Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социокультурная динамика и взаимодействие культур.Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Взаимодействие культур – особый вид непосредственных отношений и связей, которые складываются между по меньшей мере двумя культурами, а также тех влияний, взаимных изменений, которые появляются в ходе этих отношений. Процессы взаимодействия культур – как правило, крупномасштабное по длительности явление (не менее нескольких десятилетий). Элементарный обмен товарами, информацией, эпизодические контакты или даже устойчивые хозяйственные и другие отношения, не затрагивающие глубоких уровней в структуре культурной активности, в ценностных ориентациях, в образе жизни представителей той и другой культуры, не могут быть отнесены к взаимодействию культур, но выступают формами сосуществования или контактов культур друг с другом. Социокультурная динамика Различают линейный и циклическ ий типы социокультурной динамики. Линейная модель развития культуры базируется на общей идее социального прогресса. В соответствии с данным типом социокультурной динамики прямолинейность культурного прогресса предопределяет неизбежность прохождения каждым обществом всех необходимых стадий развития. Основоположником концепции циклического развития культуры является итальянский философ Дж. Вико (1668 — 1740). По мнению ученого каждое общество в своём развитии проходит цикл, включающий три периода: детство — безгосударственный период, в котором ведущая роль принадлежит вождям и жрецам; юность — период, для которого характерно формирование государства и подчинение героям; зрелость — период, в котором отношения между людьми регулируются совестью и осознанием своих обязанностей (формой правления на этом этапе выступает монархия или демократическая республика). Достигнув высшей степени развития, общество снова опускается к низшему.
28. Личность как объект социологического анализа: понятие, структура, типология. Личность — это, во-первых, системное качество индивида, объясняющееся его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; во-вторых, субъект и продукт социальных отношений. В структуре личности можно выделить биогенные, психогенные и социогенные компоненты. ● Биогенный компонент учитывается социологами лишь в случае увечья или болезни человека, что мешает выполнению им социальных функций. ● Психогенный компонент состоит из эмоций, переживаний, волевых устремлений, памяти, способностей и т. д. Здесь для исследователя важны не только разного рода отклонения, но и нормальное психическое поле деятельности индивида. ● Социогенный компонент состоит из следующих элементов: 1. Объективные социальные потребности личности (физиологические, потребности в безопасности, занятости, дружбе, заботе, любви, престиже); 2. Способности к творчеству, знания, навыки; 3. Степень овладения культурными ценностями общества; 4. Нравственные нормы, принципы, которыми руководствуется личность; 5. Способ реализации в деятельности всех социальных качеств, что проявляется в семейной жизни, труде, общественно-политической, культурной деятельности, досуге — словом, в образе жизни. Типы личности: 1. Традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а выраженность таких качеств, как креативность, стремление к самореализации, самостоятельность, у этого типа личности весьма низкая. 2. У идеалистов, наоборот, сильно выражены критическое отношение к традиционным нормам, независимость и пренебрежение авторитетам, установки на саморазвитие во что бы то ни стало. 3. Для фрустированного типа личности характерны низкая самооценка, угнетение, подавленное самочувствие, ощущение себя как бы выброшенным из потока жизни. 4. Реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем. 5. Гедонистические материалы ориентированны в первую очередь на получение удовольствий «здесь и сейчас», и эта погоня за «наслаждениями жизни» приобретает, прежде всего, форму удовлетворения потребительских желаний.
29. Статусно-ролевая концепция личности. Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне), так и во внутренней позиции (в установках, ценностях, ориентациях). Предписанный статус определен обществом независимо от усилий и заслуг личности. Он обусловливается происхождением, местом рождения, семьей и т.д. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями, способностями самого человека (например, писатель, врач, эксперт, консультант по управлению, доктор наук и т.д.). Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчина, женщина, ребенок, юноша, старик и т.п.). Профессионально-должностной - это базисный статус личности, для взрослого человека он чаще всего является основой социального статуса. Социальная роль - это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Одна из первых попыток систематизации ролей была предпринята Т. Парсонсом. Он считал, что каждая роль описывается 5 основными характеристиками: 1. эмоциональной - одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие - раскованности 2. способом получения - одни предписываются, другие завоёвываются 3. масштабом - часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая - размыта 4. нормализацией - действие в строго установленных правилах, либо произвольно 5. мотивацией - на личную прибыль, на общее благо В нормальной структуре социальной роли обычно выделяются 4 элемента: 1. описание типа поведения, соответствующего данной роли 2. предписание (требования), связанные с данным поведением 3. оценка выполнения предписанной роли 4. санкции - социальны последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы. Социальные санкции по своему характеру могут быть моральными, реализуемыми непосредственно социальной группой через её поведение (презрение), или юридическими, политическими, экологическими.
30. Социализация личности; сущность, этапы, механизмы. Социализация – процесс социального становлениячеловека, который включает в себя усвоениеиндивидом социального опыта, системы социальныхсвязей и отношений. Социализация - это двухсторонний процесс,включающий, с одной стороны, усвоение личностьюсоциального опыта путем вхождения в социальнуюсреду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства личностью системы социальных связей за счет ееактивной деятельности, активного включения всоциальную среду. Процесс социализации личности проходит в своем развитии три основные фазы. · Первая фаза заключается в освоении социальных ценностей и норм, в результате чего личность учиться соответствовать всему обществу. · Вторая фаза заключается в стремлении личности к собственной персонализации, самоактуализации и определенном воздействии на других членов общества. · Третья фаза заключается в интеграции каждого человека в определенную социальную группу, где он раскрывает собственные свойства и возможности.
31. Социальный контроль: функции, виды, элементы, методы. Социальный контроль – это система социальной регуляции поведения людей и поддержания общественного порядка. Выделяют две основные формы социального контроля: внутренний и внешний контроль. Внутренний контроль предусматривает регулирование самим индивидом своего поведения. Фактором внутреннего контроля выступает совесть. Внешний контроль представляет собой совокупность институтов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм и правил поведения. Система социального контроля включает два основных элемента: нормы и санкции. Социальные нормы – это предписания, требования, правила, определяющие границы допустимого поведения людей в обществе. Социальные нормы выполняют в обществе следующие функции: ? регулируют общий ход социализации; ? интегрируют личность в социальное окружение; ? служатобразцами, эталонами соответствующего поведения; ? контролируют отклоняющееся поведение. Социальные санкции – это меры поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать нормы и правила поведения. Выделяют четыре типа санкций: ? формальные позитивные санкции – публичное одобрение со стороны властей и т.п. ? неформальные позитивные санкции – публичное одобрение со стороны родственников т. п. ? формальные негативные санкции – это наказания, предусмотренные юридическими законами. ? неформальные негативные санкции – наказания, не предусмотренные правовой системой. Изоляция Установление непроходимых перегородок между девиантом и всем остальным обществом без каких-либо попыток исправления или перевоспитания его. Обособление Ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полная его изоляция от общества; такой подход допускает исправление девиантов и их возвращение в общество, когда они будут готовы вновь выполнять общепринятые нормы. Реабилитация Процесс, в ходе которого девианты могут подготовиться к возвращению к нормальной жизни и правильному исполнению своих социальных ролей в обществе. 32. Девиантное поведение личности: показатели, состояние, основные причины. 33. Формы девиантного поведения. Под девиантным поведением понимается: Типология девиантного поведения Мертона основывается на представлениях о девиации как разрыве между культурными целями и социально одобряемыми способами их достижения. В соответствии с этим он выделяет четыре возможных типа девиации: § инновация, предполагающая согласие с целями общества и отрицание общепринятых способов их достижения (к «инноваторам» относятся проститутки, шантажисты, создатели «финансовых пирамид», великие ученые); § ритуализм, связанный с отрицанием целей данного общества и абсурдным преувеличением значения способов их достижения, например бюрократ требует, чтобы каждый документ был тщательно заполнен, дважды проверен, подшит в четырех экземплярах, но при этом забывается главное — цель; § ретретизм (или бегство от действительности), выражающийся в отказе и от социально одобренных целей, и от способов их достижения (пропойцы, наркоманы, бомжи и т.п.); § бунт, отрицающий и цели, и способы, но стремящийся к их замене на новые (революционеры, стремящиеся к коренной ломке всех общественных отношений). 1.Основная предпосылка всех теорий физических типов состоит в том, что определенные физические черты личности предопределяют совершаемые ею различные отклонения от норм. 34. Семья: специфика макро- и микросоциологического подходов к изучению, структура, функции. Семья представляет собой малую социальную группу общества, которая основана на супружеском союзе и родственных связях (муж и жена, родители и дети, другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности. Семья как макрообъект — этосоциальный институт, изучаемый в контексте социетальных процессов во взаимодействии с другими институтами общества и в масштабах исторического времени. Семья как микрообъект — это малая группа со своей семейной биографией или историей, с учетом приватного характера семейного «климата». Микросоциология семьи изучает семейные интерации, во первых, с точки зрения их инструментальное, достижения тех или иных результатов семейного поведения, этапов жизненного цикла семьи: вовторых, в терминах социологии понимания, восприятия «субъективных» значений обиходной семейности.
35. Брак как одна из форм реализации семьи: сущность и формы. Брак — это юридически оформленный и добровольный союз женщины и мужчины, направленный на создание семьи и порождающий взаимные права и обязанности. Брак основан на чувстве любви,дружбе и уважении нравственных принципов построения семьи. В последние годы среди различных форм семьи и брака выделяют и гомосексуальный или однополый брак — брак между лицами одного пола. Также традиционно науке выделяют еще 3 формы брака, различающихся своей структурой: · Моногамия — брак между одним мужчиной и одной женщиной, данная форма брака преобладает в современных развитых обществах. · Полигамия — брак между одним и несколькими индивидами. Выделяют две формы полигамии: полигиния — брак между одним мужчиной и несколькими женщинами; полиандрия — брак между одной женщиной и несколькими мужчинами; · Групповой брак — брак между несколькими женщинами и несколькими мужчинами. Существуют и альтернативные браки, которые обладают всеми характеристиками брачного союза, но при этом отношения супругов юридически не оформлены. Сегодня по разным подходам и критериям ученые насчитывают более 40 типов и форм семей В современных условиях семью характеризует: 1 По количеству и характеру семейных пар, проживающих вместе и ведут общее хозяйство, воспитывают детей: • расширенная (сложная) семья - состоит из семейных пар и взрослых детей, которые проживают вместе; • нуклеарная (простая) - состоит из одной семейной пары, возможно, с детьми 2 За наличием родителей: • полная семья (есть оба члена семейной пары); • неполная (один из родителей воспитывает детей); 3 По количеству детей: • бездетные; • однодетные; • Малодетные (два ребенка); • многодетные (трое и более детей) 4 С продолжительностью в возрасте:в возрасте: • семья молодежная (только образовалась, оформилась); • молодая семья (семья, встретилась с первыми неожиданными для них препятствиями)
36. Основные тенденции развития института современной семьи. Патриархальная семья представляет собой не столько брачно-семейный союз, сколько сложную, основанную на кровном родстве, хозяйственную организацию (домохозяйство). Для патриархальной семьи характерными являются следующие признаки: 1. Приоритет общесемейных (родовых) интересов над индивидуальными. 2. Основным критерием вступления в брак является не личный выбор молодых, а экономические и др. интересы патриархальной семьи. 3. Сложный социальный состав, как правило, включающий в себя несколько поколений мужчин с жена ми, детьми и другими родственниками. 4. Многодетность. Иметь большое количество детей в условиях натурального способа производства вы годно с экономической точки зрения. Дети в патриархальной семье начинают трудиться и пополнять семейный «бюджет» уже с раннего возраста. 5. Запрет индивидуального вмешательства в репродуктивный цикл (предупреждение и прерывание беременности). 6. Слабая социальная и географическая мобильность. Дети, как правило, усваивают и наследуют социальные статусы и роли своих родителей и остаются в семье. Девушки выдаются замуж в другие семьи, но на этом их перемещение в пространстве, как правило, заканчивается. 7. Все имущество семьи находится в коллективном владении и наследуется по мужской линии. 1.Приоритет индивидуальных интересов над общесемейными (родовыми). 2.Основным критерием вступления в брак является личный выбор самих врачующихся. 3.Простая двухпоколенная социальная структура, со стоящая, как правило, из родителей и детей. 4.Малодетность. Удлинение периода социализации детей и увеличение расходов на их содержание, воспитание и обучение, а также стремление супругов самореализоваться в иных внесемейных видах деятельности, ослабление репродуктивной мотивации. Наиболее типичными становятся семьи, имеющие одного-двух детей. 5.Индивидуальное планирование рождаемости. Появление эффективных средств предупреждения и прерывания беременности создает условия для того, чтобы супруги сами определяли, сколько и когда им заводить детей. 6.Интенсивная социальная и географическая мобильность. Каждый член семьи (как и семья в целом) может выбирать и неоднократно менять вид деятельности и место жительства. 37. Предмет и метод экономической социологии. Предмет экономической социологии — социальные отношения в сферах труда, собственности, производства, распределения, обмена и потребления, а также социальные последствия их развития, возникающие в результате взаимодействия с макроэкономическими закономерностями функционирования экономики. В более узком смысле предмет экономической социологии — экономическое поведение (индивида, социальной группы, населения) и социальные явления в сфере экономики и финансов. Например, в финансово-банковской сфере экономической жизни предметом экономической социологии может быть: рынок как социально-экономическое явление во всем многообразии его форм (финансовый, инвестиционный, страховой, налоговый, недвижимости, ценных бумаг, валютный, ипотечный, труда, товаров и услуг); собственность как важнейший социальный институт; риски; угрозы экономической безопасности; социальный обмен и др.
Экономическая социология – это наука о закономерностях построения социальных отношений и экономического поведения людей, испытывающих воздействие социальных норм и институтов в процессах производства, обмена и потребления материальных и духовных благ.
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.88.155 (0.011 с.) |