коэффициентом. Средние величины. Для обобщающей характеристики массовых, качественно однородных экономических явлений пользуются средними величинами. Некоторое представление о степени колеблемости дает вариационный ряд (отражаются разные уровни с указанием, насколько часто встречается каждый уровень), размах вариации (расстояние между наибольшим и наименьшим вариантом), также используют среднее линейное отклонение, среднее квадратическое отклонение и коэффициент вариации.

Ряды динамики. Рядом динамики называется ряд данных, характеризующих изменение явления, показателей во времени. Для характеристики изменения уровня ряда динамики исчисляют абсолютный прирост и темп роста и прироста. Темп роста характеризует изменение уровня продаж продукции от одного года к другому.

Индексы - относительные показатели сравнения таких явлений, которые состоят из элементов, непосредственно не поддающихся суммированию (например нельзя складывать число автобусов, грузовых автомобилей, велосипедов, выпускаемых заводом). С помощью индексов можно рассчитать изменение отдельно количества продуктов и отдельно цен на продукцию.

Для определения изменения количества выпущенных изделий вся продукция отчетного и базисного годов оценивается в одинаковых постоянных ценах (в ценах базисного года). С помощью индексов сравнивают не только данные двух периодов, но и данные за ряд лет. В этом случае используют индексы базисные и цепные.

Метод цепных подстановок. Обычно экономический показатель можно разложить на ряд слагающих его факторов или показателей. Сущность приема цепных подстановок заключается в последовательной замене плановой (базисной) величины каждого фактора величиной фактической. После каждой замены новый результат сравнивают с прежним.

Элиминирование. Метод, при помощи которого исключается действие ряда факторов и выделяется один из них, называется элиминированием.

Детализация. Методом анализа является детализация или последовательное расчленение изучаемых экономических явлений, показателей и факторов. Детализация позволяет упорядочить анализ, содействует комплексному рассмотрению всех факторов, влияющих на показатель, указывает значимость каждого фактора, является основой математического моделирования взаимной зависимости различных показателей и факторов.

Балансовые увязки. В экономическом анализе используются различные балансовые сопоставления и увязки. Особенностью бухгалтерского баланса является то, что он содержит сведения о капитале в двух разрезах: по размещению и назначению (актив баланса) и по источникам образования этих средств (пассив баланса).

Выборочное и сплошное наблюдение. Проведение сплошных и выборочных наблюдений широко применяется в экономическом анализе работы предприятия. Примером сплошных наблюдений в изучении экономики могут быть полные инвентаризации основных средств, складских запасов материалов. Выборочными наблюдениями являются проводимые на предприятиях «фотографии» рабочего дня, работы оборудования, смотры резервов в производстве.

Сравнения - прием, позволяющий выразить характеристику явлений через другие однородные явления. Мы рассматриваем сравнение как аналитический прием, позволяющий выявить взаимосвязь экономических явлений, их развитие и степень достижения эффективности в использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Основные виды сравнений:

- сравнение отчетных показателей с плановыми;

- сравнение отчетных показателей с показателями предшествующих периодов(темп роста);

- межхозяйственные сравнения(показателей предприятия с показателями конкурентов);

- сравнение со среднеотраслевыми данными (определить орг.-технический уровень предприятия);

- сравнение показателей предприятия со средними показателями рыночной экономики(коэф.)

Графический метод. При графическом методе зависимость между показателями изображается при помощи диаграммы (графика).

Практика анализа выработала основные методы чтения финансовых отчетов. Среди них можно выделить следующие стандартные приемы, которые уже были рассмотрены ранее:

- горизонтальный анализ;

- вертикальный анализ;

- трендовый анализ.

К этим стандартным приемам анализа финансовой отчетности можно добавить и приемы, требующие данных системного бухгалтерского учета:

- сравнительный анализ;

- факторный анализ.

Сравнительный анализ - внутрихозяйственное сравнение по отдельным показателям фирмы дочерних фирм, подразделений, цехов и межхозяйственное сравнение показателей данной фирмы с показателями фирм-конкурентов и средними общеэкономическими данными.

Факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Может быть как прямым (собственно анализ), заключающимся в дроблении результативного показателя на составные части, так и обратным (синтез), когда отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.104.173 (0.015 с.)