![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Человеческий фактор в травматизме и аварийности.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
По данным ВОЗ смертность от несчастных случаев занимает 3 место после сердечнососудистых и онкологических заболеваний. При этом гибнут в основном люди трудоспособного возраста. В мире от несчастных случаев ежегодно страдает более 10 млн. человек, около 500 тыс. погибает. Жертвой травматизма становится каждый десятый рабочий. Около 5% общего рабочего времени теряется в следствии общепроизводственных травм и заболеваний. Основным методом охраны труда является создание техники безопасности. Она решает две основные задачи: 1 – создание безопасных машин и инструментов; 2 – создание спец. средств защиты. Однако статистика показывает, что главным виновником несчастных случаев является сам человек. Английский исследователь Янг считает, что 80% травм происходит по вине самих пострадавших. Возникает вопрос, почему люди вопреки инстинкту самосохранения становятся виновниками собственных травм. Причины могут быть объективными и субъективными. Объективные: 1 – развитие орудий расширяет возможности воздействия человека на окружающий мир, но при этом растет опасность самой техники. Человек в своем развитии потерял остроту зрения, слуха, физическую выносливость, что ухудшает его возможность по управлению техникой; 2 – растет цена ошибки. Если первобытный человек при ошибке мог оцарапаться, упасть с дерева, то современный человек гибнет от эл. тока и т.д. При этом не редко погибают и окружающие люди; 3 – адаптация человека к опасности. Человек привыкает к технике и забывает об опасности. Нередко человек нарушает правила техники безопасности без последствий и привыкает к нарушению этих правил. Все это создает общую тенденцию, объективно способствующую росту опасности труда. Субъективные – психологические факторы, способствующие нарушению правил безопасности труда (недисциплинированность, склонность к риску и др.) Т.о. имеются объективные и субъективные предпосылки, обусловливающие возникновение несчастных случаев. При этом надо помнить, что сбой в работе техники может быть обусловлен человеческим фактором. Упущение человека, плохо проведшего подготовку оборудования становится причиной аварий и травм. Т.о. человеческий фактор является одним из основных в возникновении несчастных случаев. Его роль значительно важнее, чем думают многие. Для предупреждения несчастных случаев важно выявить причины ошибочных действий человека.
Классификация причин ошибок человека. Существует 2 группы причин ошибок человека: 1 – устойчивые длительно действующие факторы, порождающие предрасположенность человека к опасности; 2 – временные факторы, возникающие из-за действия внешних или внутренних причин. К устойчивым факторам относятся: - особенности темперамента или свойства НС. Результаты работы и поведения. В экстремальной ситуации зависит от силы или слабости НС. При слабости НС аварийная ситуация вызывает состояние заторможенности, блокируется внимание, расстраиваются процессы памяти и мышления. Небылицын показал, что слабость НС не может быть ничем компенсирована для обеспечения успешной деятельности в экстремальной ситуации. Силы НС обеспечивают противодействие утомлению, способность к экстренной мобилизации, помехоустойчивость. От подвижности и лабильности НС зависит способность к переключению внимания и быстрота реагирования на опасность. - функциональные изменения в организме. Это патологические изменения, которые не лишают человека трудоспособности, но мешают работать (диабет, сердечные заболевания). Они вызывают слабость и недомогание, что прямо влияет на проведение работы. Наблюдаются еще и косвенные влияния через направление подавленности, депрессии, раздражительности. Сюда же относятся функциональные расстройства НС. - недостаток органов чувств. Ухудшение зрения и слуха. Зрение можно корректировать с помощью очков, но нередко условия труда не позволяют их использовать (сварщик). - функциональные нарушения связей между сенсорными и моторными процессами. Замедленное или чересчур быстрое реагирование, нарушение координаций приводит к неспособности выполнять тонкие и сложные движения рук (неловкость). - пристрастие к алкоголю и наркотикам. Даже если человек избавляется от этих привычек, у него зачастую сохраняется предрасположенность к несчастным случаям. Временные факторы: а) неопытность. Отсутствие умений и навыков, необходимых для приложения полученных знаний в конкретном труде. На начальном этапе большинство травм происходит из – за неопытности. Причинами ошибок по неопытности могут быть:
- незнание особенностей работы - неуверенность в себе, боязнь совершить ошибку. Это порождает напряжение и раннее утомление. б) неосторожность. Не использование собственных возможностей из – за недооценки сложности задачи и переоценки своих трудовых качеств. Это может быть следствием неполноты информации об опасных факторах, действий, отвлекающих обстоятельств и т.д. в) утомление. Временное снижение работоспособности при интенсивной и длительной работе, низкие физические и психические способности человека. Утомление сказывается сильнее перед обеденным перерывом и концом рабочей смены. Именно в эти периоды чаще происходят несчастные случаи. Бόльшую угрозу представляет переутомление, которое является патологическим состоянием. Для его исправления обычного отдыха недостаточно, необходимо лечение. г) влияние биологических ритмов и атмосферных факторов. Биологическая активность человека подчиняется закону ритмов. Работоспособность снижена в начале рабочего дня и во второй его половине. Особенно она снижена в ночное время (минимум – 3 – 4 часа). д) космические критерии. Инфрадлинные волновые импульсы, приходящие из космоса, ухудшают состояние человека.
Лекция 11. Профессиональный отбор. Понятие о профотборе. Профотбор – система мероприятий, позволяющих выявить кандидатов, по своим индивидным и личным качествам наиболее пригодных к обучению и дальнейшей профессиональной деятельности. Профотбор кандидатов предполагает оценку различных показателей, в соответствии с которыми выделяют направления профотбора: - медицинский отбор. Направлен на выявление тех лиц, которые по состоянию здоровья могут заниматься данной трудовой деятельностью. - образовательный отбор. Направлен на выявление тех лиц, которые по уровню своего образования могут успешно овладеть данной специальностью или непосредственно выполнять профессиональные обязанности. - социальный отбор. Выполняет множество функций (политическую и др.). Профессиональные функции социального отбора – снижение текучести кадров и обеспечение удовлетворенности человека своим трудом. Для этого выясняются мотивы обращения человека к данной профессии, степень его знакомства с коллективом, в который он поступает работать. - психофизиологический отбор. Направлен на выявление лиц, которые по своим способностям и индивидным психофизическим возможностям соответствуют требованиям, предъявленным спецификой обучения и деятельности по данной специальности. Отбор позволяет снизить отсев в учебных заведениях на 30 – 50 % из – за профессиональной неспособности; повысить надежность систем управления на 40 – 70 %; снизить стоимость подготовки специалистов на 30 – 40 %. Однако этот отбор целесообразно проводить только по тем специальностям, в которых имеется существенная зависимость успешности подготовки и трудовой деятельности специалиста от состояния его профессионально важных психофизических функций. Профотбор состоит из четырех взаимосвязанных этапов: 1.Психологическое изучение профессии с целью выявления требований, предъявляемых ею к человеку. 2.Выбор психо – диагностических методов обследований критериев.
3.Психодиагностика. 4.Психологический прогноз успешности обучения и последующей деятельности кандидатов.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.14.90 (0.007 с.) |