Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 3. Анализ и управление объемом производства и продаж. Анализ и управление затратами на производство и реализацию продукции.

Поиск

Основные задачи анализа:

- оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;

- определение влияния факторов на изменение величины показателей;

- выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

- разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

Объем производства и реализации продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате; может выражаться в сопоставимых, плановых и текущих ценах. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства. Натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции. Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции.

Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуществляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему и ассортименту за день, нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонение от плана. Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. В процессе анализа производства и реализации продукции необходимо оценить также риск невостребованной продукции, который может возникнуть вследствие падения спроса на нее.

Внутренние причины:

- неправильно составленный прогноз спроса на продукцию служащими предприятия;

- неправильная ценовая политика предприятия на рынках сбыта;

- снижение конкурентоспособности продукции в результате низкого качества сырья, оборудования, отсталой технологии, низкой квалификации персонала;

- неэффективная организация процесса сбыта и рекламы продукции.

Внешние причины:

- неплатежеспособность покупателей;

- повышение процентных ставок по вкладам;

- политические.

Анализ ассортимента и структуры продукции: Обобщающую характеристику изменений ассортимента продукции дает одноименный коэффициент, уровень которого определяется следующим образом:

Анализ качества продукции:

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

- удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

- удельный вес продукции высшей категории качества;

- средневзвешенный балл продукции;

- средний коэффициент сортности;

- удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;

- удельный вес сертифицированной продукции;

- удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

- удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.

Индивидуальные показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:

- полезность (жирность молока, содержание белка в продуктах питания);

- надежность (долговечность, безотказность в работе);

- технологичность (трудоемкость, энергоемкость).

Косвенные показатели — это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес продукции, на которую поступили претензии (рекламации) от покупателей, потери от брака.

 

Анализ ритмичности работы предприятия:

Ритмичность - это равномерный выпуск и отгрузка продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом. Для оценки ритмичности работы используются прямые и косвенные показатели:

Прямые показатели - коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, удельный вес производства продукции за i-й период (декаду, месяц, квартал) в годовом объеме производства.

Косвенные показатели - наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине предприятия, потери от брака, уплата штрафов.

Коэффициент ритмичности определяется суммированием фактического удельного веса выпуска продукции за каждый период, но не более планового уровня.

Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции:

Факторы, определяющие объем производства и реализации продукции:

1) обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования;

2) обеспеченность предприятия ОС производства и эффективность их использования;

3) обеспеченность производства сырьем и материалами и эффективность их использования.

Анализ себестоимости продукции:

Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет большое значение в системе управления затратами, т.к. позволяет изучить тенденции изменения ее уровня, установить отклонение фактических затрат от нормативных и их причины, выявить резервы снижения себестоимости продукции и дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.

Эффективность системы управления затратами во многом зависит от организации их анализа, которая, в свою очередь, определяется следующими факторами:

- формой и методами учета затрат, применяемыми на предприятии;

- степенью автоматизации учетно-аналитического процесса на предприятии;

- состоянием планирования и нормирования уровня операционных затрат;

- наличием соответствующих видов внутренней отчетности;

- наличием специалистов, умеющих грамотно анализировать и управлять процессом формирования затрат.

Для анализа себестоимости продукции используются данные статистической отчетности «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия (организации)», плановые и отчетные калькуляции себестоимости продукции, данные аналитического учета затрат по основным и вспомогательным производствам.

Объектами анализа себестоимости продукции являются следующие показатели:

- полная себестоимость продукции в целом и по элементам затрат;

- уровень затрат на рубль выпущенной продукции;

- себестоимость отдельных изделий;

- отдельные статьи затрат.

Общая сумма затрат на производство продукции может измениться:

- из-за объема производства продукции;

- структуры продукции;

- уровня переменных затрат на единицу продукции;

- суммы постоянных расходов.

При изменении объема производства продукции возрастают только переменные расходы; постоянные расходы остаются неизменными в краткосрочном периоде при условии сохранения прежней производственной мощности предприятия.

Любой вид затрат можно представить в виде произведения двух факторов:

- количества потребленных ресурсов или услуг (сырья, материалов, топлива, энергии, человекочасов, машиночасов, кредитов, арендуемой площади);

- цен на ресурсы или услуги.

В процессе анализа необходимо также оценить изменения в структуре по элементам затрат. Если доля заработной платы уменьшается, а доля амортизации увеличивается, то это свидетельствует о повышении технического уровня предприятия, о росте производительности труда.

На следующем этапе анализа следует определить изменение затрат на производство продукции за счет внедрения запланированных мероприятий по снижению себестоимости продукции, таких как:

- внедрение новой техники;

- внедрение новых технологий производства;

- совершенствование применяемой техники и технологии производства;

- улучшение организации производства и труда;

- использование новых видов сырья и материалов.

Результаты такого анализа покажут, за счет каких мероприятий достигнута экономия затрат на производство продукции в отчетном периоде. Для более глубокого изучения причин изменения себестоимости анализируют отчетные калькуляции по отдельным изделиям, сравнивают фактический уровень затрат на единицу продукции с плановым и данными прошлых периодов, других предприятий в целом и по статьям затрат.

После этого более детально изучают себестоимость продукции по каждой статье затрат, для чего фактические данные сравнивают с данными плана, прошлых периодов, других предприятий.

Анализ издержкоемкости продукции:

Издержкоемкостъ (затраты на рубль произведенной продукции) - обобщающий показатель, характеризующий уровень себестоимости продукции в целом по предприятию. Он рассчитываться в любой отрасли экономики и наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Исчисляется данный показатель: ИЕ = Зобщ \ ВП, где Зобщ (общая сумма затрат на производство и реализацию продукции), ВП (стоимость произведенной продукции в действующих ценах). При его уровне ниже единицы производство продукции является рентабельным, при уровне выше единицы - убыточным.

Основными источниками резервов снижения себестоимости промышленной продукции являются: - увеличение объема ее производства за счет более полного использования производственной мощности предприятия;

- сокращение затрат на ее производство за счет повышения уровня производительности труда, экономного использования сырья, материалов, электроэнергии, топлива, оборудования, сокращения непроизводительных расходов, производственного брака.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.194 (0.01 с.)