Тема: Статистическое изучение связи социально-экономических явлений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Статистическое изучение связи социально-экономических явлений



 

Важнейшей задачей статистики является изучение взаимосвязей общественных явлений. Виды и формы этих взаимосвязей различны (рисунок А).

Установление причинно-следственных связей между признаком-результатом (y) и признаком фактором (x) осуществляется с помощью различных статистических методов:

- графического;

- табличного или балансового;

- сравнения параллельных рядов;

- аналитических группировок;

- дисперсионного анализа;

- корреляционного анализа;

- регрессионного анализа;

- главных компонентов;

- факторного анализа;

- канонических корреляций;

- многомерного гикалирования.

 

Связи между признаками (социально-экономическими явлениями)
по виду
по направлению
по числу взаимодействующих факторов
по аналитическому выражению

 


Рисунок А - Формы и виды взаимосвязей

Исследование корреляционных связей в основном решает следующие задачи:

1)установление факта наличия (или отсутствия) взаимосвязи между признаками. Эта задача может решаться с помощью, так называемых, элементарных методов: графического, балансового, сравнения параллельных рядов, аналитических группировок и др.;

2)измерение тесноты связи между двумя (и более) признаками. Для решения этой задачи привлекается дисперсионный анализ, корреляционный анализ. Рассчитывается целый ряд коэффициентов, характеризующих тесноту связи:

- коэффициент детерминации:

,

где - межгрупповая дисперсия признака-результата;

- общая дисперсия признака результата.

- эмпирическое корреляционное отношение:

- коэффициент линейной корреляции:

- индекс корреляции (для нелинейных взаимосвязей)

,

где yx – теоретические (выравненные) значения признака результата.

- коэффициент корреляции рангов (коэффициент Спирмена):

,

где d –разность между рангами x и y по каждой единице совокупности;

и другие;

3)определение математической модели зависимости признака-результата от признака-фактора, т.е. определение уравнения регрессии. Эта задача решается с помощью регрессионного анализа. Аналитическим выражением взаимосвязи может быть представлено:

- уравнение прямой ,

- уравнение параболы ,

- уравнение гиперболы

и т.д.

Оценка параметров уравнений производится на основании метода наименьших квадратов. Так в случае линейной однофакторной взаимосвязи система нормальных уравнений для определения а0 и а1 имеет вид:

Экономическая интерпретация уравнения регрессии дается на основании коэффициента регрессии (а1) и коэффициента эластичности:

.

В современной статистике все большее распространение находят такие методы исследования взаимосвязей явлений, как метод главных компонент, метод факторного анализа, метод многомерного гикалирования и др., которые одновременно решают задачи и оценки тесноты связи и моделирования формы этой связи.

 

Контрольные вопросы:

 

1. Виды и формы взаимосвязей, изучаемых в статистике.

2. Назначение и сущность метода сравнения параллельных рядов.

3. Назначение и сущность метода аналитических группировок.

4. Назначение и сущность графического метода (корреляционного поля).

5. Назначение и сущность балансового метода (корреляционной таблицы).

6. Дисперсионный анализ.

7. Корреляционный анализ.

8. Регрессионный анализ.

9. Значение и роль индексного метода в изучении взаимосвязей.

10. Понятие о множественной корреляции.

11. Изучение взаимосвязи между качественным признаком.

 

Задание №1

Используя статистические данные производственной деятельности предприятий отрасли, необходимо установить наличие, характер и тесноту связи между результативным признаком (y) и факториальным признаком (x).

В качестве результативного признака рассматривается фондоотдача, а факториальный признак – удельный вес ручного труда.

Таблица 48 – Исходные данные

Предприятия Фондоотдача, руб Удельный вес ручного труда, %
  7,2 28,4
  5,8 29,6
  8,2 23,2
  8,8 22,8
  5,0 31,6
  4,5 33,4
  9,0 25,0
  2,2 38,5
  5,5 32,5
  3,8 36,7

Произвести анализ всеми возможными методами. Проверить адекватность полученных данных с помощью критериев Стьюдента и Фишера, если их табличные значения соответственно равны 3,355 и 4,46.

 

Задание №2

По представленной информации сделать выводы о наличии, характере и тесноте связи, рассчитав коэффициент Фехнера.

Таблица 49 – Исходные данные

Себестоимость товарной продукции, тыс.руб. Нормы расхода материалов, м.усл
50,0 17,4
69,7 20,0
49,4 16,3
53,2 18,1
71,4 21,2
48,9 15,8
56,5 19,7
61,3 19,9
60,0 19,85
57,8 19,8

Задание №3

Методом аналитических группировок оценить тесноту взаимосвязи среднемесячной заработной платы и выработки работников различных предприятий отрасли. По результатам расчетов сделать выводы.

 

Таблица 50 – Исходные данные

Предприятие Среднемесячная зарплата, тыс.руб. Выработка, тыс.руб.
    58,44
    94,89
    99,75
    85,96
    55,24
    97,14
    56,10
    64,02
    45,75
    121,51
    79,14
    72,61

Задание №4

Проведя регрессионно-корелляционный анализ, установить наличие, характер и тесноту связи между выпуском продукции и среднегодовой стоимостью основных средств. Полученные результаты проверить на надежность (t=3.355, F=4.46).

 

Таблица 51 – Исходные данные

Предприятие Выпуск продукции, млн.руб. Среднегодовая стоимость основных средств, млн.руб.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

 

Задание №5

Рассчитать коэффициент ранговой корреляции по следующим данным. По результатам сделать выводы о наличии, характере и тесноте взаимосвязи фактора-признака (среднесписочная численность работников) и фактора-результата (выпуск продукции).

Таблица 52 – Исходные данные

Предприятие Выпуск продукции, млн.руб Среднесписочная численность работников, чел.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

 

Задание №6

Выявить наличие и характер взаимосвязи между оценкой студента, полученной на экзамене по «общей статистике», и его баллом аттестации по этому же предмету.

 

Таблица 53 - Сведения об успеваемости на экзаменах и полученной аттестации

Оценка на экзамене Балл по аттестации
       
         
         
         
         
         
         
         
         

 

 

Задание №7

По данным статистического исследования из 100 предприятий 60 внедрили принципы научной организации труда, при этом уровень трудовой дисциплины на 50 из них повысился (трудовую дисциплину соблюдают более 95 % работников), доля же предприятий не внедривших принципы научной организации труда с высоким уровнем трудовой дисциплины (трудовую дисциплину соблюдают более 95 % работников) составляет 9% от общего числа исследованных предприятий. Определить наличие связи между уровнем организации труда и уровнем трудовой дисциплины?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.90.211.141 (0.034 с.)