Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функции речи. Сигнификативная функция речи.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт (прошлый и настоящий) явилось речевое общение. Сформировавшись в труде, речь возникла из острой необходимости людей согласовывать трудовые действия, а позже обмениваться мыслями и хранить познавательный опыт для новых поколений. Всякий акт речи А.Н. Леонтьев сравнивал с решением своеобразных психологических задач и, считал речевое общение сложным и многосторонним процессом. Речь – общение людей посредством языка. Язык необходим для того, чтобы говорить и понимать чужую речь, но языком надо уметь пользоваться. Эти два понятия «речь» и «язык» в психологии принято разделять.
Благодаря своим функциям речь является также формой существования сознания. Коммуникативная функция – спомощью слов и словосочетаний человек сообщает людям о каких-либо явлениях действительности и самом себе, а также воспринимает сообщения других. Если другие функции могут быть рассмотрены как внутренняя психическая деятельность, то коммуникативная функция выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми; Функция выражения речи (эмоциаонально-выазиельная) – говорящий выражает свое отношение к сообщению через интонацию голоса, темп речи. Выразительность речи, в принципе, непроизвольна, хотя может быть преднамеренной и управляемой; Функция побуждения речи – с помощью интонаций говорящий человек побуждает людей к действию, с помощью отобранных слов и их сочетаний. На слушателей можно воздействовать, используя все формы речевого влияния – просьба, приказ, убеждение, доказательство, внушение и др. В свою очередь, речь оказывает воздействие на происходящие в организме процессы (сердцебиение, давление...). Сигнификативная функция – речь обозначает реальные предметы или явления со своими свойствами, действиями, связями. Если человек называет какой-то конкретный предмет, то одновременно обозначается и класс предметов, к которому он относится. Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных. Инстинктивные выразительные движения животных еще не являются речью - даже в тех случаях, когда издаваемые животным крики передают его возбуждение другим: животное при этом лишь заражает других своим эмоциональным возбуждением, а не сообщает о нем («крик в случае опасности»). Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим. Общественная одинаковость знаков делает возможным адекватное общение с эффектом взаимного понимания. Однако (и в этом заслуга Л. С. Выготского) значение словесного знака – не застывший в одних границах комплекс признаков, а развивающаяся сфера: от простого и наиболее сильного к сложному и скрытому, от ребенка к взрослому, от низкого интеллекта к высокому. Такое развитие дает возможность совершенствовать саму систему знаков и самому носителю языка углублять и совершенствовать свои представления о знаках. В плане психодиагностики при оценке степени владения языком (своим или иностранным) проверяют именно эту сигнификативную функцию, так как она обеспечивает весь речевой процесс. Так, психофизиологические методы очень популярны в судебной криминалистической экспертизе. Они широко используются в так называемых детекторах лжи.
23. Позитивные достижения и негативные образования в процессе развития человека как личности.
Позитивные достижения и негативные образования в развитии личности
Нравственное развитие личности определяется следующими образующими: знанием норм, привычками поведения, эмоциональным отношением к нравственным нормам и внутренней позицией самого челвека.
Первостепенное значение для развития человека как социального существа имеет знание нормативов поведения. В детстве ребенок через общение с окружающими его людьми (взрослыми, сверстниками и детьми других возрастов) усваивает социальные нормы поведения: - ребенок постепенно начинает понимать и осмысливать значение норм; - у ребенка в практике общения с другими людьми вырабатываются привычки поведения (имеет эмоционально переживаемю побудительную силу: нарушение привычного поведения вызывает ощущение дискомфорта); - ребенок проникается определенным эмоциональным отношением к нормам. Рассудочное и эмоциональное отношение к нравственным нормам и к их выполнению развивается у ребенка через общение со взрослыми. На фоне эмоциональной зависимости от взрослого у ребенка развивается притязание на признание.
Притязание на признание — одна из самых значимых человеческих потребностей. Она основана на стремлении получить высокую оценку своих достижений, отвечающих социальным требованиям общества. Потребность в признании в дошкольном возрасте выражается в стремлении ребенка утвердиться в своих моральных качествах; дети все чаще начинают обращаться к взрослым за оценкой результатов деятельности и личных достижений. В случае потери уверенности в своих возможностях у ребенка может выработаться комплекс неполноценности, ощущение своей несостоятельности. Комплекс неполноценности – один из труднейших моральных недостатков человека, затрудняющих его общение с другими людьми и создающих обременяющее человека тяжелое внутреннее самочувствие.
В нравственном развитии, как и во всяком другом, осуществляется борьба противоположностей. От нашего жизненного опыта зачастую ускользает возможность непосредственного наблюдения того, какие ценности человеческой культуры определяют позитивные достижения личности, как происходит борьба противоположностей и каким образом в личности появляются негативные образования. Негативные образования – асоциальные формы поведения и соответствующие черты личности – также есть продукт ее определенного развития, и они требуют специального изучения. Одной из причин возникновения негативных личностных образований является неудовлетворение потребности в признании у социально незрелого индивида.
Оъективно в обыденной жизни существуют объективно проблемные ситуации, в которых происходит несовпадение моральных норм и импульсивных желаний ребенка. Психологически попав в такую ситуацию, ребенок может решить ее следующим образом: 1) выполнить правило; 2) удовлетворить свою потребность и тем самым нарушить правило, но не скрывать этого от взрослых; 3) реализовав свою потребность и нарушив правило, скрыть реальное поведение, чтобы избежать порицания. Третей тип поведения подразумевает возникновение лжи.
Экспериментальное изучение детей в ситуациях выбора («двойной мотивации») – столкновение непосредственных импульсивных желаний детей и требований взрослого – позволило выявить три основных типа поведения детей: дисциплинированный, недисциплинированный правдивый, недисциплинированный неправдивый. Ложь возникает как компенсация недостаточности волевого (произвольного) поведения. Ложь начинает развиваться, когда у ребенка не сформировалась потребность в правдивом отношении к другим людям, когда честность не стала качеством, повышающим значимость ребенка в глазах других людей.
Притязание на признание среди сверстников проявляется в 2-х планах: - желание «быть как все» (стимулирует развитие ребенка и подтягивает его до общего среднего уровня / конформизм поведеия) - желание «быть лучше, чем все» (развитие воли и формирование рефлексии, т.е. способности осознавать свои достоинства и недостатки / зависть, злорадство, пренебрежение, хвастовство) Положение в группе сверстников существенно отражается на развитии личности ребенка. От этого зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, в какой мере он усваивает нормы отношений к сверстникам. «Опасности»: - дети с особенно высокой популярностью могут «заразиться» излишней самоуверенностью, зазнайством; - ребенок с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, замкнутым, отчужденным. Эта болезнь социализации не должна превратиться в хроническое состояние, в асоциальные свойства личности. Необходимо проводить своего рода социальную терапию, чтобы предотвратить неправильное развитие ребенка, способствовать формированию у него активности. Социальная терапия должна исходить из двух основных положений. Во-первых, необходимо создание определенного социального микроклимата в детском коллективе, подобрать разнообразные занятия, в которых каждый ребенок мог бы реализовать свое притязание на признание. Во-вторых, у непопулярных детей следует специально развить социальные навыки общения.
В воспитании ребенка акцент должен делаться не на снижении притязания на признание, а придании правильного направления развитию этой потребности. Необходимо найти пути к снятию негативных образований, сопутствующих притязаниям ребенка. В содержание детских притязаний должно войти осознанное преодоление негативных компонентов.
(Мухина В. С.. Детская психология, 1985)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 5847; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.151 (0.009 с.) |