![]()
Заглавная страница
Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности взаимодействия психолога с детьми и подростками.
В практике возрастного психолога выделяют два аспекта: 1. Ребёнок выступает в качестве клиента, но самостоятельно свою проблему решить не может; 2. Запросы почти всегда поступают от родителей, но он не остаётся в роли заказчика, а становится клиентом, через которого решается проблема ребёнка. В настоящее время существует 2 основных направления обращений к психологу: - появление кризисных ситуаций на разных этапах развития ребёнка - устойчивые нарушения детского поведения
Любую проблему следует рассматривать в целостном общем контексте жизни ребёнка – важно собрать полный анамнез. Происходит преломление типично возрастных проблем к индивидуальному контексту. Каждое консультирование в детском возрасте принимает форму проблемно-ориентированного (сначала проблема, потом методология). Психолог работает исключительно с реальностью переживания ребёнка. Широко применяется нестандартизированный клинический метод свободной беседы (Пиаже): - психолог должен следовать за мыслью ребёнка - косвенные вопросы Индивидуализация детей и подростков, как результат совместной деятельности ребёнка и психолога может быть достигнута, в основном, в режиме индивидуальной работы: осознание себя самостоятельной личностью, понимание границ своих возможностей, способность адаптироваться к обществу сверстников.
Работа с детьми 3-11 лет В процессе индивидуальной работы с детьми психолог использует одно из направлений практической психологии – детская психоаналитическая терапия в сочетании с игровой, песочной и арт-терапиями. Использование этих методов зависит от стадии развития и индивидуальных особенностей ребенка.
Работа с подростками от 11 лет Центральными проблемами этого возрастного периода является отделение от родителей и развитие устойчивого ощущения своего собственного "Я", развитие личной системы ценностей. В подростковом возрасте основная проблема это самоопределение и формирование собственного мировоззрения и самосознания - это этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными.. С подростками в возрасте - от 11 лет - работа при индивидуальном консультировании основывается преимущественно на применении методов разговорной терапии (психоаналитическая психотерапия), принципа диалогического общения, равноправные отношения с целью совместного изучения конкретной психологической ситуации и совместное разрешение ее. Так как особое значение в работе психолога с подростком приобретают такие аспекты, как полное принятие подростка таким, какой он есть. При этом подавляющее большинство проблем подросткового периода решается путем повышения самооценки подростка и прояснения изменений, которые происходят в его внутреннем мире и в отношениях с окружающими. Подростки особенно ценят общение «на равных», сохранение конфидециальности.
Требования к личности консультанта. Личность консультанта выделяется как важнейшее целительное средство. Основная техника психологического консультирования – «я-как-инструмент»; основным средством, стимулирующим совершенствование личности клиента, является личность консультанта. Эффективность консультанта определяется свойствами личности, профессиональными знаниями и специальными навыками.
Подвижная модель личности эффективного консультанта: Аутентичность– это выражение искренности по отношению к клиенту. Открытость собственному опыту как искренность в восприятии чувств, в том числе отрицательных. Терпимость к разнообразию чужих эмоциональных реакций. Развитие самопознания. Чем больше консультант знает о себе, тем лучше поймет своих клиентов, и наоборот. Неумение услышать, что творится внутри себя, увеличивает подверженность стрессу и ограничивает эффективность. Сила личности и идентичность. Консультант должен знать, кто он таков, кем может стать, чего хочет от жизни, что для него важно по существу. Толерантность к неопределенности– уверенность в своей интуиции и адекватности чувств, убежденность в правильности принимаемых решений и способность рисковать. Принятие личной ответственности позволяет свободно и сознательно осуществлять выбор и конструктивно воспринимать критику. Глубина отношений с другими людьми– консультант способен свободно выражать свои чувства перед другими людьми, в том числе и перед клиентами. Постановка реалистичных целей. Консультант должен понимать ограниченность своих возможностей и отказаться от нереального стремления быть совершенным. Эмпатия является одной из важнейших черт личности консультанта. Эффективный консультант – зрелый человек (имеет разнообразный стиль личной и профессиональной жизни). Его установка – необходимо руководствоваться не формулами, а своей интуицией и потребностями ситуации. К. Schneider (1992) – постулаты квалифицированного консультирования: личная и социальная зрелость консультанта как процесс, а не состояние.
Качество консультативного контакта зависит от двух важных факторов: терапевтического климата и навыков консультанта (вербальных и невербальных) в поддержании общения.
Искренность консультативного контакта (конгруэнтность) Искренность - один из важнейших элементов создания терапевтического климата, консультант должен уметь вести себя с клиентами так, чтобы они восприняли вхождение в свой внутренний мир как поддержку, а не как угрозу. Терапевту вовсе и не следует демонстрировать интегрированность высшей степени на каждом шагу, достаточно оставаться самим собой во время психотерапевтического контакта. Искренность консультанта - это его способность оставаться самим собой и отсутствие потребности демонстрировать профессиональный фасад. Искренний консультант естественен в контакте, потому что чуток к своим реакциям и чувствам, добросовестен и правдив в передаче их клиентам. Искренность предполагает соответствие высказываний чувствам и невербальному поведению, спонтанность. Открытый своим чувствам, мыслям, установкам и одновременно не испытывающий тревоги консультант способствует комфортному состоянию клиента.
Эмпатия в консультировании Проявление эмпатии в общении означает, что консультант чутко и точно реагирует на переживания клиента, словно это его собственные переживания. Подразумевается способность «вжиться» в субъективный мир клиента и понять смысл разных событий в этом мире. Такое «вхождение» должно быть безоценочным, безоценочная установка консультанта позволяет клиентам в большей мере принимать себя. Когда консультант точно и старательно идентифицирует разнообразные чувства, клиент имеет возможность лучше услышать и понять себя. Эмпатия также помогает консультанту разобраться в причинах недостаточной откровенности клиента. Войдя в мир другого человека, консультанту важно оставаться автономным от клиента, т.е. сохранить самость. Эмпатия означает способность консультанта не только сопереживать, но и понимать клиента. Важна передача эмпатии клиенту. Эмпатическое понимание можно показать клиенту самыми разными способами - молчанием, отражением чувств, удачной и своевременной интерпретацией, рассказывая какую-нибудь историю, точной метафорой и т.п.
Безусловное уважение клиента Под понятием «безусловное уважение» имеется в виду безусловное и безоценочное принятие клиента как целостной личности, которое отождествляется с эмоциональной теплотой и заботой - сложнейшими и противоречивыми составляющими терапевтического климата. Безусловное позитивное отношение - это терпимость ко всем аспектам субъективного мира клиента, словно ты сам являешься его частью. Позитивное отношение не выдвигает никаких условий типа: «ты мне понравишься, если будешь таким-то», исключается также установка на хорошие и плохие качества. Необходимо вобрать все социальные чувства клиента: не только положительные - зрелые, но и негативные - отталкивающие и пугающие, защитные и ненормальные. Следует смириться с противоречивостью клиента. В подобном отношении и проявляется забота о клиенте, отказ от собственнических установок и попыток удовлетворения запросов самого терапевта. О клиенте нужно заботиться как о самостоятельной личности, позволяя ему жить своей жизнью.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.42.98 (0.008 с.) |