Сущность и функции финансов, их роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и функции финансов, их роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства



Финансы - это экономическая категория, а любая экономическая категория выражает определенные экономические отношения. Финансовые отношения имеют целый ряд особенностей по сравнению с другими экономическими отношениями и характеризуют:

- денежные отношения;

- распределительные отношения;

- отношения, связанные с формированием и использованием денежных средств государства и хозяйствующих субъектов.

Эти особенности позволили выделить финансовые отношения из общей массы экономических отношений.

Денежные фонды формируются на макро- и микроуровнях.

На макроуровне к ним относятся:

1) государственный бюджет;

2) государственные внебюджетные фонды;

3) государственные фонды страхования, которые представляют собой систему денежных отношений между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами - с другой.

На микроуровне формируются денежные фонды собственных, заемных и привлеченных средств. В свою очередь, в состав собственных средств предприятий входят уставный, добавочный и резервный капиталы; фонды накопления, потребления и социальной сферы; нераспределенная прибыль. К заемным средствам относятся кредиты и займы, к привлеченным денежным фондам относится кредиторская задолженность.

Денежные отношения на микроуровне включают в себя отношения между поставщиком и потребителем, между предприятием и его структурными подразделениями, между предприятиями и финансово-кредитной системой и т.д.

Таким образом, в условиях рыночной экономики термину «финансы» можно дать следующее определение: «….это совокупность экономических отношений, отражающих формирование и использование фондов денежных средств в процессе их кругооборота»[].

Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две функции: распределительную и контрольную.

Распределительная функция финансов означает участие финансов в распределении и перераспределении внутреннего валового продукта (ВВП) и национального дохода. Через бюджет перераспределяется более половины национального дохода. Перераспределение денежных средств осуществляется между сферами материального и нематериального производства, между отраслями, регионами и т.д. Можно привести много примеров такого перераспределения, например промышленные предприятия уплатили налоги в бюджет, а из бюджета эти средства выделены на финансирование агропромышленного комплекса (АПК), произошло перераспределение денежных средств между отраслями. Другой пример: уплатили налоги московские предприятия, а денежные средства выделены на финансирование районов Крайнего Севера, произошло перераспределение денежных средств между регионами страны и т.д.

Контрольная функция финансов означает участие финансов в контроле за эффективным использованием всех видов экономических ресурсов. Контрольные функции выполняют многие финансовые органы: Счетная палата РФ, Федеральная служба финансовой разведки Центрального банка РФ, Контрольно-ревизионное управление, департамент страхового надзора и Казначейство Министерства финансов РФ; Государственный таможенный комитет; Министерство по налогам и сборам; Федеральная служба по финансовому мониторингу; контрольно-ревизионные управления отраслевых министерств и ведомств; финансовые управления и финансовые отделы фирм; ревизионные комиссии предпринимательских структур и общественных организациях; независимые аудиторские фирмы и т.д.

Экономический строй любого государства основывается на объективных экономических законах. Современные государства осуществляют управление рыночной экономикой с помощью государственного уклада народного хозяйства, финансовой налоговой системы, денежно-кредитной системы.

Рыночная экономика – «..это экономика, основанная на отношениях, возникающих при купле-продаже товара на рынке. В рыночных отношениях участвуют различные экономические субъекты (предприниматели) и юридические лица (хозяйствующие субъекты)» [12].

Под рынком принято понимать социально-экономические условия реализации товара. Рынок - это сфера проявления экономических отношений между производителями и потребителями товаров, между стоимостью и потребительной стоимостью товаров.

В условиях рыночной экономики очень важно точно знать экономическую сущность и содержание ее категорий.

Деньги, выполняя свои функции средств обращения, являются посредниками между актом покупки и актом продажи, в этой функции деньги становятся капиталом. Капитал - это деньги, пущенные в оборот и приносящие доходы от этого оборота. Оборот денег - это вложение их в предпринимательство, передача в ссуду, сдача в наем. Таким образом, деньги создают условия для появления финансов как самостоятельной сферы функционирования денежных отношений. В таком контексте финансы представляют собой систему денежных отношений, выражающих формирование и использование денежных фондов в процессе их оборота.

По своей роли в общественном производстве финансы включают в себя два звена:

- общественные финансы;

- финансы хозяйствующего субъекта.

Каждое звено выполняет свои задачи и ему соответствует особый финансовый аппарат, но вместе они образуют единую финансовую систему.

В условиях рыночной экономики роль финансов существенно возросла, от финансового положения предприятия зависят его положение на рынке, конкурентоспособность, выживаемость и перспективы.

Роль финансов в экономике многообразна, но, тем не менее, ее можно свести к трем основным направлениям [14]:

1. Финансовое обеспечение потребностей расширенного производства, что предполагает покрытие затрат за счет финансовых ресурсов (собственных, заемных, привлеченных).

2. Финансовое регулирование экономических и социальных процессов. Регулирование экономики осуществляется через перераспределение финансовых ресурсов: достаточно выделить финансовые ресурсы и темпы развития отрасли либо региона ускоряются или наоборот, прекращение финансирования может задушить любое производство.

3. Финансовое стимулирование эффективного использования всех видов экономических ресурсов. Осуществляется различными методами через:

- эффективное вложение финансовых ресурсов;

- создание поощрительных фондов (фонды потребления, фонды социальной сферы и др.);

- использование бюджетных стимулов (представление льгот при уплате налогов, например освобождение от уплаты многих видов налогов сельских и фермерских хозяйств с целью обеспечения их роста и развития);

- применение финансовых санкций (штрафы, пени за несвоевременную уплату налогов, сокрытие доходов и имущества от налогообложения, непредставление налоговых деклараций и т.п.).

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА

Финансовая политика - это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством своих основных функций. Политика предполагает соответствующее правовое обеспечение тех решений, которые принимаются. Законодательными правами наделено только государство. Финансовое право является обязательным элементом проведения финансовой политики. Можно говорить о финансовой политике субъекта федерации, региона, муниципального образования, так как они обладают определенными законодательными правами.

Главная задача финансовой политики – обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития.

В условиях перехода к рыночной экономике место финансовой политики в общей политике государства повышается. Однако возможности государства по регулированию финансовых отношений в условиях рыночной экономики сокращаются. В настоящее время государство может диктовать цены только на естественные монополии, драгоценные металлы и оружие. Регулирование кредитной сферы является прерогативой Центрального банка, в то время как раньше вся кредитная сфера контролировалась государством.

Содержание финансовой политики многогранно. Она включает следующие звенья [15]:

1. Выработку научно обоснованных концепций развития финансов. Они формируются на основе изучения экономических законов, всестороннего анализа состояния развития хозяйства, перспектив развития производственных сил и производственных отношений, потребностей населения.

2. Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период.

3. Осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых
задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия - это долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач. В процессе разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ финансовой политики необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития. Примеры финансовой стратегии: программные документы; антиинфляционная финансовая политика; политика по приватизации госсектора.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, а также перегруппировки финансовых ресурсов.

При относительной стабильности финансовой стратегии финансовая тактика должна отличаться гибкостью. Это предопределяется подвижностью экономических условий, социальных факторов и других. Вместе с тем стратегия и тактика взаимосвязаны.

Финансовая политика - элемент надстройки, а финансы - элемент базиса, значит, нельзя проводить финансовую политику, игнорируя основные особенности исторического развития финансов. Примером негативного характера является самая крупная мировая катастрофа - гибель Античной цивилизации. Хотя было много причин (антагонизм между рабами и рабовладельцами и т.д.), но в числе основных причин крушения величайшей цивилизации лежит неправильная финансовая политика: налоги собирались через откупщиков или путём самоналогообложения, когда с города собирали определенную сумму, а руководящие лица города имели неограниченные распределительные функции, что приводило к колоссальным злоупотреблениям. Горький исторический опыт был учтён уже в Византийской империи, где была создана продуманная налоговая госслужба, которая осуществляла прямое налогообложение. Это послужило основой зарождения самой развитой и экономически процветающей цивилизации. Интересен в этом отношении и опыт России. Существовавшая до Петра система налогообложения страны заключалась в сборе налогов с каждого двора. При Петре 1 введено около 30 новых налогов + подушный налог, что очень сильно подорвало производительные силы. Налоги взимали в основном войска. За годы правления Петра 1 население страны сократилось на 15-20%.

Большое влияние на финансовую политику оказывает финансовое право. Успешная реализация мероприятий, предусматриваемая государством в области финансов, возможна лишь при принятии соответствующих нормативных документов.

Финансовое право может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на финансовую политику. Финансовое право регулирует финансовые отношения между государством, с одной стороны, и субъектами хозяйствования и населением, с другой.

Другие финансовые отношения, в частности взаимоотношения между предприятиями, внутри предприятий, регулируются административным и гражданским правом.

Для эффективного проведения финансовой политики важное значение имеет механизм ее финансового регулирования. Это регулирование осуществляет исполнительная власть, так как она имеет развернутый аппарат для проведения этой политики. Однако основная часть нормативных документов в демократическом обществе принимается парламентом, значит, финансовая политика исполнительной власти корректируется законодательной посредством нормативных актов.

В демократическом обществе исполнительная власть может делать только то, что написано в законе, поэтому «….в западной практике парламент обеспечивает исполнительную власть сетью законов (США - 7000 законов, Бельгия - 3000). То, что не охвачено законом, регулируется документами, принятыми исполнительной властью (указы президента, постановления правительства, ведомственные инструкции). Мировая практика показывает, что эффективный парламентский контроль предупреждает неправильные решения. принимаемые исполнительной властью, так как на нее сильнее воздействуют различные лоббистские группировки» [30].

Современная финансовая политика российского государства охватывает очень большой круг мероприятий, составляющих суть трёх основных направлений финансовой политики государства [22]:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.202.224 (0.015 с.)