Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Прямое и косвенное регулирование денежно-кредитной сферыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
К административным или их еще относят к прямым мерам относятся инструменты, имеющие форму директив, инструкций и правил, а также различного рода предписания, исходящие от центрального банка и направленные чаще всего на ограничение свободы выбора или действий кредитных институтов. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов для отдельных банков, общие количественные потолки, избирательный контроль над кредитами и т.д. являются примерами количественного контроля. Максимальные размеры ставок по кредитам или депозитам являются примерами контроля в области процентных ставок. Административные методы в большей степени свойственны центральным банкам развивающихся стран. Однако, в практике центральных банков развитых стран административные методы регулирования также занимают определенное место. В широком смысле к мерам административного регулирования относятся все методы центрального банка, с помощью которых он осуществляет свою контролирующую функцию (например, предписания по форме отчетности коммерческих банков). В 60-е годы практически во всех европейских странах применялась практика административного регулирования процентных ставок коммерческих банков. При использовании административных методов широко применяются следующие инструменты: · квотирование отдельных видов пассивных и активных операций; · введение лимитов на выдачу определенных категорий ссуд и на привлечение кредитных ресурсов; · определение перечня банков, допущенных к отдельным видам операций; · лимитирование процентных ставок и тарифов комиссионного вознаграждения (например, правило Q, действовавшее в США до 1986 г., устанавливало для банков максимальную процентную ставку по сберегательным счетам, что привело к массовому оттоку капитала на рынок акций и в оффшорные зоны).
Вопрос 8. Косвенные инструменты ДКП Под инструментами рыночного характера или их также относят к косвенным, подразумеваются способы воздействия центрального банка на национальную кредитную систему путем формирования определенных условий на денежном рынке и рынке капиталов. Рыночными (или экономическими) инструментами денежно-кредитной политики являются такие классические инструменты как: — осуществление операций на открытом рынке; — регулирование нормы банковских резервов; —регулирование учетной ставки процента на займы, которые предоставляются центральным банком. Рыночные механизмы более гибки, но, с другой стороны, результат их применения не всегда точно соответствует намеченной цели. Например, при повышении национальной учетной ставки у кредитных институтов остается возможность получить кредиты на международном рынке ссудных капиталов. Каждый из указанных механизмов имеет собственный перечень средств, усовершенствование которых происходит не один десяток лет. В последнее десятилетие довольно четко проявляется стремление центральных банков промышленно развитых стран к использованию рыночных методов в процессе экономического регулирования. Расширяется использование операций на открытом рынке, либерализуется движение капиталов во многих европейских странах. Так, в Австрии в 1991 г. отменена система уведомления центрального банка кредитными институтами в случае осуществления ими зарубежных операций с крупными суммами. Вопрос ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МИНИМАЛЬНЫХ РЕЗЕРВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ Минимальные резервные требования наряду с учетной политикой Центрального банка и операциями на открытом рынке являются основным инструментом денежно- кредитной политики государства, важнейшей политики, реализуемой в значительной мере посредством регулирования деятельности кредитных институтов. Обязательные резервы призваны регулировать ликвидность банковской системы, и устанавливаются для контроля денежных агрегатов и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении. В современной практике минимальные резервные требования используются преимущественно в инструментарии денежно- кредитного регулирования для решения долгосрочных проблем стабилизации денежного обращения и антиинфляционной борьбы. Резервные требования применяются для ограничения роста денежной массы и регулирования спроса на банковские резервы. Для высокоразвитой банковской системы характерно первостепенное применение резервных требований не как гаранта и фонда ликвидности кредитной системы, а как инструмента регулирования деятельности банков. В большинстве современных государств используется такой метод денежно-кредитного регулирования (метод регулирования депозитной части денежного обращения), как установление минимальных резервных требований. Суть этого метода состоит в том, что центральный банк устанавливает обязательное для коммерческих банков соотношение (в процентах) между суммой такого показателя банковских ресурсов, как пассивы, и той суммой высоколиквидных средств, которую банки обязаны держать в качестве резервов. Качественно состав этих средств характеризуется максимальной приближенностью к денежной массе в обращении. Это обеспечивает возможность использования резервных требований как инструмента воздействия на денежное обращение. Цель политики обязательных резервов состоит в усилении зависимости коммерческих банков от рефинансирования со стороны центрального банка и ужесточении тем самым контроля за их ликвидностью. Блокирование резервов строго в соответствии с установленными нормами носит обязательный характер, и поэтому политика норм обязательных резервов является наиболее административным методом воздействия на состояние коммерческих банков. Одновременно величина резервов обеспечивает обязательства коммерческих банков по депозитам или выступает гарантией интересов вкладчиков. Эта политика применяется центральными банками как противодействие стремлению коммерческих банков к чрезмерной автономии, которой они начинают обладать при сокращении доли векселей в денежной массе. С помощью политики минимальных резервных требований центральный банк пытается регулировать кредитные возможности коммерческих банков. Это обусловлено способностью расширять предложение кредита коммерческими банками, определяемое возможностью создания ими дополнительных платежных средств. Так, если клиент банка вносит на свой контокоррентный счет (счет физического лица в банковском учреждении) определенную сумму наличных денег, то для него такая операция является лишь изменением формы его активов. Фактически клиент меняет свои наличные деньги на вклад в банке, которым (вкладом) он может распорядиться в любой момент и на его полную сумму. В результате такой операции в небанковском секторе (экономике или у населения) денежная масса останется прежней. Но одновременно в системе коммерческих банков происходит создание так называемых "бухгалтерских денег", в результате чего баланс банка, ведущего счет данного клиента, увеличивается. В банковской практике этот феномен получил название "пассивное создание расчетных денег". Снятие наличных денег со счета, соответственно, имеет обратное воздействие.
НОРМА ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ МИНИМАЛЬНЫХ РЕЗЕРВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ Резервные требования, минимальные или обязательные резервы являются отчислениями кредитных организаций от объема привлеченных ресурсов в соответствии с принятыми правилами. Резервы могут храниться в определенной форме, как на счетах центрального банка, так и на счетах самого банка. Введение норм обязательных резервов является исторически одной из первых форм вмешательства государства в банковское дело. В данном случае Центральный банк или органы контроля за функционированием кредитной системы устанавливают целый ряд норм обязательных резервов, которые бронируются на беспроцентном (как правило) счете коммерческих банков в Центральном банке. Нормы обязательных резервов варьируются Центральным банком в соответствии с проводимой денежно-кредитной политикой. В частности, желая ограничить кредитную экспансию банков, Центральный банк повышает норму (нормы) с целью сокращения кредитоспособности банков в осуществлении активных операций и проведения дефляционной политики. В свою очередь, понижение норм обязательных резервов способствует расширению кредитования и усиливает инфляционные тенденции. Поэтому посредством изменения норм обязательных резервов Центральный банк может влиять на экономическую ситуацию в желаемом для него направлении. По эффективности воздействия политика норм обязательных резервов уступает операциям на открытом рынке, но ее воздействие на коммерческие банки наиболее ощутимо. При этом в зависимости от величины депозитов Центральный банк рассчитывает предельную величину изменения норм обязательных резервов, ниже которой имеет место повышение банковской ликвидности, а выше — ее снижение. С помощью политики минимальных резервных требований Центральный банк пытается регулировать кредитные возможности коммерческих банков. Это обусловлено способностью расширять предложение кредита коммерческими банками, определяемое возможностью создания ими дополнительных платежных средств. Так, если клиент банка вносит на свой контокоррентный счет (контокоррентный счет — это счет физического лица в банковском учреждении) определенную сумму наличных денег, то для него такая операция является лишь изменением формы его активов. Фактически клиент меняет свои наличные деньги на вклад в банке, которым (вкладом) он может распорядиться в любой момент и на его полную сумму. В результате такой операции в небанковском секторе (экономике или у населения) денежная масса останется прежней. Но одновременно в системе коммерческих банков происходит создание так называемых "бухгалтерских денег", в результате чего баланс банка, ведущего счет данного клиента, увеличивается. Национальный Банк Казахстана использует механизм резервных требований в целях регулирования объемов кредитов, предоставляемых банками, для снижения рисков неплатежа банками по их обязательствам, а также защиты интересов вкладчиков и акционеров банков. Национальный Банк не начисляет проценты по минимальным резервам, но первоначально, в целях усиления контроля над денежной массой, а также обеспечения достаточного уровня ликвидности коммерческих банков, Нацбанк начислял проценты только на избыточные резервы. Но в последствии он отказался от применения данной практики. В настоящее время Национальным банком начисляются и выплачиваются банку проценты только по сумме среднемесячного остатка корреспондентского счета банка в тенге, не превышающей резервных требований. В ФРГ Немецкий федеральный банк правомочен требовать от кредитных институтов соблюдения беспроцентных минимальных резервов. Минимальные резервы в том аспекте, в котором они существуют в настоящее время, были введены в 1948 г. Целью создания такого механизма было предоставление центральному банку страны инструмента воздействия на денежное обращение и объем кредитов, поставляемых в экономику коммерческими банками. Обеспечение ликвидности коммерческих банков при помощи данного инструмента не предусматривалось. В банковской практике Казахстана размер минимальных резервных требований определяется как фиксированный процент от всех депозитных обязательств банка перед юридическими и физическими лицами, кроме банков. Коммерческие банки в последствие не могут использовать эти средства. В Казахстане максимально норма обязательных резервов поднималась до 30% в марте 1994 года. С 3 марта 2009 года минимальные резервные требования к банкам снижены: - по внутренним обязательствам с 2% до 1,5%; - по иным обязательствам – с 3% до 2,5%. Это было третье снижение норматива за последние 8 месяцев. В результате этих снижений была расширена краткосрочная ликвидность банков на сумму 490 млрд. тенге При нарушении норматива минимальных обязательных резервов законодательными актами Республики Казахстан начисляется и взыскивается штраф в размере, устанавливаемом НБ РК. При прекращении деятельности банка Национальный Банк в недельный срок возвращает банку зарезервированные средства. В исключительных случаях Национальный Банк Казахстана вправе вводить резервные требования на прирост обязательств. Изменение норматива минимальных обязательных резервов вводится в действие не раньше чем через месяц со дня принятия такого решения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 555; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.253.195 (0.01 с.) |