Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Статистика уровня жизни населения

Поиск

Уровень жизни в узком смысле — это достигнутый уровень потребления населением материальных благ и услуг.

Одним из обобщающих показателей уровня жизни является индекс человеческого развития (ин­декс развития человеческого потенциала) (Iч.р), который учитывает влияние трех факторов:

1) ожидаемой продолжительности жизни;

2) достигнутого уровня образования;

3) реального объема ВВП на душу населения.

Этот индекс рас­считывается как средняя арифметическая из индексов трех указанных показателей:

Iч.р = 1/3 * å Ii

При расчете каждой из составляющих сводного индекса ис­пользуются фиксированные стандарты минимального и макси­мального значений, с которыми сравниваются фактические по­казатели по исследуемой стране:

Ii = (Xi - Xi min ) / (Xi max - Xi min),

где Xi – фактическое значение i-го показателя,

Xi min и Xi max – соответственно минимальное и максимальное значение i-го показателя.

При исчислении индекса ожидаемой продолжительности жизни в качестве максимального уровня принят возраст в 85 лет, минимального — 25 лет:

Ii = (X1 - 25) / (85- 25)

Для расчета индекса достигнутого уровня образования стандарты составляют соответст­венно 100 % и 0 %. Причем этот индекс рассчитывается как средняя арифметическая взвешенная из двух субиндексов:

- I21 – индекса грамотности среди взрослого населения (в возрасте от 15 лет и старше) весом 2/3;

- I22 – индекса совокупной грамотности для учащихся начальных, средних и высших учебных заведений (для лиц моложе 24 лет) весом 1/3

Ii =I21*2/3 +I22*1/3

При исчислении индекса среднедушевого реального ВВП — минимальное и максимальное значение показателя соответственно равно 100 и 5990 долларов США.

Для определения показателей счетов сектора «Домашние хозяйства» в СНС используется баланс денежных доходов и расходов населения:

Доходы Расходы и сбережения
1. Оплата труда 1. Покупка товаров и оплата услуг
2. Доходы рабочих и служащих от пред­приятий и организаций (кроме оплаты труда) 2. Обязательные платежи и доброволь­ные взносы
3. Дивиденды 3. Накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах 4. Покупка жилых помещений
4. Поступления от продажи продуктов сельского хозяйства
5. Пенсии и пособия 5. Расходы на приобретение иностран­ной валюты
6. Стипендии 6. Деньги, отосланные по переводам
7. Поступления из финансовой системы Всего денежных расходов
8. Доходы от продажи иностранной валюты  
9. Прочие поступления  
10. Деньги, полученные по переводам  
Превышение расходов над доходами Превышение доходов над расходами
Баланс Баланс

Потребление материальных благ и услуг изучается с помо­щью показателей их объема, состава и качества и изучается статистикой в натуральном, условно-натуральном и стоимостном выражении.

1. Уровень среднедушевого потребления:

k = F/S,

где F - фонд потребления, т.руб.

S – среднегодовая численность населения, чел

2. Динамика уровня среднедушевого потребления изучается при помощи средних индексов (индекса переменного состава и индекса структурных сдвигов).

Абсолютный прирост фонда потребления

∆F=F1 – F0

Этот прирост происходит:

- за счет изменения уровня душевого потребления:

∆F=∑ (к1 – к0) S1 = ∑∆ k S1

- за счет изменения численности населения (потребителей)

∆F=∑ (S1 – S0) k1 = ∑∆ Sk0

4. Общий объем потребления зависит от уровня душевого потребления конкретного вида товаров и услуг (к), цены на этот вид товаров и услуг (р), численности потребителей этих товаров и услуг (S)

F = k p S

If = ∑k1p1S1 /∑k0p0S0

Влияние на динамику общего объема (фонда) потребления:

а) изменения цен определяют по формуле

Ifp = ∑k1p1S1 /∑k1p0S1

б) изменения уровня душевого потребления

Ifк = ∑k1p0S1 /∑k0p0S1

в) изменения численности населения (потребителей)

IfS = ∑k0p0S1 /∑k0p0S0

5. Абсолютный размер изменения фонда потребления:

∆F = ∑k1p1S1 - ∑k0p0S0,

в том числе

∆Fр = ∑k1p1S1 - ∑k1p0S1

∆Fк = ∑k1p0S1 - ∑k0p0S1

∆FS = ∑k0p0S1 - ∑k0p0S0

∆F = ∆FР + ∆FК + ∆FS

Изучение зависимости уровня потребления населе­ния от доходов или цен определяется с помощью коэффициен­тов эластичности:

Э =(DУ / DХ)/(У00) = DУ/У0 / DХ/Х0,

где X0 Х1 среднедушевой доход (или цена товара) соответственно в базисном и отчетном периодах;

Y0 Y1 уровень потребления соответственно в базисном и отчетном периодах.

 

Задание №1

Имеются данные о денежных доходах и расходах населения района за два последних года (млн. руб.):

Показатели Базисный год Отчетный год
Денежные доходы: - оплата труда   572 134 3 224 805
- социальные трансферты 119 494 746 367
- доходы от собственности, пред­принимательской деятельности и др.   219 120 1 027 585
Денежные расходы: - покупка товаров и услуг   641 488 3 928 404
- оплата обязательных платежей и разнообразных взносов 51 884 461 735
- накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах   49 115 203 823
- покупка валюты 135 115 300 826
Сводный индекс потребительских цен на товары и услуги   1,0 3,437
Среднегодовая численность занятого в экономике населения, млн. чел. 64,441 65,0

Определите:

1. Номинальные и располагаемые денежные доходы населения в базисном и отчетном периоде в текущих ценах.

2. Реальные располагаемые денежные доходы населения в отчетном периоде

3. Прирост денег на руках у населения.

4. Структуру номинальных доходов и долю расходов в денежных доходах населения.

5. Индекс покупательной способности денег.

6. Индексы номинальных, располагаемых и реальных располагаемых денежных доходов населения.

7. Индексы номинальной и реальной заработной платы населения, занятого в экономике.

 

Задание №2

Имеется ряд распределения семей по размеру среднедушево­го денежного дохода (дол.США):

 

    Число семей
млн. % к итогу
Все население 50,0  
В том числе со среднедушевым доходом в месяц, руб.: до 100 101-200 201-300 301-400 401-500 501-600 601-700 701-800 801-900 свыше 900     0,1 2,8 5,4 7,0 7,6 7,3 6,2 5,1 4,1 4,4     0,2 5,6 10,8 14,0 15 2 14,6 12,4 10 2 8,2 8,8

Определите:

1) средний размер дохода на семью;

2) моду;

3) медиану;

4) децильный коэффициент дифференциации дохо­да.

Постройте кривую распределения Лоренца. Про­анализируйте полученные результаты и сформулируйте выводы.

 

Задание №3

Известно, что ожидаемая продолжительность жизни населения при рождении в Японии 79 лет, а в Украи­не — 69. Уровень грамотности соответственно 99 и 87,5%. Совокупная доля учащихся начальных, средних и высших учебных заведений в Японии 70%, а в Украине — 17,9%. Ре­альный ВВП на душу населения 37 850 долл. в Японии, а в Украине эта величина на 97,5% меньше.

Найдите индексы развития человеческого потенциала для Японии и Украины и сделайте вывод, в каком соотношении на­ходится уровень жизни этих стран.

 

Задание №4

Потребление картофеля в базисном периоде составило 9,3 кг на человека в месяц, а в отчетном периоде увеличилось на 0,75 кг. Цена картофеля базисного периода составила 5 руб. за кило­грамм, а в отчетном периоде увеличилась на 4 %. За этот же пери­од среднедушевой доход увеличился с 650 до 750 руб. в месяц.

Рассчитайте коэффициенты эластичности потребления картофеля в зависимости от изменения доходов.

 

Задание №6

Известны следующие данные

 

Показатель Базисный период Отчетный период
Потреблено материальных благ в текущих ценах, млрд. руб. 210 000 250 000
Общий индекс цен на товары - 1,0375
Численность населения, млн. чел. 15,6 15,6 16,2

Определите общий индекс физического объема потребления материальных благ и индекс уровня потребления материальных благ на душу населения.

 

Контрольные вопросы:

1. Понятие уровня жизни населения.

2. Система показателей доходов населения.

3. Организация статистических наблюдений за изменением уровня жизни населения.

4. Статистика потребления населением материальных благ и услуг.

5. Отражение важнейших показателей социальной статистики в матрице социальных счетов

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Чижова, Л. П. Практикум по социально-экономической статистике: учеб. пособие / Л. П. Чижова. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003. – 188 с.

2. Голуб, Л. А. Социально-экономическая статистика: учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений / Л. А. Голуб. – Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 272 с.

3. Салина, В. Н. Социально-экономическаая статистика: практикум / В. Н. Салина, Е.П. Шпаковская. - Москва: Финансы и статистика. - 2003. – 192 с.

4. Курс социально-экономической статистики: учебник для вузов / М. Г. Назаров [и др.]; под ред. М. Г. Назарова. – Москва: Финстатинформ. – ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 771 с.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 475; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.90.26 (0.023 с.)