БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РОССИИ: СТРУКТУРА, ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РОССИИ: СТРУКТУРА, ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ



Под банковской системой подразумевается исторически сложившаяся и законодательно закрепленная система организация банковского дела в конкретной стране.

Банковская система – это такое целостное образование, которое обеспечивает ее устойчивое развитие. Как совокупность элементов ее можно представить в виде следующих блоков и элементов (рис. 19).

 

Рис. 19. Структура банковской системы России

Представленные блоки и элементы банковской системы образуют единство, отражая специфику целого, и выступают носителями его свойств.

Банковская система обладает рядом признаков [21]:

· включает элементы, подчиненные определенному единству, отвечающие единым целям;

· имеет специфические свойства;

· действует как единое целое;

· является динамичной;

· выступает как система;

· обладает характером саморегулирующейся системы;

· является управляемой системой.

Современная российская банковская система берет свое начало с конца 80-х годов XX века. Начало реформы командно-администра-тивной системы в банковском секторе экономике относится к 1987 году, когда постановлением правительства Госбанк СССР лишался своих монопольных функций.

I этап реформы банковской системы относится к 1988-1990 гг. (подготовительный).

В 1988 году был принят закон «О кооперации в СССР», предусматривающий возможность создания кооперативных банков и обществ ( товариществ) с ограниченной ответственностью. К началу 1990 года было зарегистрировано более 300 кооперативных и коммерческих банков.

Разработка и принятие в декабре 1990 года законов РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банк России)» и « О банках и банковской деятельности в РСФСР», а также принятие в 1991 году Банком России ряда нормативных документов по регулировании деятельности коммерческих банков положило начало новому этапу качественных преобразований банковской системы России.

Главный итог I этапа - создание двухуровневой банковской системы (рис. 20).

Внешторгбанк и Сбербанк – полугосударственные банки, т.е. доля ЦБ РФ в их акционерном капитале превышает 50 процентов.

II этап реформы банковской системы – период с 1991 года и длится по настоящее время – включает отдельные периоды, имеющие собственные качественные характеристики.

 

Рис. 20. Банковская система России

Период с 1991 года по август 1995 года характеризуется банковским бумом и наращиванием активов банков. К началу 1995 года в стране было около 2500 банков и 5500 филиалов. Однако система была слабой и неустойчивой, что привело к кризису рынка межбанковских кредитов, выразившемуся в массовой неплатежеспособности банков.

Период с августа 1995 года по август 1998 годахарактеризуется существенной трансформацией кредитной системы, проявившейся в сокращении числа коммерческих банков и усилении концентрации банковского капитала.

Банковский кризис августа 1998 года характеризовался резким сокращением ресурсной базы кредитных организаций, значительными убытками банковской системы и снижением доверия к ней.

Период с августа 1998 года по настоящее время связан с восстановлением жизнеспособности банковской системы в целом путём ее реструктуризации. В этом направлении необходимо решить следующие главные задачи:

· быстро очистить банковскую систему от неплатежеспособных банков;

· нарастить собственный капитал кредитных организаций;

· повысить качества банковского менеджмента;

· создать стимулы экономического роста;

· повысить прозрачность банковской деятельности;

· создать конкурентную банковскую среду.

По состоянию на начало 2006 года в стране функционировало около 1200 коммерческих банков. Уровень развития банковской системы отражает состояние экономики, финансовой среды, системы налогообложения, правового регулирования. Развитие банковской системы сдерживается под влиянием таких факторов, как чрезмерный налоговый пресс на банковскую прибыль, отсутствие достаточных ресурсов для активного ведения банковских операций, недостаток квалифицированных кадров.

Банковская система не может существовать без банковского рынка. На нем концентрируются банковские ресурсы, а также осуществляется торговля банковским продуктом. На рынке банковского продукта торговля кредитами пока не имеет достаточного удельного веса. Оказание новых видов услуг, связанных с кредитными карточками, электронными платежами, затрудняется из-за недостаточно мощной технической базы российских банков.

Институциональный состав элементов банковской системы Российской Федерации в настоящее время выглядит следующим образом (рис. 21.)

Рис.21. Институциональный состав элементов банковской системы Российской Федерации

Банковская система Российской Федерации – это основанная на определенных принципах система урегулирования общественных отношений, складывающихся в сфере осуществления банковской деятельности, в процессе банковского контроля и надзора, а также в процессе привлечения к ответственности за нарушение законодательства в банковской сфере.

В настоящее время банковская система России является рыночно ориентированным сектором. По своей конструкции и общеэкономическим принципам она фактически идентична моделям банковских систем европейских стран.

Развитие банковской системы необходимо рассматривать с количественной и качественной точек зрения. С количественной точки зрения развитие банковской системы характеризуют показатели числа кредитных учреждений и их филиалов, размера активных и пассивных операций, капитала банков и др. С качественной точки зрения развитие банковской системы характеризуют не абсолютные, а относительные показатели (например, отношение пробыли к активам или пассивам, доход на одного сотрудника кредитного учреждения и др.).

С качественной стороны развитие банковской системы определяется не только с позиций размера уставного капитала банков, но и с позиций роста инвестиций в сферу производства, увеличение перечня предоставляемых услуг, в том числе новых банковских продуктов и технологий. Качественная сторона роли банков определяется тем, насколько они реально способствуют ускорению экономического роста, повышению эффективности производства.





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.156.34 (0.004 с.)