Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Человеческий фактор в травматизме и аварийности.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
По данным ВОЗ смертность от несчастных случаев занимает 3 место после сердечнососудистых и онкологических заболеваний. При этом гибнут в основном люди трудоспособного возраста. В мире от несчастных случаев ежегодно страдает более 10 млн. человек, около 500 тыс. погибает. Жертвой травматизма становится каждый десятый рабочий. Около 5% общего рабочего времени теряется в следствии общепроизводственных травм и заболеваний. Основным методом охраны труда является создание техники безопасности. Она решает две основные задачи: 1 – создание безопасных машин и инструментов; 2 – создание спец. средств защиты. Однако статистика показывает, что главным виновником несчастных случаев является сам человек. Английский исследователь Янг считает, что 80% травм происходит по вине самих пострадавших. Возникает вопрос, почему люди вопреки инстинкту самосохранения становятся виновниками собственных травм. Причины могут быть объективными и субъективными. Объективные: 1 – развитие орудий расширяет возможности воздействия человека на окружающий мир, но при этом растет опасность самой техники. Человек в своем развитии потерял остроту зрения, слуха, физическую выносливость, что ухудшает его возможность по управлению техникой; 2 – растет цена ошибки. Если первобытный человек при ошибке мог оцарапаться, упасть с дерева, то современный человек гибнет от эл. тока и т.д. При этом не редко погибают и окружающие люди; 3 – адаптация человека к опасности. Человек привыкает к технике и забывает об опасности. Нередко человек нарушает правила техники безопасности без последствий и привыкает к нарушению этих правил. Все это создает общую тенденцию, объективно способствующую росту опасности труда. Субъективные – психологические факторы, способствующие нарушению правил безопасности труда (недисциплинированность, склонность к риску и др.) Т.о. имеются объективные и субъективные предпосылки, обусловливающие возникновение несчастных случаев. При этом надо помнить, что сбой в работе техники может быть обусловлен человеческим фактором. Упущение человека, плохо проведшего подготовку оборудования становится причиной аварий и травм. Т.о. человеческий фактор является одним из основных в возникновении несчастных случаев. Его роль значительно важнее, чем думают многие. Для предупреждения несчастных случаев важно выявить причины ошибочных действий человека.
Классификация причин ошибок человека. Существует 2 группы причин ошибок человека: 1 – устойчивые длительно действующие факторы, порождающие предрасположенность человека к опасности; 2 – временные факторы, возникающие из-за действия внешних или внутренних причин. К устойчивым факторам относятся: - особенности темперамента или свойства НС. Результаты работы и поведения. В экстремальной ситуации зависит от силы или слабости НС. При слабости НС аварийная ситуация вызывает состояние заторможенности, блокируется внимание, расстраиваются процессы памяти и мышления. Небылицын показал, что слабость НС не может быть ничем компенсирована для обеспечения успешной деятельности в экстремальной ситуации. Силы НС обеспечивают противодействие утомлению, способность к экстренной мобилизации, помехоустойчивость. От подвижности и лабильности НС зависит способность к переключению внимания и быстрота реагирования на опасность. - функциональные изменения в организме. Это патологические изменения, которые не лишают человека трудоспособности, но мешают работать (диабет, сердечные заболевания). Они вызывают слабость и недомогание, что прямо влияет на проведение работы. Наблюдаются еще и косвенные влияния через направление подавленности, депрессии, раздражительности. Сюда же относятся функциональные расстройства НС. - недостаток органов чувств. Ухудшение зрения и слуха. Зрение можно корректировать с помощью очков, но нередко условия труда не позволяют их использовать (сварщик). - функциональные нарушения связей между сенсорными и моторными процессами. Замедленное или чересчур быстрое реагирование, нарушение координаций приводит к неспособности выполнять тонкие и сложные движения рук (неловкость). - пристрастие к алкоголю и наркотикам. Даже если человек избавляется от этих привычек, у него зачастую сохраняется предрасположенность к несчастным случаям. Временные факторы: а) неопытность. Отсутствие умений и навыков, необходимых для приложения полученных знаний в конкретном труде. На начальном этапе большинство травм происходит из – за неопытности. Причинами ошибок по неопытности могут быть: - незнание особенностей работы - неуверенность в себе, боязнь совершить ошибку. Это порождает напряжение и раннее утомление. б) неосторожность. Не использование собственных возможностей из – за недооценки сложности задачи и переоценки своих трудовых качеств. Это может быть следствием неполноты информации об опасных факторах, действий, отвлекающих обстоятельств и т.д. в) утомление. Временное снижение работоспособности при интенсивной и длительной работе, низкие физические и психические способности человека. Утомление сказывается сильнее перед обеденным перерывом и концом рабочей смены. Именно в эти периоды чаще происходят несчастные случаи. Бόльшую угрозу представляет переутомление, которое является патологическим состоянием. Для его исправления обычного отдыха недостаточно, необходимо лечение. г) влияние биологических ритмов и атмосферных факторов. Биологическая активность человека подчиняется закону ритмов. Работоспособность снижена в начале рабочего дня и во второй его половине. Особенно она снижена в ночное время (минимум – 3 – 4 часа). д) космические критерии. Инфрадлинные волновые импульсы, приходящие из космоса, ухудшают состояние человека.
Лекция 11. Профессиональный отбор. Понятие о профотборе. Профотбор – система мероприятий, позволяющих выявить кандидатов, по своим индивидным и личным качествам наиболее пригодных к обучению и дальнейшей профессиональной деятельности. Профотбор кандидатов предполагает оценку различных показателей, в соответствии с которыми выделяют направления профотбора: - медицинский отбор. Направлен на выявление тех лиц, которые по состоянию здоровья могут заниматься данной трудовой деятельностью. - образовательный отбор. Направлен на выявление тех лиц, которые по уровню своего образования могут успешно овладеть данной специальностью или непосредственно выполнять профессиональные обязанности. - социальный отбор. Выполняет множество функций (политическую и др.). Профессиональные функции социального отбора – снижение текучести кадров и обеспечение удовлетворенности человека своим трудом. Для этого выясняются мотивы обращения человека к данной профессии, степень его знакомства с коллективом, в который он поступает работать. - психофизиологический отбор. Направлен на выявление лиц, которые по своим способностям и индивидным психофизическим возможностям соответствуют требованиям, предъявленным спецификой обучения и деятельности по данной специальности. Отбор позволяет снизить отсев в учебных заведениях на 30 – 50 % из – за профессиональной неспособности; повысить надежность систем управления на 40 – 70 %; снизить стоимость подготовки специалистов на 30 – 40 %. Однако этот отбор целесообразно проводить только по тем специальностям, в которых имеется существенная зависимость успешности подготовки и трудовой деятельности специалиста от состояния его профессионально важных психофизических функций. Профотбор состоит из четырех взаимосвязанных этапов: 1.Психологическое изучение профессии с целью выявления требований, предъявляемых ею к человеку. 2.Выбор психо – диагностических методов обследований критериев. 3.Психодиагностика. 4.Психологический прогноз успешности обучения и последующей деятельности кандидатов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.181.112 (0.007 с.) |