ТОП 10:

Предмет и методы экологического права



Вопрос

Экологическое право — особое комплексное образование,[1] представляющее собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы[2].

1. Экологическое право — это отрасль российского права, представляющая собой систему норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Данное определение основано на преамбуле Федерального закона «Об охране окружающей среды», в которой отмечается: «Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации».

Предмет и методы экологического права

Самостоятельность любой отрасли права определяется

наличием двух признаков:

— отдельного от иных отраслей права предмета — качест-

венно однородного вида общественных отношений, регули-

руемых данной отраслью;

— метода правового регулирования — набора юридичес-

кого инструментария, посредством которого государство

оказывает необходимое воздействие на волевое поведение

участников общественных отношений.

Предмет экологического нрава.В науке предмет эко-

логического права определяется различным образом: как

отношения в сфере взаимодействия общества и природы

(В. В. Петров) и как общественные отношения в сфере вза-

имодействия общества, людей и природы (С. А. Боголю-

бов)'. Если обратиться к теории права, предметом право-

вого регулирования являются общественные отношения.

Общественные отношения возникают между их субъекта-

ми — физическими, юридическими лицами и государством,

между которыми и осуществляется взаимодействие. При-

рода не может являться стороной правоотношения. Мате-

риальные же и нематериальные блага, по поводу которых

возникают правоотношения, являются их объектом. Данной

точки зрения придерживаются, в частности, О. И. Крассов и

М. М. Брпнчук.Эти авторы подчеркивают, что обществен-

ными отношениями являются отношения между людьми

по поводу предметов материального мира, а не отношения

человека к вещи, объектам природы и иным предметам мате-

1 Боголюбов С. А. Экологическое право : учебник. — М., 2008. — С. 13.

18 Глава 1. Экологическое право и экологические правоотношения

риального мира. Указанной позиции придерживается и дей-

ствующее Законодательство.

Так, в ст. 4 Закона об охране окружающей среды ком-

поненты природной среды (земли, недра, почвы, поверх-

ностные и подземные воды, леса и иная растительность,

животные и другие организмы и их генетический фонд, ат-

мосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околозем-

ное космическое пространство) определяются как объек-

ты охраны окружающей среды. Следовательно, предметом

экологического права являются общественные отношения,

возникающие между физическими, юридическими лицами

и государством. Окружающая среда, компоненты окружаю-

щей среды являются объектами правоотношений в сфере

ее охраны. Предмет экологического права определяется

аналогично как экологически значимое поведение людей

(О. Л. Дубовик), как общественные отношения, возника-

ющие по поводу охраны окружающей природной среды от

вредных химических, физических и биологических воздей-

ствий, обеспечения режима особо охраняемых природных

территорий, а также охраны и использования животного

мира (О. И. Крассов). Наиболее полное определение пред-

мета экологического права дано М. М. Бринчуком. Соглас-

но его позиции, предмет современного экологического права

образуют общественные отношения:

— собственности на природные объекты и ресурсы;

— но природопользованию;

— по охране окружающей среды от деградации;

— по защите экологических нрав и законных интересов

физических и юридических лиц.

Вопрос

Методы экологического права.В настоящее время все

отрасли российского права оперируют в основном двумя ме-

тодами правового регулирования, а именно императивным

(административно-правовым) и диспозитивным (граждан-

ско-правовым). В зависимости от регулируемых соответст-

вующей отраслью права общественных отношений преобла-

дающим является либо диспозитивный, либо императивный

метод.

Исключительным, присущим лишь экологическому пра-

ву является метод экологизации. Целью правового регули-

рования отношений в области охраны окружающей среды

является ее сохранение как основы жизни и деятельности

человека. На использовании данного метода основаны пред-

писания норм иных отраслей права, направленных на охра-

ну окружающей среды (экологизированные нормы).

1.1. Предмет и методы экологического права 19

Императивный метод правового регулирования пред-

ставляет собой метод властных предписаний, за нару-

шение которых следуют установленные санкции. Харак-

терной чертой императивного метода является наличие

элементов власти и подчинения. Участникам правоотно-

шений не предоставляется выбора вариантов поведения.

Превалирование императивного метода характерно для

публично-правовых отраслей права, к которым в опреде-

ленной мере относится экологическое право. Так, напри-

мер, согласно п. 3 ст. 45 Закона об охране окружающей

среды строительство и эксплуатация объектов нефтегазо-

добывающих производств, объектов переработки, транс-

портировки, хранения и реализации нефти, газа и продук-

тов их переработки допускаются при наличии проектов

восстановления загрязненных земель в зонах временного

и (или) постоянного использования земель, положитель-

ного заключения государственной экспертизы проектной

документации.

Диспозитивный метод дает субъектам возможность вы-

бора вариантов поведения в рамках закона. В некоторых

случаях при регулировании экологических правоотношений

законодатель идет по пути предоставления их субъектам оп-

ределенной свободы поведения.

Так, согласно п. 3 ст. 23 Закона об охране окружающей

среды при невозможности соблюдения нормативов допус-

тимых выбросов н сбросов веществ и микроорганизмов

могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на ос-

нове разрешений, действующих только в период проведе-

ния мероприятий по охране окружающей среды, внедрения

наилучших существующих технологий и (или) реализации

других природоохранных проектов, с учетом поэтапно-

го достижения установленных нормативов допустимых

выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Иными

словами, государством устанавливаются ограничения ко-

личества загрязняющих веществ, которое может поступать

в окружающую среду в результате деятельности хозяйст-

вующего субъекта. В случае если хозяйствующий субъект

не в состоянии выполнять установленные требования, он

вправе на установленный законодательством срок полу-

чить разрешение на большие выбросы и сбросы, однако он

может этого и не делать, а соответствующий орган госу-

дарственной власти не обязан выдавать соответствующее

разрешение.

20 Глава 1. Экологическое право и экологические правоотношения

В ряде случаев законодательством предусмотрено до-

Говорное регулирование отношений между государством

И субъектами хозяйственной и иной деятельности. Так,

например, договоры заключаются на основании решения

Органа государственной власти о предоставлении природ-

Ного ресурса прнродоиользователю на определенном праве.

Однако при заключении указанных договоров установле-

Ние прав и обязанностей сторон не зависит полностью от

их воли. Стороны обязаны руководствоваться требования-

Ми законодательства, нормативами в области охраны окру-

Жающей среды.

На основании вышесказанного экологическое право

Можно определить как отрасль российского права, регу-

Лирующую отношения в области использования и охраны

Вопрос

Вопрос

Среды.

Ственных отношений.

Охране окружающей среды.

Лей права.

Составляет Конституция.

Них закреплены в УК.

Мы нормы подраздела 2 «Общие положения о договорах»

разд. III части первой ГК. Также, например, в соответствии

Требования в области охраны окружающей среды содер-

Ния.

Экологическое право как учебная дисциплина. Одним

Природной среде.

Тествознание».

Вопрос

Экологическое право — особое комплексное образование,[1] представляющее собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы[2].

1. Экологическое право — это отрасль российского права, представляющая собой систему норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Данное определение основано на преамбуле Федерального закона «Об охране окружающей среды», в которой отмечается: «Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации».

Предмет и методы экологического права

Самостоятельность любой отрасли права определяется

наличием двух признаков:

— отдельного от иных отраслей права предмета — качест-

венно однородного вида общественных отношений, регули-

руемых данной отраслью;

— метода правового регулирования — набора юридичес-

кого инструментария, посредством которого государство

оказывает необходимое воздействие на волевое поведение

участников общественных отношений.

Предмет экологического нрава.В науке предмет эко-

логического права определяется различным образом: как

отношения в сфере взаимодействия общества и природы

(В. В. Петров) и как общественные отношения в сфере вза-

имодействия общества, людей и природы (С. А. Боголю-

бов)'. Если обратиться к теории права, предметом право-

вого регулирования являются общественные отношения.

Общественные отношения возникают между их субъекта-

ми — физическими, юридическими лицами и государством,

между которыми и осуществляется взаимодействие. При-

рода не может являться стороной правоотношения. Мате-

риальные же и нематериальные блага, по поводу которых

возникают правоотношения, являются их объектом. Данной

точки зрения придерживаются, в частности, О. И. Крассов и

М. М. Брпнчук.Эти авторы подчеркивают, что обществен-

ными отношениями являются отношения между людьми

по поводу предметов материального мира, а не отношения

человека к вещи, объектам природы и иным предметам мате-

1 Боголюбов С. А. Экологическое право : учебник. — М., 2008. — С. 13.

18 Глава 1. Экологическое право и экологические правоотношения

риального мира. Указанной позиции придерживается и дей-

ствующее Законодательство.

Так, в ст. 4 Закона об охране окружающей среды ком-

поненты природной среды (земли, недра, почвы, поверх-

ностные и подземные воды, леса и иная растительность,

животные и другие организмы и их генетический фонд, ат-

мосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околозем-

ное космическое пространство) определяются как объек-

ты охраны окружающей среды. Следовательно, предметом

экологического права являются общественные отношения,

возникающие между физическими, юридическими лицами

и государством. Окружающая среда, компоненты окружаю-

щей среды являются объектами правоотношений в сфере

ее охраны. Предмет экологического права определяется

аналогично как экологически значимое поведение людей

(О. Л. Дубовик), как общественные отношения, возника-

ющие по поводу охраны окружающей природной среды от

вредных химических, физических и биологических воздей-

ствий, обеспечения режима особо охраняемых природных

территорий, а также охраны и использования животного

мира (О. И. Крассов). Наиболее полное определение пред-

мета экологического права дано М. М. Бринчуком. Соглас-

но его позиции, предмет современного экологического права

образуют общественные отношения:

— собственности на природные объекты и ресурсы;

— но природопользованию;

— по охране окружающей среды от деградации;

— по защите экологических нрав и законных интересов

физических и юридических лиц.

Вопрос

Методы экологического права.В настоящее время все

отрасли российского права оперируют в основном двумя ме-

тодами правового регулирования, а именно императивным

(административно-правовым) и диспозитивным (граждан-

ско-правовым). В зависимости от регулируемых соответст-

вующей отраслью права общественных отношений преобла-

дающим является либо диспозитивный, либо императивный

метод.

Исключительным, присущим лишь экологическому пра-

ву является метод экологизации. Целью правового регули-

рования отношений в области охраны окружающей среды

является ее сохранение как основы жизни и деятельности

человека. На использовании данного метода основаны пред-

писания норм иных отраслей права, направленных на охра-

ну окружающей среды (экологизированные нормы).

1.1. Предмет и методы экологического права 19

Императивный метод правового регулирования пред-

ставляет собой метод властных предписаний, за нару-

шение которых следуют установленные санкции. Харак-

терной чертой императивного метода является наличие

элементов власти и подчинения. Участникам правоотно-

шений не предоставляется выбора вариантов поведения.

Превалирование императивного метода характерно для

публично-правовых отраслей права, к которым в опреде-

ленной мере относится экологическое право. Так, напри-

мер, согласно п. 3 ст. 45 Закона об охране окружающей

среды строительство и эксплуатация объектов нефтегазо-

добывающих производств, объектов переработки, транс-

портировки, хранения и реализации нефти, газа и продук-

тов их переработки допускаются при наличии проектов

восстановления загрязненных земель в зонах временного

и (или) постоянного использования земель, положитель-

ного заключения государственной экспертизы проектной

документации.

Диспозитивный метод дает субъектам возможность вы-

бора вариантов поведения в рамках закона. В некоторых

случаях при регулировании экологических правоотношений

законодатель идет по пути предоставления их субъектам оп-

ределенной свободы поведения.

Так, согласно п. 3 ст. 23 Закона об охране окружающей

среды при невозможности соблюдения нормативов допус-

тимых выбросов н сбросов веществ и микроорганизмов

могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на ос-

нове разрешений, действующих только в период проведе-

ния мероприятий по охране окружающей среды, внедрения

наилучших существующих технологий и (или) реализации

других природоохранных проектов, с учетом поэтапно-

го достижения установленных нормативов допустимых

выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Иными

словами, государством устанавливаются ограничения ко-

личества загрязняющих веществ, которое может поступать

в окружающую среду в результате деятельности хозяйст-

вующего субъекта. В случае если хозяйствующий субъект

не в состоянии выполнять установленные требования, он

вправе на установленный законодательством срок полу-

чить разрешение на большие выбросы и сбросы, однако он

может этого и не делать, а соответствующий орган госу-

дарственной власти не обязан выдавать соответствующее

разрешение.

20 Глава 1. Экологическое право и экологические правоотношения







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.75.196 (0.017 с.)