Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социокультурная динамика и взаимодействие культур.

Поиск

Взаимодействие культур – особый вид непосредственных отношений и связей, которые

складываются между по меньшей мере двумя культурами, а также тех влияний, взаимных

изменений, которые появляются в ходе этих отношений.

Процессы взаимодействия культур – как правило, крупномасштабное по длительности

явление (не менее нескольких десятилетий). Элементарный обмен товарами,

информацией, эпизодические контакты или даже устойчивые хозяйственные и другие

отношения, не затрагивающие глубоких уровней в структуре культурной активности, в

ценностных ориентациях, в образе жизни представителей той и другой культуры, не могут

быть отнесены к взаимодействию культур, но выступают формами сосуществования или

контактов культур друг с другом.

Социокультурная динамика

Различают линейный и циклическ ий типы социокультурной динамики.

Линейная модель развития культуры базируется на общей идее социального прогресса. В соответствии с данным типом социокультурной динамики прямоли­нейность культурного прогресса предопределяет неизбежность прохождения каж­дым обществом всех необходимых стадий развития.

Основоположником концепции циклического развития культуры является итальянский философ Дж. Вико (1668 — 1740). По мнению ученого каждое обще­ство в своём развитии проходит цикл, включающий три периода:

детство — безгосударственный период, в котором ведущая роль принадле­жит вождям и жрецам;

юность — период, для которого характерно формирование государства и под­чинение героям;

зрелость — период, в котором отношения между людьми регулируются сове­стью и осознанием своих обязанностей (формой правления на этом этапе выступает монархия или демократическая республика).

Достигнув высшей степени развития, общество снова опускается к низшему.

 

 

28. Личность как объект социологического анализа: понятие,

структура, типология.

Личность — это, во-первых, системное качество индивида, объясняющееся его

включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной

деятельности и общении; во-вторых, субъект и продукт социальных отношений.

В структуре личности можно выделить биогенные, психогенные и социогенные

компоненты.

Биогенный компонент учитывается социологами лишь в случае увечья или болезни человека, что мешает выполнению им социальных функций.

● Психогенный компонент состоит из эмоций, переживаний, волевых устремлений, памяти, способностей и т. д. Здесь для исследователя важны не только разного рода отклонения, но и нормальное психическое поле деятельности индивида.

● Социогенный компонент состоит из следующих элементов:

1. Объективные социальные потребности личности (физиологические, потребности в

безопасности, занятости, дружбе, заботе, любви, престиже);

2. Способности к творчеству, знания, навыки;

3. Степень овладения культурными ценностями общества;

4. Нравственные нормы, принципы, которыми руководствуется личность;

5. Способ реализации в деятельности всех социальных качеств, что проявляется в семейной жизни, труде, общественно-политической, культурной деятельности, досуге — словом, в образе жизни.

Типы личности:

1. Традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а выраженность таких качеств, как креативность, стремление к самореализации, самостоятельность, у этого типа личности весьма низкая.

2. У идеалистов, наоборот, сильно выражены критическое отношение к традиционным нормам, независимость и пренебрежение авторитетам, установки на саморазвитие во что бы то ни стало.

3. Для фрустированного типа личности характерны низкая самооценка, угнетение,

подавленное самочувствие, ощущение себя как бы выброшенным из потока жизни.

4. Реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством

долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем.

5. Гедонистические материалы ориентированны в первую очередь на получение удовольствий «здесь и сейчас», и эта погоня за «наслаждениями жизни» приобретает, прежде всего, форму удовлетворения потребительских желаний.

 

 

29. Статусно-ролевая концепция личности.

Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне), так и во внутренней позиции (в установках, ценностях, ориентациях).

Предписанный статус определен обществом независимо от усилий и заслуг личности. Он обусловливается происхождением, местом рождения, семьей и т.д.

Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями, способностями самого человека (например, писатель, врач, эксперт, консультант по управлению, доктор наук и т.д.).

Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчина, женщина, ребенок, юноша, старик и т.п.).

Профессионально-должностной - это базисный статус личности, для взрослого человека он чаще всего является основой социального статуса.

Социальная роль - это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей.

Одна из первых попыток систематизации ролей была предпринята Т. Парсонсом. Он считал, что каждая роль описывается 5 основными характеристиками:

1. эмоциональной - одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие - раскованности

2. способом получения - одни предписываются, другие завоёвываются

3. масштабом - часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая - размыта

4. нормализацией - действие в строго установленных правилах, либо произвольно

5. мотивацией - на личную прибыль, на общее благо

В нормальной структуре социальной роли обычно выделяются 4 элемента:

1. описание типа поведения, соответствующего данной роли

2. предписание (требования), связанные с данным поведением

3. оценка выполнения предписанной роли

4. санкции - социальны последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы. Социальные санкции по своему характеру могут быть моральными, реализуемыми непосредственно социальной группой через её поведение (презрение), или юридическими, политическими, экологическими.

 

 

30. Социализация личности; сущность, этапы, механизмы.

Социализация – процесс социального становлениячеловека, который включает в себя усвоениеиндивидом социального опыта, системы социальныхсвязей и отношений.

Социализация - это двухсторонний процесс,включающий, с одной стороны, усвоение личностьюсоциального опыта путем вхождения в социальнуюсреду, систему социальных связей;

с другой стороны, процесс активного воспроизводства личностью системы социальных связей за счет ееактивной деятельности, активного включения всоциальную среду.

Процесс социализации личности проходит в своем развитии три основные фазы.

· Первая фаза заключается в освоении социальных ценностей и норм, в результате чего личность учиться соответствовать всему обществу.

· Вторая фаза заключается в стремлении личности к собственной персонализации, самоактуализации и определенном воздействии на других членов общества.

· Третья фаза заключается в интеграции каждого человека в определенную социальную группу, где он раскрывает собственные свойства и возможности.

Традиционный усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского, профессионального)
Институциональный действует в процессе взаимодействия человека с институтами общества, с различными организациями, как специально созданными для социализации, так и реализующими социализирующие функции параллельно со своими основными функциями
Стилизованный действует в рамках субкультуры
Межличностный функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами и представляет собой психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии и идентификации
Рефлексивный связан с внутренним диалогом, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает решение

 

31. Социальный контроль: функции, виды, элементы,

методы.

Социальный контроль – это система социальной регуляции поведения людей и поддержания общественного порядка.

Выделяют две основные формы социального контроля: внутренний и внешний контроль. Внутренний контроль предусматривает регулирование самим индивидом своего поведения. Фактором внутреннего контроля выступает совесть. Внешний контроль представляет собой совокупность институтов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм и правил поведения.

Система социального контроля включает два основных элемента: нормы и санкции. Социальные нормы это предписания, требования, правила, определяющие границы допустимого поведения людей в обществе.

Социальные нормы выполняют в обществе следующие функции:

? регулируют общий ход социализации;

? интегрируют личность в социальное окружение;

? служатобразцами, эталонами соответствующего поведения;

? контролируют отклоняющееся поведение.

Социальные санкции это меры поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать нормы и правила поведения. Выделяют четыре типа санкций:

? формальные позитивные санкции публичное одобрение со стороны властей и т.п.

? неформальные позитивные санкции публичное одобрение со стороны родственников т. п.

? формальные негативные санкции это наказания, предусмотренные юридическими законами.

? неформальные негативные санкции наказания, не предусмотренные правовой системой.

Изоляция Установление непроходимых перегородок между девиантом и всем остальным обществом без каких-либо попыток исправления или пере­воспитания его.

Обособление Ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полная его изоляция от об­щества; такой подход допускает исправление девиантов и их возвращение в общество, когда они будут готовы вновь выполнять общепри­нятые нормы.

Реабилита­ция Процесс, в ходе которого девианты могут подготовиться к возвращению к нормальной жизни и правильному исполнению своих соци­альных ролей в обществе.

32. Девиантное поведение личности: показатели, состояние,

основные причины. 33. Формы девиантного поведения.

Под девиантным поведением понимается:
1) Поступок, действия человека не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам);
2) Социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).
В первом значении девиантное поведение — преимущественно предмет психологии, педагогики, психиатрии. Во втором значении — предмет социологии и социальной психологии.

Типология девиантного поведения Мертона основывается на представлениях о девиации как разрыве между культурными целями и социально одобряемыми способами их достижения. В соответствии с этим он выделяет четыре возможных типа девиации:

§ инновация, предполагающая согласие с целями общества и отрицание общепринятых способов их достижения (к «инноваторам» относятся проститутки, шантажисты, создатели «финансовых пирамид», великие ученые);

§ ритуализм, связанный с отрицанием целей данного общества и абсурдным преувеличением значения способов их достижения, например бюрократ требует, чтобы каждый документ был тщательно заполнен, дважды проверен, подшит в четырех экземплярах, но при этом забывается главное — цель;

§ ретретизм (или бегство от действительности), выражающийся в отказе и от социально одобренных целей, и от способов их достижения (пропойцы, наркоманы, бомжи и т.п.);

§ бунт, отрицающий и цели, и способы, но стремящийся к их замене на новые (революционеры, стремящиеся к коренной ломке всех общественных отношений).
Причины:

1.Основная предпосылка всех теорий физических типов состоит в том, что определенные физические черты личности предопределяют совершаемые ею различные отклонения от норм.
2. Конфликты, происходящих в сознании личности.
3. В соответствии с социологическими, или культурными, теориями индивиды становятся девиантами, так как процессы проходимой ими социализации в группе бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определенным нормам, причем эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности.

34. Семья: специфика макро- и микросоциологического

подходов к изучению, структура, функции.

Семья представляет собой малую социальную группу общества, которая основана на супружеском союзе и родственных связях (муж и жена, родители и дети, другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности.
Сущность семьи как социального института выражается в ее функциях, регулирующих отношения между членами семьи (мужем и женой, родителями и детьми, родителями и прародителями и т.д.). Они служат укреплению семьи и определению ее места и роли в социальной структуре общества. Выделяют следующие функции современной семьи:
• сексуально-репродуктивную (регулирует сексуальные потребности родителей, рождение детей и, как следствие, воспроизводство населения);
• воспитательно-регулятивную (функция первичной социализации и социального контроля, эффективность которой зависит, с одной стороны, от социально-экономического потенциала семьи, с другой - от нравственно-психологического климата в ней);
• хозяйственно-экономическую (охватывает такие стороны семейных отношений, как ведение домашнего хозяйства, единого бюджета и обеспечение нетрудоспособных членов семьи средствами существования);
• эмоционально-коммуникативную (формирование устойчивой коммуникативной среды на основе родственных чувств, культивированию заботы о ближних, гордости за успехи каждого члена семьи и т.д.);
• рекреативно-досуговую (организация рационального досуга и отдыха, создание условий, способствующих улучшению здоровья и продолжительности жизни членов семьи и т.д.).

Семья как макрообъект — этосоциальный институт, изучаемый в контексте социетальных процессов во взаимодействии с другими институтами общества и в масштабах исторического времени.

Семья как микрообъект — это малая группа со своей семейной биографией или историей, с учетом приватного характера семейного «климата». Микросоциология семьи изучает семейные интерации, во первых, с точки зрения их инструментальное, достижения тех или иных результатов семейного поведения, этапов жизненного цикла семьи: вовторых, в терминах социологии понимания, восприятия «субъективных» значений обиходной семейности.

 

35. Брак как одна из форм реализации семьи: сущность и

формы.

Брак — это юридически оформленный и добровольный союз женщины и мужчины, направленный на создание семьи и порождающий взаимные права и обязанности. Брак основан на чувстве любви,дружбе и уважении нравственных принципов построения семьи. В последние годы среди различных форм семьи и брака выделяют и гомосексуальный или однополый брак — брак между лицами одного пола.

Также традиционно науке выделяют еще 3 формы брака, различающихся своей структурой:

· Моногамия — брак между одним мужчиной и одной женщиной, данная форма брака преобладает в современных развитых обществах.

· Полигамия — брак между одним и несколькими индивидами. Выделяют две формы полигамии: полигиния — брак между одним мужчиной и несколькими женщинами; полиандрия — брак между одной женщиной и несколькими мужчинами;

· Групповой брак — брак между несколькими женщинами и несколькими мужчинами.

Существуют и альтернативные браки, которые обладают всеми характеристиками брачного союза, но при этом отношения супругов юридически не оформлены.

Сегодня по разным подходам и критериям ученые насчитывают более 40 типов и форм семей В современных условиях семью характеризует:

1 По количеству и характеру семейных пар, проживающих вместе и ведут общее хозяйство, воспитывают детей:

• расширенная (сложная) семья - состоит из семейных пар и взрослых детей, которые проживают вместе;

• нуклеарная (простая) - состоит из одной семейной пары, возможно, с детьми

2 За наличием родителей:

• полная семья (есть оба члена семейной пары);

• неполная (один из родителей воспитывает детей);

3 По количеству детей:

• бездетные;

• однодетные;

• Малодетные (два ребенка);

• многодетные (трое и более детей)

4 С продолжительностью в возрасте:в возрасте:

• семья молодежная (только образовалась, оформилась);

• молодая семья (семья, встретилась с первыми неожиданными для них препятствиями)

 

 

36. Основные тенденции развития института современной семьи.

Патриархальная семья представляет собой не столько брачно-семейный союз, сколько сложную, ос­нованную на кровном родстве, хозяйственную органи­зацию (домохозяйство). Для патриархальной семьи ха­рактерными являются следующие признаки:

1. Приоритет общесемейных (родовых) интересов над индивидуальными.

2. Основным критерием вступления в брак является не личный выбор молодых, а экономические и др. интересы патриархальной семьи.

3. Сложный социальный состав, как правило, включающий в себя несколько поколений мужчин с жена ми, детьми и другими родственниками.

4. Многодетность. Иметь большое количество детей в условиях натурального способа производства вы годно с экономической точки зрения. Дети в патриархальной семье начинают трудиться и пополнять семейный «бюджет» уже с раннего возраста.

5. Запрет индивидуального вмешательства в репродуктивный цикл (предупреждение и прерывание беременности).

6. Слабая социальная и географическая мобильность. Дети, как правило, усваивают и наследуют социальные статусы и роли своих родителей и остаются в семье. Девушки выдаются замуж в другие семьи, но на этом их перемещение в пространстве, как правило, заканчивается.

7. Все имущество семьи находится в коллективном владении и наследуется по мужской линии.
Итак, в традиционной патриархальной семье все отношения строятся на основе обычаев-и традиций, как привило, не учитывающих индивидуальные осо­бенности и предпочтения супругов и других членов семьи. Современная эгалитарная семья из основной хозяй­ственно-экономической ячейки традиционного обще­ства трансформируется в хозяйственно-потребитель­ский семейный союз. Основные средства жизнедея­тельности современной семьи, как правило, создаются вне семьи. Для эгалитарной семьи характерными явля­ются следующие признаки:

1.Приоритет индивидуальных интересов над общесе­мейными (родовыми).

2.Основным критерием вступления в брак является личный выбор самих врачующихся.

3.Простая двухпоколенная социальная структура, со­ стоящая, как правило, из родителей и детей.

4.Малодетность. Удлинение периода социализации детей и увеличение расходов на их содержание, воспитание и обучение, а также стремление супругов самореализоваться в иных внесемейных видах деятельности, ослабление репродуктивной мотивации. Наиболее типичными становятся семьи, имею­щие одного-двух детей.

5.Индивидуальное планирование рождаемости. По­явление эффективных средств предупреждения и прерывания беременности создает условия для того, чтобы супруги сами определяли, сколько и когда им заводить детей.

6.Интенсивная социальная и географическая мо­бильность. Каждый член семьи (как и семья в це­лом) может выбирать и неоднократно менять вид деятельности и место жительства.

37. Предмет и метод экономической социологии.

Предмет экономической социологии — социальные отношения в сферах труда, собственности, производства, распределения, обмена и потребления, а также социальные последствия их развития, возникающие в результате взаимодействия с макроэкономическими закономерностями функционирования экономики.

В более узком смысле предмет экономической социологии — экономическое поведение (индивида, социальной группы, населения) и социальные явления в сфере экономики и финансов. Например, в финансово-банковской сфере экономической жизни предметом экономической социологии может быть: рынок как социально-экономическое явление во всем многообразии его форм (финансовый, инвестиционный, страховой, налоговый, недвижимости, ценных бумаг, валютный, ипотечный, труда, товаров и услуг); собственность как важнейший социальный институт; риски; угрозы экономической безопасности; социальный обмен и др.

 

Экономическая социология – это наука о закономерностях построения социальных отношений и экономического поведения людей, испытывающих воздействие социальных норм и институтов в процессах производства, обмена и потребления материальных и духовных благ.
Метод экономической социологии характеризуется двумя особенностями: междисциплинарностыо и рассмотрением изучаемых явлений с позиций социального механизма регулирования экономических отношений и процессов. Междисциплинарность как принцип исследовательской деятельности в экономической социологии предполагает: рассмотрение изучаемых объектов с учетом их двойственной, экономико-социальной природы; использование экономической и социальной информации; применение специальных методов анализа, позволяющих "стыковать" экономическую и социальную информацию (например, социологическое моделирование, метод социологической экспертизы экономических преобразований, метод выборочного обследования домохозяйств и др.)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.88.155 (0.011 с.)