Лекция 2. Краткая история отечественной и зарубежной психологии труда. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 2. Краткая история отечественной и зарубежной психологии труда.



Психология труда.

 

Лекция 1. Психология труда как научная дисциплина.

 

Предмет психологии труда.

Психология труда выявляет факты и закономерности психики человека, занятого трудом. Представляет собой систему психологических знаний о труде, как деятельности и трудящемся как ее субъекта. Научный путь получения этих знаний и их использования включает в себя 2 задачи:

1) производство психологических знаний;

2) использование психологических знаний в решении практических задач.

С точки зрения практики «производство психологических знаний» может показаться бесполезной, но никакая наука не может существовать без знаний, обеспечивающих ее развитие. Поэтому психология труда как отрасль науки не является чисто прикладной наукой. Она включает в себя не менее 4 звеньев:

- теоретический поиск;

- целенаправленное фундаментальное исследование;

- прикладные исследование (авиационная психология, психология исследования и т.д.);

-исследования для создания разработок, непосредственно внедряемых в практику.

Т.о. психология труда – отрасль психологии, изучающая условия, пути и методы научно обоснованного решения практически задач в области функционирования и формирования человека, как субъекта труда.

2. Связь психологии труда с другими областями
психологического знания.

Психология труда связана с различными отраслями психологической науки, к которой относится:

- общая психология – является основой теоретического понимания конкретных феноменов, характеризующих субъектов труда и его активность. Здесь речь идет о разных уровнях – сенсорные и мировоззрение. Психология труда в свою очередь вносит свой вклад в общую психологию, т.к. изучает ведущую деятельность взрослого человека;

- психофизиология – связана с психологией труда как и общая психология, но она рассматривает регуляторы поведения человека на уровне индивида;

- детская, возрастная и педагогическая психология – они помогают решать вопросы развития человека как субъекта деятельности в том числе и трудовой. Основные направления развития человека в детстве – вхождение в мир взрослых, в мир труда.

Психология труда разрабатывает необходимые для трудового воспитания и обучения представления о трудовой деятельности, мире профессий, о качествах, необходимых для успешной трудовой деятельности. Эти представления являются основой разработки вопросов обучения и воспитания. Общим для психологии труда и данных отраслей психологии являются:

- трудовое воспитание;

- профессиональное просвещение;

- профессиональное самоопределение;

- профессиональная консультация;

- профессиональная ориентация и др.

- психология аномальных детей – связана с психологией труда как детская, возрастная и педагогическая. Адаптировать аномальных детей к обществу означает адаптировать их к труду. Психология труда не только определяет возможности этих детей определять возможные виды выполняемой деятельности, но также уточняет психологические требования человека профессией;

- патопсихология и медицинская психология – они имеют с психологией труда пограничные проблемы, связанные с экспертизой трудоспособности людей, с нарушениями физического и психического здоровья, социально- трудовая реабилитация инвалидов;

- такие отрасли как инженерная психология, психология искусства, космическая психология, юридическая психология, психология спорта и т.д. – в той или иной мере являются частными разновидностями психологии труда, когда имеют дело с людьми, занятыми трудовой деятельностью.

 

Лекция 2. Краткая история отечественной и зарубежной психологии труда.

 

Вклад И.М. Сеченова в возникновение психологии труда.

 

Начало отечественной психологии труда положил физиолог И.М. Сеченов. Он изучил роль психических процессов в трудовых актах. Изучая формирование трудовых навыков, он впервые показал, что в этом процессе изменяется характер регуляции. Контроль от зрения переходит к кинестезии.

Сеченов открыл явление активного отдыха, которое заключается в том, что утомленная мышца восстанавливает свою работоспособность быстрее, если отдых осуществляется на фоне другой, не утомленной группой мышц, чем при пассивном отдыхе. Он предлагал использовать это явление в качестве 1 из лучших средств сохранения высокой работоспособности. Для изучения этого явления он изобрел специальный прибор – эргограф (запись работы)

Дальнейшее развитие психологии труда связано с появлением за рубежом, а в последствии и у нас прикладной психологии под названием психотехники.

Возникновение психотехники.

Психотехника возникла в самом начале 20 века. Ее развитие обусловлены двумя обстоятельствами:

1 – в психологии был накоплен запас знаний, нашедший применение в медицине, экономике, педагогике. Обнаружение различий в чувствительности анализаторов показало необходимость подбора людей для тех профессий, где требуется высокая чувствительность органов слуха и зрения. Было установлено, что различные цвета по разному влияют на психику человека. Это стало основой использования цвета для воздействия на производственную активность рабочих, лечение психических заболеваний и т.п.

2 – сложившиеся социально-экономические условия, характеризующиеся обострением конкурентной борьбы и стремлению предпринимателей к получению сверхприбыли. Это поставило проблему увеличения производительности труда рабочих, в т.ч. и средствами психологии.

Одним из известных направлений увеличения труда является тейлоризм.

Американский исследователь Тейлор говорил, что даже в Англии и США капиталистам удается использовать производительность силы рабочих лишь на 20%. Он хотел, чтобы рабочие отдавали весь свой промышленный потенциал. Он предложил следующую систему повышения производительности труда:

- найти для каждой работы наилучшие приемы выполнения;

- подобрать людей, которые с помощью этих приемов выполняли бы производственные операции за наименьшее время;

- исходя из работы этих людей, установить нормальное время выполнения каждой операции;

- путем регулирования зар. платы, угрозой увольнения и т.п. заставить всех рабочих укладываться в нормальное время при выполнении производственных операций.

Работу Тейлора продолжил Гилберт. Он выдвинул идею универсальных макродвижений из которых должна состоять любая операция. Эти движения он назвал треблигами. Эта идея была применена на заводах Г.Форда, где трудовые операции были максимально упрощены.

Слабостью работ Тейлора и Гилберта было то, что они не опирались на достижение наук о человеке, физиологию и психологию труда. Попытки устранить эту слабость и привели к созданию психотехники.

Психотехнику как термин предложил В. Штерн. Под ней он понимал использование психологии в экономике и промышленности. Основным направлением является профессиональный отбор. Он основывался на идее врожденных способностей и предназначенности человека для какой-либо одной профессии. Были широко развернуты работы по изучению профессий и разработки тестов для определения профессиональной пригодности.

В психотехнике изучались вопросы производственного утомления, рационализации режима труда и отдыха, формирования трудовых навыков, организация рабочего места, создание необходимой трудовой мотивации.

Психотехнические исследования легли в основу рационального размещения букв на клавиатуре пишущей машинки.

Штерн исследовал ценность свидетельских показаний с учетом закономерности внимания, памяти и влияния аффекта.

Психотехники изучали влияние рекламы на сознание и подсознания человека. Английский психотехник Дилль Скотт разработал хозяйственную педагогику – система воспитания рабочих и объединения их с предпринимателями.

Известным психотехником был Г. Мюнстерберг, который разработал систему тестов для отбора телефонистов, вагоновожатых, морских штурманов. При этом он опирался на тщательный анализ этих профессий. При отборе вагоновожатых он пытался воспроизвести сущность этой профессии. Это значительно увеличило точность его прогнозов. Количество несчастных случаев, а отсюда и убытки трамвайных компаний резко снизилось. Это привело к росту популярности психотехники.

Главный недостаток психотехники состоит в механическом понимании способностей как простой совокупности не связанных между собой отдельных свойств. Кратковременные испытания – тесты, давали не полную информацию об этих свойствах. Не редко профессиональный отбор и профессиональная ориентация проводилась не по критерию психологической пригодности человека к труду, а по политической благонадежности. Ценным тем не менее было то,что психология стала решать практические задачи. Это вызвало интерес к ней. Психотехническое движение набирало силу. Появились спец. журналы, проводились конгрессы.

Лекция 4. Человек и труд.

 

Предмет труда.

Предмет труда – исходный материал, преобразуя который человек получает необходимый продукт.

В материальном производстве предмет труда определяется довольно легко, но не всегда. Предметом труда водителя является рейс, который складывается из различных ситуаций. Водитель вносит коррективы в них. В качестве предмета труда может выступить и организм субъекта – балет (артист работает над своим телом). Следует различать заданный и субъективный предмет труда.

Субъективный предмет труда – представление предмета труда в сознании субъекта. У новичка это представление беднее и менее точное, чем у профессионала.

 

Цели труда.

Цель труда - это представление о конечном результате труда. Оно обычно фиксируется документально, путем изображения, описания формулировки общих требований к ней. Однако не во всякой деятельности цель труда может быть задана документально (результат труда руководителя – хорошее состояние коллектива). В подобных случаях результат такого труда оценивается экспертами.

Есть профессии, где цель труда не задается, а ищется. Здесь цель определяется в виде общих требований, пожеланий. От исполнителях требуется творчество в определении параметров целей. Существуют такие виды труда, где цель задана жестко, точно и требуется, чтобы продукт труда соответствовал заранее заданным параметрам. Здесь также возможно творчество, но уже в определении средств и способов определения цели.

Следует различать объективно заданные и субъективно принятые цели (объективная цель деятельности продавца – доводить товар до потребителя, но субъективная – сбыть залежалый товар, обмануть).

 

Средства и орудия труда.

Средством труда может быть любое явление, предмет и процесс, которое обеспечивает взаимодействие человека с предметом труда (средством труда педагога может быть интонация речи, дирижера – оркестр и так далее).

Средства труда бывают:

- внутренними (знания)

- внешними (молоток)

В свою очередь внешние средства труда делятся на 2 группы:

1. Внешние вещественные средства:

а) средства приема – получения информации:

- приборы, дающие изображение,

- приборы, дающие информацию в виде сигналов,

б)средства для обработки информации,

в)средства для передачи информации среди людей в обществе,

г)средства для осуществления практических действий с объектом труда.

По степени механизации и автоматизации процессов труда различают следующие средства труда:

- ручные (лопата, молоток)

- машинно–ручные (пишущая, швейная и другие машинки)

- механизированные средства (автомобиль)

- автоматизированные средства (прокатный стан)

- автоматы (работают без участия человека)

2. В нешние функциональные средства труда:

а)выразительные средства поведения, речи человека как субъекта труда

б)организм человека, его подсистема и органы

в)группа функционирующих людей как объект руководства, управления.

3. Внутренние средства труда - знания, умения и навыки. Они отражаются в нормативной и инструктивно–методической документации. Профессионал должен уметь выбирать внутренние средства сообразно ситуации и умело использовать их для достижения цели труда. В ходе усвоения и накопления опыта внутренние средства становятся индивидуально своеобразными и превращаются в условия профессионального мастерства.

 

6.Условия труда (профессиональная среда).

Основными компонентами профессиональной среды являются:

- физическая среда. В ней большое значение имеют санитарно – гигиенические явления (температура, давление, влажность, пыль и т.п.). эти факторы влияют на работоспособность и психические способности. Поэтому их воздействие на человека нормируется.

- социальная среда. Определяется межчеловеческими отношениями, которые влияют не только на эффективность труда, но и на психологическое и физическое здоровье трудящихся. В любой социальной группе складывается определенный климат взаимоотношений. Он может быть благоприятным или нет для ее членов.

- организационная среда. Определяется особенностями организации труда. Это количество смен, внутрисменный режим труда и отдыха, длительность отпуска и так далее. Также это организация взаимодействия между отдельными работниками и так далее.

- экономические условия. Определяются системой оплаты труда, материальной базой предприятия для проведения отдыха и досуга.

 

Понятие о психологическом профессиоведении. Основные понятия.

Психологическое профессиоведение – психологическое изучение и описание профессии.

Основные понятия – профессия, квалификация, должность и так далее.

Е.А. Климов понятие профессии определяет:

1- ограниченный вид трудовой деятельности, возникший в следствие разделения труда

2- общественно - полезная деятельность

3- она предполагает специальную подготовку

4- это деятельность, выполняемая за определенные материальное и моральное вознаграждение, дающие возможность удовлетворить свои потребности и развиваться

5- деятельность, дающая человеку определенный социальный и общественный статус.

Профессия объединяет в себе группу родственных специальностей.

Квалификация – уровень профессионального мастерства. Может быть:

- формальная – фиксированная официальными документами (разряд,)

- реальная – тот уровень мастерства, который человек проявляет на деле.

Должность. Это понятие имеет несколько значений. Наиболее потребительное – любая фиксированная работа или профессия.

Трудовой пост – ограниченная в следствие разделения труда и зарегистрированная в обществе область приложения сил человека, рассчитанная на создание чего – либо целого. Это одна из форм существования профессии. Трудовой пост – многомерное образование, его основные составляющие:

- заданные цели, представление о результате труда

- заданный предмет, то есть исходный материал

- система средств труда

- система профессиональных служебных обязанностей (заданных трудовой функцией)

- система прав

- производственная среда.

 

Методы профессиографии.

Е.И. Иванова выделяет следующие методы:

1. Организационные методики. Их целью является планирование построения исследования трудовой деятельности:

- сравнительный метод (используется для исследования формирования профессии при выполнении конкретных видов труда в разных возрастных группах);

- лонгетюдный метод (проведение исследования в течение многих лет с целью выявления динамики развития субъекта труда) используется при прогнозировании эффективности труда конкретных людей в решении кадровых и др. вопросов;

- комплексный подход (объединяют различные междисциплинарные исследования).

2. Методы и сборы эмпирических данных:

- изучение документации по данной профессии;

- наблюдение за работой специалиста;

- опрос специалиста (экспериментальным методом);

- изучение продуктов и результатов данного труда;

- трудовой метод (метод включенного эксперимента) предполагает работу исследователя в данной профессии с целью ее познания (метод Петра I)

- биографический метод (это исследование профессионального пути данного профессионала на основе опроса и изучения документов)

- эксперимент

3. Метод обработки интерпретации данных:

а) качественные методы анализа:

- экспертная оценка

- сравнительный анализ интерпретации данных

- анализ ошибок

б) коллективный метод анализа:

- статистический анализ

- графический анализ

в) метод интерпретации, позволяющий осмыслить полученные результаты и выявить определенные закономерности трудового процесса:

- структурно – системный анализ (это психологический анализ технической структуры труда и построение на этой основе гипотетической модели трудовой деятельности)

- функционально – структурный анализ (это психологический анализ функциональной структуры трудовой деятельности), где выявляется внутренняя структура трудового процесса.

На основе системно – структурного анализа выявляются мотивированные, эмоциональные, когнитивные процессы, актуализирующиеся у человека в процессе формирования и исполнения трудовой деятельности.

 

Классификация профессий.

Климов предложил многоуровневую, многопризнаковую классификацию профессий. В ее основе лежат следующие признаки: предмет, цель, средства и условия труда.

По предмету труда существует 5 типов профессий:

- человек – природа (П)

- человек – техника (Т)

- человек – человек (Ч)

- человек – знаковая система (З)

- человек – художественный образ (Х)

По целям труда выделяется 3 класса профессий:

- гностическая, познавательная, оценочная (Г)

- преобразовательные профессии (П)

- изыскательские, творческие (И)

По используемым средствам деятельности выделяются отделы профессий:

- профессии с использованием ручных средств (Р)

- механические средства (М)

- автоматические (А)

- функциональные (Ф) (функции самого человека)

По характеру преимущественных условий труда выделяются группы:

- профессии с бытовым микроклиматом (Б)

- необычные условия труда, связанные с риском для жизни (Н)

- работа на открытом воздухе (О)

- труд с повышенной моральной ответственностью (М).

Эта схема позволяет кодировать профессии.

 

Умения и навыки.

Умение относится к навыку так же, как программа действия относится к ее реализации. Умение шире навыков. Оно предполагает разные варианты реализации действия. Один из вариантов реализации действия в результате многократного повторения может закрепиться и стать навыком (человек может написать фамилию мелом, вырезанием и другими способами, но когда он расписывается в документе – это пример навыка).

Умение предполагает сознательный контроль процесса его выполнения, а навык разгружает сознание от этой функции. В навыке контролируется лишь результат действия, а не процесс его выполнения.

Существуют различные классификации умений. Е.А. Милерен различает:

- познавательные умения

- политехнические умения

- конструктивно – технологические умения

- организационно – технические умения

- операционно - контрольные умения.

В разных профессиях преобладает один из названных типов умений.

Ю.З. Гильбух выделяет:

1.Умения, используемые для приема информации:

- сенсорные умения – умение воспринимать отдельные свойства предметов и явлений в трудовом процессе, а также внутренних состояний организма самого субъекта.

- перцептивные умения – обеспечивают целостное восприятие предметов и явлений трудового процесса (сигнал радиолокатора и т.д.).

- аттенционные умения – умение быть внимательным, концентрировать, переключать внимание, сохранять состояние бдительности.

2.Умения, необходимые для хранения и переработки информации:

- мнимические умения – умения, связанные с функционированием кратковременной и долговременной памяти.

- мыслительные умения – связаны с переработкой информации, хранящейся в оперативной и долговременной памяти. Они ведут к принятию решения о необходимых действиях.

- имоажинативные умения – умения, связанные с построением мыслительных образов, таких предметов и явлений, которые не воспринимались непосредственно субъектом (построение образа по чертам). Сюда же относится другой тип - построение образа по условным сигналам (образ полета по показаниям приборов).

3.Умения по передаче переработанной информации – сенсомоторные умения. Это умения совершать движения на основе отражения отдельных свойств предметов и явлений или их целостного образа.

 

Формирование навыка.

Одной из целей является формирование умений. Некоторые компоненты умений автоматизируются и превращаются в навыки.

Упражнение – многократное повторение действий с целью усовершенствования. Оно также необходимо для предотвращения деавтоматизации навыка при длительном «неиспользовании».

Для сохранения навыка необходимо производить периодические тренировки. Обычно это касается тех навыков, которые необходимы в редко возникающих аварийных ситуациях.

Процесс овладения профессией начинается с приобретения знаний. Простое знание, способы выполнения действия обычно не ведут к его выполнению с требуемой скоростью и точностью. Здесь нужны упражнения, которые бывают:

- учебные – объясняют принцип выполнения действия, его содержание

- тренировочные – отработка и автоматизация действия, совершенствование выполнения учебных упражнений.

Чебышева и Уолф выдвигают следующие требования к упражнениям:

- определенность задач упражнения, понимание цели и способов ее достижения

- наличие обратной связи, то есть своевременной объективной оценки результатов упражнения. Это является условием формирования самоконтроля и самооценки выполнения действия.

- активность обучаемого в преодолении трудностей

- разнообразие процессов упражнения, так как однообразие снижает интерес и активность обучаемого

- постепенное усложнение задачи упражнения и повышение требований к скорости и точности работы

- рациональное распределение упражнений во времени. Упражнения должны быть не слишком частыми, чтобы не утомлять и не слишком редкими, чтобы не разрушался навык

- разнообразие материалов практических задач. С одной стороны, это замедляет скорость обучения, но в то же время задерживает утомление. Но главное, это способствует формированию обобщенного навыка, обеспечивает его перенос в новые условия

- полнота и определенность инструкций. Должны быть необходимые сведения для выполнения действия, которые должны пониматься однозначно.

В процессе упражнения и выполнения навыков происходит их взаимодействие, то есть старые и новые навыки влияют на выполнение друг друга. Отрицательное влияние – интерференция. Положительное влияние – перенос.

Для обеспечения переноса навыка и исключения интерференции Уолф предлагает использовать идентичные методы обучения разными преподавателями и переходить к упражнению нового навыка только после освоения предыдущего.

 

Тренажеры и их виды.

Тренажеры представляют собой технические средства, которые используются обучении и тренировке. Они основаны на методе моделирования, так как они воспроизводят свойства реального объекта и моделируют деятельность профессионалов.

Методы моделирования реальной обстановки в тренажерах могут быть различными (электрическими, механическими и т.д.). как правило тренажеры моделируют реальность не полно и не точно. Тренажеры делятся на:

- адаптивные – алгоритм обучения изменяется автоматически в зависимости от успехов обучаемого. А стратегия обучения зависит от его индивидуальных особенностей. Данные по уровню подготовки накаливаются и выбирается такой способ представления реальных ситуаций, который обеспечивает максимальное их усвоение. Программное обеспечение тренажера учитывает не только текущие действия обучаемого, но и ход его обучения и тренировки. Такие тренажеры применяются в атомной энергетике и авиации.

- игровые – позволяют проводить специальные игры, которые готовят к реальным действиям в аварийных ситуациях. Обычно применяются при подготовке оперативного персонала энергосистемы.

В зависимости от особенностей тренируемых навыков тренажеры делятся:

- тренажеры для формирования сенсорных навыков. Здесь обеспечивается максимальное соответствие сигналов на тренажере сигналам в реальности (радисты и другие).

- тренажеры для формирования сенсомоторных навыков. В них воспроизводится компоновка сенсорного и моторного полей, реальных пунктов управления. Используются для подготовки танкистов, водителей, летчиков, операторов, работающих в режиме слежения.

- тренажеры для формирования умственных навыков. В них обеспечивается максимальное смысловое соответствие модели реальной обстановке. Используются для выработки способов решения алгоритмизированных и проблемных ситуаций. Готовят железнодорожных и авиадиспетчеров, командиров кораблей и т.д.

- тренажеры смешенного типа, обеспечивающие одновременное формирование вышеназванных навыков.

 

4. Использование теории планомерного формирования умственных действий профессиональной подготовки.

При подготовке специалиста важно добиться того, чтобы человек выполнял действия с заданной точностью и скоростью, а само действие было обобщенным и могло использоваться в разных условиях. Чтобы обеспечить формирование действия с заданными характеристиками, необходимо управлять процессом обучения. Одним из путей обеспечения такого управления является использование теории планомерного формирования умственных действий. В любом действии выделяют исполнительную и ориентировочную стороны.

Исполнительная – система операций по изменению объекта действия.

Ориентировочная – отражение цели, условий и содержания действия. Она называется ориентировочной основой действия (ООД). В процессе обучения ООД становится знанием, действие – умением, которое после упражнения становится навыком.

Особенности ООД определяют ход формирования действия на результат. При этом важно учесть два основных момента:

а – ООД должна быть полной. Это требует выполнение следующих условий:

1 – четко определены параметры цели действия;

2 – подробно охарактеризован объект действия, выполнены параметры, необходимые для решения задач;

3 – описаны технические стадии преобразования объекта, их содержание, последовательность, показатели, которым они должны соответствовать;

4 – выявлены необходимые орудия, их характеристики и функции;

5 – подробно определен состав исполнительных операций, способы их выполнения и последовательности;

6 – выделены способы контроля за ходом выполнения действия;

7 – схематически представлен общий план выполнения задания.

б - важен также способ формирования ООД. Различают два пути формирования ООД:

1 – ООД дается в готовом виде, как инструкция, которую необходимо запомнить. Эта инструкция дополняется готовыми образцами действий, поэтому этот путь называется методом образца;

2 – обучаемым дается только способ поиска ООД и он сам под руководством обучающего строит ООД. Это проблемно теоретический метод.

Оба пути ведут к знанию инструкции, но качества знаний разные. Второй путь дает более глубокое понимание, возможность правильно действовать не только в широком круге типичных ситуаций, но и в любых маловероятных ситуациях, т.к. обеспечивают ООД.

Метод образца полного усвоения не гарантирует. Причина различий в том, что проблемно-теоретический метод делает знания целью действия человека, для достижения которого он использует свою собственную активность.

На первом этапе создается мотивирование и усвоение действия, далее формируется ООД. Далее происходит обработка действий в начале в материальном плане, затем во внешнеречевом, а затем в умственном плане. При этом переход от одного этапа к другому осуществляется при полном условии действия на предыдущем этапе при достижении заданных характеристик его выполнения.

 

Лекция 10.Психологические вопросы безопасности труда.

 

Понятие о профотборе.

Профотбор – система мероприятий, позволяющих выявить кандидатов, по своим индивидным и личным качествам наиболее пригодных к обучению и дальнейшей профессиональной деятельности.

Профотбор кандидатов предполагает оценку различных показателей, в соответствии с которыми выделяют направления профотбора:

- медицинский отбор. Направлен на выявление тех лиц, которые по состоянию здоровья могут заниматься данной трудовой деятельностью.

- образовательный отбор. Направлен на выявление тех лиц, которые по уровню своего образования могут успешно овладеть данной специальностью или непосредственно выполнять профессиональные обязанности.

- социальный отбор. Выполняет множество функций (политическую и др.). Профессиональные функции социального отбора – снижение текучести кадров и обеспечение удовлетворенности человека своим трудом. Для этого выясняются мотивы обращения человека к данной профессии, степень его знакомства с коллективом, в который он поступает работать.

- психофизиологический отбор. Направлен на выявление лиц, которые по своим способностям и индивидным психофизическим возможностям соответствуют требованиям, предъявленным спецификой обучения и деятельности по данной специальности.

Отбор позволяет снизить отсев в учебных заведениях на 30 – 50 % из – за профессиональной неспособности; повысить надежность систем управления на 40 – 70 %; снизить стоимость подготовки специалистов на 30 – 40 %. Однако этот отбор целесообразно проводить только по тем специальностям, в которых имеется существенная зависимость успешности подготовки и трудовой деятельности специалиста от состояния его профессионально важных психофизических функций.

Профотбор состоит из четырех взаимосвязанных этапов:

1.Психологическое изучение профессии с целью выявления требований, предъявляемых ею к человеку.

2.Выбор психо – диагностических методов обследований критериев.

3.Психодиагностика.

4.Психологический прогноз успешности обучения и последующей деятельности кандидатов.

 

Психология труда.

 

Лекция 1. Психология труда как научная дисциплина.

 

Предмет психологии труда.

Психология труда выявляет факты и закономерности психики человека, занятого трудом. Представляет собой систему психологических знаний о труде, как деятельности и трудящемся как ее субъекта. Научный путь получения этих знаний и их использования включает в себя 2 задачи:

1) производство психологических знаний;

2) использование психологических знаний в решении практических задач.

С точки зрения практики «производство психологических знаний» может показаться бесполезной, но никакая наука не может существовать без знаний, обеспечивающих ее развитие. Поэтому психология труда как отрасль науки не является чисто прикладной наукой. Она включает в себя не менее 4 звеньев:

- теоретический поиск;

- целенаправленное фундаментальное исследование;

- прикладные исследование (авиационная психология, психология исследования и т.д.);

-исследования для создания разработок, непосредственно внедряемых в практику.

Т.о. психология труда – отрасль психологии, изучающая условия, пути и методы научно обоснованного решения практически задач в области функционирования и формирования человека, как субъекта труда.

2. Связь психологии труда с другими областями
психологического знания.

Психология труда связана с различными отраслями психологической науки, к которой относится:

- общая психология – является основой теоретического понимания конкретных феноменов, характеризующих субъектов труда и его активность. Здесь речь идет о разных уровнях – сенсорные и мировоззрение. Психология труда в свою очередь вносит свой вклад в общую психологию, т.к. изучает ведущую деятельность взрослого человека;

- психофизиология – связана с психологией труда как и общая психология, но она рассматривает регуляторы поведения человека на уровне индивида;

- детская, возрастная и педагогическая психология – они помогают решать вопросы развития человека как субъекта деятельности в том числе и трудовой. Основные направления развития человека в детстве – вхождение в мир взрослых, в мир труда.

Психология труда разрабатывает необходимые для трудового воспитания и обучения представления о трудовой деятельности, мире профессий, о качествах, необходимых для успешной трудовой деятельности. Эти представления являются основой разработки вопросов обучения и воспитания. Общим для психологии труда и данных отраслей психологии являются:

- трудовое воспитание;

- профессиональное просвещение;

- профессиональное самоопределение;

- профессиональная консультация;

- профессиональная ориентация и др.

- психология аномальных детей – связана с психологией труда как детская, возрастная и педагогическая. Адаптировать аномальных детей к обществу означает адаптировать их к труду. Психология труда не только определяет возможности этих детей определять возможные виды выполняемой деятельности, но также уточняет психологические требования человека профессией;

- патопсихология и медицинская психология – они имеют с психологией труда пограничные проблемы, связанные с экспертизой трудоспособности людей, с нарушениями физического и психического здоровья, социально- трудовая реабилитация инвалидов;

- такие отрасли как инженерная психология, психология искусства, космическая психология, юридическая психология, психология спорта и т.д. – в той или иной мере являются частными разновидностями психологии труда, когда имеют дело с людьми, занятыми трудовой деятельностью.

 

Лекция 2. Краткая история отечественной и зарубежной психологии труда.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 2130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.86.172 (0.166 с.)