Понятие инфляционного таргетирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие инфляционного таргетирования



 

Структурные теоретические основы инфляционного таргетирования, - как и денежно-кредитной политики в целом, - были заложены первым нобелевским лауреатом по экономике Яном Тинбергеном. К его заслугам относится разработка задач и принципов построения модели денежно-кредитной политики. Его работы сегодня рассматриваются как отправной пункт при обсуждении любой проблемы макроэкономической и денежно-кредитной политики, хотя в свое время потребовалось более пятнадцати лет, чтобы идеи Тинбергена получили свое признание. Ян Тинберген впервые ввел понятие «цель денежно-кредитной политики» (monetary policy target). Под ней он подразумевал фиксированный количественный показатель, к достижению которого должна стремится денежно-кредитная политика путем выбора значений инструментов политики или инструментальных переменных (monetary policy instrument). В «Теории экономической политики» Тинберген продемонстрировал необходимость того, чтобы число инструментов политики было равно числу целей. В соответствии с концепцией Тинбергена денежно-кредитная политика характеризуется иерархией целевых переменных: конечная цель — промежуточная цель – тактические цели — инструменты политики центрального банка.

Как показывает опыт, попытки властей достигнуть других целей экономической политики (высокого уровня занятости и роста производства) противоречат принципу стабильности цен.

Когда развитым странам угрожает инфляция, центральные банки обычно повышают процентные ставки, вызывая шквал критики, особенно со стороны представителей реального сектора экономики. Инфляционное таргетирование позволяет избежать конфликта интересов, поскольку главной целью денежно-кредитной политики становится не стимулирование высокого уровня занятости или роста производства, а плановое «создание» инфляции. Кроме того, на его основе можно принять антиинфляционные меры еще до наступления инфляции.

Инфляционное таргетирование – количественно определенная система целевых показателей инфляции, когда центральный банк (правительство или они совместно) публично определяют среднесрочные целевые показатели инфляции, при этом центральный банк берет на себя обязательства по проведению монетарной политики в границах публично провозглашенного инфляционного показателя.

Суть инфляционного таргетирования состоит в следующем. Центральный банк прогнозирует предстоящую динамику инфляции; прогноз сравнивается с целевыми значениями инфляции, которых желательно достигнуть; разница между прогнозом и целью свидетельствует о необходимых масштабах корректировки денежно-кредитной политики. Таким образом, денежные власти устанавливают плановый уровень инфляции и используют все средства для его достижения. Страны, применяющие процедуру инфляционного таргетирования, считают, что она помогает повысить эффективность денежно-кредитной политики по сравнению со стандартными приемами, к которым прибегают центральные банки.

Например, публичное провозглашение целевых показателей инфляции (ЦПИ) является продуктом соглашения между правительством и центральным банком (Канада и Новая Зеландия) или самостоятельно принимается центральным банком (Австралия, Финляндия, Швеция и Испания). В Великобритании формальную ответственность за денежно-кредитную политику несет министр финансов, а Банк Англии играет роль советника.

Степень приближения к запланированному уровню инфляции является своего рода мерилом успеха монетарной политики, осуществляемой центральным банком. Важность показателя уровня инфляции как индикатора не только состояния денежного рынка, но и всего финансового состояния экономики была научно обоснована лишь после второй мировой войны, так как возрастающий уровень цен (инфляции) создает состояние неопределенности при принятии решений экономическими субъектами, разбалансирует межхозяйственные связи и приводит к непрогнозируемым потерям.

Основными элементами инфляционного таргетирования являются:

1) публичное провозглашение среднесрочных количественно определенных плановых показателей;

2) институциональное соглашение относительно ценовой стабильности как основной долгосрочной цели денежно-кредитной политики;

3) относительная свобода в выборе промежуточных целей;

4) повышенная транспарентность денежно-кредитной политики через оповещение общественности и рынков о целях и планах денежных властей;

5) повышенная ответственность регулирующих кономи за достижение плановых показателей.

Мировой опыт показывает, что для успешного внедрения принципов инфляционного таргетирования необходимо наличие определенных предпосылок, к основным из которых относятся:

• устойчивое состояние бюджета и гарантии макроэкономической стабильности;

• полноценно действующая финансовая система и устойчивость валютного курса;

• независимость инструментов центрального банка и наличие полномочий для обеспечения стабильности цен;

• достаточное понимание взаимосвязи между инструментами политики и самой инфляцией;

• эффективная методика прогнозирования темпов инфляции;

• информационная открытость политики, способствующей укреплению подотчетности и доверия.

Существование различных экономических, политических и институциональных условий реализации нового денежно-кредитного режима, фаз экономического роста и исторической приемственности проведения подобного рода преобразований сформулировало несколько вариантов инфляционного таргетирования, основными из которых являются три следующих.

Полное инфляционное таргетирование – наиболее известная форма, часто именуемая «инфляционное таргетирование». Именно в таком виде ее представила Новая Зеландия, и уже к 2001 г. 7 развитых и 11 стран с формирующимися рынками практиковали ее использование. Режим полного инфляционного таргетирования предполагает высокий уровень доверия к центральному банку, четкую формулировку инфляционной цели и институционализацию принятых центральным банком обязательcтв в целях обеспечения прозрачности монетарных мер и ответственности перед обществом.

Скрытое инфляционное тарегтирование возникает в тех случаях, когда центральный банк «не всязывает себе руки» четкой и однозначной спецификацией инфляционной цели и проводит политику поддержания низкой и стабильной инфляции без осуществления каких-либо специальных действий, направленных на повышение открытости и ответственности за ее достижение. Неформальный характер целепологания и одновременная гибкость в проведении денежно-кредитного регулирования внешне воспинимаются как следование иному режиму, однако порядок определения приоритетных направлений и используемые инструменты свидетельствуют о наличии ключевых хараткристик инфляционного таргетирования.

Центральные банки пяти развитых стран, включая ФРС США и TW<? Составляют категорию организаций с электическим инфляционным таргетированием.

«Легкое» инфляционное таргетирование проводится центральными банками, характеризующимися низким уровнем ответственности за принимаемые на себя обязательства и, как следствие, пользующимися слабыи уровнем доверия. Экономика стран с данным режимом, иногда называемым экспериментальным, подвержена крупным потрясениям из-за общей финансовой нестабильности и неспособности монетарных властей выдержать провозглашенные целевые установки. Часто режим легкого инфляционного таргетирования рассматривается как переходная форма, необходимая для проведения институциональных реформ и введения единого номинального якоря, и используется в настоящее время в 19 странах с формирующимися рынками.

Наличие нескольких вариантов инфляционного таргетирования, а также существование в ряде стран его переходных форм привели к определенному рассогласованию позиции монетарных экономистов в отношении формального определения нового режима. Фактически в настоящее время не существует единого и полного определения этого популярного курса денежно-кредитной политики, в большинстве работ оно распадается на концептуальное и операционное.

Результатом исследования характеристик инфляционного таргетирования, полученные Стерном – Агенором, позволяют считать его «общей основой» для проведения денежно-кредитной политики, а не единым «политическим правилом», требующим спецификации не только цели, но и порядка ее достижения. Ключевым свойством монетарного режима является полная свобода выбора инструментов прповедения денежно-кредитных мероприятий центральным банком в сочетании с жестко регламентированной процедурой целепологания и ответственности перед обществом. Столь уникальные особенности инфляционного таргетирования позволили преодолеть многолетний диспут монетарных экономистов о «праивлах» и «дискреции» («свободном выборе») в проведении денежно-кредитной политики и сформировать более «мягкий» взгляд на процесс формирования политических основ и их реализацию.

Операционное определение режима инфляционного таргетирования сводится к описанию ряда процедур, проведение которых предпологает данный режим. Однако единого представления о его составе, как и о порядке их реализации, денежная теория до сих пор не выработала. В частности, в работе Стерна подчеркивается, что корректная формулировка обсуждаемой концепции осложнена тем, чтобольшинство стран, не являющихся дефакто проводниками инфляционного таргетирования, в своих отчетных формах размещают отчет об инфляции, содержащий в том числе целевые показатели, поэтому непосредственная классфикация и отделение операционной составляющей режима инфляционного таргетирования затруднительны.

Валютный режим и его виды.

Валютный режим – механизм, лежащий в основе определения обменного курса валюты.

. В реальной практике международных валютных отношений в условиях бумажно-денежного обращения применяются следующие виды валютных курсов:

фиксированные;

гибкие;

смешанные.

Фиксированные курсы – система, предполагающая наличие зарегистрированных паритетов, лежащих в основе валютных курсов, поддерживаемых государственными валютными органами. Выделяют:

реально фиксированные курсы, опирающиеся на золотой паритет, допускающие отклонения рыночных котировок от паритета в пределах «золотых точек». Это возможно лишь при наличии золотомонетного стандарта;

договорно-фиксированные курсы, опирающиеся на согласованный эталон (одну или несколько валют, либо на условно установленную «официальную» цену золота, либо на сочетание валют и золота), по которому регистрируются паритет и согласованный размер пределов допустимых отклонений рыночных котировок от паритетов.

Гибкие курсы – это система, при которой у валют отсутствуют официальные паритеты. Они подразделяются на следующие виды:

«плавающие» курсы, изменяющиеся в зависимости от спроса и предложения на рынке (синоним – свободно колеблющиеся курсы);

колеблющиеся курсы, изменяющиеся в зависимости от спроса и предложения на рынке, но корректируемые валютными интервенциями центральных банков в целях сглаживания временных резких колебаний.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 644; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.244 (0.014 с.)