Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
По внутреннему финансовому контролюСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. анализирует данные бухгалтерского и операционного учета, а также отчетность предприятия, пользуясь ими как материалом для оценки результатов деятельности предприятия, всех его подразделений; 2. использует данные отчётности, финансовую и аналитическую информацию для формирования информационной базы - основы принятия финансовых решений. На целом ряде предприятий финансовый менеджмент принимает непосредственное участие и в работе бухгалтерии по составлению внешней отчетности. При принятии практических решений в целом ряде случаев финансовый менеджер предполагает выбор одного варианта решения из возможных нескольких. Так, при необходимости увеличения источников финансирования - увеличивать либо собственные, либо заемные источники; при росте или падении выручки от продаж - выбор наиболее благоприятного для предприятия соотношения динамики цен и натурального объема продаж; при осуществлении инвестиций - выбор из нескольких критериев эффективного, самого важного в условиях данного предприятия и т. д. Таким образом, «…финансовый менеджмент имеет целью создание необходимых условий для такого движения финансовых и денежных потоков, которое обеспечивало бы бесперебойную и эффективную деятельность предприятия. Именно с этой целью осуществляется управление активами и источниками финансирования, финансовыми результатами продаж с учетом уровня рисков, планирование динамики активов и пассивов. Основой для принятия управленческих решений является глубокий финансовый анализ, оценка качества фактического финансового состояния предприятия» [29]. Для принятия решений финансовому менеджеру необходимо иметь информацию о деятельности предприятия за предыдущие периоды, позволяющую оценить потенциальные финансовые возможности предприятия на перспективу. Основным источником информации для финансового анализа служит бухгалтерский баланс предприятия (форма №1 годовой и квартальной отчетности). Его значение настолько велико, что анализ финансового состояния нередко называют анализом баланса. Источником дополнительной информации для каждого из блоков финансового анализа служит приложение к балансу (форма № 5 годовой отчетности). Для финансового менеджмента важно знать не только финансовые результаты, но и отдельно анализировать движение денежных средств за отчетный период, определять изменения основных источников получения денежных средств и направлений их использования. Различие показателей прибыли и денежного потока обусловлено тем, что в бухгалтерском учете статьи отражаются не в момент поступления или выплаты денег, а в момент совершения операции. Движение денежных средств анализируется с использованием формы № 4 «Движение денежных средств». Для целей финансового менеджмента эта форма требует корректировок для повышения аналитичности данной информации. Основой анализа является разделение денежных потоков по сферам деятельности предприятия: производственно-хозяйственной (текущей, операционной), инвестиционной, финансовой. Основной целью такого разделения является выявление источников, из которых получены денежные средства за период: от основной деятельности по производству и реализации продукции, от реализации активов предприятия, в том числе финансовых, или вследствие эмиссии акций и привлечения кредитов. Подобный анализ помогает оценить перспективы деятельности предприятия. Так, если в отчетном периоде основным источником денежных потоков явилась распродажа предприятием своих активов, это может стать сигналом для инвесторов об ухудшении ликвидности предприятия и о проблемах получения достаточных сумм денежных средств от основной деятельности. Финансовые результаты отчетного года характеризуются также данными «Отчета о прибылях и убытках» (форма № 2). Отчет о прибылях и убытках отражает такие важные для финансового менеджмента показатели, как выручка от реализации продукции, налогооблагаемая прибыль, направления использования прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия. Вместе с тем, поскольку ряд необходимых показателей в отчетности российских предприятий отсутствует, эти показатели должны быть рассчитаны дополнительно. Для принятия внутренних финансовых решений необходимо: 1. иметь четкую классификацию доходов и расходов, прибылей и убытков (при этом к расходам и убыткам относятся все соответствующие статьи, уменьшающие статьи доходов, т.е. кроме статей распределения прибыли среди собственников и статей реинвестирования полученной прибыли); 2. иметь возможность обособленно анализировать влияние внутренних факторов эффективности деятельности предприятия и влияние налогового фактора; 3. оперативно получать эту информацию в удобной для анализа форме. Основными методами анализа отчетности служат: • чтение отчетности; • горизонтальный анализ; • вертикальный анализ; • трендовый анализ; • расчет финансовых коэффициентов. Чтение отчетности - это изучение абсолютных показателей, представленных в отчетности. Посредством чтения отчетности определяют имущественное положение предприятия, его краткосрочные и долгосрочные инвестиции, вложения в физические активы и финансовые активы, источники формирования собственного капитала и заемных средств, оценивают связи предприятия с поставщиками и покупателями, финансово-кредитными учреждениями, оценивают выручку от основной деятельности и прибыль текущего года. Горизонтальный анализ позволяет определить абсолютные и относительные изменения различных статей отчетности по сравнению с предшествующим годом, полугодием или кварталом. Вертикальный анализ проводится с целью выявления удельного веса отдельных статей отчетности в общем итоговом показателе, принимаемом за 100 процентов (например, удельный вес статей актива в общем итоге баланса). Трендовый анализ основан на расчете относительных отклонений показателей отчетности за ряд лет (периодов) от уровня базисного года (периода), для которого все показатели принимаются за 100 процентов. Сравнительный (пространственный) анализ - это внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности как по отдельным показателям предприятия, филиалов, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данного предприятия в сравнении с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными. Факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда анализ дробят на составные части, так и обратным, когда составляют баланс отклонений и на стадии обобщения суммируют все выявленные отклонения, фактического показателя от базисного за счет отдельных факторов. Финансовые коэффициенты описывают финансовые пропорции между различными статьями отчетности. Достоинствами финансовых коэффициентов являются простота расчетов и учёт влияния инфляции, что особенно актуально при анализе в долгосрочном аспекте. Суть метода заключается, во-первых, в расчете соответствующего показателя и, во-вторых, в сравнении этого показателя с какой-либо базой, например: • общепринятыми стандартными параметрами; • среднеотраслевыми показателями; • аналогичными показателями предшествующих лет (периодов); • показателями конкурирующих предприятий; • какими-либо другими показателями анализируемой фирмы. Считается, что если уровень фактических финансовых коэффициентов хуже базы сравнения, то это указывает на наиболее проблемные места в деятельности компании, нуждающиеся в дополнительном анализе. Однако в ряде случаев та или иная величина коэффициента не соответствует общепринятой стандартной норме в силу специфичности конкретных условий и особенностей деловой политики отдельного предприятия, а само значение не в полной мере характеризует состояние бизнеса. Например: 1) не всегда является обоснованным сравнение с усредненными коэффициентами в пределах отрасли, в силу диверсификации деятельности многих компаний; 2) фактически достигнутый уровень предшествующих лет может не быть оптимальным для удовлетворения потребностей предприятия в соответствующие годы, или может быть оптимальным для предшествующих лет, но недостаточным для отчетного периода; 3) финансовые коэффициенты не улавливают различий в методах бухгалтерского учета, не отражают качества составляющих компонентов; 4. финансовые коэффициенты имеют статичный характер. Однако это вовсе не означает, что финансовые коэффициенты не дают объективной картины состояния дел на предприятии, напротив, финансовые коэффициенты дают возможность оценить финансовое состояние с различных точек зрения, что нивелирует названные недостатки. Необходимо лишь понимать ограничения, которые накладывает их использование, и относиться к ним как к инструменту анализа, а не как к объяснению возникших проблем. В финансовом менеджменте наиболее важными признаются следующие группы финансовых коэффициентов. Это коэффициенты: 1) ликвидности; 2) деловой активности; 3) рентабельности; 4) структуры капитала (платежеспособности); 5) рыночной активности. Коэффициенты ликвидности позволяют определить способность предприятия оплатить свои краткосрочные обязательства в течение отчетного периода. Наиболее важными среди них для финансового менеджмента являются следующие: • коэффициент общей (текущей) ликвидности; • коэффициент срочной ликвидности; • коэффициент абсолютной ликвидности; • чистый оборотный капитал. Коэффициенты деловой активности позволяют проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свои средства. Как правило, к этой группе относятся различные показатели оборачиваемости. Показатели оборачиваемости имеют большое значение для оценки финансового положения компании, поскольку скорость оборота средств, т. е. скорость превращения их в денежную форму, оказывает непосредственное влияние на платежеспособность предприятия. Кроме того, увеличение скорости оборота средств при прочих равных условиях отражает повышение производственно-техничес-кого потенциала фирмы. В финансовом менеджменте наибольшее распространение получили следующие коэффициенты оборачиваемости: 1. активов; 2. дебиторской задолженности; 3. кредиторской задолженности; 4. материально-производственных запасов, а также длительность операционного цикла. Дополнительные показатели: 1) коэффициент оборачиваемости основных средств (фондоотдача); 2) коэффициент оборачиваемости собственного капитала. Коэффициенты рентабельности показывают, насколько прибыльна деятельность компании. Наиболее часто используемыми показателями являются: 1) коэффициенты рентабельности всех активов предприятия; 2) рентабельность реализации; 3) рентабельность собственного капитала. Показатели структуры капитала (коэффициенты платежеспособности) характеризуют степень защищенности интересов кредиторов и инвесторов, имеющих долгосрочные вложения в компанию. Они отражают способность предприятия погашать долгосрочную задолженность. К ним относятся коэффициенты: 1) собственности; 2) финансовой зависимости; 3) защищенности кредиторов. Коэффициенты рыночной активности включают различные показатели, характеризующие стоимость и доходность акций компании. Основными показателями в этой группе являются: 1) прибыль на одну акцию; 2) соотношение рыночной цены акции и прибыли на одну акцию; 3) балансовая стоимость одной акции; 4) соотношение рыночной стоимости одной акции и ее балансовой стоимости; 5) доходность одной акции и доля выплаченных дивидендов. Для финансового менеджера финансовые коэффициенты имеют особое значение, поскольку являются основой для оценки его деятельности внешними пользователями отчетности, прежде всего акционерами и кредиторами. Поэтому, принимая любое решение, финансовый менеджер оценивает влияние этого решения на наиболее важные финансовые коэффициенты. Методы финансового анализа, используемые в финансовом менеджменте, могут быть дополнены и другими аспектами, имеющими значение для оптимизации управления, например такими, как анализ эффективности авансирования капитала, анализ взаимосвязи издержек, оборота и прибыли. В самой системе внутрихозяйственного управленческого анализа есть возможность углубления финансового анализа за счет привлечения данных управленческого производственного учета, иными словами, имеется возможность проведения комплексного экономического анализа и оценки эффективности хозяйственной деятельности. Вопросы финансового и управленческого анализа взаимосвязаны при обосновании бизнес-планов, при контроле за их реализацией, в системе маркетинга, т.е. в системе управления производством и реализацией продукции, работ и услуг, ориентированной на рынок. Выводы по главе 3 · Финансы предприятий принято классифицировать по отраслевому принципу, в зависимости от формы собственности и характера хозяйственной деятельности, степени централизации. · Основными источниками финансовых ресурсов предприятия являются собственные и заёмные средств, а также доходы, образующиеся в результате деятельности предприятия. · Важнейшим условием успешного ведения бизнеса является принцип самофинансирования, который базируется на полной окупаемости затрат по производству продукции и расширению производственно-технической базы предприятия. · Под финансовой службой предприятия понимается самостоятельное структурное подразделение, выполняющее определенные функции в системе управления финансовыми ресурсами предприятия. Важнейшими задачами финансовых служб являются организация управления финансами, выполнение обязательств перед бюджетом, банками, поставщиками, работниками предприятия, организация расчетов, контроль за использованием собственных и заемных средств и др. · Финансовое планирование на предприятии - это планирование всех его доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования. · Текущее финансовое планирование является частью перспективного плана и представляет собой документ, в котором обеспечивается балансовая увязка доходных и расходных статей планируемого года. · Оперативное финансовое планированиевключает составление платежного календаря, кассового плана, а также расчет потребности в краткосрочном кредите. · Риск присущ любой сфере человеческой деятельности, что связано со множеством условий и факторов, влияющих на положительный исход принимаемых людьми решений. Риск является неотъемлемой частью экономической жизни и для его снижения используются страхование, хеджирование и резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов. · Под финансовым менеджментом на российском предприятии понимают комплекс мероприятий по реформированию кредитно-денежных отношений, реализуемых в определенном порядке ответственной структурой для решения взаимосвязанных задач восстановления, укрепления и расширения финансов. · Постановка системы финансового менеджмента имеет целью создание необходимых условий для такого движения финансовых и денежных потоков, которое обеспечивало бы бесперебойную и эффективную деятельность предприятия. Основой для принятия ответственных решений служит глубокий финансовый анализ результатов деятельности, оценка качества фактического финансового состояния предприятия. · Основными методами анализа отчетности служат чтение отчётности, горизонтальный, вертикальный, трендовый анализ, расчет финансовых коэффициентов. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Какие признаки лежат в основе классификации финансов предприятий? 2. Каковы источники формирования финансовых ресурсов предприятия, их характеристика и направления использования? 3. В чём состоит содержание финансовых отношений предприятий? 4. Дайте определение понятию «самофинансирование». На каких принципах оно основано? 5. На какие государственные органы власти возложен контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий? Каков механизм его осуществления? 6. Как организован в РФ независимый вневедомственный финансовый контроль, его содержание? 7. Каковы основные цели, задачи и функции финансовой службы предприятия? 8. Типовая структура финансовой службы промышленного предприятия. 9. Цели и содержание перспективного финансового планирования. 10. Цели и содержание текущего финансового планирования. 11. Цели и содержание оперативного финансового планирования. 12. Какова сущность предпринимательского риска? 13. Дайте характеристику основным способам снижения финансового риска. 14. Дайте определение понятию «финансовый менеджмент». Какова роль финансового менеджера в организации эффективной финансовой политики предприятия. 15. Что относится к основным задачам финансового менеджмента на предприятии? 16. Назовите основные методы финансового анализа и дайте им характеристику. 17. Дайте определение основным группам финансовых коэффициентов и входящим в них показателям.
ГЛАВА 4. ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ Объективной предпосылкой существования финансового рынка является несовпадение потребности денежных средств у субъектов экономики с наличием источников удовлетворения этой потребности. Финансовый рынок предназначен для аккумулирования (накопления) свободных денежных средств и эффективного их использования. Назначение финансового рынка состоит в посредничестве движения денежных средств от сберегателей к пользователям (инвесторам). Сберегатели – юридические и физические лица, органы власти и управления, иностранные участки финансового рынка, располагающие свободными денежными средствами. Инвесторы – юридические и физические лица, а также государственные органы власти и управления, приобретающие необходимые им денежные средства на соответствующем секторе финансового рынка. Роль посредников (агентов) между сберегателями и инвесторами на финансовом рынке выполняют коммерческие банки, страховые компании, инвестиционные и паевые фонды, а также другие финансовые институты, осуществляющие мобилизацию (сосредоточение) денежных средств инвесторов и обеспечивающие их распределение.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.106.66 (0.009 с.) |