Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация и структура финансовой службыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
На предприятии Под финансовой службой предприятия понимается самостоятельное структурное подразделение, выполняющее определенные функции в системе управления финансовыми ресурсами предприятия. Обычно таким подразделением является финансовый отдел. Его структура и численность зависят от организационно-правовой формы предприятия, характера хозяйственной деятельности, объема производства и общего количества работающих на предприятии. Характер хозяйственной деятельности и объем производства определяют величину денежного оборота, количество платежных документов, связанных с расчетами с другими предприятиями-поставщиками и покупателями (заказчиками), с коммерческими банками, другими кредиторами, бюджетом. Число работающих влияет на объем кассовых операций и количество расчетов с рабочими и служащими. До недавнего времени финансовая работа на предприятии сводилась к чисто оперативным задачам - оформлению расчётных и платежных документов, организации расчетов с другими предприятиями, бюджетом, банком, рабочими и служащими. Теперь роль финансовых служб на предприятиях принципиально изменилась, поскольку жёсткие условия рынка требуют организации эффективной структуры, главной задачей которой является финансовое планирование, оперативная, контрольная и аналитическая работа. В рыночных условиях хозяйствования важнейшими задачами финансовых служб являются не только выполнение обязательств перед бюджетом, банками, поставщиками, работниками предприятия, всех остальных финансовых обязательств, организация расчетов, контроль за использованием собственных и заемных средств, но и организация управления финансами. Вместе с тем финансовая работа приобретает и качественно новое содержание, что объективно связано с изменением отношений собственности и становлением предприятий различных организационно-правовых форм, основанных на негосударственных формах собственности, приватизацией государственных и муниципальных предприятий, самостоятельностью предприятий как хозяйствующих субъектов, в том числе и в области внешнеэкономической деятельности. На малых предприятиях (индивидуальных или товариществах с ограниченной ответственностью) с небольшими оборотами и незначительной численностью работающих функции финансиста могут быть объединены с функциями бухгалтера, но на более крупных предприятиях, особенно в акционерных обществах открытого или закрытого типа, наличие финансовой службы в системе управления предприятием необходимо. На небольших предприятиях финансовая работа может выполняться финансовым сектором в составе финансово-сбытового отдела или бухгалтерии. На крупных предприятиях финансовый отдел состоит из нескольких групп (бюро), за которыми закреплены определенные функции. Начальник отдела подчинен непосредственно руководству предприятия (рис. 9). Рис. 9. Примерная структура финансового отдела [23] Приведенная структура финансового отдела в целом соответствует содержанию той финансовой работы, которую необходимо выполнять на предприятии для финансирования всех затрат и осуществления взаиморасчетов. Аппарат управления финансами становится важнейшей частью общего аппарата управления хозяйствующего субъекта. На крупных предприятиях может быть создана финансовая дирекцияво главе с финансовым директором или главным финансовым менеджером. Она образуется по решению правления акционерного общества или дирекции предприятия. Финансовая дирекция имеет структуру, зависящую от характера хозяйственной и финансовой деятельности, организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта. Подразделениями финансовой дирекции могут быть, например, финансовый отдел, планово-экономический отдел, бухгалтерия, бюро или сектор экономического анализа, отдел валютных операций и др. Типовая структура финансовой дирекции показана на рис. 10. Рис. 10. Типовая структура финансовой дирекции коммерческого предприятия [23] Функции и ответственность всех подразделений, их взаимоотношения с другими звеньями управления должны быть определены «Положением о финансовой дирекции». В функции финансовой дирекции входят [27]: · обеспечение финансирования хозяйственной деятельности предприятия; · разработка финансовой программы развития хозяйствующего субъекта; · разработка инвестиционной политики; · определение кредитной политики; · установление смет расходов денежных средств для всех подразделений предприятия; · разработка валютной политики и обеспечение валютной деятельности; · финансовое планирование, участие в составлении бизнес-планов; · расчеты с поставщиками, покупателями, подрядчиками, банком, бюджетом; · обеспечение страхования от финансовых рисков; · проведение залоговых, трастовых, лизинговых и других операций; · анализ финансово-хозяйственной и внешнеэкономической деятельности; · ведение финансового учета, составление бухгалтерского баланса и других финансовых документов. B зависимости от размеров предприятия и поставленных целей перечисленные функции могут детализироваться или расширяться. Так, инвестиционная политика может быть связана не только с осуществлением капитальных вложений, но и с вложением средств в уставный капитал другого предприятия или выпуском собственных акций, средства от размещения которых должны быть использованы наилучшим способом. В осуществлении этих функций главная роль отводится финансовому менеджеру как профессиональному специалисту в области финансов. На крупных предприятиях, в акционерных обществах работает несколько финансовых менеджеров, каждый из которых выполняет определенные должностные обязанности. Группу финансовых менеджеров возглавляет ведущий финансовый менеджер, а если таких групп несколько - главный менеджер. Профессиональный уровень финансового менеджера определяется его знаниями в области финансов и кредита, законодательства в области налогов, банковской, биржевой и финансовой деятельности, бухгалтерского учета, умением анализировать баланс предприятия. Финансовому менеджеру необходимо уметь ориентироваться в валютном законодательстве, работать на финансовом рынке. Поскольку в западных странах такие должностные обязанности может выполнять только высококвалифицированный специалист, его труд соответственно оплачивается. Обычно финансовый менеджер является не собственником предприятия, а наемным работником по контракту. Финансовый менеджер в зависимости от квалификации и результатов своей управленческой деятельности может получать не только заработную плату, но и процент от прибыли. 3.1.3 Финансовое планирование на предприятии Финансовое планирование на предприятии - это планирование всех его доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования. Исходя из этого финансовые планы можно разделить на перспективные, текущие и оперативные. В финансовом плане должны быть отражены данные об объеме продаж и общей прибыли, объеме инвестиций, использовании собственных средств, а также заемных (с указанием источников и сроков погашения задолженности), срок окупаемости вложений, издержки производства и обращения, процентное отношение доходов и расходов, сроки выплаты дивидендов (если речь идет об акционерном обществе). Перспективное финансовое планирование Прогноз объемов продаж составляется по конкретному виду продукции на три года: для первого года - помесячно, для второго - поквартально, для третьего - в целом на год, и может быть оформлен в виде таблицы (табл. 3) [23]: Таблица 3 Общий прогноз объёмов продаж в 200_году
Такой подход понятен и оправдан, так как в первый год производства уже должны быть известны покупатели продукции. Расчеты на второй и третий годы имеют характер прогнозов, составленных на основе маркетинговых исследований, обоснованность которых крайне важна, так как под запланированный объем производства закупаются оборудование и сырье, привлекается определенная численность работников и т. п. Общий прогноз объемов продаж составляется в виде консолидированного прогноза, с учётом объёмов продаж по каждому конкретному виду продукции Баланс доходов и расходов по конкретному виду продукции составляется для сопоставления выручки от реализации продукции и затрат на ее производство во временном разрезе, так как в первый год производства продукции компании, как правило, несут убытки. Значительную часть расходов предполагается осуществлять за счет привлеченных и заемных источников. Доля заемных средств зависит от многих факторов, в том числе от величины активов и их структуры, отдачи вложенного капитала, размера ссудного процента, но вместе с тем заемные средства не могут быть преобладающими в общем объеме источников финансирования. Форма баланса доходов и расходов по конкретному виду продукции представлена в табл. 4 [23]: Таблица 4 Баланс доходов и расходов по изделию N на 200_ - 200_годы.
В состав финансового плана входят план доходов, план расходов и баланс активов и пассивов фирмы, которые также разрабатываются для первого года помесячно, для второго - поквартально, для третьего - в целом за год. План доходов содержит в указанной динамике следующие показатели: 1) остаток денежных средств на начало соответствующего периода (месяца, квартала, года) всего и в том числе в кассе и на счете в банке; 2) поступления: выручка от продаж, дебиторы, заемные средства; 3) всего наличных средств; 4) расходы (издержки): прямые затраты, управленческие, затраты на сбыт, арендные платежи, платные услуги, затраты на маркетинг, проценты за капитал, страховые взносы, прочие расходы; 5) итого расходов; 6) общий доход (убыток) до уплаты налогов. План расходов охватывает показатели: 1) весь капитал; 2) доход (убыток) до уплаты налогов; 3) приобретение активов; 4) выплаты по займам; 5) резервы; 6) организационные и прочие расходы; Баланс активов и пассивов предприятия составляется, чтобы оценить, в какие виды активов направляются денежные средства и за счет каких видов пассивов предполагается финансировать приобретение или создание этих активов. Среди активов баланса выделяются текущие активы (счет в банке, касса, прочие поступления, дебиторская задолженность) - как наиболее мобильная часть средств, запасы и фиксированные активы. В пассиве отражаются собственные и заемные средства, причем большое значение имеет их структура, ее изменение на протяжении планируемого трехлетнего периода. При проведении прогнозного анализа прибыли используется метод «затраты - объем – прибыль», или, как его еще называют, метод критического объема производства [29]. Методологические основы этого метода разработаны достаточно давно, но практическому его использованию способствовала система учета затрат "direct-costing", в основе которой лежит разделение затрат на постоянные и переменные, которые по-разному реагируют на изменение объема производства. Использование метода "затраты - объем - прибыль" позволяет определить минимально допустимый объем производства, при котором достигается безубыточность последнего. Определение этой критической точки объема производства осуществляется расчетным и графическим способами. Определение точки критического объема производства графическим методом чрезвычайно наглядно и показано на рис.11. По горизонтали показывается объем производства в натуральном выражении (в единицах изделий или в процентах использования производственной мощности), а по вертикали - затраты на производство (с их разделением на постоянные и переменные) и выручка от реализации. Пересечение прямой линии, отражающей зависимость между выпуском продукции и себестоимостью, и прямой линии выручки от реализации показывает критическую точку объема производства. Ниже располагается зона убытков предприятия, так как до достижения определенного объема производства выручка от реализации не покрывает затраты. Превышение критической точки объема производства дает прибыль.
Рис. 10. Расчёт минимального объёма выпуска продукции графическим методом Рассматриваемый метод применяется для выбора вариантов установления цены на реализуемую продукцию, определенных видов используемых ресурсов, системы сбыта продукции, поэтому расчет критической точки объема производства дополняется прогнозами об изменении прибыли в зависимости от изменений условий и объемов производства и реализации продукции. Эффективность метода "затраты - объем - прибыль" позволяет использовать его при прогнозировании величины финансовых ресурсов, но при его внедрении в практику планирования российских предприятий необходимо иметь в виду следующее: 1) и графический, и расчетный способы определения прогнозируемой величины прибыли предполагают в качестве исходных данных затраты по производству продукции с их разграничением на постоянные и переменные расходы, что вытекает непосредственно из системы учета затрат; 2) построение графика основано на данных по одному виду продукции, поэтому необходима разработка методов обобщения используемых данных о выпуске тех видов продукции, которые предполагает производить предприятие; 3) выделение постоянных затрат связано с понятием маржинального дохода, который состоит из прибыли и постоянных затрат, и, как известно, в нашей стране не применяется в планировании и учете. Развивающееся предприятие постоянно нуждается в финансовых ресурсах, что не всегда можно обеспечить за счет внутренних источников, и тогда возникает необходимость привлечения заемных средств или дополнительного акционерного капитала. Поскольку финансовое планирование является завершающей стадией производственного планирования, при составлении финансового плана следует решить такие главные задачи, как: · выявление резервов увеличения доходов предприятия и способов их мобилизации; · эффективное использование финансовых ресурсов, определение наиболее рациональных направлений инвестиций предприятия, обеспечивающих в планируемом периоде получение наибольшей прибыли; · увязка показателей производственного плана предприятия с финансовыми ресурсами; · обоснование оптимальных финансовых взаимоотношений с бюджетом и банками, а также другими кредиторами. Важно, чтобы составление финансового плана не являлось пересчетом производственных показателей, наоборот, аналитический характер работы в области финансового планирования должен сделать финансовый план инструментом воздействия на результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Период действия перспективного (или долгосрочного) финансового плана зависит от общей финансовой стратегии предприятия, экономической стабильности, возможностей прогнозирования объемов финансовых ресурсов и направлений их использования. В нем определяются важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства. При разработке долгосрочного финансового плана применяются укрупненные методы расчетов доходных и расходных статей, которые определяются ориентировочно в виде прогноза и уточняются в текущих планах конкретного года. Текущее финансовое планирование Текущий или годовой план предприятия как часть перспектив-ного плана составляется на основе показателей долгосрочного плана и представляет собой документ, в котором обеспечивается балансовая увязка доходных и расходных статей планируемого года. Баланс доходов и расходов в годовом финансовом плане - необходимое условие, которое достигается привлечением заемных и других источников финансирования при недостаточности собственных финансовых ресурсов. В текущем финансовом плане детализируются доходные и расходные статьи, применяются более точные по сравнению с перспективным планом методы расчетов. Примерное содержание разделов финансового плана можно представить приведенными ниже основными статьями доходов и расходов предприятия. I. Доходы и поступления средств 1. Прибыль от реализации продукции, работ, услуг. 2. Прибыль от прочей реализации (основных средств, других активов). 3. Планируемые внереализационные доходы, в том числе: - доходы от долевого участия в уставном капитале других предприятий; - доходы, полученные по ценным бумагам, доходы от хранения денежных средств на депозитных счетах в банках и других финансово-кредитных учреждениях, доходы от сдачи имущества в аренду. 4. Амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов и по нематериальным активам. 5. Поступление средств от других предприятий, в том числе: - в порядке долевого участия в строительстве; - по хоздоговорам на научно-исследовательские работы. 6. Поступления из внебюджетных фондов. 7. Прочие доходы. II. Расходы и отчисления средств 1.Налоги, уплачиваемые из прибыли (по видам налогов). 2. Распределение чистой прибыли, в том числе: - на накопление (по направлениям использования); - потребление (по направлениям использования). 3. Долгосрочные инвестиции (по формам инвестиций), в том числе: - за счет амортизационных отчислений; - других источников финансирования (по видам источников). 4. Прочие расходы. В финансовом плане акционерного общества в доходной части необходимо выделить средства, мобилизуемые посредством размещения ценных бумаг, а также расходные статьи, отражающие отчисления прибыли в резервный фонд и выплату доходов по акциям или облигациям. Существует и другой подход ксоставлению финансового плана АО. В доходной части отражается не прибыль, а выручка от реализации продукции (работ, услуг), в расходной - затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) по основным элементам затрат. Прибыль и ее распределение выделяются в самостоятельную часть финансового плана, где показываются и налоги, уплачиваемые акционерным обществом. Оперативное финансовое планирование Управление производственными процессами и регулирование расчетов с покупателями, поставщиками, работниками предприятия, финансовой системой, кредитными учреждениями, обеспечение платежеспособности предприятия в значительной мере зависят от организации оперативного финансового планирования. Оперативное финансовое планированиевключает: 1. составление платежного календаря и кассового плана; 2. расчет потребности в краткосрочном кредите. Содержание оперативного планирования при разработке платежного календарязаключается в определении конкретной последовательности и сроков осуществления всех расчетов, что позволяет своевременно перечислить платежи в бюджет и внебюджетные фонды и обеспечить финансирование нормальной хозяйственной деятельности предприятия. Платежный календарь составляется на короткие промежутки времени (месяц, 15 дней, декаду, пятидневку). Срок определяется исходя из периодичности основных платежей предприятия. Наиболее целесообразно составление месячных планов с подекадной разбивкой. Платежный календарь охватывает все расходы и поступления средств предприятия как в наличной, так и безналичной форме, включая взаимоотношения с бюджетной системой и банками. Первым разделом календаря является его расходная часть, отражающая все предстоящие расчеты и перечисление средств, вторым - доходная часть. Соотношение между обеими частями календаря должно быть таким, чтобы обеспечивалось их равенство либо, что еще лучше, превышение доходов и поступлений над расходами и отчислениями. В последнем случае излишки средств осядут на расчетном счете предприятия, что означает большую устойчивость финансового состояния предприятия, его платежеспособность в предстоящем периоде. Примерная форма платежного календаря приводится в табл. 5. Превышение расходов над поступлениями свидетельствует о снижении возможностей предприятия в покрытии предстоящих расходов. В таком случае следует предпринять следующие действия: 1) непервоочередные платежи следует перенести на другой календарный период; 2) ускорить по возможности отгрузку и реализацию продукции; 3) принять меры по изысканию дополнительных источников. При составлении платежного календаря используют данные учета операций по расчетному счету в банке, учета сдачи расчетных документов в банк, сведения о срочных и просроченных платежах поставщикам, учитывают график отгрузки продукции и сдачи платежных документов в банк, финансовые результаты реализации продукции, а также плановые взносы в бюджет налога на прибыль, на имущество и другие налоги, отчисления в социальные внебюджетные фонды, состояние расчетов с дебиторами и кредиторами. Таблица 5 Платёжный календарь на_______ месяц 20__ г (тыс. руб.) [27]
Кассовый план - это план оборота наличных денег предприятия, который необходим для контроля за их поступлением и расходованием. Он разрабатывается на квартал и в установленный срок представляется в коммерческий банк, с которым предприятие заключило договор о расчетно-кассовом обслуживании. Кассовый план составляется по типовой форме и содержит четыре раздела. Первый раздел отражает поступление наличных денег (кроме денег, полученных в банке) на предприятие в планируемом квартале по конкретным источникам поступления -торговая выручка, выручка железнодорожного, водного и воздушного транспорта, квартирная плата и коммунальные платежи, выручка местного (ведомственного) транспорта, выручка зрелищных мероприятий, выручка предприятий бытового обслуживания, прочие поступления. Из общей суммы поступлений необходимо указать суммы, которые расходуются на месте из выручки и сдаются в кассу банка. Во втором разделе показываются виды расходов предприятия наличными деньгами: на заработную плату, стипендии, постоянные надбавки и прочие виды оплаты труда, на выплату пенсий и пособий по социальному страхованию, на командировочные и хозяйственные расходы. Третий раздел содержит расчет выплат заработной платы и прочих видов оплаты труда на планируемый квартал с учётом всех возможных удержаний (налогов, платежей за форменное обмундирование, платежей по добровольным видам страхования работников, погашения ссуд и др.). Если зарплата работников перечисляется в банки в качестве вклада или платежным поручением переводится по почте, то эти виды перечислений также показываются в третьем разделе. Все виды удержаний и перечислений, а также стоимость натуральных выдач и льгот, учтенных в фонде заработной платы, исключаются из общего фонда оплаты труда. В четвертом разделе заполняется календарь выдачи заработной платы рабочим и служащим, где в установленные сроки (конкретные числа каждого месяца) указываются суммы выплат предприятию наличными деньгами. Эти суммы в соответствии с договором расчетно-кассового обслуживания банк выдает предприятию за установленную в договоре плату. Если фактически кассовая заявка в конкретном месяце превышает сумму, указанную в кассовом плане, то банк, как правило, взимает повышенный процент за выдачу наличных денег, что также заранее оговаривается в договоре расчетно-кассового обслуживания. Кассовый план необходим предприятию для того, чтобы по возможности более точно представлять размер обязательств перед работниками предприятия по заработной плате и размер других выплат. Банку, обслуживающему предприятие, также необходим его кассовый план, чтобы составить сводный кассовый план на обслуживание своих клиентов в установленные сроки. Если предприятие испытывает потребность в краткосрочном кредите, то необходимые документы представляются в банк в соответствии с его требованиями и заключается договор о кредитном обслуживании. Однако этому должен предшествовать обоснованный расчет размера испрашиваемого кредита, а также той суммы, которую, с учетом процентов, следует вернуть банку. Эффективность кредитуемого мероприятия, или ожидаемая выручка от реализации продукции, должна обеспечить своевременный возврат кредита и исключить штрафные санкции.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.134.195 (0.011 с.) |