Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Южно-российский институт - филиал ранхигс

Поиск

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ - ФИЛИАЛ РАНХиГС

Кафедра социологии

 

Г.П. Зинченко, Я.Г. Зинченко

СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Учебно-методический комплекс

Ростов-на-Дону

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ - ФИЛИАЛ РАНХиГС

Кафедра социологии

 

Рецензент: д.с.н., доцент Овчаренко Р.К.

 

 

Зинченко Г.П., Зинченко Я.Г.

Социология управления: Учебно-метод. комплекс. Ростов н/Д: Изд-во Южно-Российского института-филиала РАНХиГС, 2013. 44 с.

 

 

Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требова-ниями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический план, программу курса, планы семинарских занятий, глоссарий, вопросы для подготовки к экзамену, тематику дипломных проектов.

Предназначен для студентов дневной и заочной форм обучения по направлению 081100.62 «Государственное и муниципальное управление» и профилям подготовки: «Управление персоналом государственной и муниципальной службой», «Государственные и муниципальные финансы», «Государственное и муниципальное управление в социальной сфере».

 

Печатается по решению кафедры.

Протокол № 5 от 30 октября 2012 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Общие сведения о курсе  
Учебно-тематический план  
Программа курса  
Планы семинарских и практических занятий  
Литература  
Ключи правильных ответов на тесты для самопроверки  
Рекомендуемые Интернет-ресурсы  
Тематика дипломных работ Вопросы к экзамену  
Глоссарий  

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КУРСЕ

Социология управления – отраслевая дисциплина, выделяющая в обществе отношения управления. Она изучает управление как социальную систему, как разновидность профессиональной деятельности и как социальный институт. Социология управления охватывает все сферы жизни и деятельности человека, в том числе экономическую, политическую, социальную и духовную, на всех уровнях структурной организации общества как целостной макросистемы: первичном, менеджериальном, институциональном и социетальном.

Цель курса – раскрыть современные проблемы социологии управления, представить социологические теории и концепции управления, ознакомить с методологией и методами социологического анализа управления, сформировать навыки управленческого консультирования.

Текущие задачи:

- освоить основные понятия и положения социологии управления;

- овладеть методами социологического анализа проблем управленческой практики;

- приобрести навыки управленческого консультирования.

Содержательная новизна курса определяется выделением «ведомственного» предмета учебной дисциплины – публичного администрирования как разновидности управления, необходимого для подготовки государственных и муниципальных служащих.

Методическая новизна курса определяется тем, что он предусматривает индивидуальный подход в организации обучения, групповое обсуждение студентами ключевых проблем социологии управления на основе изучения ими рекомендованной литературы, разработку программы самостоятельного эмпирического исследования в рамках темы дипломного проекта.

Требования к уровню освоения содержания курса: студенты должны обладать теоретическими основами социологии, знаниями в области методологии, методики и техники социологических исследований.

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

- роль и место публичного администрирования в системе самоорганизации общества;

- систему мер административного воздействия, направленных на улучшение качества и уровня жизни социальных групп;

- содержание стратегии государства, непосредственно касающейся человека, его положения в обществе;

- администрирование как совокупность управленческих отношений;

- индексы социально-профессиональной общности государственных и муниципальных служащих;

- институты публичного администрирования;

- статусно-ролевые характеристики государственного и муниципального служащего;

- организационные структуры администрирования;

- основные теории взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства и управления конфликтами;

- субкультуры в организационно-управленческой сфере;

- социальные отклонения субъектов администрирования.

Уметь:

- организовывать совместную работу людей в командах для решения управленческих задач;

- анализировать коммуникационные процессы в организации и разрабатывать предложения по повышению их эффективности;

- диагностировать организационную культуру, выявлять ее сильные и слабые стороны, разрабатывать предложения по ее совершенствованию;

- диагностировать социальные отклонения, этические проблемы публичного администрирования.

Демонстрировать способность и готовность:

- применять методологию социологии управления для оценки экономических и социальных условий осуществления государственных программ;

- использовать технологии эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации;

- владеть навыками деловых коммуникаций;

- владеть навыками разрешения конфликта интересов с позиций социальной ответственности.

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы Форма обучения
очная заочная заочная сокр.
Всего часов Сем. Всего часов Сем. Всего часов Сем.
Общая трудоемкость дисциплины            
Аудиторные занятия (всего)            
В том числе:            
Лекции            
Практические занятия (ПЗ)            
Семинары (С)            
Лабораторные работы (ЛР)            
Самостоятельная работа (всего)            
И(или) другие виды самостоятельной работы ˗˗ проект программы социологического исследования            
Вид промежуточного контроля (зачет, экзамен) экзамен   экзамен   экзамен  

Разделы дисциплин и виды занятий

Наименование темы Количество часов
Очная форма обучения Заочная форма обучения Сокращенная форма обучения
Лек. Сем. Пр. Лек. Сем. Пр. Лек. Сем. Пр.
  Социология управления как наука и учебная дисциплина                  
  Публичное администрирование в системе самоорганизации общества                  
  Система публичного администрирования                  
  Администрирование как совокупность общественных отношений                  
  Представительство интересов в системе администрирования                  
  Коммуникационные основы администрирования                  
  Администрирование разновидность профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих                  
  Институты публичного администрирования                    
  Организационные структуры администрирования                  
  Управление административной организацией                  
  Рабочая группа в административной организации                  
  Групповая динамика                  
  Команда в сфере администрирования                  
  Административная культура                  
  Социальные отклонения субъектов администрирования                  
  Социальный контроль административной системы                  
  Социальные ресурсы административной реформы                  
  Методы и процедуры исследования в социологии управления                  
Итого:                  

ПРОГРАММА КУРСА

Тема 1. Социология управления как наука и учебная дисциплина.

Понятие социологии управления. Предпосылки возникновения социологии управления. Становление и развитие социологических концепций управления. Вклад М. Вебера в становление социологии управления. Функциональный подход к управлению (Ф. Тейлор, Г. Эмерсон, А. Файоль и др.). Поведенческий подход к управлению (Э. Мейо, А. Маслоу, Д. Мак-Грегор и др.). Системный подход к управлению (П. Блау, Р. Мертон, Т. Парсонс, Г. Саймон и др.). Социокультурный подход к управлению. Проблемы, изучаемые социологией управления. Различие между наукой и учебной дисциплиной. Объект и предмет социологии управления. Методы социологии управления. Цели и задачи социологии управления. Функции социологии управления. Принципы социологии управления.

 

Тема 2. Публичное администрирование

Тема 4. Администрирование как совокупность

Общественных отношений

Понятие и природа общественных отношений, их особенности. Проблемный характер общественных отношений. Разновидности отношений в управленческой деятельности. Отношения зависимости и власти. Господство как отношение: традиционное, харизматическое, легальное. Функциональные, технические, информационные и специализированные отношения. Отношения в системе менеджмента: бюрократические, патерналистские, фратерналистские. Проблема манипулирования.

В системе администрирования

Объективный характер государственного интереса. Классификация интересов. Политическое представительство интересов. Лоббизм. Функциональное представительство интересов. Социальное партнерство, его модели: бипартизм, трипартизм. Российская трехсторонняя комиссия.

 

Тема 12. Групповая динамика

Этапы формирования рабочей группы в административной организации: определение общих целей, распределение задач, формирование структуры. Придание структуре иерархической формы. Разработка системы норм. Статусы и роли в рабочей группе. Варианты описания статусно-ролевого распределения. Фазы развития рабочей группы: возникновения, конфликта, нормообразования, исполнительная, прерывания. Понятие продуктивной среды. Методы поддержания в рабочей группе и в административной среде благоприятной обстановки. Факторы эффективности малой группы: структурные, независимые, промежуточные. Сплоченность как интегральная характеристика межличностных отношений. Групповое напряжение и его преодоление. Индивидуальные особенности служащих и их влияние на групповые процессы.

 

В социологии управления

Процедуры анализа проблемы. Методы диагностического исследования. Сопоставление методов объяснения и пони­мания. Методы выработки решения. Алгоритм внедрения.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинарское занятие 1.

Самоорганизации общества

Вопросы для обсуждения

1. Роль и место администрирования в системе самоорганизации общества. Понятие публичного администрирования. Функциональная парадигма самоорганизации общества.

2. Социальное целеполагание и его типология. Соотношение целеполагания, управления и государственной службы.

3. Социокультурные основания функционирования государственной службы.

 

Доклад: Трансформация российского общества и эволюция публичного администрирования.

 

Литература

1. Зинченко Г.П. Социология управления. Ростов н/Д., 2004.

2. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения. Американская социологическая мысль. Тексты. М., 1996.

3. Тихонов А.В. Социология управления. Теоретические основы. М., 2009.

4. Чиркин В.Е. Публичное управление. М., 2004.

 

Контрольные задания

1. Определите роль и место администрирования в системе самоорганизации общества.

2. Объясните систему AGIL Т. Парсонса.

3. Раскройте содержание социального целеполагания и его типологию.

4. В каком соотношении находятся целеполагание, управление и государственная служба?

5. В чем выражаются социокультурные основания функционирования госслужбы?

6. Назовите ментальные особенности россиян, препятствующие становлению в стране современной системы администрирования.

 

Тесты для самопроверки

Вопрос 1

Публичное администрирование – это:

а) процесс адаптации системы к окружающей среде;

б) осуществление законодательных, исполнительных, судебных и других властных полномочий государства;

в) процесс регулирования в целях поддержания равновесия в системе;

г) деятельность, направленная на достижение определенной цели.

Вопрос 2

Суть целеполагания заключается:

а) в формировании общественного идеала;

б) в определении средств достижения цели;

в) в описании будущего состояния общества;

г) в выработке системы целей, средств, предмета и результата жизни общества.

 

 

Семинарское занятие 2.

Практическое занятие 1.

Общественных отношений

Вопросы для обсуждения

1. Понятие общественных отношений, их особенности.

2. Типы отношений в системе администрирования.

3. Манипулирование и его разновидности.

 

Доклад: Концепция «идеальных типов» господства М. Вебера и ее значение для понимания управленческих отношений.

Литература

1. Бабосов Е.М. Социология управления. Минск, 2001.

2. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

3. Зинченко Г.П. Публичное администрирование как совокупность управленческих отношений. Ростов н/Д.: Изд-во ЮРИФ РАНХиГС, 2012.

4. Зинченко Г.П. Социология управления. Ростов н/Д., 2004.

5. Капитонов Э.А., Зинченко Г.П., Капитонов А.Э. Управление общественными отношениями. М., 2009.

 

Контрольные задания

1. Дайте определение и характеристику общественным отношениям.

2. Выделите основные типы социальных отношений, функционирующих в системе администрирования.

3. Какие типы отношений складываются между руководителем и подчиненным?

4. Опишите формы организационно-управленческих отношений.

5. Понятие «манипулирование» и его использование в практике администрирования.

6. Каковы приемы манипулирования?

 

Тесты для самопроверки

Вопрос 1

В понятие «неформальные отношения» входят:

а) нравственные отношения;

б) отношения, в которых действует личностный выбор;

в) отношения независимости;

г) отношения вне иерархических структур.

 

Вопрос 2

Понятие «господство» согласно М. Веберу, означает:

а) отношения, основанные на силе;

б) отношения между управляющим и управляемым;

в) отношения, основанные на принуждении (экономическом, военном, физическом и т.п.);

г) унаследованная власть.

Семинарское занятие 3.

Семинарское занятие 4.

Практическое занятие 2.

Групповая динамика

Вопросы для обсуждения

1. Групповая динамика: организация внутригруппового взаимодействия.

2. Сплоченность группы и групповое напряжение.

3. Факторы групповой динамики (размер и состав группы, возраст, пол, уровень образования, индивидуально-психологические особенности).

Доклад: Влияние гендерного состава группы на ее сплоченность.

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2008.

2. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде. М., 2001.

3. Зинченко Г.П. Социология управления. Ростов н/Д., 2004.

4. Зинченко Г.П., Овчаренко Р.К. Гендерные отношения на государственной службе: механизмы регуляции. Ростов н/Д., 2004.

 

Контрольные задания

1. Каковы основные факторы формирования рабочей группы?

2. Охарактеризуйте распределение групповых ролей (по Р. Шиндлеру).

3. Какие процессы вызывают динамичные изменения в группе?

4. Опишите стадии развития рабочей группы.

5. Назовите методы создания продуктивной среды.

6. Какие факторы воздействуют на сплоченность рабочей группы?

 

Тесты для самопроверки

Вопрос 1

Выполнение сотрудником в группе нескольких ролей:

а) невозможно;

б) возможно и распространено;

в) возможно, но как исключение;

г) не просто возможно, но и обязательно.

 

Вопрос 2

К динамичным изменениям в группе не относится процесс:

а) интеграции;

б) миграции;

в) дифференциации;

г) группового давления.

Семинарское занятие 5.

Административная культура

Вопросы для обсуждения

1. Субкультуры в сфере администрирования:

- признаки и типы административной культуры;

- содержание административной культуры.

2. Изменение культуры:

- подходы к изменению культуры (изменение привычек, покорение сердец, завоевание умов);

- концепция «семи сил изменения культуры».

 

Доклад: Значение административной культуры для поведения чиновников.

 

Литература

1. Зинченко Г.П. Социология управления. Ростов н/Д., 2004.

2. Капитонов Э.А., Зинченко Г.П., Капитонов А.Э. Корпоративная культура: теория и практика. М., 2005.

3. Капто А.С. Профессиональная этика. М.; Ростов н/Д., 2006.

4. Субочев Н.С. Организационная культура: концепт, сущность, генезис. Волгоград, 2006.

 

Контрольные задания

1. Какие субкультуры функционируют в сфере администрирования?

2. Назовите признаки административной культуры.

3. Какие типы административной культуры Вам известны?

4. Сформулируйте основные культурные блоки государственного учреждения и охарактеризуйте их.

Тесты для самопроверки

Вопрос 1

Партисипативный механизм в административной культуре – это:

а) элемент командно-административной культуры;

б) элемент имиджа в административной культуре;

в) механизм к культуре не имеет отношения;

г) механизм участия служащих в принятии решений.

 

Вопрос 2

Выражение «надеть туфли потребителя» означает:

а) получить подарок за оказанную услугу;

б) пройти по рабочему процессу в качестве потребителя;

в) избавиться от посетителя путем волокиты;

г) переправить потребителя в другое структурное подразделение.

Семинарское занятие 6.

Практическое занятие 3.

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1. Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 – 2013) // Российская газета. 2009. 12 марта.

2. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета. 2004. 31 июля.

3. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» // Российская газета. 2003. 31 мая.

4. Бабосов Е.М. Социология управления. Минск, 2001.

5. Бойков В.Э. Социология управления: Учебник для вузов. М., 2008.

6. Блейк Р., Моутон Д. Научные методы управления / Пер. с англ. М., 1989.

7. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

8. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде. М., 2001.

9. Граждан В.Д. Социология управления. М., 2008.

10. Зборовский Г.Е., Костина Н.Б. Социология управления. М., 2004.

11. Зинченко Г.П. Социология управления. Ростов н/Д., 2004.

12. Клементьев Д.С. Социология управления. М., 2010.

13. Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления (фундаментальный курс). М., 2005.

14. Ксенофонтова Х.З. Социология управления. М., 2010.

15. Николаев А.А. Социология управления. М., 2011.

16. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Американская социологическая мысль. М., 1996. С. 494 – 526.

17. Ромашов О.В., Ромашова Л.О. Социология и психология управления. М., 2002.

18. Социология управления / Под общ. ред. В.Э. Бойкова. М. 2008.

19. Социология управления: стратегии, процедуры и результаты исследований / Под ред. А.В. Тихонова. М.2010.

20. Тихонов А.В. Социология управления. Теоретические основы. М., 2009.

21. Тощенко Ж.Т. Социология управления. М., 2011.

22. Чиркин В.Е. Публичное управление. М., 2004.

 

Дополнительная литература

 

1. Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команды. М., 2003.

2. Агапов П.В., Добренькова Е.В., Федулова А.В. Социология организаций. М., 2006.

3. Акопов Л.В. Демократический контроль как государственный институт (история, теория, практика). Ростов н/Д., 1997.

4. Американская социологическая мысль. Тексты. М., 1996.

5. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2008.

6. Беспалов П.В. Концепция электронного правительства и информационно-технологическая компетентность государственных служащих // Социология власти. 2008. № 3.

7. Бондарь Н.Ю. Правовое положение общества в системе социального контроля за деятельностью органов государственной власти в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 3.

8. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // Социологические исследования. 1991. № 4.

9. Григорьев Л. Конфликты интересов и коалиции // Pro et Contra. 2007. Июль - октябрь. С. 104 – 117.

10. Дридзе Т.М., Орлова Э.А. Социальные ресурсы жизнедеятельности людей. М., 1998.

11. Дрогобыцкая К. Эволюция и модификация дивизиональных организационных структур // Проблемы теории и практики управления. 2009. № 4.

12. Зинченко Г.П. Институционализация публичного администрирования в России // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2010. №1.

13. Зинченко Г.П., Игнатов В.Г., Лысенко В.Д. Персонал местной администрации: социологические проблемы становления. Ростов н/Д., 1994.

14. Зубарев С.М. Участие граждан в общественном контроле за деятельностью государственного аппарата: новые законодательные гарантии // Административное право и процесс. 2007. № 4.

15. Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальные технологии. М., 1999.

16. Капитонов Э.А., Зинченко Г.П., Капитонов А.Э. Управление обществен-ными отношениями. М., 2009.

17. Капто А.С. Профессиональная этика. М.; Ростов н/Д., 2006.

18. Карнаух И.С. Руководитель в системе управления персоналом. М., 2009.

19. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Организационное поведение. М., 2002.

20. Куликова М.Е., Алабин Д.В. Современное администрирование – главное условие эффективности национальных проектов // Национальные проекты. 2007. № 10.

21. Лоутон А., Роуз Э. Организация и управление в государственных учреждениях. – М., 1993.

22. Макаренко В.П. Групповые интересы и властно-управленческий аппарат: к методологии исследования // Социологические исследования. – 1996. № 11. С. 120-128.

23. Мальковская И.А. Трансформация государства и эволюция публичного администрирования в условиях глобализации (актуализация европейского опыта для России) // Вестник Российского университета дружбы народов. – Серия: Политология. 2006. № 8. С. 27–43.

24. Масловский М.В. Политическая социология бюрократии. М., 2005.

25. Медведев Д.А. «Россия, вперед!» www.kremlin.ru

26. Осборн Д., Пластрик П. Управление без бюрократов: пять стратегий обновления государства. М., 2001.

27. Пригожин А.И. Современная социология организаций. М., 1995.

28. Румянцева В.Г. Общественный контроль за деятельностью государства // История государства и права. 2009. № 11.

29. Севастьянова А.Е. Информационно-аналитические системы в электронном правительстве региона // Регион: экономика и социология. 2009. № 4.

30. Субочев Н.С. Организационная культура: концепт, сущность, генезис. Волгоград, 2006.

КЛЮЧИ

ТЕМАТИКА ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

1. Администрирование в системе самоорганизации общества.

2. Роль администрирования в обеспечении взаимодействия государства и общества.

3. Администрирование – разновидность профессиональной деятельности.

4. Функциональное представительство интересов в системе администрирования.

5. Институциональная реформа государственной гражданской службы.

6. Социальная организация государственного учреждения.

7. Власть и лидерство в государственном учреждении.

8. Стили руководства и лидерства.

9. Социально-психологические аспекты мотивации персонала государственной гражданской службы.

10. Социальные проблемы развития человеческих ресурсов государственной гражданской службы.

11. Опыт и методика оценки персонала государственного учреждения.

12. Культура в административной среде.

13. Социокультурные параметры профессиональной группы государственных гражданских служащих.

14. Социокультурные регуляторы служебного поведения чиновников.

15. Неформальные отношения в административной организации: возможности регулирования.

16. Формирование управленческой команды.

17. Государственная гражданская служба: дисфункции и девиации.

18. Коррупция и бюрократизм государственной гражданской службы: причины, способы преодоления.

19. Социальные ресурсы административной реформы в современной России.

20. Коммуникации в социальной организации: механизмы и технологии регуляции.

21. Взаимодействие с общественностью как условие эффективной работы органов государственной власти.

22. Социальная обусловленность управленческих решений.

23. Социальное восприятие административной реформы.

24. Муниципальное образование как местное сообщество людей.

25. Муниципальная служба как социальный институт.

26. Совершенствование управления человеческими ресурсами на государственной службе.

27. «Открытое Правительство» в Российской Федерации.

28. Социальные сети как инструмент информационной политики государственных органов.

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Объект, предмет и задачи социологии управления.

2. Становление и развитие социологических концепций управления.

3. Методы макро- и микроанализа администрирования.

4. Функции и принципы социологии управления.

5. Роль и место администрирования в системе социальной самоорганизации.

6. Социальное целеполагание и его типология.

7. Социокультурный подход к администрированию.

8. Система, процесс и виды администрирования.

9. Социальный механизм администрирования.

10. Социальная обусловленность государственных решений.

11. Социальное действие администрирования.

12. Администрирование как совокупность общественных отношений.

13. Проблема манипулирования.

14. Объективный характер государственного интереса.

15. Политическое представительство интересов в системе администрирования.

16. Функциональное представительство интересов в системе администрирования.

17. Социальное партнёрство – цивилизованная форма представительства интересов.

18. Схема коммуникационного процесса.

19. Помехи в административной среде в процессе коммуникации.

20. Информационное обеспечение администрирования.

21. Регуляция коммуникативных процессов.

22. Связь государственной службы с общественностью.

23. Характер труда специалистов в сфере администрирования.

24. Особенности социально-профессиональной общности государствен-ных служащих.

25. Государство как административно-политический институт.

26. Институт государственной гражданской службы – регулятор административной деятельности чиновников.

27. Особенности института государственного управления.

28. Институт муниципального управления.

29. Институт менеджмента в системе публичного администрирования.

30. Организационные принципы института муниципальной службы.

31. Понятие и классификация государственных организаций.

32. Организационная модель административного учреждения.

33. Организационное поведение чиновников.

34. Типы организационных структур администрирования.

35. Процесс управления в организации: принципы и условия.

36. Технология управления организацией.

37. Функции и методы менеджмента в организации. Оценка управляемости организации.

38. Признаки и разновидности рабочих групп.

39. Социометрические структуры.

40. Руководство и лидерство в административной среде.

41. Групповая динамика: организация внутригруппового взаимодействия.

42. Цели, нормы и санкции в группе.

43. Структура группы и ролевое распределение.

44. Сплочённость группы и групповое напряжение.

45. Факторы групповой динамики.

46. Команда как коллективный субъект управления.

47. Признаки команды и её отличие от группы.

48. Типы управленческих команд.

49. Алгоритм командоформирования.

50. Ролевое распределение в команде.

51. Факторы эффективности команды.

52. Признаки и типы административной культуры.

53. Изменение культуры в административной среде.

54. Социальные отклонения субъектов администрирования.

55. Дисфункции государственной гражданской службы.

56. Дебюрократизация государственного аппарата, принципы служебного поведения чиновников.

57. Понятие и формы социального контроля административной системы.

58. Перспективы развития государственного и общественного контроля.

59. Стратегия административной реформы.

60. Клиентоориентированная модель административной организации.

ГЛОССАРИЙ

Административная среда – совокупность элементов, процессов и отношений, складывающихся под воздействием административного механизма и определяющих условия и средства организации деятельности субъектов администрирования.

Администрирование публичное – 1) процесс реализации законодательных, исполнительных, судебных и других властных полномочий государства в целях выполнения его регламентационно-регулирующих функций, направленных на общий интерес, общее благо; 2) разновидность профессиональной деятельности менеджеров, нанятых обществом на государственную гражданскую службу.

Бюрократизация – процесс, в ходе которого общество все более превращается в объект контроля со стороны бюрократических организаций с последовательной утратой свободы и индивидуализма.

Бюрократия – наиболее эффективная форма организации с пирамидальной структурой власти, использующая силу действия универсальных правил (законов) для поддержания данной структуры: иерархичность служебных функций; неукоснительная служебная дисциплина; тщательное оформление служебной документации и т.д.

Бюрократизм – свойство системы управления, стиля руководства, отражающее главенство формы над содержанием управленческой деятельности (волокита, пренебрежение и т.д.), что неизбежно отрицательно сказывается на результатах деятельности организации.

Взятка – незаконный (ненормативный) доход, базирующийся на использовании должностного положения.

Власть – отношения господства и подчинения, при которых одни индивиды и/или группы обладают способностями и возможностями оказывать воздействие на других людей, навязывать им свою волю вопреки их оппозиции по отношению к властным структурам.

Господство – отношение между управляющим и управляемым, при котором первый может навязывать свою волю путем обязывающих приказов. Выделяют традиционный, харизматический и легальный типы господства.

Государственная информация –совокупность сведений о внешней и внутренней политике государства, динамике разнообразных процессов, регулируемых в обществе, служащая основой для принятия государственных решений.

Государственная служба – социально-правовой институт, регулирующий публично-правовые связи: 1) служебные – между государством и чиновником; 2) публичные – между чиновником и гражданином.

Государственное предприятие – хозяйственная единица, предназначенная для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг по удовлетворению общественных потребностей.

Государственное решение –решение, принимаемое в органах государственной власти и носящее обязательный характер в обществе.

Государственное учреждение – разновидность социальной организации, занимающейся предоставлением публичных услуг.

Государственный аппарат – социальная организация, в рамках которой взаимодействуют государственные органы и учреждения.

Государственный орган – структурная единица государственного аппарата, выполняющая функции администрирования.

Государственный служащий – гражданин, занимающий оплачиваемую государственную должность и наделенный соответствующими обязанностями, полномочиями и привилегиями, необходимыми для исполнения служебных задач.

Государство социальное – демократическое, правовое государство, выражающее интересы всех социальных страт и проводящее сильную социальную политику, направленную на стабильное обеспечение достойного жизненного уровня населения, реальное осуществление прав и свобод граждан, на предотвращение и успешное разрешение социальных конфликтов.

Группа интересов – организация, созданная с целью выражения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 448; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.162.166 (0.011 с.)