Проф. компенсация и реабилитация. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проф. компенсация и реабилитация.



 

Компенсация – уравновешивание, выравнивание наступивших в психике нарушений путем развития замещающих функций.

Компенсация – возмещение недоразвитой или нарушенной функции путем использования сохранных или перестройкой частично нарушенных функций.

Компенсированное приспособление – восстановление равновесия между требованиями профессии и психическими функциями человека.

Проф. компенсирование – замена недостаточного уровня развития одного профессионально-важного качества более высоким уровнем развития или других профессионально-важных качеств.

Различают социальную и деятельностную компенсацию.

При социальной компенсации люди с разными способностями достигают социально-равных результатов статуса но в разных видах деятельности.

Деятельностная компенсация обеспечивает одинаковую эффективность в одном виде деятельности. Здесь возможна компенсация недостатка способностей, приобретенными знаниями, умениями, навыками. Формирование индивидуального стиля деятельности, другой более развитой способностью. В каждой профессии есть ядерные, мало компенсируемые психические качества, но есть и легко компенсируемые.

 

Проблема реабилитации возникает при проф. заболеваниях. Проф. реабилитация – возвращение больного человека или индивида к общественно значимому труду с помощью значимых мероприятий. При проф. заболеваниях большое значение имеют трудовая и медицинская реабилитация. Они направлены на восстановление здоровья до возможной нормы в физиологическом, психологическом, трудовом отношении.

Различают следующие виды реабилитации:

- медицинская – лечение плюс трудоустройство;

- профессиональная – обучение, переучивание, переквалификация;

- социально-трудовая реабилитация – трудовое устройство человека;

- психологическая реабилитация – восстановление желания работать.

Реабилитация в целом должна быть системной. Надо восстанавливать не только трудовые функции, но и целостную активность личности, т.е. осуществлять психологическую реабилитацию. В ходе реабилитации необходимо не только избавить человека от недуга, но и изменить отношение к нему больного и окружающих людей. Реабилитация должна реинтегрировать человека в обществе, восстанавливать личность, социальный и профессиональный статус больного человека. Реабилитация предполагает восстановление адекватной трудовой направленности, установки, т.е. смысловую соотнесенность главных мотивов личности с трудовыми действиями. Необходимо восстанавливать проф. направленность, стремление развивать свои проф. возможности. Если задачи социально-трудовой реабилитации – восстановление трудоспособности, то задача проф. реабилитации – восстановление профессионализма. В первом случае восстанавливается желание и способность работать, а во втором – происходит возвращение ранее утраченных навыков проф. статуса.

Показателем успешной социально- трудовой и профессиональной реабилитации является восстановление мотивационной направленности ценностной личности как субъекта труда, утраченных трудовых и профессиональных навыков, отсутствие дискомфорта. Реабилитационная работа должна начинаться как можно раньше, пока не зафиксировались патологические варианты жизнедеятельности.

 

Лекция 9.Психологические основы обучения и воспитания рабочих кадров.

Умения и навыки.

Умение относится к навыку так же, как программа действия относится к ее реализации. Умение шире навыков. Оно предполагает разные варианты реализации действия. Один из вариантов реализации действия в результате многократного повторения может закрепиться и стать навыком (человек может написать фамилию мелом, вырезанием и другими способами, но когда он расписывается в документе – это пример навыка).

Умение предполагает сознательный контроль процесса его выполнения, а навык разгружает сознание от этой функции. В навыке контролируется лишь результат действия, а не процесс его выполнения.

Существуют различные классификации умений. Е.А. Милерен различает:

- познавательные умения

- политехнические умения

- конструктивно – технологические умения

- организационно – технические умения

- операционно - контрольные умения.

В разных профессиях преобладает один из названных типов умений.

Ю.З. Гильбух выделяет:

1.Умения, используемые для приема информации:

- сенсорные умения – умение воспринимать отдельные свойства предметов и явлений в трудовом процессе, а также внутренних состояний организма самого субъекта.

- перцептивные умения – обеспечивают целостное восприятие предметов и явлений трудового процесса (сигнал радиолокатора и т.д.).

- аттенционные умения – умение быть внимательным, концентрировать, переключать внимание, сохранять состояние бдительности.

2.Умения, необходимые для хранения и переработки информации:

- мнимические умения – умения, связанные с функционированием кратковременной и долговременной памяти.

- мыслительные умения – связаны с переработкой информации, хранящейся в оперативной и долговременной памяти. Они ведут к принятию решения о необходимых действиях.

- имоажинативные умения – умения, связанные с построением мыслительных образов, таких предметов и явлений, которые не воспринимались непосредственно субъектом (построение образа по чертам). Сюда же относится другой тип - построение образа по условным сигналам (образ полета по показаниям приборов).

3.Умения по передаче переработанной информации – сенсомоторные умения. Это умения совершать движения на основе отражения отдельных свойств предметов и явлений или их целостного образа.

 

Формирование навыка.

Одной из целей является формирование умений. Некоторые компоненты умений автоматизируются и превращаются в навыки.

Упражнение – многократное повторение действий с целью усовершенствования. Оно также необходимо для предотвращения деавтоматизации навыка при длительном «неиспользовании».

Для сохранения навыка необходимо производить периодические тренировки. Обычно это касается тех навыков, которые необходимы в редко возникающих аварийных ситуациях.

Процесс овладения профессией начинается с приобретения знаний. Простое знание, способы выполнения действия обычно не ведут к его выполнению с требуемой скоростью и точностью. Здесь нужны упражнения, которые бывают:

- учебные – объясняют принцип выполнения действия, его содержание

- тренировочные – отработка и автоматизация действия, совершенствование выполнения учебных упражнений.

Чебышева и Уолф выдвигают следующие требования к упражнениям:

- определенность задач упражнения, понимание цели и способов ее достижения

- наличие обратной связи, то есть своевременной объективной оценки результатов упражнения. Это является условием формирования самоконтроля и самооценки выполнения действия.

- активность обучаемого в преодолении трудностей

- разнообразие процессов упражнения, так как однообразие снижает интерес и активность обучаемого

- постепенное усложнение задачи упражнения и повышение требований к скорости и точности работы

- рациональное распределение упражнений во времени. Упражнения должны быть не слишком частыми, чтобы не утомлять и не слишком редкими, чтобы не разрушался навык

- разнообразие материалов практических задач. С одной стороны, это замедляет скорость обучения, но в то же время задерживает утомление. Но главное, это способствует формированию обобщенного навыка, обеспечивает его перенос в новые условия

- полнота и определенность инструкций. Должны быть необходимые сведения для выполнения действия, которые должны пониматься однозначно.

В процессе упражнения и выполнения навыков происходит их взаимодействие, то есть старые и новые навыки влияют на выполнение друг друга. Отрицательное влияние – интерференция. Положительное влияние – перенос.

Для обеспечения переноса навыка и исключения интерференции Уолф предлагает использовать идентичные методы обучения разными преподавателями и переходить к упражнению нового навыка только после освоения предыдущего.

 

Тренажеры и их виды.

Тренажеры представляют собой технические средства, которые используются обучении и тренировке. Они основаны на методе моделирования, так как они воспроизводят свойства реального объекта и моделируют деятельность профессионалов.

Методы моделирования реальной обстановки в тренажерах могут быть различными (электрическими, механическими и т.д.). как правило тренажеры моделируют реальность не полно и не точно. Тренажеры делятся на:

- адаптивные – алгоритм обучения изменяется автоматически в зависимости от успехов обучаемого. А стратегия обучения зависит от его индивидуальных особенностей. Данные по уровню подготовки накаливаются и выбирается такой способ представления реальных ситуаций, который обеспечивает максимальное их усвоение. Программное обеспечение тренажера учитывает не только текущие действия обучаемого, но и ход его обучения и тренировки. Такие тренажеры применяются в атомной энергетике и авиации.

- игровые – позволяют проводить специальные игры, которые готовят к реальным действиям в аварийных ситуациях. Обычно применяются при подготовке оперативного персонала энергосистемы.

В зависимости от особенностей тренируемых навыков тренажеры делятся:

- тренажеры для формирования сенсорных навыков. Здесь обеспечивается максимальное соответствие сигналов на тренажере сигналам в реальности (радисты и другие).

- тренажеры для формирования сенсомоторных навыков. В них воспроизводится компоновка сенсорного и моторного полей, реальных пунктов управления. Используются для подготовки танкистов, водителей, летчиков, операторов, работающих в режиме слежения.

- тренажеры для формирования умственных навыков. В них обеспечивается максимальное смысловое соответствие модели реальной обстановке. Используются для выработки способов решения алгоритмизированных и проблемных ситуаций. Готовят железнодорожных и авиадиспетчеров, командиров кораблей и т.д.

- тренажеры смешенного типа, обеспечивающие одновременное формирование вышеназванных навыков.

 

4. Использование теории планомерного формирования умственных действий профессиональной подготовки.

При подготовке специалиста важно добиться того, чтобы человек выполнял действия с заданной точностью и скоростью, а само действие было обобщенным и могло использоваться в разных условиях. Чтобы обеспечить формирование действия с заданными характеристиками, необходимо управлять процессом обучения. Одним из путей обеспечения такого управления является использование теории планомерного формирования умственных действий. В любом действии выделяют исполнительную и ориентировочную стороны.

Исполнительная – система операций по изменению объекта действия.

Ориентировочная – отражение цели, условий и содержания действия. Она называется ориентировочной основой действия (ООД). В процессе обучения ООД становится знанием, действие – умением, которое после упражнения становится навыком.

Особенности ООД определяют ход формирования действия на результат. При этом важно учесть два основных момента:

а – ООД должна быть полной. Это требует выполнение следующих условий:

1 – четко определены параметры цели действия;

2 – подробно охарактеризован объект действия, выполнены параметры, необходимые для решения задач;

3 – описаны технические стадии преобразования объекта, их содержание, последовательность, показатели, которым они должны соответствовать;

4 – выявлены необходимые орудия, их характеристики и функции;

5 – подробно определен состав исполнительных операций, способы их выполнения и последовательности;

6 – выделены способы контроля за ходом выполнения действия;

7 – схематически представлен общий план выполнения задания.

б - важен также способ формирования ООД. Различают два пути формирования ООД:

1 – ООД дается в готовом виде, как инструкция, которую необходимо запомнить. Эта инструкция дополняется готовыми образцами действий, поэтому этот путь называется методом образца;

2 – обучаемым дается только способ поиска ООД и он сам под руководством обучающего строит ООД. Это проблемно теоретический метод.

Оба пути ведут к знанию инструкции, но качества знаний разные. Второй путь дает более глубокое понимание, возможность правильно действовать не только в широком круге типичных ситуаций, но и в любых маловероятных ситуациях, т.к. обеспечивают ООД.

Метод образца полного усвоения не гарантирует. Причина различий в том, что проблемно-теоретический метод делает знания целью действия человека, для достижения которого он использует свою собственную активность.

На первом этапе создается мотивирование и усвоение действия, далее формируется ООД. Далее происходит обработка действий в начале в материальном плане, затем во внешнеречевом, а затем в умственном плане. При этом переход от одного этапа к другому осуществляется при полном условии действия на предыдущем этапе при достижении заданных характеристик его выполнения.

 

Лекция 10.Психологические вопросы безопасности труда.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.212.99 (0.031 с.)