Тема 3. Психология познавательных процессов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Психология познавательных процессов.



СОДЕРЖАНИЕ

 

 

  Стр.
Введение  
Рабочая программа курса  
Планы семинарских занятий  
Рекомендации по выполнению контрольных работ  
Тематика контрольных работ  
Литература  
Тематика докладов и рефератов  
Вопросы для самопроверки и зачета  

 

ВВЕДЕНИЕ

Сборник методических документов по предмету «Психология и педагогика» включает в себя программу курса, состоящую из двух частей (часть I – «Психология», часть II – «Педагогика»), планы семинарских занятий (I и II части), тематику контрольных работ (I и II части) для студентов заочной формы обучения и рекомендации по их выполнению, тематику докладов и рефератов, список литературы для самостоятельного освоения курса.

Расчет часов семинарских занятий дан по учебному плану дневного отделения. Для студентов вечерней и заочной форм обучения преподаватель корректирует часы и темы занятий и согласует их со студентами.

 

Рабочая программа курса «Психология и педагогика».

Часть I. Психология.

Тема 1. Психология как наука.

Предмет, объект и методы психологии. История развития психологического знания. Период формирования психологического знания в рамках других наук (V-IV в.в. до н.э. – 60-е года XIX века); психология как самостоятельная дисциплина (60-е годы XIX века – настоящее время). Современные психологические концепции. Основные направления в психологии. Место психологии в системе наук.

 

Тема 2. Психика и организм, сознание и подсознание.

Понятие о психике. Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Структура психики. Сознание и его структура. Соотношение сознания и бессознательного.

 

Тема 3. Психология познавательных процессов.

Познавательные психические процессы: общая характеристика. Ощущения: классификация и свойства. Восприятие: виды и свойства. Воображение: виды и формы проявления. Воображение и творчество. Внимание, теории внимания, развитие внимания. Мышление, его сущность, типы, виды. Индивидуальные особенности мышления. Мышление и интеллект. Речь как инструмент мышления и средство общения. Эмоции, их виды, эмоциональные состояния. Психическая регуляция поведения и деятельности.

 

Тема 4. Психология личности.

Общее понятие о личности. Проблема личности в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Психологические типы, архетип. Национально-психологические типы. Теории личности: психодинамическая, аналитическая, гуманистическая, когнитивная, поведенческая, деятельностная, диспозиционная.

 

Тема 5. Психология общения и межличностных отношений.

Понятие общения и межличностных отношений. Виды общения. Категории общения: взаимодействие, перцепция, коммуникация, конформизм и нонконформизм, референтная группа, атрибуция, идентификация, эмпатия, рефлексия, стереотипы. Вербальная и невербальная коммуникация. Методы и навыки ведения деловых переговоров. Психология малых групп, межгрупповые отношения. Конфликт, типы конфликтов и пути их разрешения. Этические нормы общения.

 

Тема 6. Психология в современном мире.

Психология и общество. Психология и труд. Профессиональная психология. Инженерная психология. Экономическая психология. Правовая психология. Модели политической психологии: федеральный и региональный аспекты. Психология глобальных проблем современности. Психология и культура ноосферного мышления.

 

 

Часть II. Педагогика.

Тема 1. Педагогика как наука.

Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Происхождение педагогики и основные этапы ее развития. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Общекультурное значение педагогики.

 

Тема 2. Образование человека.

Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования. Единство образования и самообразования. Управление образовательными системами.

 

Тема 3. Педагогический процесс.

Образовательная, воспитательная, и развивающая функции обучения. Воспитание в педагогическом процессе. Общие формы организации учебной деятельности: урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.

 

Тема 4. Воспитание человека.

Человек как предмет воспитания. Цели воспитания и самовоспитания. Способы воспитательного воздействия на человека. Типы, модели и стили воспитания. Семья как субъект педагогического воздействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ЧАСТЬ I. Психология.

 

I. Психология как наука.

1. Предмет, объект и научно-исследовательские методы психологии.

2. Понятие о психике и ее эволюции.

3. Происхождение и развитие сознания человека. Структура сознания.

4. Психологическая теория деятельности.

Основная литература:

1. Психология. Учебник для технических вузов. Под ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2000.

2. Психология. Учебник для экономических вузов. Под ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2000.

3. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. Учебник для вузов. СПб., 2000.

4. Немов Р.С. Психология. В 3 т., т 1., М., 1995.

5. Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др. Психология и педагогика. М. – Новосибирск, 1998.

6. Петровский А.В. Введение в психологию. М., 1995.

Дополнительная литература:

1. Бадмаев Б.Ц. Психология: как ее изучить и усвоить. М., 1997.

2. Гуревич П.С. Психология. Учебное пособие. М., 1999.

3. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2000.

4. Психология. Учебник. Под ред. А.А. Крылова. М., 1998.

5. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов. Под ред. А.А. Радугина М., 2000.

6. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М., 1997.

7. Степанов С.С. Психология в лицах. М., 2001.

8. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 1999.

9. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. Минск, 2000.

III. Психология личности.

1. Проблема личности в психологии.

2. Структура личности.

3. Психические свойства личности.

4. Психологические типы, архетип.

Основная литература:

1. Психология. Учебник для технических вузов. Под ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2000.

2. Психология. Учебник для экономических вузов. Под ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2000.

3. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. Учебник для вузов. СПб., 2000.

4. Немов Р.С. Психология. В 3 т., т 1., М., 1995.

5. Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др. Психология и педагогика. М. – Новосибирск., 1998.

6. Петровский А.В. Введение в психологию. М., 1995.+

Дополнительная литература:

1. Алейникова Т.В. Психоанализ. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2000.

2. Гуревич П.С. Психология. Учебное пособие., М., 1999.

3. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2000.

4. Психология. Учебник под ред. А.А. Крылова, М., 1998.

5. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов. Под ред. А.А. Радугина, М., 2000.

6. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 1999.

7. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции., М., 1991.

8. Юнг К.Г. Психологические типы., М., 1995.

9. Юнг К.Г. Душа и мир: шесть архетипов. Киев, 1996.

10. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. Минск, 2000.

 

V. Психология труда.

1. Психология и трудовая деятельность.

2. Психические состояния в профессиональной деятельности человека.

3. Профессиональное развитие личности.

4. Основы инженерной (экономической, правовой) психологии.

Основная литература:

1. Психология. Учебник для технических вузов. Под ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2000.

2. Психология. Учебник для экономических вузов. Под ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2000.

3. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. Под ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2000.

4. Психология. Учебник. Под ред. А.А. Крылова, М., 1999.

Дополнительная литература:

1. Китов А.И. Экономическая психология. М., 1987.

2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 1996.

3. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М., 1998.

4. Романов В.В. Юридическая психология. М., 1999.

5. Обознов А.А. Инженерная психология. М., 1998.

6. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. Минск, 2000.

 

Планы семинарских занятий.

Часть II. Педагогика

 

I. Педагогика как наука.

1. Предмет педагогической науки.

2. Задачи, функции, методы педагогики.

3. Основные категории педагогики.

4. Общекультурное значение педагогики.

Основная литература:

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб., 2000

2. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. Учебник для вузов. СПб., 2000.

3. Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшкина Т.В. и др. Психология и педагогика. М.-Новосибирск, 1998.

4. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов. Под ред. А.А. Радугина М., 2000.

5. Столяренко А.М. Психология и педагогика. М., 2001.

6. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону 1999.

Дополнительная литература:

1. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990.

2. Мижериков В.А. Психолого-педагогический словарь. Ростов-на-Дону, 1998.

3. Сластенин В.А., Исаев И.Ф. и др. Педагогика. М., 1997.

4. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М., 1998.

III. Образование человека.

1. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс.

2. Образовательная система России: теория и практика.

3. Цели, содержание, структура непрерывного образования.

4. Единство образования и самообразования.

Основная литература:

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб., 2000.

2. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. Учебник для вузов. СПб., 2000.

3. Столяренко А.М. Психология и педагогика. М., 2001.

4. Филатов О.К. Информатизация современных технологий обучения в высшей школе. Ростов-на-Дону, 1997.

5. Филатов О.К., Чернилевский Д.В. Дистанционное обучение: подходы и перспективы. М., 1999.

6. Чернилевский Д.В., Филатов О.К. Технология обучения в высшей школе. М., 1996.

7. Чернилевский Д.В., Филатов О.К., Мазолин В.П. Креативная педагогика преподавателя высшей школы. М., 2000.

Дополнительная литература:

1. Брайан С. Общество и образование. М., 1989.

2. Закон РФ «Об образовании» М., 1996.

3. Закон РФ «О высшем и послевузовском образовании» М., 1996.

4. Миронов В.П. Век образования. М., 1990.

5. Образование: традиции и инновации в условиях социальны перемен. М., 1997.

IV. Педагогический процесс.

1. Общеобразовательная, воспитательная и развивающая функции обучения.

2. Общие формы организации учебной деятельности.

3. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.

4. Управление общеобразовательными системами.

Основная литература:

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб., 2000.

2. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. Учебник для вузов. СПб., 2000.

3. Столяренко А.М. Психология и педагогика. М., 2001.

4. Филатов О.К. Информатизация современных технологий обучения в высшей школе. Ростов-на-Дону, 1997.

5. Филатов О.К., Чернилевский Д.В. Дистанционное обучение: подходы и перспективы. М., 1999.

6. Чернилевский Д.В., Филатов О.К. Технология обучения в высшей школе. М., 1996.

7. Чернилевский Д.В., Филатов О.К., Мазолин В.П. Креативная педагогика преподавателя высшей школы. М., 2000.

Дополнительная литература:

1. Березовин Н.А. Проблема педагогического обучения. Минск, 1999.

2. Мижериков В.А. Психологи-педагогический словарь. Ростов-на-Дону, 1998.

3. Оконь В. Введение в общую дидактику. М., 1990.

4. Педагогика и психология высшей школы. Ростов-на-Дону, 1998.

5. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов. Под ред. А.А. Радугина. М., 2000.

V. Образование в современном мире.

1. Инновационные образовательные системы (конец XX- XXI вв.).

2. Инновации в высшей школе.

3. Современные образовательные технологии.

4. Современное мировое образовательное пространство.

Основная литература:

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб., 2000.

2. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. Учебник для вузов. СПб., 2000.

3. Столяренко А.М. Психология и педагогика. М., 2001.

4. Филатов О.К. Информатизация современных технологий обучения в высшей школе. Ростов-на-Дону, 1997.

5. Филатов О.К., Чернилевский Д.В. Дистанционное обучение: подходы и перспективы. М., 1999.

6. Чернилевский Д.В., Филатов О.К. Технология обучения в высшей школе. М., 1996.

7. Чернилевский Д.В., Филатов О.К., Мазолин В.П. Креативная педагогика преподавателя высшей школы. М., 2000.

Дополнительная литература:

1. Компьютерно ориентированные обучающие технологии в инженерной подготовке. М., 1998.

2. Лиферов А.П. Интеграционный потенциал образовательных систем крупнейших регионов мира (технология, сравнительный анализ). Рязань, 1997.

3. Образование: традиция и инновации в условиях социальных перемен. М., 1997.

4. Педагогика и психология высшей школы. Ростов-на-Дону, 1998.

 

 

Рекомендации по выполнению контрольных работ и требования, предъявляемые к контрольным работам (для студентов заочной формы обучения).

 

Студенты заочной формы обучения выполняют контрольную работу по предмету «Психология и педагогика» в соответствии с учебным графиком. Выбор темы контрольной работы определяется последней цифрой номера зачетной книжки. Например: номер 293-ЭМ-2000 соответствует теме №3 I части тематики контрольных работ и теме №3 II части тематики.

Поскольку учебными графиками предусматривается выполнение одной контрольной работы по предмету «Психология и педагогика», студент вправе по своему усмотрению выполнить работу, взяв тему либо из I части тематики, либо из II части.

Студенты заочной формы обучения, изучающие отдельный предмет «Педагогика», выполняют контрольную работу по педагогике, руководствуясь тематикой, содержащейся во II части контрольных заданий - «Педагогика».

Контрольная работа может быть выполнена либо в рукописном, либо в печатном варианте. Объем - не менее 12 листов рукописного текста ученической тетради. Структура работы: название темы, план, ответы на вопросы плана, список использованной литературы.

К каждой теме контрольного задания дается список литературы. Литература подобрана с учетом фондов библиотеки МГТА (большая часть указанной литературы имеется либо на абонементе, либо в читальном зале). Помимо указанной литературы студент может использовать самостоятельно подобранную литературу к теме. В конце данного пособия дан список литературы в помощь студенту для успешного освоения курса.

Работая над выполнением контрольного задания, желательно использовать новые учебники (издания 2000 года), так как они соответствуют образовательным стандартам по предмету «Психология и педагогика». Для того, чтобы выполнить контрольную работу качественно, необходимо:

1. Изучить подобранную к теме литературу.

2. Сделать из нее необходимые выписки.

3. Составить ответы на вопросы плана контрольного задания.

4. Вопросы и ответы должны быть выделены в тексте в соответствии с планом.

5. Ответы на вопросы должны быть четкими, ясными, аргументированными, по существу.

6. Не допускается дословное списывание ответов с методических пособий кафедры, а также подача контрольных работ, взятых с готовых дискет, ксерокопированных работ. Подобные контрольные не зачитываются.

7. Работы должны быть выполнены самостоятельно. В случае подачи идентичных работ одного варианта ставится оценка «незачет».

 

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Часть I. Психология.

 

Тема 2. Психика и организм.

1. Биологические основы психики.

2. Структура психики.

3. Основные функции психики.

Литература:

1. Психология. Учебник для технических вузов. Под ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2000.

2. Психология. Учебник для экономических вузов. Под ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2000.

3. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. Учебник для вузов. СПб., 2000.

4. Немов Р.С. Психология. В 3 т., т 1., М., 1995.

5. Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др. Психология и педагогика. М. – Новосибирск, 1998.

6. Петровский А.В. Введение в психологию. М., 1995.

 

Тема 3. Сознание человека.

1. Происхождение и сущность сознания.

2. Структура сознания.

3. Соотношение сознания и бессознательного.

Литература:

1. Психология. Учебник для технических вузов. Под ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2000.

2. Психология. Учебник для экономических вузов. Под ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2000.

3. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. Учебник для вузов. СПб., 2000.

4. Немов Р.С. Психология. В 3 т., т 1., М., 1995.

5. Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др. Психология и педагогика. М. – Новосибирск, 1998.

6. Петровский А.В. Введение в психологию. М., 1995.

 

Тема 5. Деятельность.

1. Понятие деятельности.

2. Виды и структура деятельности.

3. Психическая регуляция поведения и деятельности.

Литература:

1. Психология. Учебник для технических вузов. Под ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2000.

2. Психология. Учебник для экономических вузов. Под ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2000.

3. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. Учебник для вузов. СПб., 2000.

4. Немов Р.С. Психология. В 3 т., т 1., М., 1995.

 

Тема 7. Общение.

1. Понятие общения.

2. Виды общения.

3. Основные категории общения (краткая характеристика).

Литература:

1. Психология. Учебник для технических вузов. Под ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2000.

2. Психология. Учебник для экономических вузов. Под ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2000.

3. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. Учебник для вузов. СПб., 2000.

4. Немов Р.С. Психология. В 3 т., т 1., М., 1995.

5. Петровский А.В. Введение в психологию. М., 1995.

 

Тема 9. Психология труда.

1. Психология и труд.

2. Профессиональная деятельность человека.

3. Основы инженерной (экономической, правовой) психологии.*

Литература:

1. Психология. Учебник для технических вузов. Под ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2000.

2. Психология. Учебник для экономических вузов. Под ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2000.

3. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. Под ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2000.

4. Психология. Учебник. Под ред. А.А.Крылова. М., 1998.

 

Тема 10. Психология глобальных проблем современности.

1. Понятие глобальных проблем современности.

2. Экологическая психология: ее сущность и значение.

3. Психология и культура ноосферного мышления.

 

 

* Примечание: пункт 3 темы №9 выполняется в зависимости от специальности: для технологических – инженерная, для экономических – экономическая, для юридических – правовая психология.

Литература:

1. Невлева И.М. Философия. Учебное пособие.М., 1999. Глава 18.

2. Психология. Учебник для технических вузов. Под ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2000.

3. Психология. Учебник для экономических вузов. Под ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2000.

4. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. Под ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2000.

 

 

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Часть II. Педагогика.

 

Тема 1. Педагогика как наука.

1. Предмет, объект, задачи педагогики.

2. Функции и методы педагогики.

3. Общекультурное значение педагогики.

Литература:

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб., 2000

2. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. Учебник для вузов. СПб., 2000.

3. Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшкина Т.В. и др. Психология и педагогика. М.-Новосибирск, 1998.

4. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов. Под ред. А.А. Радугина М., 2000.

5. Столяренко А.М. Психология и педагогика. М., 2001.

 

Тема 4. Образование человека.

1. Образование как общечеловеческая ценность.

2. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс.

3. Единство образования и самообразования.

Литература:

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб. 2000.

2. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. Учебник для вузов. СПб., 2000.

3. Столяренко А.М. Психология и педагогика. М., 2001.

4. Филатов О.К. Информатизация современных технологий обучения в высшей школе. Ростов-на-Дону, 1997.

5. Филатов О.К., Чернилевский Д.В. Дистанционное обучение: подходы и перспективы. М., 1999.

6. Чернилевский Д.В., Филатов О.К. Технология обучения в высшей школе. М., 1996.

7. Чернилевский Д.В., Филатов О.К., Мазолин В.П. Креативная педагогика преподавателя высшей школы. М., 2000.

 

Тема 10. Образование в современном мире.

1. Образование как способ вхождения человечества в мир науки и культуры.

2. Современное мировое образовательное пространство.

3. Образовательные технологии конца XX – XXI веков.

Литература:

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб., 2000.

2. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. Учебник для вузов. СПб., 2000.

3. Компьютерно ориентированные обучающие технологии в инженерной подготовке. М., 1998.

4. Лиферов А.П. Интеграционный потенциал образовательных систем крупнейших регионов мира (технология, сравнительный анализ). Рязань, 1997.

5. Образование: традиция и инновации в условиях социальных перемен. М., 1997.

6. Столяренко А.М. Психология и педагогика. М., 2001.

7. Филатов О.К. Информатизация современных технологий обучения в высшей школе. Ростов-на-Дону, 1997.

8. Филатов О.К., Чернилевский Д.В. Дистанционное обучение: подходы и перспективы. М., 1999.

9. Чернилевский Д.В., Филатов О.К. Технология обучения в высшей школе. М., 1996.

10. Чернилевский Д.В., Филатов О.К., Мазолин В.П. Креативная педагогика преподавателя высшей школы. М., 2000.

 

 

ЧастьI. «Психология»

1. Предмет психологии, ее задачи и методы.

2. Основные этапы развития психологической науки.

3. Современная психология и ее место в системе наук.

4. Понятие о психике и ее эволюции.

5. Происхождение и развитие сознания человека.

6. Соотношение сознания и бессознательного.

7. Психологическая теория деятельности.

8. Психические процессы как структурные элементы управления психической деятельностью.

9. Психические состояния и их регуляция.

10. Психические свойства личности.

11. Проблема личности в психологии.

12. Теории личности.

13. Психологические типы. Архетип.

14. Психология общения.

15. Психология межличностного воздействия.

16. Психология малых групп и межгруппового взаимодействия.

17. Психология массовых явлений.

18. Психология труда.

19. Профессиональное развитие личности.

20. Инженерная психология.

21. Экономическая психология.

22. Правовая психология.

23. Экологическая психология.

24. Политическая психология.

25. Психология и культура ноосферного мышления.

 

 

ЧастьII. «Педагогика»

1. Предмет педагогики, ее задачи и методы.

2. Основные категории педагогики.

3. Основные этапы развития западноевропейской педагогики.

4. Становление и развитие педагогики в России.

5. Современная школа и педагогика за рубежом.

6. Образовательная система России: теория и практика.

7. Педагогический идеал и его конкретно-историческое воплощение.

8. Педагоги-новаторы.

9. Цели, содержание, структура непрерывного образования.

10. Единство образования и самообразования.

11. Современные модели образования.

12. Современное мировое образовательное пространство.

13. Дидактические теории и концепции.

14. Образовательные технологии конца XX – XXI веков.

15. Нравственно – психологический образ педагога.

16. Специфика организации учебного процесса в вузе.

17. Инновации в высшей школе.

18. Средства и методы педагогического воздействия на личность.

19. Модели и стили воспитания.

20. Способы воспитательного воздействия на человека.

21. Семейное воспитание и семейная педагогика.

22. Общекультурное значение педагогики.

23. Образовательные системы и развитие личности.

24. Межличностные отношения в учебной ситуации.

25. Сущность и структура педагогической деятельности.

 

Вопросы для самопроверки и зачета.

Часть I. «Психология»

1. Объект и предмет психологии.

2. Место психологии в системе наук.

3. Основные этапы развития психологической науки.

4. Современные психологические теории и концепции (общая характеристика).

5. Психика и ее структура.

6. Познавательные психические процессы.

7. Психологическая теория деятельности.

8. Психические состояния и их регуляция.

9. Понятие личности. Структура личности.

10. Теории личности (общая характеристика).

11. Психологические типы, архетип.

12. Понятие общения, основные категории общения.

13. Межличностные отношения.

14. Психология малых групп.

15. Психология и трудовая деятельность.

 

 

Часть II. «Педагогика».

1. Предмет педагогики.

2. Основные категории педагогики.

3. Основные этапы развития педагогической науки.

4. Образование как социокультурный феномен.

5. Образование как педагогический процесс.

6. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения.

7. Дидактика: понятие, основные функции.

8. Цели, содержание и структура непрерывного образования.

9. Специфика организации учебного процесса в вузе.

10. Инновации в высшей школе.

11. Современное мировое образовательное пространство.

12. Воспитание человека.

13. Модели и стили воспитания.

14. Семейное воспитание.

15. Общекультурное значение педагогики

 

 

Научный редактор профессор ЕРЕМИН Ю.В.

 

Составитель профессор ЧИСТЯКОВА Е.В.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

  Стр.
Введение  
Рабочая программа курса  
Планы семинарских занятий  
Рекомендации по выполнению контрольных работ  
Тематика контрольных работ  
Литература  
Тематика докладов и рефератов  
Вопросы для самопроверки и зачета  

 

ВВЕДЕНИЕ

Сборник методических документов по предмету «Психология и педагогика» включает в себя программу курса, состоящую из двух частей (часть I – «Психология», часть II – «Педагогика»), планы семинарских занятий (I и II части), тематику контрольных работ (I и II части) для студентов заочной формы обучения и рекомендации по их выполнению, тематику докладов и рефератов, список литературы для самостоятельного освоения курса.

Расчет часов семинарских занятий дан по учебному плану дневного отделения. Для студентов вечерней и заочной форм обучения преподаватель корректирует часы и темы занятий и согласует их со студентами.

 

Рабочая программа курса «Психология и педагогика».

Часть I. Психология.

Тема 1. Психология как наука.

Предмет, объект и методы психологии. История развития психологического знания. Период формирования психологического знания в рамках других наук (V-IV в.в. до н.э. – 60-е года XIX века); психология как самостоятельная дисциплина (60-е годы XIX века – настоящее время). Современные психологические концепции. Основные направления в психологии. Место психологии в системе наук.

 

Тема 2. Психика и организм, сознание и подсознание.

Понятие о психике. Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Структура психики. Сознание и его структура. Соотношение сознания и бессознательного.

 

Тема 3. Психология познавательных процессов.

Познавательные психические процессы: общая характеристика. Ощущения: классификация и свойства. Восприятие: виды и свойства. Воображение: виды и формы проявления. Воображение и творчество. Внимание, теории внимания, развитие внимания. Мышление, его сущность, типы, виды. Индивидуальные особенности мышления. Мышление и интеллект. Речь как инструмент мышления и средство общения. Эмоции, их виды, эмоциональные состояния. Психическая регуляция поведения и деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.4.181 (0.247 с.)