Эффективная система общественных советов при федеральных органах исполнительной власти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эффективная система общественных советов при федеральных органах исполнительной власти



Общественные советы – версия 2.0

Общественный совет – это механизм системы «Открытое правительство», обеспечивающий прозрачность деятельности конкретного органа власти или конкретного направления деятельности, участие общества в принятии решений данным органом и гражданский контроль за его деятельностью.

Существующая система Общественных советов в значительной мере не выполняет свои функции по следующим основным причинам:

· Общественные советы зависимы от контролируемого ведомства;

· порядок их формирования не является прозрачным;

· программа и обеспечение деятельности определяются министерством.

Например, почти все организационные вопросы, связанные с формированием Совета при МВД, отданы на откуп МВД, что значительно снижает уровень независимости Совета.

· У Советов отсутствуют полномочия для реального влияния на принимаемые ведомством решения;

· состав Общественных советов не отражает баланс общественных и экспертных интересов, зачастую членами разных Советов являются одни и те же эксперты.

Примером исправления этой ошибки может быть Общественный Совет по проблемам психического здоровья при Министерстве здравоохранения РФ, в который кроме специалистов-психиатров вошли сами пациенты и их родственники. Такое решение было вызвано пониманием факта, что больные и их родственники – активные, заинтересованные, грамотные люди, которые доносят свои проблемы до специалистов.

· Члены Общественных советов не несут ответственности за предлагаемые решения.

В рамках запуска системы «Открытое правительство» предполагается кардинально пересмотреть принципы формирования и полномочия Общественных Советов при федеральных министерствах и ведомствах:

· наделить Общественные Советы реальными рычагами воздействия на принимаемые решения;

· сделать порядок формирования Советов публичным и представительным, исключающим его зависимость или лояльность соответствующему ведомству и обеспечивающим представительность общественных интересов;

· разработать систему оценки эффективности деятельности Советов и механизм ответственности его членов за своевременное и объективное рассмотрение проектов решений, требующих обязательного согласования с ними.

Порядок формирования и работы Общественных советов

Каждый Общественный Совет создается Председателем Правительства РФ. Экспертный Совет при Председателе Правительства представляет кандидатуры на должности Председателя Общественного совета и его заместителей.

Список кандидатов в члены Общественного совета формируется из числа авторитетных экспертов, являющихся специалистами в широкой сфере вопросов и обладающих безупречной общественной репутацией и авторитетом. Список кандидатов должен обеспечивать репрезентативность различных заинтересованных сторон в составе Совета:

· представители научной среды;

· предприниматели с безупречной общественной репутацией;

· авторитетные представители профильных общественных организаций.

Срок полномочий членов Совета составляет два года. Возможна ротация членов Совета до одной трети ежегодно.

Финансовое и материальное обеспечение деятельности Общественного совета не должно быть возложено на ФОИВ, при котором данный Совет создается.

Задачи Общественного совета:

· участие в назначении на руководящие должности ФОИВ и в формировании кадрового резерва;

· оценка компетентности и качества управления ФОИВ, выражение при необходимости мотивированного недоверия руководителю ведомства и его заместителям;

· согласование планов (стратегии) работы ведомства;

· контроль полноты, формата, качества, достоверности и своевременности раскрываемой информации о деятельности ФОИВ;

· участие в формировании приоритетов деятельности ФОИВ, утверждении КПЭ и годовых отчетов;

· проведение экспертизы по решениям ФОИВ, в том числе за счет привлечения или формирования экспертных групп;

· согласование бюджетных заявок и оценка результатов исполнения бюджета ФОИВ;

· контроль за реализацией антикоррупционных инициатив в ФОИВ, оценка регулирующего воздействия (ОРВ), оценка избыточных функций и собственности, находящейся в оперативном управлении ФОИВ.

Таким образом, основные сферы деятельности ФОИВ, контролируемые Общественными советами, – кадровая политика, борьба с коррупцией и развитие конкуренции.

Все функции ФОИВ могут быть разделены на следующие виды:

· требующие обязательного согласования (одобрения) Общественного совета;

· функции, при реализации которых ФОИВ обязан учесть/получить мнение Общественного совета;

· функции, при реализации которых Общественный совет может инициативно поставить вопрос на рассмотрение (при этом учет его мнения обязателен);

· остальные (не требующие рассмотрения Общественного совета).

Для эффективного контроля за деятельностью ФОИВ необходимо ввести в практику систему КПЭ министерств и ведомств.

Создается интегрированная система КПЭ с ежегодным планированием. Председатель Правительства РФ публично ставит цели деятельности ФОИВ перед их руководителями и утверждает КПЭ руководителям ФОИВ.

Значительная часть этих КПЭ должна основываться на показателях опросов общественного и экспертного мнения. ФОИВ на основании целей и КПЭ составляет 6-летний Стратегический план деятельности своего ведомства, отражающий пути достижения поставленных целей и периодические (годовые) КПЭ.

Ежегодно ФОИВ отчитывается в формате публичного доклада о выполнении КПЭ. Внедряется действенный механизм ответственности за результаты исполнения «контракта эффективности» ФОИВ и его руководителем. Обеспечивается создание системы мониторинга эффективности работы ОИВ («Приборная доска»).

 

Общественный совет при Агентстве по развитию кадрового потенциала и системы государственного управления

Рабочая группа по созданию системы «Открытое правительство» рекомендует создать Агентство по развитию кадрового потенциала и системы государственного управления со следующими функциями:

· консолидация общих кадровых функций государственной службы;

· разработка и внедрение современных инструментов привлечения, мотивации, оценки и ротации кадров на государственной службе;

· создание и финансирование деятельности программ обучения и развития (включая дистанционных) для государственных служащих с вовлечением общества и широкого круга экспертов в разработку таких программ.

Более подробно Агентство описано в разделе 2.2.1 «Развитие кадрового потенциала». При Агентстве предполагается создание Общественного совета.

Необходимость создания Агентства определяется отсутствием единого центра развития системы государственной службы (функционал которого в настоящее время распылен между несколькими ведомствами) и недостатком внимания к развитию кадрового потенциала в регионах и ведомствах со стороны первых лиц. Существующие кадровые службы в основном занимаются администрированием процесса, не обладая достаточными компетенциями для развертывания полномасштабной работы по развитию кадрового потенциала.

Полномочия Общественного совета при Агентстве по развитию кадрового потенциала:

· экспертная поддержка разработки и внедрения методологии и программ отбора, развития, мотивации, оценки и ротации государственных служащих;

· получение обратной связи от общественности относительно кандидатур и эффективности деятельности заместителей глав регионов и заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти, отвечающих за развитие кадрового потенциала;

· предоставление гражданскому обществу открытого и равного доступа к информации о кадровых решениях в госорганах, раскрытие для общественности результатов кадрового аудита власти;

· вовлечение общества в процесс аттестации государственных служащих и формирования целей их деятельности;

· участие в конкурсных комиссиях при отборе и оценке кандидатов на государственные позиции;

· право предлагать кандидатов на должности не политических руководителей федеральных органов власти.

Общественный совет при Федеральном бюро по борьбе с коррупцией (ФБПБК)

Рабочая группа рекомендует создать Федеральное бюро по борьбе с коррупцией в системе органов прокуратуры.

Подробно о бюро см. в разделе 2.2.2 «Борьба с коррупцией».

Полномочия Общественного совета при Федеральном Бюро по борьбе с коррупцией:

· право накладывать вето на назначение руководителя Бюро и его заместителей;

· право выражения мотивированного недоверия руководству Бюро;

· согласование процессуальных действий;

· экспертная поддержка разработки и внедрения методологии оценки эффективности противодействия коррупции;

· утверждение планов работы службы внутренней безопасности ФБПБК и заслушивание отчетов о его выполнении;

· назначение руководителя службы внутренней безопасности ФБПБК и принятие решения о его отстранении от должности.

Общественный совет по развитию конкуренции и предпринимательства при Федеральной антимонопольной службе (ФАС)

Полномочия Общественного совета при ФАС:

· право вето на назначение руководителя ведомства и его заместителей;

· проведение экспертизы и согласование предлагаемых ФАС решений;

· инициирование антимонопольных расследований;

· участие в формировании стратегических приоритетов ФАС на год или больший период;

· проведение выборочного аудита деятельности ФАС;

· экспертная поддержка разработки и внедрения методологии оценки эффективности развития конкуренции;

· утверждение годового отчета ФАС «О конкуренции» и представление своей оценки состояния конкурентной среды, которая должна использоваться при оценке деятельности ФАС Правительством РФ;

· представление Президенту РФ кандидатуры Уполномоченного по правам предпринимателей.

Общественные советы при федеральных министерствах

Перечень вопросов, входящих в компетенцию Общественных советов при министерствах, не является закрытым и формируется исходя из принципов, имеющих специфику для отдельных министерств. Например:

· для министерств силового блока (МВД, Минобороны) – вопросы прав граждан;

· для министерств социального блока (образование, культура и т.д.) – вопросы, имеющие высокий общественный резонанс (по итогам мониторинга СМИ и общественных выступлений);

· для министерств экономического блока (Минфин, МЭР и т.д.) – вопросы, имеющие высокий общественный резонанс; вопросы, ведущие к значительному изменению конъюнктуры рынков товаров широкого потребления или значительному экономическому эффекту (0,5% ВВП).

Приоритетами деятельности Общественных советов при всех министерствах являются кадровая политика министерства, борьба с коррупцией в нем, развитие конкуренции. Они включают оценку регулирующего воздействия, вопросы развития кадрового резерва и контрактов эффективности. В компетенцию Общественных советов по всем министерствам также обязательно входят вопросы сокращения затрат на содержание аппарата министерства.

Для обеспечения участия общества в подготовке решений Общественный совет наделяется следующими правами:

· отправлять на доработку неэффективные и недоработанные решения министерства;

· в случае крайней необходимости применять право вето.

Председатель и члены Общественного совета несут ответственность за выполняемую работу.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.113.28 (0.016 с.)