I. Комплекс мероприятий, обеспечивающих переход к рыночной экономике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Комплекс мероприятий, обеспечивающих переход к рыночной экономике



Финансовая политика, направленная на создание рыночной экономики, имеет целью создание условий, обеспечивающих переход к цивилизованному рынку. Основные направления политики:

1) приватизация;

2) развитие финансового и страхового рынка. Для свободного переливания капиталов из одной области в другую должен быть развитый рынок ценных бумаг. Для защиты предпринимателей должен быть развитый страховой рынок;

3) таможенная политика;

4) политика государства в отношении несостоятельных предприятий.

II. Комплекс мероприятий, связанных с экономической стабилизацией

Необходимость реализации финансовой политики, направленной на экономическую стабилизацию обусловлена резким падением в последние годы объёма внутреннего валового продукта. Это стратегическое направление финансово политики предусматривает:

- борьбу с инфляцией;

- инвестиционную политику государства;

- сокращение дотаций предприятиям и организациям, что позволит высвободить большую часть бюджетных ресурсов;

- политику в отношении убыточных предприятий.

III. Социальная поддержка населения

Финансовая политика социальной поддержки населения предусматривает:

1) проведение пенсионной реформы, которая главным образом рассчитана на индексацию и повышение размеров пенсий в основном за счет повышения отчислений от заработной платы работающего населения;

2) индексацию средств и пособий;

3) совершенствование финансового механизма в отраслях социально-культурной сферы с тем, чтобы ограниченные средства обеспечивали удовлетворение потребностей;

4) контроль за сбором налогов и совершенствование распределения бюджетных средств;

5) эффективное взаимодействие федерального и регионального бюджета, усиление контроля за использованием бюджетных средств;

6) выделение дополнительных бюджетных средств для повышения заработной платы работникам бюджетной сферы, государственных предприятий и учреждений.

Соотношение между этими направлениями финансовой политики не исчерпывает всех задач, существуют задачи в рамках национальных проектов, задачи совершенствования бюджетной системы, борьбы с бедностью и т.д.

Финансовая политика предприятия состоит из следующих элементов (частей):

1) учетная политика;

2) кредитная политика – политика во взаимоотношениях с банками, либо по отношению к кредитам вообще;

3) политика в отношении управления издержками (метод регулирования издержек, классификация издержек, доля постоянных издержек в себестоимости);

4) налоговая политика и налоговое планирование (необходимо минимизировать налоговые платежи, но не в ущерб другим направлениям, производствам);

5) дивидендная политика;

6) политика управления денежными средствами (в том числе оборотными активами);

7) инвестиционная политика (наиболее эффективна с финансовой точки зрения).

Основные подходы и методы разработки финансовой политики предприятия составляют суть финансового менеджмента – экономической науки управление финансами фирмы, имеющей главной своей целевой функцией максимизацию прибыли, уровня дивидендов, имущества акционеров.

УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ

Для достижения стратегических целей необходимо организовать систему управление финансами, основанную на сложившейся системе отношений. Такой подход должен быть подчинен финансовой политике государства и обусловлен историческими, экономическими и политическими закономерностями.

В соответствии с финансовой политикой определяется объем распределения и перераспределения национального дохода через финансовую систему и отдельные ее звенья. Степень перераспределения, в свою очередь, зависит от роли государства в финансировании социальных расходов, стимулировании сбережений и накоплений как источников производственного инвестирования научно-технического прогресса.

Экономический строй или система хозяйствования определяет круг финансовых отношений, входящих в сферу управленческих функций непосредственно от государства и его органов. В странах с развитой рыночной экономикой большая часть финансовых отношений находится вне управления государством, так как основная часть финансовых ресурсов формируется и используется их собственниками по своему усмотрению.

В условиях развитых товарно-денежных отношений кругооборот фондов корпораций материализуется в форме денежного капитала в различных денежных фондах. Государство осуществляет воздействие на эту сферу финансовых отношений через налоговую политику, регламентацию кредитных отношений, регулирование финансового рынка, формирование амортизационного фонда и систему государственной поддержки, то есть происходит не управление финансами со стороны государства, а воздействие через финансы, т.е. реализация финансовой политики.

В сферу непосредственного государственного управления входят лишь государственные финансы. Это отношения по формированию только той части финансовых ресурсов, которые мобилизуются государством в государственном и местных бюджетах, специальных правительственных фондах и государственных предприятиях.

В управлении финансами выделяются объекты и субъекты управления.

В качестве объектов выступают разнообразные виды финансовых отношений.

Субъектами выступают те организационные структуры, которые осуществляют управление.

Выделяют 3 группы объектов:

1. Финансы предприятий (учреждений, организации).

2. Страховые отношения.

3. Государственные финансы.

Им соответствуют следующие субъекты управления:

1. Финансовые службы предприятий.

2. Страховые органы.

3. Финансовые органы и налоговые инспекции.

Управление финансами осуществляют прежде всего высшие органы государственной власти и управления - Федеральное Собрание Российской Федерации и Президент Российской Федерации, например при рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета и утверждении отчета о его исполнении.

Важнейшими финансовыми органами, разрабатывающими финансовую политику государства и осуществляющими управление финансами, выступают Министерство финансов РФ и его органы на местах.

Основными задачами Министерства финансов РФ являются:

а) разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики;

б) составление проекта и исполнение федерального бюджета;

в) обеспечение устойчивости государственных финансов и их активного воздействия на социально-экономическое развитие страны;

г) эффективность хозяйствования, а также осуществление мер по развитию финансового рынка;

д) концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ и ее регионов, целевое финансирование общегосударственных потребностей;

е) разработка предложений по привлечению в экономику страны иностранных кредитов;

ж) совершенствование методов финансово-бюджетного планирования;

з) финансовый контроль за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов.

В состав Министерства финансов России входят следующие департаменты:

· бюджетный департамент, который разрабатывает проект федерального бюджета;

· отраслевые департаменты финансирования промышленности, строительства и строительной индустрии, транспортных систем и связи, сельского хозяйства, пищевой промышленности и охраны природы, оборонного комплекса и др.;

· департамент иностранных кредитов и внешнего долга;

· департамент налоговых реформ;

· департамент государственных ценных бумаг и финансового рынка.

Важнейшее подразделение Министерства финансов - Главное управление федерального Казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета.

На Главное управление федерального Казначейства и его территориальные органы возложена обязанность по организации, осуществлению и контролю над исполнением федерального бюджета РФ, а также управление доходами и расходами федерального бюджета, исходя из принципа единства кассы.

На казначейскую систему возложен также учет всех операций по государственным финансовым ресурсам в безналичной форме.

Появление новой структуры связано с развитием рыночных отношений, которое сопровождалось разрушением государственной банковской системы СССР и ослаблением банковского учета и эффективного контроля за целевым и рациональным использованием бюджетных средств.

Важная роль в мобилизации налогов принадлежит Государственной налоговой службе. Она в лице Министерства по налогам и сборам контролирует правильность и своевременность перечисления налогов юридическими и физическими лицами.

Государственный таможенный комитет РФ несет ответственность за поступление в федеральный и местные бюджеты таможенных платежей по экспортно-импортным операциям. Он обязан:

· проверять все документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, взимаемых таможенными органами;

· проводить налоговые проверки по налогам, взимаемым таможенными органами;

· приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении или ненадлежащем исполнении ими налогового законодательства;

· проводить взимание недоимок па налогам, а также сумм штрафов, предусмотренных налоговым законодательством.

В целом таможенные органы контролируют соблюдение налогового законодательства при пересечении товаров границы РФ, правильность исчисления и уплаты таможенных пошлин.

Отчеты об исполнении бюджетов составляются исполнительными органами власти всех уровней: Министерством финансов РФ, Министерствами финансов субъектов федерации органами на местах, Государственной налоговой службой РФ и ее налоговыми инспекциями и др. Эти отчеты направляются соответствующим органам государственной власти. Отчет о федеральном бюджете РФ докладывается Федеральному Собранию, котороё его утверждает. Для органзации контроля над исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

Управление финансами на предприятиях различных организационно-правовых форм осуществляют планово-финансовые управления, финансовые департаменты, отделы. Основной задачей этих подразделений является планирование и прогнозирование основных показателей финансово-хозяйственной деятельности, контроль за движением финансовых и денежных потоков, исполнением финансового плана и платёжного календаря и др.

В управлении финансами выделяют несколько функциональных элементов [15]:

1. Планирование и прогнозирование.

2. Оперативное управление.

3. Контроль.

В ходе планирования каждый субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляя возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их для наиболее эффективного использования.

Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов.

Контроль как элемент управления осуществляется и в процессе планирования, и на стадии оперативного управления. Он позволяет сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми.

ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

Планирование – «…это процесс проектирования желаемого будущего и эффективных путей его достижения, или заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок и сроки выполнения» [16].

Финансовое планирование - один из важнейших элементов системы управления финансами. В экономической литературе советского периода этот элемент управления финансами относили лишь к социалистической системе хозяйствования. Однако объективно финансовое планирование осуществляется во всех государствах, во многих из них поставлено на высокий технический и научный уровень и имеет краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный характер.

Бюджетное планирование является важнейшей частью финансового планирования. Оно представляет собой процесс определения объема той части финансовых ресурсов, которая за планируемый период может быть мобилизована в государственный бюджет и использована на общегосударственные цели. Одновременно определяются параметры распределения и перераспределения ресурсов между отдельными звеньями бюджетной системы, что связано с особенностями бюджетной политики государства. Состав расходов каждого вида бюджета зависит от распределения государственных функций между отдельными уровнями государственной власти. Состав и объем доходов зависит от особенностей налоговой политики и налоговой системы государства, а также от особенностей системы бюджетного регулирования.

Рыночная экономика по сравнению с плановой более гибка, маневренна, и в этом ей помогает ориентирование на прогнозы и программы. Отсюда возникает проблема взаимосвязей прогнозирования и планирования финансовых ресурсов, с одной стороны, и их использование в процессе управления финансами, с другой.

Велико значение финансового планирования и в процессе управления предприятиями и организациями различных форм собственности, так как финансовое планирование является важным элементом общего корпоративного планового процесса. Каждый менеджер, независимо от своих функциональных интересов, должен быть знаком с механизмом и смыслом составления, выполнения и контроля финансовых планов, по крайней мере настолько, насколько это касается его деятельности.

Высокий уровень ответственности за разработку и реализацию финансовых планов предъявляет особые требования к уровню профессиональной подготовки финансовых менеджеров. Финансовый менеджер должен уметь определять величину и структуру активов и пассивов, необходимых для поддержания экономического потенциала предприятия и расширения его деятельности, составлять финансовые прогнозы в виде конкретных значений плановых показателей, проводить финансовый анализ результатов хозяйственной деятельности и на этом основании давать рекомендации топ-менеджерам по корректировке тактических и стратегических планов.

Главная задача разработки финансового плана коммерческого предприятия - обеспечение оптимального вклада финансовых планов в корпоративные цели. Это означает, что «…финансовые планы должны быть совместимы с корпоративным планом. При этом допущения, на которых основаны прогнозы, должны быть ясно сформулированы, указаны элементы и пределы уместных изменений в будущем. Вместе с тем разработка финансового плана должна учитывать возможный конфликт интересов различных категорий собственников бизнеса в отношении распределения прибыли и проводимой менеджментом дивидендной политики. Финансовые последствия принятия предложений по условиям прибыли, затрат, продажных цен, оборота и т. д. должны подвергаться тщательному анализу и уточняться в процессе реализации плана» [16].

Поток наличных средств должен планироваться так, чтобы компания была в состоянии удовлетворять внутренние финансовые потребности. Если периоды финансовых трудностей ожидаются в будущем, финансист должен уведомить высшее руководство об альтернативных вариантах действий, в частности о сокращении предложенных проектов до уровня, соотносимого с существующими финансовыми возможностями, или о дополнительном увеличении необходимых средств.

Анализ и оценка любых предложений, прогнозирование возможных последствий принятия предложений и их альтернатив, выбор наилучших вариантов, предоставление рекомендаций должны делаться в форме, понятной и не финансистам.

Финансовый план является неотъемлемой частью системы бизнес планирования на предприятии. Он призван обобщить материалы, изложенные в описательной части бизнес-плана, для того, чтобы представить их в стоимостном выражении. В данном случае рекомендуется подготовить сразу несколько стандартных для мировой практики документов [27]:

Прогноз объемов реализации

Основная задача дать представление о той доле рынка, которую предполагается завоевать новой продукцией. Рекомендуется составлять такой прогноз на три года вперед с разбивкой по годам:

· первый год - данные приводятся помесячно;

· второй год - данные приводятся поквартально;

· третий год - приводится общей суммой продаж за 12 месяцев.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.130.13 (0.037 с.)