Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Прямой метод cтандартизации»↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Студенты должны усвоить значение и применение метода стандартизации в медицине; научиться вычислять стандартизованные показатели. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: 1. определение исходного уровня знаний студентов; 2. разъяснение наиболее сложных вопросов; 3. изучение типового задания и самостоятельное выполнение задания по прямому методу стандартизации.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ: 1. Сущность стандартизации показателей. 2. Методы стандартизации. 3. Этапы прямого метода стандартизации.
При сопоставлении относительных показателей (рождаемость, смертность, плодовитость, заболеваемость, летальность и т.д.) нужно учесть, что на их уровни может оказать влияние неоднородность составов сравниваемых совокупностей по ряду признаков. Сравнивая общие показатели совокупностей, имеющих неоднородный возрастно-половой, профессиональный состав, различие по нозологическим формам, по тяжести болезни и другим признакам, можно сделать неправильный вывод о тенденциях изучаемых явлений и истинных причинах разницы данных показателей. Например, сравнивая показатели рождаемости на 2-х территориях, следует иметь в виду, что на одной территории в структуре населения могут преобладать мужчины, на другой - женщины; или на одной территории преобладают лица молодых возрастов, на другой - преимущественно людей средних и старших возрастов. Естественно, что с указанными обстоятельствами могут быть связаны уровни показателей рождаемости. Аналогичным образом следует относиться к показателям общей смертности в группах населения неоднородных, например, по возрастному составу, т.к. уровень смертности в разных возрастных группах неодинаков и это обстоятельство может влиять на уровень общего показателя. Возможное влияние неоднородности составов следует иметь в виду при сопоставлении показателей заболеваемости, травматизма, летальности и многих других, если они заведомо вычислены в неоднородных группах (по полу, возрасту, составу больных по отделениям, профессиям, стажу работы и т.д.). Для сравнения общих показателей, вычисленных из неоднородных по своему составу совокупностей, применяется специальный статистический метод – метод стандартизации, который заключается в устранении (элиминации) влияния состава совокупностей на общий показатель. Стандартизация – метод расчета условных (стандартизованных) показателей, заменяющих относительные величины в тех случаях, когда их сравнение затруднено из-за несопоставимости состава групп. Для того чтобы устранить влияние неоднородности составов сравниваемых совокупностей на величину получаемых показателей, их приводят к единому стандарту, то есть условно допускается, что состав сравниваемых совокупностей одинаков. Стандартизованные коэффициенты показывают, каковы были бы общие относительные показатели (рождаемость, смертности, заболеваемости, летальности и т.д.), если бы на их величину не влияла неоднородность в составах сравниваемых групп. Стандартизованные коэффициенты являются условными величинами и могут быть использованы исключительно с целью сравнения. Существуют 3 метода стандартизации: 1. прямой; 2. косвенный; 3. обратный (Керриджа). Прямой метод стандартизации применяется, если известен возрастной состав населения группе (при изучении заболеваемости и смертности) или больных (при изучении летальности) и есть информация для расчета повозрастных коэффициентов (числа заболевших, умерших в каждой возрастной группе). Прямой метод стандартизации состоит из 5 этапов: I ЭТАП – расчет общих и погрупповых (по возрастным, половым и др. группам) интенсивных показателей (или средних величин) для двух сравниваемых совокупностей. II ЭТАП – выбор и расчет стандарта. В качестве стандарта можно принять средний состав двух сравниваемых групп, их суммарный состав или, проще всего, состав одной из сравниваемых групп. III ЭТАП – расчет “ожидаемых величин” для каждой группы стандарта. IV ЭТАП – расчет стандартизованных показателей. V ЭТАП – сравнение групп по общим интенсивным (или средним) и стандартизованным показателям. Выводы. Косвенный метод стандартизации применяется, если числа больных или умерших в отдельных возрастных группах неизвестны или известны, но малодостоверны. Например, когда числа заболевших очень малы и, следовательно, вычисляемые коэффициенты будут существенно меняться в зависимости от прибавления одного или нескольких случаев заболеваний. Обратный метод стандартизации (Керридж, 1958г.) применяется при отсутствии данных о возрастном составе населения, когда имеются лишь сведения о возрастном составе больных или умерших, то есть данные обратные тем, что использовались при косвенном методе. Стандартом в этом случае служат возрастные коэффициенты смертности или заболеваемости. ТИПОВОЕ ЗАДАНИЕ Женщины детородного возраста по возрасту и числу родившихся у них детей распределились в двух районах следующим образом:
Вычислить стандартизованные показатели плодовитости в городах “А” и “Б” по прямому методу и, сравнив их с интенсивными показателями плодовитости, вычисленными обычным путем, сделать соответствующие выводы. ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
I ЭТАП – вычисление “повозрастных” и общих интенсивных коэффициентов плодовитости женщин в городах “А” и “Б”.
II ЭТАП – выбор и расчет стандарта. В нашем примере за стандарт принята суммарная численность женщин 2-х городов.
III ЭТАП – расчет “ожидаемых чисел” живорожденных в каждой группе стандарта. Мы определяем, сколько было бы живорождений в каждой возрастной группе женщин городов “А” и “Б” при имеющихся повозрастных интенсивных показателях плодовитости, но при новом возрастном составе, принятом за стандарт. Например, в возрастной группе женщин 15-20 лет в городе “А” число живорождений составило бы: = 264 А в городе “Б” “ожидаемое число” живорожденных у женщин в возрасте 15-20 лет составит: = 216
IV ЭТАП – расчет стандартизованных показателей общей плодовитости женщин в городах “А” и “Б”. Просуммировав абсолютные “ожидаемые числа” живорожденных по каждому городу отдельно, полученные суммы соотносим с суммарной численностью женщин двух городов, принятой за стандарт. Так, в городе “А” стандартизованный показатель плодовитости женщин составит: ´ 1000 = 76,2 ‰.
А в городе “Б” стандартизованный показатель плодовитости женщин составит: ´ 1000 = 67,3 ‰. Таблица 1
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 526; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.170.227 (0.01 с.) |