Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности взаимодействия психолога с детьми и подростками.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В практике возрастного психолога выделяют два аспекта: 1. Ребёнок выступает в качестве клиента, но самостоятельно свою проблему решить не может; 2. Запросы почти всегда поступают от родителей, но он не остаётся в роли заказчика, а становится клиентом, через которого решается проблема ребёнка. В настоящее время существует 2 основных направления обращений к психологу: - появление кризисных ситуаций на разных этапах развития ребёнка - устойчивые нарушения детского поведения
Любую проблему следует рассматривать в целостном общем контексте жизни ребёнка – важно собрать полный анамнез. Происходит преломление типично возрастных проблем к индивидуальному контексту. Каждое консультирование в детском возрасте принимает форму проблемно-ориентированного (сначала проблема, потом методология). Психолог работает исключительно с реальностью переживания ребёнка. Широко применяется нестандартизированный клинический метод свободной беседы (Пиаже): - психолог должен следовать за мыслью ребёнка - косвенные вопросы Индивидуализация детей и подростков, как результат совместной деятельности ребёнка и психолога может быть достигнута, в основном, в режиме индивидуальной работы: осознание себя самостоятельной личностью, понимание границ своих возможностей, способность адаптироваться к обществу сверстников.
Работа с детьми 3-11 лет В процессе индивидуальной работы с детьми психолог использует одно из направлений практической психологии – детская психоаналитическая терапия в сочетании с игровой, песочной и арт-терапиями. Использование этих методов зависит от стадии развития и индивидуальных особенностей ребенка.
Работа с подростками от 11 лет Центральными проблемами этого возрастного периода является отделение от родителей и развитие устойчивого ощущения своего собственного "Я", развитие личной системы ценностей. В подростковом возрасте основная проблема это самоопределение и формирование собственного мировоззрения и самосознания - это этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными.. С подростками в возрасте - от 11 лет - работа при индивидуальном консультировании основывается преимущественно на применении методов разговорной терапии (психоаналитическая психотерапия), принципа диалогического общения, равноправные отношения с целью совместного изучения конкретной психологической ситуации и совместное разрешение ее. Так как особое значение в работе психолога с подростком приобретают такие аспекты, как полное принятие подростка таким, какой он есть. При этом подавляющее большинство проблем подросткового периода решается путем повышения самооценки подростка и прояснения изменений, которые происходят в его внутреннем мире и в отношениях с окружающими. Подростки особенно ценят общение «на равных», сохранение конфидециальности.
Требования к личности консультанта. Личность консультанта выделяется как важнейшее целительное средство. Основная техника психологического консультирования – «я-как-инструмент»; основным средством, стимулирующим совершенствование личности клиента, является личность консультанта. Эффективность консультанта определяется свойствами личности, профессиональными знаниями и специальными навыками.
Подвижная модель личности эффективного консультанта: Аутентичность – это выражение искренности по отношению к клиенту. Открытость собственному опыту как искренность в восприятии чувств, в том числе отрицательных. Терпимость к разнообразию чужих эмоциональных реакций. Развитие самопознания. Чем больше консультант знает о себе, тем лучше поймет своих клиентов, и наоборот. Неумение услышать, что творится внутри себя, увеличивает подверженность стрессу и ограничивает эффективность. Сила личности и идентичность. Консультант должен знать, кто он таков, кем может стать, чего хочет от жизни, что для него важно по существу. Толерантность к неопределенности – уверенность в своей интуиции и адекватности чувств, убежденность в правильности принимаемых решений и способность рисковать. Принятие личной ответственности позволяет свободно и сознательно осуществлять выбор и конструктивно воспринимать критику. Глубина отношений с другими людьми – консультант способен свободно выражать свои чувства перед другими людьми, в том числе и перед клиентами. Постановка реалистичных целей. Консультант должен понимать ограниченность своих возможностей и отказаться от нереального стремления быть совершенным. Эмпатия является одной из важнейших черт личности консультанта. Эффективный консультант – зрелый человек (имеет разнообразный стиль личной и профессиональной жизни). Его установка – необходимо руководствоваться не формулами, а своей интуицией и потребностями ситуации. К. Schneider (1992) – постулаты квалифицированного консультирования: личная и социальная зрелость консультанта как процесс, а не состояние.
Качество консультативного контакта зависит от двух важных факторов: терапевтического климата и навыков консультанта (вербальных и невербальных) в поддержании общения.
Искренность консультативного контакта (конгруэнтность) Искренность - один из важнейших элементов создания терапевтического климата, консультант должен уметь вести себя с клиентами так, чтобы они восприняли вхождение в свой внутренний мир как поддержку, а не как угрозу. Терапевту вовсе и не следует демонстрировать интегрированность высшей степени на каждом шагу, достаточно оставаться самим собой во время психотерапевтического контакта. Искренность консультанта - это его способность оставаться самим собой и отсутствие потребности демонстрировать профессиональный фасад. Искренний консультант естественен в контакте, потому что чуток к своим реакциям и чувствам, добросовестен и правдив в передаче их клиентам. Искренность предполагает соответствие высказываний чувствам и невербальному поведению, спонтанность. Открытый своим чувствам, мыслям, установкам и одновременно не испытывающий тревоги консультант способствует комфортному состоянию клиента.
Эмпатия в консультировании Проявление эмпатии в общении означает, что консультант чутко и точно реагирует на переживания клиента, словно это его собственные переживания. Подразумевается способность «вжиться» в субъективный мир клиента и понять смысл разных событий в этом мире. Такое «вхождение» должно быть безоценочным, безоценочная установка консультанта позволяет клиентам в большей мере принимать себя. Когда консультант точно и старательно идентифицирует разнообразные чувства, клиент имеет возможность лучше услышать и понять себя. Эмпатия также помогает консультанту разобраться в причинах недостаточной откровенности клиента. Войдя в мир другого человека, консультанту важно оставаться автономным от клиента, т.е. сохранить самость. Эмпатия означает способность консультанта не только сопереживать, но и понимать клиента. Важна передача эмпатии клиенту. Эмпатическое понимание можно показать клиенту самыми разными способами - молчанием, отражением чувств, удачной и своевременной интерпретацией, рассказывая какую-нибудь историю, точной метафорой и т.п.
Безусловное уважение клиента Под понятием «безусловное уважение» имеется в виду безусловное и безоценочное принятие клиента как целостной личности, которое отождествляется с эмоциональной теплотой и заботой - сложнейшими и противоречивыми составляющими терапевтического климата. Безусловное позитивное отношение - это терпимость ко всем аспектам субъективного мира клиента, словно ты сам являешься его частью. Позитивное отношение не выдвигает никаких условий типа: «ты мне понравишься, если будешь таким-то», исключается также установка на хорошие и плохие качества. Необходимо вобрать все социальные чувства клиента: не только положительные - зрелые, но и негативные - отталкивающие и пугающие, защитные и ненормальные. Следует смириться с противоречивостью клиента. В подобном отношении и проявляется забота о клиенте, отказ от собственнических установок и попыток удовлетворения запросов самого терапевта. О клиенте нужно заботиться как о самостоятельной личности, позволяя ему жить своей жизнью.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1383; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.188.166 (0.008 с.) |