Лекция 3. Преобразующие методы психологии труда. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 3. Преобразующие методы психологии труда.



 

Наука существует для того, чтобы быть полезной практике. Соответственно она должна иметь полезные для практики средства, изыскивать их. В психологии труда этими средствами являлись преобразующие методы. Эти методы во-первых направлены на построение, реконструкцию и коррекцию психических регуляторов поведения и деятельности. Во-вторых они направлены на рациональную обстоятельность труда, его вещественных средств предметной и социальной среды. В конечном итоге и во втором случае эти методы направлены одновременно на психику человека.

Новые средства предъявляют новые требования к психике человека. Совокупность преобразующих методов включают в себя следующие группы методов:

1- методы формирования и использования субъективных методов труда:

- методы проф. самоопределения, самовоспитания, самообучения, поиска индивидуального стиля деятельности, путей адаптации в рабочей обстановке и в коллективе;

- методы проф. консультации, проф. просвещения, психология просвещения трудящихся в целях обеспечения саморегуляции субъектов труда;

- методы трудового обучения, воспитания, проф. обучения, проф. отбора и проф. подбора, психологии тренинга;

- методы коррекции функциональных состояний;

- методы коррекции индивидуального стиля деятельности.

2- методы использования формирования и проектирования объективных факторов труда:

- методы рационализаторской и изобретательской работы профессионалов, направленные на улучшение средств и условий труда;

- методы разработки психологически обоснованных рекомендаций к техническим проектам средств и условий труда (инженерно психологическое и эргономическое проектирование);

- методы разработки и рекомендации по активизации деловых и личных отношений в трудовом коллективе.

Обычно практические задачи в психологии ставятся в виде социального заказа (снизить текучесть кадров, увеличить производительность труда, уменьшить % брака, изменить отношение молодежи к сфере материального производства и т.д.) эта работа должна быть переведена на язык психологии.

По Е.А. Климову это может быть сделано следующим образом.

1. Определить объект психологии воздействия (один человек, члены группы или группа людей как организованная, так и нет);

2. Составить картину психологических регуляторов активности объекта воздействия (находится ли он в пределах медицинской нормы – физическое и психологическое здоровье, признает ли общепринятые требования здравого смысла, ценности, нормы, идеалы, моральные и деловые качества- это возможно путем изучения его биографии);

3. Выделить и определить 3 ситуации:

А) наличную ситуацию, в которой существует в данный момент объект воздействия;

Б) конечную ситуацию – где должен оказаться объект в результате воздействия на него;

В) общую социально производственную ситуацию, в которую может внести положительный вклад активность объекта, ожидаемая в результате психологического воздействия.

4. Выделить картину потребностного состояния объекта. Факты его неудовлетворения в наличном стечении обстоятельств;

5. Показать объекту воздействия несоответствия социально-производственной ситуации некоторым признаваемым им идеалам, нормам, здравому смыслу, что улучшение дел требует от него определенных действий, что именно он может и должен принять участие по улучшению положения дел;

6. Показать привлекательность конечной ситуации, ее предпочтительность по сравнению с наличной ситуацией;

7. Показать реальную достижимость, соответствующую цель, предоставить средства для движения к желаемой ситуации;

8. При необходимости добиться согласия человека или группы поступиться некоторыми второстепенными ценностями ради привлекательной перспективы;

9. Документально или устно в виде оповещения коллектива зафиксировать факт включения объекта в новую ситуацию.

 

 

Лекция 4. Человек и труд.

 

Понятие об эргатической системе.

 

Труд осуществляется в системе субъект труда – средство труда – средство труда – производственная среда. Эту систему можно назвать эргатической (эрг – работа, дело).

Главное здесь не то, что система производит работу, а то, что она производит потребительскую стоимость, то есть система производит предмет, информацию, улучшает ход социальных процессов и так далее.

Эту систему нельзя назвать трудовой, так как в ней некоторые функции выполняет техника, которая является средством и не может трудиться. Трудится только человек. Трудовая функция, переданная технике, уже не может быть названа трудовой, так как машина не трудится, а функционирует.

Функция средств труда – это снятие ограничений и увеличение возможностей человека как субъекта труда.

Основные функции эргатической системы:

1. Духовное производство:

- построение идеологии

- построение перспектив развития сообщества

- целеполагание

- накопление знаний

- накопление эмоционального опыта

- посторенние смыслов трудовой деятельности

2. Упорядочение социальных процессов:

- построение общественных норм и правил

- построение социальной коммуникации и средств воздействия на членов общества

- построение стратегических планов деятельности

- построение тактических планов деятельности

- построение охраны, защиты эргатической системы от помех, отклонений и разрушений

3. Обслуживание, самообслуживание:

- построение жизнеобеспечения субъекта труда

- построение средств стабилизации, восстановления и развития:

“ выбор режима работы

“ инструктаж, обучение, самообучение

“ самоорганизация внутренних средств

“ лечение, самолечение

“ ремонтное обслуживание средств

“ обслуживание предметной обстановки труда

“ совершенствование эргатической системы

4. Материальное производство:

- оперативно – гностические функции:

“ прием информации

“ переработка информации

“ принятие решения

- оперативно – практические функции:

“ организация предметной среды и внешних средств в зоне работы

“ организация непосредственно социальной среды

“ оперативная самоорганизация субъекта труда конкретной обстановке

“ перемещение предметов и средств труда

“ приложение физических усилий

“ управление предметом труда, обстановкой в зоне работы

“ обеспечение взаимодействия средств и предмета труда

 

Объект труда и его основные разновидности.

 

Труд отличается, прежде всего, характером его объекта. Различают 5 основных разновидностей:

1- биологичесмкие системы. Объектом труда здесь выступают растения, животные, микроорганизмы

2- неживые природные и технические системы. Это реки, горы, гидроэлектростанции и так далее

3- социальные системы. Это группы взаимосвязанных совместной деятельностью людей

4- знаковые системы. Это текст, условные обозначения и так далее

5- формы художественного отображения действительности. Это музыка, балет, живопись и так далее.

 

Предмет труда.

Предмет труда – исходный материал, преобразуя который человек получает необходимый продукт.

В материальном производстве предмет труда определяется довольно легко, но не всегда. Предметом труда водителя является рейс, который складывается из различных ситуаций. Водитель вносит коррективы в них. В качестве предмета труда может выступить и организм субъекта – балет (артист работает над своим телом). Следует различать заданный и субъективный предмет труда.

Субъективный предмет труда – представление предмета труда в сознании субъекта. У новичка это представление беднее и менее точное, чем у профессионала.

 

Цели труда.

Цель труда - это представление о конечном результате труда. Оно обычно фиксируется документально, путем изображения, описания формулировки общих требований к ней. Однако не во всякой деятельности цель труда может быть задана документально (результат труда руководителя – хорошее состояние коллектива). В подобных случаях результат такого труда оценивается экспертами.

Есть профессии, где цель труда не задается, а ищется. Здесь цель определяется в виде общих требований, пожеланий. От исполнителях требуется творчество в определении параметров целей. Существуют такие виды труда, где цель задана жестко, точно и требуется, чтобы продукт труда соответствовал заранее заданным параметрам. Здесь также возможно творчество, но уже в определении средств и способов определения цели.

Следует различать объективно заданные и субъективно принятые цели (объективная цель деятельности продавца – доводить товар до потребителя, но субъективная – сбыть залежалый товар, обмануть).

 

Средства и орудия труда.

Средством труда может быть любое явление, предмет и процесс, которое обеспечивает взаимодействие человека с предметом труда (средством труда педагога может быть интонация речи, дирижера – оркестр и так далее).

Средства труда бывают:

- внутренними (знания)

- внешними (молоток)

В свою очередь внешние средства труда делятся на 2 группы:

1. Внешние вещественные средства:

а) средства приема – получения информации:

- приборы, дающие изображение,

- приборы, дающие информацию в виде сигналов,

б)средства для обработки информации,

в)средства для передачи информации среди людей в обществе,

г)средства для осуществления практических действий с объектом труда.

По степени механизации и автоматизации процессов труда различают следующие средства труда:

- ручные (лопата, молоток)

- машинно–ручные (пишущая, швейная и другие машинки)

- механизированные средства (автомобиль)

- автоматизированные средства (прокатный стан)

- автоматы (работают без участия человека)

2. В нешние функциональные средства труда:

а)выразительные средства поведения, речи человека как субъекта труда

б)организм человека, его подсистема и органы

в)группа функционирующих людей как объект руководства, управления.

3. Внутренние средства труда - знания, умения и навыки. Они отражаются в нормативной и инструктивно–методической документации. Профессионал должен уметь выбирать внутренние средства сообразно ситуации и умело использовать их для достижения цели труда. В ходе усвоения и накопления опыта внутренние средства становятся индивидуально своеобразными и превращаются в условия профессионального мастерства.

 

6.Условия труда (профессиональная среда).

Основными компонентами профессиональной среды являются:

- физическая среда. В ней большое значение имеют санитарно – гигиенические явления (температура, давление, влажность, пыль и т.п.). эти факторы влияют на работоспособность и психические способности. Поэтому их воздействие на человека нормируется.

- социальная среда. Определяется межчеловеческими отношениями, которые влияют не только на эффективность труда, но и на психологическое и физическое здоровье трудящихся. В любой социальной группе складывается определенный климат взаимоотношений. Он может быть благоприятным или нет для ее членов.

- организационная среда. Определяется особенностями организации труда. Это количество смен, внутрисменный режим труда и отдыха, длительность отпуска и так далее. Также это организация взаимодействия между отдельными работниками и так далее.

- экономические условия. Определяются системой оплаты труда, материальной базой предприятия для проведения отдыха и досуга.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 967; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.209.56.116 (0.034 с.)