![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проф. компенсация и реабилитация.Содержание книги Поиск на нашем сайте
Компенсация – уравновешивание, выравнивание наступивших в психике нарушений путем развития замещающих функций. Компенсация – возмещение недоразвитой или нарушенной функции путем использования сохранных или перестройкой частично нарушенных функций. Компенсированное приспособление – восстановление равновесия между требованиями профессии и психическими функциями человека. Проф. компенсирование – замена недостаточного уровня развития одного профессионально-важного качества более высоким уровнем развития или других профессионально-важных качеств. Различают социальную и деятельностную компенсацию. При социальной компенсации люди с разными способностями достигают социально-равных результатов статуса но в разных видах деятельности. Деятельностная компенсация обеспечивает одинаковую эффективность в одном виде деятельности. Здесь возможна компенсация недостатка способностей, приобретенными знаниями, умениями, навыками. Формирование индивидуального стиля деятельности, другой более развитой способностью. В каждой профессии есть ядерные, мало компенсируемые психические качества, но есть и легко компенсируемые.
Проблема реабилитации возникает при проф. заболеваниях. Проф. реабилитация – возвращение больного человека или индивида к общественно значимому труду с помощью значимых мероприятий. При проф. заболеваниях большое значение имеют трудовая и медицинская реабилитация. Они направлены на восстановление здоровья до возможной нормы в физиологическом, психологическом, трудовом отношении. Различают следующие виды реабилитации: - медицинская – лечение плюс трудоустройство; - профессиональная – обучение, переучивание, переквалификация; - социально-трудовая реабилитация – трудовое устройство человека; - психологическая реабилитация – восстановление желания работать. Реабилитация в целом должна быть системной. Надо восстанавливать не только трудовые функции, но и целостную активность личности, т.е. осуществлять психологическую реабилитацию. В ходе реабилитации необходимо не только избавить человека от недуга, но и изменить отношение к нему больного и окружающих людей. Реабилитация должна реинтегрировать человека в обществе, восстанавливать личность, социальный и профессиональный статус больного человека. Реабилитация предполагает восстановление адекватной трудовой направленности, установки, т.е. смысловую соотнесенность главных мотивов личности с трудовыми действиями. Необходимо восстанавливать проф. направленность, стремление развивать свои проф. возможности. Если задачи социально-трудовой реабилитации – восстановление трудоспособности, то задача проф. реабилитации – восстановление профессионализма. В первом случае восстанавливается желание и способность работать, а во втором – происходит возвращение ранее утраченных навыков проф. статуса.
Показателем успешной социально- трудовой и профессиональной реабилитации является восстановление мотивационной направленности ценностной личности как субъекта труда, утраченных трудовых и профессиональных навыков, отсутствие дискомфорта. Реабилитационная работа должна начинаться как можно раньше, пока не зафиксировались патологические варианты жизнедеятельности.
Лекция 9.Психологические основы обучения и воспитания рабочих кадров. Умения и навыки. Умение относится к навыку так же, как программа действия относится к ее реализации. Умение шире навыков. Оно предполагает разные варианты реализации действия. Один из вариантов реализации действия в результате многократного повторения может закрепиться и стать навыком (человек может написать фамилию мелом, вырезанием и другими способами, но когда он расписывается в документе – это пример навыка). Умение предполагает сознательный контроль процесса его выполнения, а навык разгружает сознание от этой функции. В навыке контролируется лишь результат действия, а не процесс его выполнения. Существуют различные классификации умений. Е.А. Милерен различает: - познавательные умения - политехнические умения - конструктивно – технологические умения - организационно – технические умения - операционно - контрольные умения. В разных профессиях преобладает один из названных типов умений. Ю.З. Гильбух выделяет: 1.Умения, используемые для приема информации: - сенсорные умения – умение воспринимать отдельные свойства предметов и явлений в трудовом процессе, а также внутренних состояний организма самого субъекта.
- перцептивные умения – обеспечивают целостное восприятие предметов и явлений трудового процесса (сигнал радиолокатора и т.д.). - аттенционные умения – умение быть внимательным, концентрировать, переключать внимание, сохранять состояние бдительности. 2.Умения, необходимые для хранения и переработки информации: - мнимические умения – умения, связанные с функционированием кратковременной и долговременной памяти. - мыслительные умения – связаны с переработкой информации, хранящейся в оперативной и долговременной памяти. Они ведут к принятию решения о необходимых действиях. - имоажинативные умения – умения, связанные с построением мыслительных образов, таких предметов и явлений, которые не воспринимались непосредственно субъектом (построение образа по чертам). Сюда же относится другой тип - построение образа по условным сигналам (образ полета по показаниям приборов). 3.Умения по передаче переработанной информации – сенсомоторные умения. Это умения совершать движения на основе отражения отдельных свойств предметов и явлений или их целостного образа.
Формирование навыка. Одной из целей является формирование умений. Некоторые компоненты умений автоматизируются и превращаются в навыки. Упражнение – многократное повторение действий с целью усовершенствования. Оно также необходимо для предотвращения деавтоматизации навыка при длительном «неиспользовании». Для сохранения навыка необходимо производить периодические тренировки. Обычно это касается тех навыков, которые необходимы в редко возникающих аварийных ситуациях. Процесс овладения профессией начинается с приобретения знаний. Простое знание, способы выполнения действия обычно не ведут к его выполнению с требуемой скоростью и точностью. Здесь нужны упражнения, которые бывают: - учебные – объясняют принцип выполнения действия, его содержание - тренировочные – отработка и автоматизация действия, совершенствование выполнения учебных упражнений. Чебышева и Уолф выдвигают следующие требования к упражнениям: - определенность задач упражнения, понимание цели и способов ее достижения - наличие обратной связи, то есть своевременной объективной оценки результатов упражнения. Это является условием формирования самоконтроля и самооценки выполнения действия. - активность обучаемого в преодолении трудностей - разнообразие процессов упражнения, так как однообразие снижает интерес и активность обучаемого - постепенное усложнение задачи упражнения и повышение требований к скорости и точности работы - рациональное распределение упражнений во времени. Упражнения должны быть не слишком частыми, чтобы не утомлять и не слишком редкими, чтобы не разрушался навык - разнообразие материалов практических задач. С одной стороны, это замедляет скорость обучения, но в то же время задерживает утомление. Но главное, это способствует формированию обобщенного навыка, обеспечивает его перенос в новые условия - полнота и определенность инструкций. Должны быть необходимые сведения для выполнения действия, которые должны пониматься однозначно. В процессе упражнения и выполнения навыков происходит их взаимодействие, то есть старые и новые навыки влияют на выполнение друг друга. Отрицательное влияние – интерференция. Положительное влияние – перенос.
Для обеспечения переноса навыка и исключения интерференции Уолф предлагает использовать идентичные методы обучения разными преподавателями и переходить к упражнению нового навыка только после освоения предыдущего.
Тренажеры и их виды. Тренажеры представляют собой технические средства, которые используются обучении и тренировке. Они основаны на методе моделирования, так как они воспроизводят свойства реального объекта и моделируют деятельность профессионалов. Методы моделирования реальной обстановки в тренажерах могут быть различными (электрическими, механическими и т.д.). как правило тренажеры моделируют реальность не полно и не точно. Тренажеры делятся на: - адаптивные – алгоритм обучения изменяется автоматически в зависимости от успехов обучаемого. А стратегия обучения зависит от его индивидуальных особенностей. Данные по уровню подготовки накаливаются и выбирается такой способ представления реальных ситуаций, который обеспечивает максимальное их усвоение. Программное обеспечение тренажера учитывает не только текущие действия обучаемого, но и ход его обучения и тренировки. Такие тренажеры применяются в атомной энергетике и авиации. - игровые – позволяют проводить специальные игры, которые готовят к реальным действиям в аварийных ситуациях. Обычно применяются при подготовке оперативного персонала энергосистемы. В зависимости от особенностей тренируемых навыков тренажеры делятся: - тренажеры для формирования сенсорных навыков. Здесь обеспечивается максимальное соответствие сигналов на тренажере сигналам в реальности (радисты и другие). - тренажеры для формирования сенсомоторных навыков. В них воспроизводится компоновка сенсорного и моторного полей, реальных пунктов управления. Используются для подготовки танкистов, водителей, летчиков, операторов, работающих в режиме слежения. - тренажеры для формирования умственных навыков. В них обеспечивается максимальное смысловое соответствие модели реальной обстановке. Используются для выработки способов решения алгоритмизированных и проблемных ситуаций. Готовят железнодорожных и авиадиспетчеров, командиров кораблей и т.д. - тренажеры смешенного типа, обеспечивающие одновременное формирование вышеназванных навыков.
4. Использование теории планомерного формирования умственных действий профессиональной подготовки. При подготовке специалиста важно добиться того, чтобы человек выполнял действия с заданной точностью и скоростью, а само действие было обобщенным и могло использоваться в разных условиях. Чтобы обеспечить формирование действия с заданными характеристиками, необходимо управлять процессом обучения. Одним из путей обеспечения такого управления является использование теории планомерного формирования умственных действий. В любом действии выделяют исполнительную и ориентировочную стороны.
Исполнительная – система операций по изменению объекта действия. Ориентировочная – отражение цели, условий и содержания действия. Она называется ориентировочной основой действия (ООД). В процессе обучения ООД становится знанием, действие – умением, которое после упражнения становится навыком. Особенности ООД определяют ход формирования действия на результат. При этом важно учесть два основных момента: а – ООД должна быть полной. Это требует выполнение следующих условий: 1 – четко определены параметры цели действия; 2 – подробно охарактеризован объект действия, выполнены параметры, необходимые для решения задач; 3 – описаны технические стадии преобразования объекта, их содержание, последовательность, показатели, которым они должны соответствовать; 4 – выявлены необходимые орудия, их характеристики и функции; 5 – подробно определен состав исполнительных операций, способы их выполнения и последовательности; 6 – выделены способы контроля за ходом выполнения действия; 7 – схематически представлен общий план выполнения задания. б - важен также способ формирования ООД. Различают два пути формирования ООД: 1 – ООД дается в готовом виде, как инструкция, которую необходимо запомнить. Эта инструкция дополняется готовыми образцами действий, поэтому этот путь называется методом образца; 2 – обучаемым дается только способ поиска ООД и он сам под руководством обучающего строит ООД. Это проблемно теоретический метод. Оба пути ведут к знанию инструкции, но качества знаний разные. Второй путь дает более глубокое понимание, возможность правильно действовать не только в широком круге типичных ситуаций, но и в любых маловероятных ситуациях, т.к. обеспечивают ООД. Метод образца полного усвоения не гарантирует. Причина различий в том, что проблемно-теоретический метод делает знания целью действия человека, для достижения которого он использует свою собственную активность. На первом этапе создается мотивирование и усвоение действия, далее формируется ООД. Далее происходит обработка действий в начале в материальном плане, затем во внешнеречевом, а затем в умственном плане. При этом переход от одного этапа к другому осуществляется при полном условии действия на предыдущем этапе при достижении заданных характеристик его выполнения.
Лекция 10.Психологические вопросы безопасности труда.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.103.151 (0.009 с.) |