Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Явные и латентные функции и дисфункции социального института.

Поиск

Социальные институты выполняют в обществе ряд функций, среди них выделяют явные и латентные.

Явные функции социальных институтов формируются и декларируются в нормативных актах (законах, постановлениях), уставах (например, компаний или общественных организаций, положениях и инструкциях и закреплены в системе статусов и ролей).

Латентные функции выражаются в непредвиденных результатах деятельности институтов или лиц, представляющих их.

Явные функции показывают, чего хотели добиться люди в рамках того или иного института, а латентные — что из этого получилось.

Существует ряд функций, являющихся общими для всех социальных институтов, но каждый из базовых социальных институтов выполняет в обществе и ряд собственных специфических функций.

Общие функции всех социальных институтов:

1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений (стабилизирующая). Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым.

Тем самым институт обеспечивает устойчивость социальной структуры общества.

2. Регулятивная функция — состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества выработкой шаблонов поведения.

3. Интегративная функция. Эта функция включает в себя обеспечение процессов сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп

4. Транслирующая функция. Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт. В каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям.

5. Коммуникативная функция.

Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами.

6. Функция социализации.

Социальные институты обеспечивают усвоение культурных норм и освоение социальных ролей.

Деятельность социального института считается функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества. Она может рассматриваться как дисфункциональная, если работает не на его сохранение, а на разрушение.

Существует несколько причин возникновения дисфункций.

1) Функции социальных институтов со временем изменяются.

2) Социальные институты взаимодействуют между собой и с обществом.

3) Возникновение новой общественно значимой потребности может вызвать своеобразную конкуренцию.

4) Дисфункции вызываются также при попытке какого-либо социального института монополизировать удовлетворение всех или по крайней мере большинства социально значимых потребностей.

Процесс институционализации: сущность и этапы.

Процесс институционализации - процесс определения и запрещения социальных норм, статусов, ролей и приведения их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется и регулируется.

Основные этапы процесса институционализации:

1) возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий

2) формирование общих целей

3) появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок

4) появление процедур, связанных с нормами и правилами

5) институционализация норм и правил общественных процедур, их принятие и практическое применение

6) установление санкций для поддержания норм и правил, их дифференцирование

7) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов

института

Финал процесса институционализации - создание в соответствии с нормами, четкой ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого процесса. Таким образом социальные институты являются символами порядка и организованности в обществе.

Институционализированная роль - наиболее постоянная в данном социальном институте совокупность поведенческих ожиданий, отступление от которой наиболее сурово наказывается. Устойчивостью институционализированных ролей обусловливается значительное выравнивание индивидуальных различий индивидов при исполнении.

Колебания индивидуальных различий ограничены и во многом заслоняются ролевыми

требованиями.

Конфликты, возникающие внутри институтов могут приводить к возникновению конфликта личности, но в подавляющем большинстве случаев происходит столкновение социальных ролей.

 

24. Понятие культуры, ее основные элементы и функции в

обществе.

В широком значении слова, культура — это социальный механизм взаимодействий (методы, способы, образцы, средства взаимодействия) личности с жизненной средой, которая обеспечивает передачу опыта и развитие реформаторской деятельности.

В узком значении слова — это ценности, убеждения, нормы поведения, присущие определенной социальной группе, определенному обществу.

Выделяют такие элементы культуры:

> Язык как система знаков, наделенных определенным значением.

> Ценность (представление о счастье, сексе, жизни, межличностное общение, демократические свободы, семья).

> Нормы волеизъявления, которое дает возможность осуществлять социальный контроль и демонстрирует образцы поведения.

> Обычаи, традиции, обряды как средства сохранения и передачи опыта, а также преобразовательная деятельность.

> Обычай как инструмент социальной регуляции, взятый из прошлого.

> Традиционные элементы наследия, которое передается от поколения к поколению и образовывает наследственную связь в истории человечества.

> Обряды (стереотипы) символических коллективных действий, которые выражают чувства.

Функции:

1. Главная функция - человекотворческая, или гуманистическая функция.
2. Функция трансляции (передачи) социального опыта.

3. Функция познавательная (гносеологическая)
4. Регулятивная (нормативна) функция связана прежде всего с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей.
5. Ценностная, или аксиологическая (греч. axia - ценность) функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека.

 

 

25. Классификация форм и видов культуры.

Материальная культура

Материальная культура - превращение природных материалов и энергии в соответствии с человеческих целей, создание искусственной среды обитания. Сюда включается также необходимый и достаточный набор технологий для сохранения и развития этой среды. Материальная культура создает и задает уровень жизни общества, формирует материальные запросы людей и предлагает способы их удовлетворения.

Духовная культура

К ней относят продукты духовной деятельности человека, которые существуют преимущественно в идеальном виде: понятия, представления, верования, чувства и переживания, доступные сознанию и пониманию всех людей. Духовная культура создает особый мир ценностей, формирует и удовлетворяет наши интеллектуальные и эмоциональные потребности. Духовная культура - это продукт общественного развития, ее основное назначение заключается в продуцировании сознания.
Информационная культура
Информационная культура - ее основой являются знания о информационную среду, законы его функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках, эффективной жизнедеятельности в информационном обществе.
Физическая культура
Физическая культура - превращение биологического начала в самом человеке; формирование социально необходимых навыков, умений и качеств человеческого тела.
Виды:
Культура общества

Так, культура общества - это объективная целостность культурного творчества, структура и закономерности которого не зависят от деятельности отдельных коллективов или личностей, первичных по отношению к ним.

Культура коллектива

Cкладаеться как результат накопления опыта, традиций совместной деятельности группы людей, объединенной одной целью.

Культура личности

Определяется не только степенью усвоения общественной и коллективной культуры, но и субъективностью, уникальным характером каждого конкретного «Я».

 

26. Понятие и разновидности субкультур.

Субкультура — это свод накопленных определенным мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение. Субкультура — суверенное целостное образование, часть общественной культуры.
Каждая субкультура характеризуется как «интегрированное единство», демонстрирует общегрупповой образ жизни. Она создает чувство единства, идентичности членов группы, принадлежности к определенному сообществу.

Виды Субкультур

● Музыкальные субкультуры

● Арт-субкультуры (произошли из увлечений определенным видом искусства или

хобби)

● Интернет-сообщество и интернет-культуры

● Индустриальные и спортивные субкультуры(Руферы, Риветхед, Кибер-готы, Дарк-

кибер (субкультура), Диггеры, Хулиганы)

● Контркультуры (вызвано естественным обособлением лиц, нарушающих закон)

● Возрастные субкультуры

● Религиозные субкультуры

● Этнолингвистические

● Социоэкономические (слои общества)

● Региональные

● Политические

● Ну и так далее

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2844; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.10.75 (0.011 с.)