Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проф. компенсация и реабилитация.Содержание книги Поиск на нашем сайте
Компенсация – уравновешивание, выравнивание наступивших в психике нарушений путем развития замещающих функций. Компенсация – возмещение недоразвитой или нарушенной функции путем использования сохранных или перестройкой частично нарушенных функций. Компенсированное приспособление – восстановление равновесия между требованиями профессии и психическими функциями человека. Проф. компенсирование – замена недостаточного уровня развития одного профессионально-важного качества более высоким уровнем развития или других профессионально-важных качеств. Различают социальную и деятельностную компенсацию. При социальной компенсации люди с разными способностями достигают социально-равных результатов статуса но в разных видах деятельности. Деятельностная компенсация обеспечивает одинаковую эффективность в одном виде деятельности. Здесь возможна компенсация недостатка способностей, приобретенными знаниями, умениями, навыками. Формирование индивидуального стиля деятельности, другой более развитой способностью. В каждой профессии есть ядерные, мало компенсируемые психические качества, но есть и легко компенсируемые.
Проблема реабилитации возникает при проф. заболеваниях. Проф. реабилитация – возвращение больного человека или индивида к общественно значимому труду с помощью значимых мероприятий. При проф. заболеваниях большое значение имеют трудовая и медицинская реабилитация. Они направлены на восстановление здоровья до возможной нормы в физиологическом, психологическом, трудовом отношении. Различают следующие виды реабилитации: - медицинская – лечение плюс трудоустройство; - профессиональная – обучение, переучивание, переквалификация; - социально-трудовая реабилитация – трудовое устройство человека; - психологическая реабилитация – восстановление желания работать. Реабилитация в целом должна быть системной. Надо восстанавливать не только трудовые функции, но и целостную активность личности, т.е. осуществлять психологическую реабилитацию. В ходе реабилитации необходимо не только избавить человека от недуга, но и изменить отношение к нему больного и окружающих людей. Реабилитация должна реинтегрировать человека в обществе, восстанавливать личность, социальный и профессиональный статус больного человека. Реабилитация предполагает восстановление адекватной трудовой направленности, установки, т.е. смысловую соотнесенность главных мотивов личности с трудовыми действиями. Необходимо восстанавливать проф. направленность, стремление развивать свои проф. возможности. Если задачи социально-трудовой реабилитации – восстановление трудоспособности, то задача проф. реабилитации – восстановление профессионализма. В первом случае восстанавливается желание и способность работать, а во втором – происходит возвращение ранее утраченных навыков проф. статуса. Показателем успешной социально- трудовой и профессиональной реабилитации является восстановление мотивационной направленности ценностной личности как субъекта труда, утраченных трудовых и профессиональных навыков, отсутствие дискомфорта. Реабилитационная работа должна начинаться как можно раньше, пока не зафиксировались патологические варианты жизнедеятельности.
Лекция 9.Психологические основы обучения и воспитания рабочих кадров. Умения и навыки. Умение относится к навыку так же, как программа действия относится к ее реализации. Умение шире навыков. Оно предполагает разные варианты реализации действия. Один из вариантов реализации действия в результате многократного повторения может закрепиться и стать навыком (человек может написать фамилию мелом, вырезанием и другими способами, но когда он расписывается в документе – это пример навыка). Умение предполагает сознательный контроль процесса его выполнения, а навык разгружает сознание от этой функции. В навыке контролируется лишь результат действия, а не процесс его выполнения. Существуют различные классификации умений. Е.А. Милерен различает: - познавательные умения - политехнические умения - конструктивно – технологические умения - организационно – технические умения - операционно - контрольные умения. В разных профессиях преобладает один из названных типов умений. Ю.З. Гильбух выделяет: 1.Умения, используемые для приема информации: - сенсорные умения – умение воспринимать отдельные свойства предметов и явлений в трудовом процессе, а также внутренних состояний организма самого субъекта. - перцептивные умения – обеспечивают целостное восприятие предметов и явлений трудового процесса (сигнал радиолокатора и т.д.). - аттенционные умения – умение быть внимательным, концентрировать, переключать внимание, сохранять состояние бдительности. 2.Умения, необходимые для хранения и переработки информации: - мнимические умения – умения, связанные с функционированием кратковременной и долговременной памяти. - мыслительные умения – связаны с переработкой информации, хранящейся в оперативной и долговременной памяти. Они ведут к принятию решения о необходимых действиях. - имоажинативные умения – умения, связанные с построением мыслительных образов, таких предметов и явлений, которые не воспринимались непосредственно субъектом (построение образа по чертам). Сюда же относится другой тип - построение образа по условным сигналам (образ полета по показаниям приборов). 3.Умения по передаче переработанной информации – сенсомоторные умения. Это умения совершать движения на основе отражения отдельных свойств предметов и явлений или их целостного образа.
Формирование навыка. Одной из целей является формирование умений. Некоторые компоненты умений автоматизируются и превращаются в навыки. Упражнение – многократное повторение действий с целью усовершенствования. Оно также необходимо для предотвращения деавтоматизации навыка при длительном «неиспользовании». Для сохранения навыка необходимо производить периодические тренировки. Обычно это касается тех навыков, которые необходимы в редко возникающих аварийных ситуациях. Процесс овладения профессией начинается с приобретения знаний. Простое знание, способы выполнения действия обычно не ведут к его выполнению с требуемой скоростью и точностью. Здесь нужны упражнения, которые бывают: - учебные – объясняют принцип выполнения действия, его содержание - тренировочные – отработка и автоматизация действия, совершенствование выполнения учебных упражнений. Чебышева и Уолф выдвигают следующие требования к упражнениям: - определенность задач упражнения, понимание цели и способов ее достижения - наличие обратной связи, то есть своевременной объективной оценки результатов упражнения. Это является условием формирования самоконтроля и самооценки выполнения действия. - активность обучаемого в преодолении трудностей - разнообразие процессов упражнения, так как однообразие снижает интерес и активность обучаемого - постепенное усложнение задачи упражнения и повышение требований к скорости и точности работы - рациональное распределение упражнений во времени. Упражнения должны быть не слишком частыми, чтобы не утомлять и не слишком редкими, чтобы не разрушался навык - разнообразие материалов практических задач. С одной стороны, это замедляет скорость обучения, но в то же время задерживает утомление. Но главное, это способствует формированию обобщенного навыка, обеспечивает его перенос в новые условия - полнота и определенность инструкций. Должны быть необходимые сведения для выполнения действия, которые должны пониматься однозначно. В процессе упражнения и выполнения навыков происходит их взаимодействие, то есть старые и новые навыки влияют на выполнение друг друга. Отрицательное влияние – интерференция. Положительное влияние – перенос. Для обеспечения переноса навыка и исключения интерференции Уолф предлагает использовать идентичные методы обучения разными преподавателями и переходить к упражнению нового навыка только после освоения предыдущего.
Тренажеры и их виды. Тренажеры представляют собой технические средства, которые используются обучении и тренировке. Они основаны на методе моделирования, так как они воспроизводят свойства реального объекта и моделируют деятельность профессионалов. Методы моделирования реальной обстановки в тренажерах могут быть различными (электрическими, механическими и т.д.). как правило тренажеры моделируют реальность не полно и не точно. Тренажеры делятся на: - адаптивные – алгоритм обучения изменяется автоматически в зависимости от успехов обучаемого. А стратегия обучения зависит от его индивидуальных особенностей. Данные по уровню подготовки накаливаются и выбирается такой способ представления реальных ситуаций, который обеспечивает максимальное их усвоение. Программное обеспечение тренажера учитывает не только текущие действия обучаемого, но и ход его обучения и тренировки. Такие тренажеры применяются в атомной энергетике и авиации. - игровые – позволяют проводить специальные игры, которые готовят к реальным действиям в аварийных ситуациях. Обычно применяются при подготовке оперативного персонала энергосистемы. В зависимости от особенностей тренируемых навыков тренажеры делятся: - тренажеры для формирования сенсорных навыков. Здесь обеспечивается максимальное соответствие сигналов на тренажере сигналам в реальности (радисты и другие). - тренажеры для формирования сенсомоторных навыков. В них воспроизводится компоновка сенсорного и моторного полей, реальных пунктов управления. Используются для подготовки танкистов, водителей, летчиков, операторов, работающих в режиме слежения. - тренажеры для формирования умственных навыков. В них обеспечивается максимальное смысловое соответствие модели реальной обстановке. Используются для выработки способов решения алгоритмизированных и проблемных ситуаций. Готовят железнодорожных и авиадиспетчеров, командиров кораблей и т.д. - тренажеры смешенного типа, обеспечивающие одновременное формирование вышеназванных навыков.
4. Использование теории планомерного формирования умственных действий профессиональной подготовки. При подготовке специалиста важно добиться того, чтобы человек выполнял действия с заданной точностью и скоростью, а само действие было обобщенным и могло использоваться в разных условиях. Чтобы обеспечить формирование действия с заданными характеристиками, необходимо управлять процессом обучения. Одним из путей обеспечения такого управления является использование теории планомерного формирования умственных действий. В любом действии выделяют исполнительную и ориентировочную стороны. Исполнительная – система операций по изменению объекта действия. Ориентировочная – отражение цели, условий и содержания действия. Она называется ориентировочной основой действия (ООД). В процессе обучения ООД становится знанием, действие – умением, которое после упражнения становится навыком. Особенности ООД определяют ход формирования действия на результат. При этом важно учесть два основных момента: а – ООД должна быть полной. Это требует выполнение следующих условий: 1 – четко определены параметры цели действия; 2 – подробно охарактеризован объект действия, выполнены параметры, необходимые для решения задач; 3 – описаны технические стадии преобразования объекта, их содержание, последовательность, показатели, которым они должны соответствовать; 4 – выявлены необходимые орудия, их характеристики и функции; 5 – подробно определен состав исполнительных операций, способы их выполнения и последовательности; 6 – выделены способы контроля за ходом выполнения действия; 7 – схематически представлен общий план выполнения задания. б - важен также способ формирования ООД. Различают два пути формирования ООД: 1 – ООД дается в готовом виде, как инструкция, которую необходимо запомнить. Эта инструкция дополняется готовыми образцами действий, поэтому этот путь называется методом образца; 2 – обучаемым дается только способ поиска ООД и он сам под руководством обучающего строит ООД. Это проблемно теоретический метод. Оба пути ведут к знанию инструкции, но качества знаний разные. Второй путь дает более глубокое понимание, возможность правильно действовать не только в широком круге типичных ситуаций, но и в любых маловероятных ситуациях, т.к. обеспечивают ООД. Метод образца полного усвоения не гарантирует. Причина различий в том, что проблемно-теоретический метод делает знания целью действия человека, для достижения которого он использует свою собственную активность. На первом этапе создается мотивирование и усвоение действия, далее формируется ООД. Далее происходит обработка действий в начале в материальном плане, затем во внешнеречевом, а затем в умственном плане. При этом переход от одного этапа к другому осуществляется при полном условии действия на предыдущем этапе при достижении заданных характеристик его выполнения.
Лекция 10.Психологические вопросы безопасности труда.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.19.23 (0.01 с.) |