У вас группа или единая команда. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

У вас группа или единая команда.



Вспомните студенческую группу, в которой вам доводилось участвовать, и ответьте на вопросы, приведенные в табл. 18.

Таблица 18

Вопросы Полностью не согласен       Полностью согласен
1. В группе регулярно проводились рабочие встречи, которые посещали все студенты 2. Студенты разделяли одни и те же цели (относительно групповых заданий и итоговых оценок) 3. Основное внимание на встречах уделялось заданиям, дискуссии были продолжительными и активными 4. Конфликты и разногласия обсуждались до тех пор, пока группа не находила решение 5. Члены группы внимательно слушали друг друга 6. Мы действительно доверяли друг другу, говорили между собой о своих чувствах 7. Роли лидеров выполнялись поочередно и совместно; студенты брали на себя инициативу тогда, когда они были нужны группе 8. Каждый член группы находил способ внести свой вклад в подготовку проекта 9. Я получил удовольствие от участия в этой группе 10. Мы полностью доверяли друг другу   11. Члены группы устанавливали обратную связь, которая способствовала большей эффективности 12. Каждый из студентов отвечал за свою часть работы и за успех всей группы 13. Члены группы уважали друг друга; нам нравилось работать вместе                                                                                                                                  
  Сумма баллов          

 

Как вы догадались, все вопросы относятся к проблеме сплоченности группы. Если вы оценили ее в 52 балла и более, ваша группа была настоящей командой. Если вы набрали от 39 до 51 балла, значит, в группе существовало позитивное единство, причем оно могло развиваться. Если вы набрали от 26 до 38 баллов, единство в группе было слабым, возможно, участие в ней не принесло вам удовлетворения.

Если группа получила менее 26 баллов, назвать вашу работу групповой очень трудно. Помните, что команда не возникает сама по себе. Отдельные ее участники, такие, как вы, должны понимать, что значит работать в команде и, естественно, соответствующим образом строить свои отношения в ней. Что вы могли бы сделать, чтобы ваша студенческая группа начала приближаться к команде?

ЗАДАНИЕ 2

Психологический климат в моем коллективе

Поставьте любой знак в одной из колонок: ''Нет'', ''Иногда'', ''Да''.

Таблица 19

 

Ситуация Нет Иногда Да
1. В период неудач и сбоев в работе в моем коллективе идет поиск виновных.      
2. Цели организации или группы неизвестны ее членам.      
3. Информацией о делах владеют только руководители      
4. В коллективе есть тенденция обезопасить себя докладными записками, рапортами и т. д.      
5. воспринимают ли работники решения руководства как ''чужие'' решения      
6. Часто ли отвлекают работников от выполнения ''своей'' работы      
7. Конфликты между работниками и руководством возникают по мелочам      
8. ''Награждают'' ли сотрудники своих руководителей нелестными эпитетами      
9. Много ли проводится длительных совещаний      
10. Коллективное руководство и творчество не практикуется, только приказ      
11. Четко не различается коллектив на ''Стариков'' и ''новичков''      
12. Оценка результатов работы кажется несправедливой и вызывает неудовольствие некоторых сотрудников.      

 

Подведите итог анализа. Все отметки в первом столбце ''Нет'' – у Вас идеальный коллектив, которого на практике не бывает. Чем больше отметок в столбцах ''Иногда'' и ''Да'', тем выше опасность конфликтных ситуаций, хуже морально-психологический климат и большая вероятность формирования неформальных групп.

 

СИТУАЦИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА 1

 

Создание автономных самоуправляемых рабочих команд

Один из заводов фирмы «Мицубиси» осваивал поточный выпуск принципиально нового газового обогревателя для жилых помещений. Производство началось на обычной конвейерной линии с цепью контрольных пунктов. Продвижение изделия по конвейеру, таким образом, тщательно опекалось, малейшие отступления от технологии немедленно устранялись. Однако дефекты не снижались. Тогда решили создать автономные рабочие группы, побудив их участников к самостоятельным действиям на линии. Перестройка трудового процесса потребовала серии мероприятий.

Во-первых, заводской учебный центр организовал профессиональную подготовку персонала.

Во-вторых, были созданы «мозговые» инженерные группы по два – три человека, которых разместили в конторках мастеров. Работники в случае надобности могли приходить к инженерам за консультацией. Самим инженерам рекомендовалось воздерживаться от вмешательства в деятельность рабочих на линии.

В-третьих, была проведена целенаправленная тренировка персонала на рабочих местах. После ее окончания каждый работник сдавал экзамен по вопросам технологии и при положительной оценке получал квалификационный жетон и только в этом случае допускался к работе на линии.

Как только намеченные мероприятия были выполнены, администрация завода приступила к внедрению новой организации труда на всех поточных линиях. При этом были дополнительно проделаны следующие работы: 1) уточнена технология производства по отдельным блокам. Каждой группе планировались сборка и испытание только одного блока изделия. Поскольку газовый обогреватель включал в себя шесть блоков, производственная линия дробилась на шесть автономных секций. Контроль качества поручался самим работникам, заменявшим штатных контролеров; 2) уточнена внутренняя структура рабочих групп, организованы выборы лидеров; 3) устроены репетиции деятельности групп, в ходе которых каждая группа добивалась отлаженности совместных действий, выясняла подготовленность каждого работника (при необходимости происходило доучивание). Контроль качества сводился к следующему:

1) составлялись паспорта качества по блокам. Для проверки каждого узла блока предусматривались приборы, приспособления, таблицы. Помощь в этом случае оказывали «мозговые» инженерные группы;

2) разрабатывались нормативные оценки качества на каждом переходе;

3) каждая рабочая группа готовила таблицу нормативов по блокам изделия, по которой работники обязаны были сверять результаты своих действий.

В процессе работы мастер участка и весь состав рабочих групп регулярно обсуждали проблемы качества, себестоимости и безопасности труда. Деятельность рабочих групп регулярно отражалась на сводном стенде. В результате проделанной работы новая система организации труда обеспечила сокращение в 3 раза времени, необходимого для законченного технологического цикла, и повышение в 8 раз качества продукции.

ВОПРОСЫ

1. Каковы причины создания самоуправляемых групп?

2. Какие этапы в своем развитии прошли эти группы?

3. Почему производительность труда и качество продукции в группе резко возросли?

4. Какие нормы поведения в этих группах являются наиболее важными?

5. Какие преимущества и недостатки групп можно увидеть в данной ситуации?

6. Какие роли выполняют участники групп?

 

СИТУАЦИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА 2

 

Расхождение целей

 

"Что это за люди? Откуда такая агрессия?" - Александр Новицкий, исполнительный директор ОАО "Мотор", не мог сдержать эмоций. Несколько минут назад он закончил трехчасовой семинар с руководителями отделов "Мотора" и зашел к директору по персоналу поделиться своими впечатлениями. Оба менеджера работали в компании всего три недели и часто обсуждали совершаемые каждым из них "открытия". Сегодня Александр, руководящий всей операционной деятельностью "Мотора", встретил открытое сопротивление своих подчиненных, когда пытался объяснить им систему управления посредством установки целей (МВО). В течение всего семинара, к которому молодой руководитель (Новицкому было 35 лет, и он пришел в "Мотор" с должности директора по операциям филиала многонациональной компании) тщательно готовился. Аудитория, состоявшая из 17 руководителей, подчиняющихся непосредственно исполнительному директору или его заместителям, не скрывала своей враждебности ни к тому, о чем рассказывал Александр, ни к самому организатору семинара.

В самом начале занятия, когда речь шла о необходимости формализованной оценки сотрудников для эффективного управления организацией, руководители "Мотора", который вырос из конструкторского бюро, занимавшегося военными разработками, активно выступили против этого положения, приводя в качестве основного аргумента следующий довод: "Мы в течение пяти лет жили без всяких оценок и прекрасно развивались. Проживем и еще. Не нужно нам новой бюрократизации". Ответные слова Александра о разнице между предпринимательской организацией и зрелой компанией вызвали лишь скептические ухмылки.

Когда Новицкий объяснял, как работает система МВО, руководитель финансово-аналитического отдела, в прошлом математик-теоретик, попросил слова и произнес длинную речь о невозможности сведения к нескольким целям и показателям такого сложного процесса, как работа руководителя. Оперируя понятиями теории вероятности и теории больших систем, он предложил разработать более совершенную систему оценки для сотрудников компании. Александр ответил, что не возражает, особенно если это будет сделано в свободное от работы, время, а пока будет действовать МВО. На что ему было заявлено, что он не первый, кто пытается внедрить западные методы управления в компании, но пока никому это не удалось, а те, кто пытался - давно в организации не работают. Раздраженный Новицкий ответил коротко: «При мне не будут работать те, кто не желает пользоваться современными методами". В аудитории воцарилось гробовое молчание.

Во время упражнения по постановке целей добрая половина участников откровенно "сачковала", переложив выполнение группового задания на плечи молодых и менее титулованных. В завершение семинара Александр объявил, что ждет проекты целей своих подчиненных на следующий год через две недели и просит их организовать подготовку целей их подчиненными в течение трех недель. На просьбу ознакомить руководителей с его индивидуальными целями Новицкий довольно резко ответил, что сделает это, когда сочтет нужным. Покидая аудиторию, Александр слышал некоторые комментарии участников:

— Ну, что, Петрович, будешь теперь вместо работы цели сочинять...

— Да в гробу я видал эти цели. Пусть он сам их сочиняет...

— А как же премия? Ты же слышал, теперь премию будут платить только тем, кто выполнил цели.

— Это мы еще посмотрим...

Новицкий не счел нужным вмешиваться и направился в кабинет директора по персоналу, чтобы обсудить ситуацию.

ВОПРОСЫ

1. В чем причина враждебности группы руководителей?

2. Правильно ли построил свой семинар Александр? Может быть, он не правильно построил свою речь, тем самым, вызвав ярое сопротивление?

3. Что можно посоветовать Александру для того, что бы подчиненные вовремя сделали проекты своих целей?

5. Дайте дальнейшее развитие ситуации.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.251.22 (0.014 с.)