Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предложения рабочей группы «открытое правительство» по фундаментальным принципам и приоритетам деятельности Правительства РФ на 2013–2015 гг.

Поиск

Преамбула

 

Система «Открытое правительство» является уникальным для России проектом по построению принципиально нового механизма разработки и реализации мер государственной политики, а также контроля за их исполнением. И мировая, и российская практика показывают, что традиционная модель управления, основанная на противопоставлении «государства» и «граждан» как «управляющих» и «управляемых», себя полностью исчерпала. Это особенно верно в России, где развитие экономики и современных информационных технологий привело к возникновению независимого от власти среднего класса, способного к самоорганизации и реализации гражданских инициатив. Наглядным примером являются события последних полутора лет – резкое снижение популярности правящей партии, массовые протесты и масштабный отток капитала. Эти события показали, что у активной части российского общества власть не пользуется беспрекословным доверием и поддержкой.

Построение системы «Открытое правительство» сегодня особенно необходимо потому, что существующие механизмы принятия решений и получения обратной связи не позволяют решать ключевые задачи социально-экономического развития страны. Неспособность государственного аппарата своевременно получать информацию и адекватно на нее реагировать означает, что любая инициатива – и государственная, и общественная - только обостряет недоверие между «властью» и «гражданами», делая дальнейшее взаимодействие еще более сложным, складывается замкнутый круг взаимного непонимания.

Очевидно, что в современном мире иерархические модели принятия решений и передачи информации не способны справиться с постоянно нарастающей сложностью социальных и экономических процессов. Нормой для ведущих развитых стран мира, с которыми Россия конкурирует на глобальной арене, является построение матричных или сетевых структур, обеспечивающих горизонтальное движение информации и фактически стирающих грань между избираемыми политиками, профессиональной бюрократией, экспертным сообществом и институтами гражданского общества.

Неэффективность механизмов передачи информации, подготовки и принятия решений – это самый главный вызов для современной России. Он является ключевой угрозой для развития страны и по своей остроте едва ли не превосходит любые внешние вызовы – в том числе и потому, что делает невозможным адекватное распознавание этих вызовов, не говоря уже о своевременном реагировании на них.

Ответом на этот вызов призвана стать система «Открытое правительство», в рамках которой создаются новые для России механизмы взаимодействия экспертного сообщества, структур гражданского общества и исполнительной власти. Цель системы – использование современных технологий (в том числе и технологий краудсорсинга) для вовлечения в процесс сбора и анализа информации, обсуждения и выработки решений значительного количества людей, представляющих противоположные точки зрения, интересы и обладающих разным горизонтом планирования.

Результатом станет не только повышение качества принимаемых решений и качества работы государственного аппарата в целом, но и формирование новой для России культуры взаимодействия, поиска компромиссов и взаимовыгодных решений.


 

Введение

 

Отправной точкой для запуска системы «Открытое правительство» послужил Указ Президента Российской Федерации № 150 «О Рабочей группе по подготовке предложений по формированию в России системы «Открытое правительство» от 8 февраля 2012 года.

Руководители Рабочей группы совместно с экспертами определили четыре приоритетных направления, являющихся локомотивами для запуска системы «Открытое правительство»:

· борьба с коррупцией;

· развитие конкуренции и предпринимательства;

· развитие кадрового потенциала и человеческого капитала, в т.ч. для совершенствования системы государственного управления;

· механизмы работы системы «Открытое правительство».

Эти направления являются принципиально значимыми для функционирования системы «Открытое правительство», они стали «сквозными», связующими элементами в работе каждой из сформированных 10 экспертных подгрупп.

По каждому из направлений были проведены публичные слушания, а также четыре расширенных заседания Рабочей группы под председательством Президента РФ. По итогам мероприятий Президент РФ отдал соответствующие поручения, принятые к исполнению.

Помимо анализа приоритетных направлений, работа 10 экспертных подгрупп строилась по следующим темам:

· социальная политика (руководители подгруппы Дворкович А.В., Бершадский М.В.);

· защита прав граждан (Абызов А.М., Любимов Ю.С.);

· развитие конкуренции и предпринимательства (Гуриев С.М., Никитин А.С.);

· инновационное развитие (Вексельберг В.Ф., Карачинский А.М.);

· долгосрочная макроэкономическая и бюджетная политика (Набиуллина Э.С., Улюкаев А.В.);

· развитие кадрового потенциала (Волков А.Е., Котлер Ю.Ю.);

· показатели эффективности функционирования системы «Открытое правительство» (Чуйченко К.А., Волошин А.С.);

· региональная политика и децентрализация полномочий в сфере государственного управления (Боос Г.В., Новак А.В.);

· инфраструктура и транспорт (Воскресенский С.С., Савельев В.Г.);

· развитие систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, и современных средств коммуникации (Меламед Л.Б., Никифоров Н.А.).

Итоги работы подгрупп Развитие кадрового потенциала, Развитие конкуренции и предпринимательства содержатся в данном докладе; итоги остальных групп приведены в материалах к данному докладу. В дальнейшем предполагается проведение публичного общественного обсуждения данных материалов на ресурсах системы «Открытое правительство».

В рамках деятельности Рабочей группы «Открытое правительство» в течение 3 месяцев было проведено более 200 заседаний тематических подгрупп, в которых принимали участие свыше 400 экспертов, являющихся признанными специалистами в своих областях не только в России, но и за ее пределами. По итогам он-лайн опроса было выявлено мнение более широкого экспертного сообщества и граждан в отношении механизмов будущей системы.

Деятельность Рабочей группы нашла живой отклик не только у экспертов, но и у широкой общественности. Системе «Открытое правительство» было посвящено почти 8 тысяч публикаций в СМИ, а сайт http://большоеправительство.рф стал популярной площадкой для гражданских дискуссий: более миллиона посетителей оставили 37 тыс. обращений и предложений, часть из которых представлена в настоящем документе. Не остались в стороне и пользователи социальных сетей, общее количество которых превысило 37 тыс. человек (зарегистрировались на сайте или следят за его деятельностью в социальных сетях). Так, более 3,5 тысяч «лайков» поставили проекту в сети Facebook, а блоггеры посвятили системе «Открытое правительство» более 9 тыс. постов.

Деятельность Рабочей группы «Открытое правительство» послужила началом развития нового формата работы органов государственной власти, активно вовлекающего широкий круг общественности и экспертов в формирование государственной политики.

Итоговый доклад и материалы к нему обобщают текущие итоги деятельности Рабочей группы. Он включает детальное описание ключевых предложений Рабочей группы и граждан по четырем приоритетным направлениям, а также описание программы работы системы «Открытое правительство» на 2012 год.

В материалах к докладу приведены списки экспертов и предложения подгрупп по 10 ключевым темам, а также аналитические материалы и примеры лучших мировых практик.


Предложения Рабочей группы «Открытое правительство» по фундаментальным принципам и приоритетам деятельности Правительства РФ на 2013–2015 гг.

Приоритеты деятельности Правительства РФ на 2013-2015 гг. по основным направлениям

Развитие кадрового потенциала

Контекст и обоснование

В условиях усиления международной конкуренции за человеческий капитал, как никогда актуальной становится задача развития государственной службы, как высококвалифицированного и профессионального вида деятельности, пользующегося доверием со стороны общества и обеспечивающего эффективное решение задач модернизации экономики страны и защиты интересов граждан.

Государственная служба в ее нынешнем состоянии не нацелена на привлечение и удержание высокопрофессиональных кадров. Отбор на государственную службу непрозрачен для общества, профессиональные компетенции и знания набираемых специалистов зачастую не увязаны с решаемыми задачами. Отсутствуют прозрачные карты карьерного роста, уровень оплаты труда госслужащих зачастую далек от рыночного. Он не увязан с выполнением поставленных целей и с оценкой эффективности их работы.

Сама оценка деятельности чиновника не носит комплексного характера, не учитывает отношение общества, а система постановки целей излишне громоздка. Система долгосрочных стимулов (пенсионное, медицинское и социальное обеспечение) отвечает в большей степени потребностям сотрудников, которым важна стабильность, чем тех, кто ценит профессиональный и карьерный рост. Практически не используются современные методы немонетарной мотивации, в т.ч. возможность обучения и профессионального развития.

Работа с кадровым резервом носит фрагментарный и зачастую формальный характер. Оставляет желать лучшего качество деятельности по повышению уровня знаний и навыков государственных служащих. В отсутствие эффективных механизмов ротации происходит стагнация всей системы, не осуществляется должная передача знаний и опыта.

Такому положению вещей способствует отсутствие единого институционального центра развития системы госслужбы (его функционал в настоящее время разделен между несколькими ведомствами), а также должного внимания к качественному развитию кадрового потенциала со стороны первых лиц регионов и ведомств. Существующие кадровые службы занимаются администрированием процесса, не обладая достаточными компетенциями и современными методами для полномасштабной работы по развитию кадрового потенциала.

 

Стратегические цели

В качестве основополагающих эксперты предлагают следующие цели развития кадрового потенциала:

· определить приоритет государства по развитию кадрового потенциала как одного из основных элементов межстрановой конкуренции в современном мире;

· расширить сферы участия общества в вопросах, связанных с кадровым обеспечением и развитием государственной службы;

· повысить эффективность работы госслужащих, в т. ч. за счет обеспечения ответственности за результат и удовлетворенность общества госуслугами;

· привлечь на государственную службу большее число талантливой молодежи, управленцев и специалистов из коммерческого и академического сектора;

· внедрить современные инструменты привлечения, развития, мотивации, оценки и ротации кадров на государственной службе;

· поднять на качественно новый уровень систему повышения квалификации и знаний государственных служащих, с учетом передового мирового опыта;

· содействовать рыночным механизмам кадровой конкуренции;

· обеспечить наивысший приоритет борьбе с коррупцией на государственной службе.

Одно из обсуждений подгруппы было проведено в расширенном составе, с участием Президента РФ, членов Рабочей группы «Открытое правительство», представителей губернаторского корпуса и крупного российского бизнеса, известных научных и общественных деятелей (14 марта 2012 г). Многие предложения подгруппы были собраны с использованием краудсорсинга в различных интернет-сообществах. Существенный вклад в работу группы внесла сессия стратегического планирования, проведенная по технологии «Форсайт».

 

Предложения

Предложения, разработанные подгруппой, структурированы по приоритетности их реализации и по горизонту внедрения:

  «Быстрые победы» пилотные проекты, эффект может быть достигнут в 2012 г. Эффект после 2013 г.
Важные 1. Внедрить систему экзаменов для госслужащих при приеме и повышении в должности, включающую равнодоступный, добровольный он-лайн экзамен; 2. ввести открытые конкурсы на госдолжности с представительством общественности и независимых экспертов (до 50%) в конкурсных комиссиях (уточнить круг); 3. предусмотреть обязательность испытательного срока при приеме на госслужбу и новых назначениях; 4. ввести механизм обязательной и регулярной ротации, установить предельный срок пребывания госслужащего на должности (уточнить круг); 5. создать государственное Агентство по развитию кадрового потенциала и совершенствованию системы госуправления, а также Общественный совет при нем; 6. возложить персональную ответственность за развитие кадрового потенциала в рамках госслужбы на руководителей федеральных и региональных органов исполнительной власти, определить исполнителя уровнем не ниже замруководителя ведомства или главы региона. 1. Запустить новую систему работы кадровых резервов госслужбы: объединить существующие резервы на единой методологической основе, изменить правила отбора в резерв, обеспечить его востребованность; 2. вовлекать участников кадровых резервов в практическую работу (проектные команды, Общественные советы, советы директоров, руководство компаний со значительной долей госучастия); 3. сформировать единую базу вакансий госслужбы и резюме госслужащих, а на ее основе – единую социальную сеть госслужащих и участников кадровых резервов; 4. изменить принципы формирования компенсационного пакета государственных служащих в части монетизации социальных гарантий и вознаграждения по результатам деятельности; 5. сделать систему классных чинов полноценным инструментом мотивации; 6. создать условия для получения госслужащими конкурентоспособного образования, в том числе международного, в области государственного управления с учетом лучших практик; 7. внедрить систему ежегодной комплексной оценки деятельности каждого сотрудника, включающей оценку по целям (объем и качество выполнения поставленных задач), по компетенциям (поведение, подход к решению задач) и профессиональным знаниям; 8. внедрить комплексную программу подготовки государственных служащих и повышения их квалификации.
Существенные   1. Создать систему мотивации госслужащих к профессиональному развитию; 2. развивать регионы и территории через привлечение и возвращение талантливых и профессиональных представителей национальных диаспор РФ, получивших образование за границей и оставшихся там; 3. использовать налоговые льготы для компаний для стимулирования найма профессиональных кадров.
Дополнительные   1. Выявлять потенциальные кадры для государственного управления уже на уровне обучения в ВУЗах.

 

Описание предложений

Блок 1. Привлечение и кадровый резерв

Возложить персональную ответственность за развитие кадрового потенциала в федеральных ведомствах и регионах на министра/главу субъекта, с назначением исполнителем чиновника уровнем не ниже заместителя министра/главы субъекта

Вопрос развития кадрового потенциала должен стать постоянным приоритетом работы ведомств и субъектов РФ. Связанные с этим обязанности должны быть возложены на ключевых людей в руководстве органами власти, которые отвечают требованиям, предъявляемым к современному управленцу, и способны внедрять лучшие практики.

Необходимо поручение Президента РФ, внесение изменений в Закон «О государственной гражданской службе» (в частности в ст. 44, 67)

Ответственные: Администрация Президента РФ, ГД ФС РФ.

 

Блок 7. Стимулирование развития кадрового потенциала бизнесом.

Результаты и КПЭ

В результате внедрения указанных предложений, в России должна сформироваться новая система управления кадровым потенциалом государственной службы.

В качестве ключевых показателей эффективности, по которым можно судить о достижении результата, предлагаются следующие:

1. Зона ответственности Правительства

Цель национального уровня:

· повышение человеческого потенциала страны.

Стратегическая цель Правительства:

· создание и развитие кадрового резерва государства.

Конечные результаты:

· доля сотрудников кадровых служб, прошедших обучение;

· количество ведомств, использующих современную систему управления кадрами;

· доля государственных служащих, получивших новые назначения;

· доля монетизированных льгот чиновников;

· сокращение численности госаппарата в 2 раза;

· рост удовлетворенности государственными услугами.

 

2. Зона ответственности министерств и ведомств с использованием механизмов «Открытого правительства»

· монетизация льгот государственных служащих:

– уровень дохода региональных и федеральных чиновников;

– состав государственных гарантий;

· создание школы подготовки государственных служащих:

– разработана и запущена модульная программа Магистр государственного управления (18 месяцев) для 3 регионов и 3 ведомств;

– количество программ Кадрового университета, запущенных для кадровиков в регионах и федеральных ведомствах;

– доля руководителей кадровых служб регионов и федеральных ведомств, прошедших очное и дистанционное обучение в Кадровом университете;

– рейтинг школы в международном рейтинге школ государственного управления;

· оптимизация системы управления кадрами:

– проведен кадровый аудит руководителей среднего/высокого уровня в 25% федеральных ведомств и 30% российских регионов к 2013 г.;

– внедрена современная система управления кадрами в 10 ведомствах и 8 регионах в течение 2012-2013 гг.;

· ротация государственных служащих:

– 25% государственных служащих целевых групп получили новые назначения и успешно прошли испытательный срок в 2013 г.;

– 40% государственных служащих целевых групп получили новые назначения и успешно прошли испытательный срок в 2014 г.


Борьба с коррупцией

Контекст и обоснование

Коррупция – одна из ключевых проблем в России как для бизнеса, так и в бытовых сферах. Компании регулярно сталкиваются с коррупцией практически во всех сферах. Большинство населения страны сталкивается с коррупцией лично. Наиболее коррупционными сферами в рамках бытовой коррупции являются ГИБДД, дошкольное и высшее образование. Коррупция в России гораздо выше, чем в странах с сопоставимым уровнем дохода.

Коррупция представляет собой:

· Налог на инвестиции и рост:

– без коррупции Россия могла бы расти с темпом 6%, а не 4% в год;

– в 2011 г. чистый отток капитала составил 4,5% ВВП, он продолжился и в 2012 г., несмотря на благоприятную для России внешнеэкономическую конъюнктуру;

– «утечка мозгов»: лучшие предприниматели и профессионалы не могут реализовать себя в условиях высокого уровня коррупции.

· Ключевой фактор социального расслоения и социальной напряженности:

– уничтожает социальные лифты;

– бедные слои населения не имеют доступа к качественным общественным благам: образованию, здравоохранению, безопасности.

· Угрозу государству и безопасности:

– коррупция не позволяет построить инфраструктуру и армию, справиться с проблемами экологии;

– коррупция не позволяет решить вопросы межнациональных отношений;

– коррупция радикально снижает качество государственного управления и услуг государства.


 

Предложения

  «Быстрые победы» пилотные проекты, эффект может быть достигнут в 2012 г. Эффект после 2013 г.
Важные 1) Дополнить нормативно-правовую базу по вопросам коррупции; 2) снизить возможность коррупции в государственных закупках и закупках в государственных компаниях.   1) Уменьшить вмешательство государства в экономику; 2) создать и наделить соответствующими полномочиями специализированные государственные органы по борьбе с коррупцией; 3) обеспечить механизмы общественного и административного контроля за деятельностью чиновников; 4) сформировать эффективные механизмы общественного контроля, защищать и мотивировать граждан, информирующих о коррупции; 5) повысить качество корпоративного управления в госкомпаниях; 6) активизировать освещение темы коррупции в СМИ, реализовать общенациональную информационную и образовательную программу нетерпимости к коррупции.

 

Описание предложений

1. Дополнить нормативно-правовую базу по вопросам коррупции

· Внедрить в российское законодательство положения 20-й ст. Конвенций ООН против коррупции.

· Подготовить предложения по внесению изменений в антикоррупционное законодательство в части расширения круга лиц, попадающих под обязательное декларирование доходов и имущества, а также введения и определения понятий:

– «публичное должностное лицо»,

– «коррупционный доход»,

– «незаконное обогащение»,

– «бенефициар»,

– «совместный финансовый интерес».

Ответственные: Рабочая группа / Комиссия по запуску системы «Открытое правительство», Правительство РФ.

 

· Предусмотреть в тексте законопроекта «О контроле за расходами» следующие положения:

– введение дополнительных санкций за предоставление недостоверных сведений в декларации в виде дисквалификации (запрета занимать должность государственной службы) на определенный срок или пожизненно;

– введение обязательства подачи деклараций в течение трех лет после оставления должности, занятие которой предусматривало подачу декларации;

– уточнение формулировки п. 1 ст. 7. «Защита сведений о расходах и доходах» путем исключения второй фразы этого пункта и ст. 12 «Раскрытие результатов проверки» путем исключения выражения «и государственной тайне».

Ответственные: Правительство РФ.

 

· Определить порядок заключения досудебных сделок со следствием в случае предъявления обвинений в совершении коррупционных преступлений.

· Расширить коррупционные составы преступлений, усилить ответственность за коррупцию в сфере экономической деятельности.

· Стимулировать безналичные расчеты и внедрить механизмы финансового мониторинга клиентов банка (процедур KYC – Know Your Client) для противодействия теневому обороту средств, используемых в том числе в коррупционных целях.

2. Снизить возможность коррупции в государственных закупках и закупках в государственных компаниях

· Обеспечить прозрачность информации о государственных закупках:

– обеспечить раскрытие информации обо всех закупках компаний, контролируемых государством, на едином сайте – аналоге портала госзакупок;

– распространить правила закупок, предусмотренных законами РФ № 94-ФЗ и № 223-ФЗ, на госкорпорации и компании с государственным участием;

– подготовить проект закона о разделении категорий закупок на стандартизированные и нестандартизированные для обеспечения углубленного контроля за нестандартизированными закупками;

– установить санкции за сокрытие госкомпаниями информации о закупках.

Ответственные: Правительство РФ.

– Модернизировать сайт «Госзакупки» для обеспечения возможности раскрытия информации обо всех стадиях проведения конкурсных процедур с публикацией всей переписки заказчика и участников конкурса.

Ответственные: Рабочая группа / Комиссия по запуску системы «Открытое правительство».

 

· Доработать бюджетную классификацию с целью обеспечения полноты информации о направлениях расходования средств. Кратно снизить объем бюджетных расходов, данные о которых защищены режимом гостайны.

· Обеспечить открытость бюджетов всех уровней.

· Устранить обратную селекцию при отборе участников проектов, приоритетных для государства.

· Внедрить механизм принятия решения о государственных закупках двумя должностными лицами.

· Обязать победителя процедуры закупки в определенном случае предоставлять сведения о конечных собственниках и о субподрядчиках.

· Разработать и внедрить механизм ответственности должностных лиц компаний за нарушения механизма закупок.

 

3. Оптимизировать бизнес-процессы предоставления государственных услуг

· Составить «дорожные карты» с исполнителями и сроками по переходу на оптимальные бизнес-процессы государственных услуг:

– Провести краудсорсинг по оптимизации бизнес-процессов важнейших госуслуг.

Ответственные: Рабочая группа / Комиссия по запуску системы «Открытое правительство».

– Составить дорожные карты (с исполнителями и сроками) по переходу на оптимальные бизнес-процессы госуслуг в соответствии с предложениями Открытого Правительства

Ответственные: Правительство РФ

4. Уменьшить вмешательство государства в экономику

· Составить дорожные карты приватизации и дерегулирования (с исполнителями и сроками в соответствии с предложениями системы «Открытое Правительство»):

– вынести на обсуждение исчерпывающий перечень предприятий, находящихся в государственной собственности, и акционерных обществ, в которых акционером является Российская Федерация, с обоснованием необходимости (в случае наличия таковой) сохранения государственного участия;

– утвердить план, порядок, формы и сроки приватизации предприятий, не вошедших в этот перечень;

– сформировать и опубликовать закрытый перечень регулирующих функций государства с обоснованием сохранения регулирующих функций, либо их отмены, либо их передачи саморегулируемым или некоммерческим организациям.

Ответственные: Правительство РФ.

– Провести общественное обсуждение перечня предприятий и акционерных обществ, в которых предполагается сохранение участия РФ, а также перечня регулирующих функций государства и внести предложения по корректировке или утверждению данных перечней.

Ответственные: Рабочая группа / Комиссия по запуску системы «Открытое правительство».

– С учетом результатов общественного обсуждения утвердить «дорожные карты» отмены регулирующих функций или их передачи саморегулируемым или некоммерческим организациям с указанием сроков и ответственных исполнителей.

Ответственные: Правительство РФ

 

· Принять меры к повышению статуса и значимости саморегулируемых организаций.

· Разработать программу приватизации региональных СМИ.

 

5. Создать специализированные госорганы по борьбе с коррупцией, наделить их полномочиями

· Создать Бюро по противодействию коррупции/Офис федерального прокурора по противодействию коррупции.

· Создать Общественный совет Бюро по противодействию коррупции.

Ответственные: Правительство РФ, Рабочая группа / Комиссия по запуску системы «Открытое правительство».

 

· Создать специальную коллегию Верховного суда по рассмотрению уголовных дел о коррупции в высших эшелонах власти

Ответственные: Правительство РФ, Рабочая группа / Комиссия по запуску системы «Открытое правительство».

 

· Обеспечить прозрачность информации о деятельности госорганов в вопросах противодействия коррупции согласно общепринятому формату.

Ответственные: Правительство РФ, Рабочая группа / Комиссия по запуску системы «Открытое правительство».

 

· Совершенствовать институт парламентского расследования.

 

6. Обеспечить механизмы контроля деятельности чиновников

· Обеспечить прозрачность информации о доходах, имуществе и конфликтах интересов государственных лиц, фактах привлечения чиновников к уголовной или административной ответственности:

– Обеспечить функционирование механизма публичных ответов на публичные обращения по вопросам конфликтов интересов, незаконного обогащения и по вопросам, касающимся информации, содержащейся в декларациях о доходах, имуществе и расходах сотрудников министерств и ведомств, членов Совета Федерации, работников аппарата Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, работников аппарата Государственной Думы, сотрудников Администрации Президента РФ, работников органов государственной власти субъектов РФ в 15-дневный срок с момента получения соответствующего запроса.

Ответственные: Правительство РФ.

 

· Ввести запрет для государственных служащих после ухода с госслужбы в течение определенного времени работать в частных компаниях, осуществляющих свою деятельность в секторах экономики, которые находились в сфере его прямого регулирования или надзора.

Ответственные: Правительство РФ, Рабочая группа / Комиссия по запуску системы «Открытое правительство».

 

· Ввести дисквалификацию и запрет на замещение госслужащими должностей в течение определенного срока после осуждения за административный проступок или уголовное преступление.

Ответственные: Правительство РФ, Рабочая группа / Комиссия по запуску системы «Открытое правительство».

 

· Ужесточить требования к декларации о доходах и имуществе, обеспечить раскрытие данных о конфликте интересов для «ТОП-1000» публичных персон;

· внедрить действенные механизмы ротации чиновников;

· создать предпосылки для эффективной работы института передачи в доверительное управление личных активов чиновников.

7. Сформировать эффективные механизмы общественного контроля, защищать граждан, информирующих о коррупции, мотивировать их к предоставлению такой информации

· Предоставить общественным объединениям право обращаться в судебные и регулирующие органы с целью защиты законных прав и интересов неопределенного круга с жалобами на действия/бездействие заказчика, комиссий по осуществлению закупок и т.д.

Ответственные: Правительство РФ.

 

· Разработать программу мер по снижению уровня бытовой коррупции, определить пилотные проекты и приоритеты.

Ответственные: Рабочая группа / Комиссия по запуску системы «Открытое правительство».

 

· В рамках деятельности Общественного совета Бюро по противодействию коррупции сформировать постоянно действующую систему мониторинга и оценки уровня коррупции в государственных органах и регионах с учетом мнения граждан.

Ответственные: Рабочая группа / Комиссия по запуску системы «Открытое правительство».

 

· Обеспечить защиту и вознаграждение граждан, информирующих о коррупции;

· изменить порядок формирования общественных советов и комиссий при министерствах, ведомствах, госучреждениях;

· обеспечить качественное раскрытие информации о деятельности государственных органов на сайтах, введение механизмов интерактивности;

· сформировать и распределить гранты для поддержки общественных организаций, инициатив, порталов и социальных медиа антикоррупционной направленности;

· обеспечить прозрачный для общества процесс проведения ЕГЭ (в частности, за счет установки веб-камер и внедрения механизма общественных наблюдателей);

· разработать законодательство о защите заявителей о коррупции;

· обеспечить поддержку и учет в государственном регулировании результатов деятельности общественных организаций, контролирующих сферы бытовой коррупции (образование, здравоохранение, ЖКХ и др.);

· создать рабочую группу системы «Открытое правительство» по реформированию ГИБДД.

8. Повысить качество корпоративного управления в госкомпаниях

· Принять нормативный акт о внутреннем аудите во всех публичных компаниях и госкорпорациях с четким закреплением перечня полномочий;

– Подготовить пакет проектов нормативных актов о внутреннем аудите, распространяющихся на публичные компании и государственные корпорации с четким закреплением перечня полномочий.

Ответственные: Правительство РФ.

 

· Принять нормативный акт о раскрытии потенциального конфликта интересов государственных служащих и сотрудников государственных компаний;

· обеспечить право Совета Директоров и Комитета по аудиту при Совете директоров назначать своих представителей в тендерные комиссии;

· изменить принципы формирования Совета директоров в госкомпаниях:

– подготовить проект нормативного акта, определяющего критерии независимости директора публичного акционерного общества и государственных корпораций и введение ответственности за сокрытие независимым директором информации о конфликте интересов, лишающем его независимого статуса;

– разработать и утвердить порядок участия механизмов и систем «Открытого правительства» в процедуре выдвижения кандидатур для избрания в Советы директоров (Наблюдательные советы) госкорпораций, а также акционерных обществ, контролируемых Российской Федерацией.

Ответственные: Правительство РФ

 

– запретить участие государственных чиновников в советах директоров компаний;

– перейти от голосования по директиве к страхованию ответственности членов советов директоров.

· Ввести ответственность юридических лиц за коррупционные действия своих сотрудников (оборотные штрафы).

9. Активизировать освещение коррупции в СМИ, реализовать общенациональную информационную и образовательную программу нетерпимости к коррупции

· Ускорить создание Общественного телевидения как платформы для вовлечения граждан в общественные процессы.

Ответственные: Правительство РФ.

 

· Реализовать общенациональную информационную и образовательную программу нетерпимости к коррупции.

Ответственные: Правительство РФ, Рабочая группа / Комиссия по запуску системы «Открытое правительство».

Срок: 2012 г.

 

· Проводить мониторинг деятельности СМИ о коррупционном поведении чиновников и проверять обязательную реакцию органов государственной власти на соответствующие публикации в СМИ;

· стимулировать развитие института журналистских расследований, обеспечить реакцию государства;

· повысить свободу информации за счет сокращения присутствия государства на рынке СМИ.

Обзор развилок

В рамках работы Подгруппы было выявлено несколько альтернативных решений – развилок, часть из которых была пройдена, а часть осталась открытой.

 

Пройденные развилки

1. Каким образом организовать Бюро по противодействию коррупции или офис федерального прокурора по противодействию коррупции – в рамках существующей структуры системы правоохранительных органов или отдельно от нее?

 

Открытые вопросы

1. Имеет ли смысл проводить кампанию по декларации доходов и имущества и раскрытии конфликтов интересов?

2. Необходимо ли расширить круг лиц, чьи доходы подлежат декларированию?

3. Нужно ли вводить в российское законодательство положение о совместном финансовом интересе?

4. Необходимо ли ввести систему денежного вознаграждения граждан, информирующих о фактах коррупции, и законодательно закрепленной системы их защиты?

5. Необходимо ли вводить обязательный характер передачи при поступлении на публичную службу торгуемых акций и долей в компаниях в доверительное управление (blind trust) за исключением акций и долей собственности в тех компаниях, которые подлежат продаже до занятия должности из-за конфликта интересов?

 

Детальное описание развилок

Каким образом создавать Бюр<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.92.50 (0.014 с.)