Место экологического права в современной системе права РК 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место экологического права в современной системе права РК



Принципы экологического права

Принципы экологического права — это руководящие начала экологического права, оп­ределяющие направленность и основные черты его развития, являющие­ся своего рода каркасом отрасли права.

Всем принципам присущ ряд общих черт — они являются объективно обусловленными и верны лишь постольку, поскольку соответствуют природе и истории. В действующем экологическом законодательстве выделяются следующие принципы:

- важнейшим из них является принцип собственности как неотъемлемого достояния;

- принцип общегосударственного управления природопользованием, устраняющий приоритет ведомственных интересов над общегосударственными;

- принцип строгого целевого использования природных объектов;

- принцип рационального и эффективного использования природных объектов;

- принцип приоритета охранительных мероприятий в использовании природных объектов;

- принцип комплексного подхода в природопользовании, выражающийся в том, что при использовании данного природного объекта необходимо учитывать все его экосвязи с другими природными: объектами и окру­жающей природной средой в целом.

Возникновение, развитие и перспективы экологического права

Понятие источников экологического права

Источники экологического права представляют собой нормативно-правовые акты, содержащие эколого-правовые нормы.

Виды источников экологического права

Источники экологического права можно классифицировать по следующим основаниям:

1) по юридической силе их можно подразделить на законы и подзаконные нормативно-правовые акты:

- законы как источники экологического права представляют собой нормативные акты, принятые высшими органами представительной власти Республики Казахстан – Мажилисом РК;

- подзаконные нормативные акты как источники экологического права представляют собой документы нормативного характера, принятые

Президентом РК, Правительством РК, а также министерствами и ведомствами РК, органами местной власти, а также иными органами и должностными лицами, имеющими право на принятие данных актов;

2) по предмету правового регулирования: всеобщие, общие и специальные.

Всеобщие: Конституция РК, УК РК, КоАП и т.п., то есть нормативно- правовые акты, устанавливающие основы всех общественных отношений в той части, где содержатся правовые нормы, регулирующие отношения в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Общие: нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие наиболее общие экологические отношения (Закон «Об охране окружающей природной среды и др.).

Специальные: нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регули­рующие отдельный вид экологических отношений (Закон «Об особо охраняемых природных территориях» и др.).

3) по направленности правового регулирования все источники можно подразделить на материальные и процессуальные.

Материальные источники имеют предметом своего регулирования экологические общественные отношения,

складывающиеся по поводу использования тех или иных природных объектов и их охраны;

Процессуальные источники в отличие от материальных направлены на процедуру обеспечения охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и являются формой её обеспечения.

4) по способу систематизации — на кодифицированные и не кодифицированные.

К кодифицированным относятся нормативные акты, в которых в ходе правотворческой деятельности произведена систематизация нормативного материала и он приведен в соответствие с системой регулируемых общественных отношений. Такие нормативно-правовые акты отличаются высоким качеством и, как правило, являются головными в той или иной отрасли права.

 

9.Понятие и общая характеристика права государственной собст­венности на объекты природы

Право государственной собственности на природные ресурсы

Государственная собственность на природные ресурсы является доминирующей в структуре закрепленных законодательством форм собственности, что представляется оправданным подходом по всем основаниям темы. Право государственной собственности установ­лено на землю, воды, недра, леса, объекты животного мира и другие объекты. При этом встает главный вопрос - о разграничении права государственной собственности на природные ресурсы между субъектами страны и ее субъектами.

Соответственно к природным ресурсам РК могут относиться:

- земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, а также осуществления других функций, отнесенных к ведению республиканских органов государственной власти;

- земельные участки, занятые энергетическими, транспортными и космическими системами (кроме российских), объектами ядерной энергетики, связи, метеослужбы, историко-культурного и природного наследия, а также другими объектами, находящимися в собственности государства;

- земельные участки, водные и иные природные объекты государственных природных заповедников, национальных природных парков, природных заказников, курортных и лечебно-оздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий РК;

- виды растений и животных, занесенные в Красную Книгу РК;

- виды животных, ценные в хозяйственном отношении и отнесенные к особо охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и более субъектов РК, а также животные, отнесенные к видам, попадающим под действие международных актов по их охране;

- месторождения полезных ископаемых, имеющие общегосударственное значение;

- водные объекты, расположенные на территории страны, а также пограничные и трансграничные водные объекты;

- иные природные ресурсы.

тесном взаимодействии и в силу этого рассматриваемые в качестве

Основания возникновения и прекращения права собственности на природные ресурсы

Основания возникновения и прекращения права собственности на природные ресурсы определяются законодательством и в значи­тельной степени зависят от формы права собственности. В Гражданском Кодексе РК, устанавливающим общие основания приобре­тения права собственности, предусматривается то, что право соб­ственности на имущество, которое имеет собственник (что вполне относится к природным ресурсам), может быть приобретено дру­гим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Право частной собственности на природные ресурсы может возникнуть на основе передачи в соответствии с действующим законо­дательством в природных ресурсах, находящихся в государственной или муниципальной собственности, частным лицам.

Природные ресурсы, находящиеся в частной собственности, могут быть обращены в государственную собственность в случаях:

- обращения взыскания на имущество по обязательствам;

- изъятия для государственных нужд путем выкупа;

- изъятия объекта, используемого с нарушением требований законодательства;

- перехода наследства государству;

- реквизиции (изъятие у собственника в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотии и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущества в интересах общества по решению государственных органов в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества);

- конфискации (безвозмездное изъятие по решению суда имущества у собственника в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения. В случаях, предусмотренных законом, конфискация может быть произведена в административном порядке);

- национализации (обращение собственности граждан, юридических лиц в государственную собственность).

 

Содержание и охрана права собственности на объекты природы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.007 с.)