Функции речи. Сигнификативная функция речи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции речи. Сигнификативная функция речи.



Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт (прошлый и настоящий) явилось речевое общение. Сформировавшись в труде, речь возникла из острой необходимости людей согласовывать трудовые действия, а позже обмениваться мыслями и хранить познавательный опыт для новых поколений. Всякий акт речи А.Н. Леонтьев сравнивал с решением своеобразных психологических задач и, считал речевое общение сложным и многосторонним процессом.

Речь – общение людей посредством языка. Язык необходим для того, чтобы говорить и понимать чужую речь, но языком надо уметь пользоваться. Эти два понятия «речь» и «язык» в психологии принято разделять.

 

Благодаря своим функциям речь является также формой существования сознания.

Коммуникативная функция – спомощью слов и словосочетаний человек сообщает людям о каких-либо явлениях действительности и самом себе, а также воспринимает сообщения других. Если другие функции могут быть рассмотрены как внутренняя психическая деятельность, то коммуникативная функция выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми;

Функция выражения речи (эмоциаонально-выазиельная) – говорящий выражает свое отношение к сообщению через интонацию голоса, темп речи. Выразительность речи, в принципе, непроизвольна, хотя может быть преднамеренной и управляемой;

Функция побуждения речи – с помощью интонаций говорящий человек побуждает людей к действию, с помощью отобранных слов и их сочетаний. На слушателей можно воздействовать, используя все формы речевого влияния – просьба, приказ, убеждение, доказательство, внушение и др. В свою очередь, речь оказывает воздействие на происходящие в организме процессы (сердцебиение, давление...).

Сигнификативная функция – речь обозначает реальные предметы или явления со своими свойствами, действиями, связями. Если человек называет какой-то конкретный предмет, то одновременно обозначается и класс предметов, к которому он относится.

Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных. Инстинктивные выразительные движения животных еще не являются речью - даже в тех случаях, когда издаваемые животным крики передают его возбуждение другим: животное при этом лишь заражает других своим эмоциональным возбуждением, а не сообщает о нем («крик в случае опасности»).

Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим. Общественная одинаковость знаков делает возможным адекватное общение с эффектом взаимного понимания. Однако (и в этом заслуга Л. С. Выготского) значение словесного знака – не застывший в одних границах комплекс признаков, а развивающаяся сфера: от простого и наиболее сильного к сложному и скрытому, от ребенка к взрослому, от низкого интеллекта к высокому. Такое развитие дает возможность совершенствовать саму систему знаков и самому носителю языка углублять и совершенствовать свои представления о знаках.

В плане психодиагностики при оценке степени владения языком (своим или иностранным) проверяют именно эту сигнификативную функцию, так как она обеспечивает весь речевой процесс. Так, психофизиологические методы очень популярны в судебной криминалистической экспертизе. Они широко используются в так называемых детекторах лжи.

 

23. Позитивные достижения и негативные образования в процессе развития человека как личности.

 

Позитивные достижения и негативные образования в развитии личности

 

Нравственное развитие личности определяется следующими образующими: знанием норм, привычками поведения, эмоциональным отношением к нравственным нормам и внутренней позицией самого челвека.

 

Первостепенное значение для развития человека как социального существа имеет знание нормативов поведения. В детстве ребенок через общение с окружающими его людьми (взрослыми, сверстниками и детьми других возрастов) усваивает социальные нормы поведения:

- ребенок постепенно начинает понимать и осмысливать значение норм;

- у ребенка в практике общения с другими людьми вырабатываются привычки поведения (имеет эмоционально переживаемю побудительную силу: нарушение привычного поведения вызывает ощущение дискомфорта);

- ребенок проникается определенным эмоциональным отношением к нормам.

Рассудочное и эмоциональное отношение к нравственным нормам и к их выполнению развивается у ребенка через общение со взрослыми. На фоне эмоциональной зависимости от взрослого у ребенка развивается притязание на признание.

 

Притязание на признание — одна из самых значимых человеческих потребностей. Она основана на стремлении получить высокую оценку своих достижений, отвечающих социальным требованиям общества.

Потребность в признании в дошкольном возрасте выражается в стремлении ребенка утвердиться в своих моральных качествах; дети все чаще начинают обращаться к взрослым за оценкой результатов деятельности и личных достижений. В случае потери уверенности в своих возможностях у ребенка может выработаться комплекс неполноценности, ощущение своей несостоятельности. Комплекс неполноценности – один из труднейших моральных недостатков человека, затрудняющих его общение с другими людьми и создающих обременяющее человека тяжелое внутреннее самочувствие.

 

В нравственном развитии, как и во всяком другом, осуществляется борьба противоположностей. От нашего жизненного опыта зачастую ускользает возможность непосредственного наблюдения того, какие ценности человеческой культуры определяют позитивные достижения личности, как происходит борьба противоположностей и каким образом в личности появляются негативные образования. Негативные образования – асоциальные формы поведения и соответствующие черты личности – также есть продукт ее определенного развития, и они требуют специального изучения.

Одной из причин возникновения негативных личностных образований является неудовлетворение потребности в признании у социально незрелого индивида.

 

Оъективно в обыденной жизни существуют объективно проблемные ситуации, в которых происходит несовпадение моральных норм и импульсивных желаний ребенка. Психологически попав в такую ситуацию, ребенок может решить ее следующим образом:

1) выполнить правило;

2) удовлетворить свою потребность и тем самым нарушить правило, но не скрывать этого от взрослых;

3) реализовав свою потребность и нарушив правило, скрыть реальное поведение, чтобы избежать порицания. Третей тип поведения подразумевает возникновение лжи.

 

Экспериментальное изучение детей в ситуациях выбора («двойной мотивации») – столкновение непосредственных импульсивных желаний детей и требований взрослого – позволило выявить три основных типа поведения детей: дисциплинированный, недисциплинированный правдивый, недисциплинированный неправдивый.

Ложь возникает как компенсация недостаточности волевого (произвольного) поведения. Ложь начинает развиваться, когда у ребенка не сформировалась потребность в правдивом отношении к другим людям, когда честность не стала качеством, повышающим значимость ребенка в глазах других людей.

 

Притязание на признание среди сверстников проявляется в 2-х планах:

- желание «быть как все» (стимулирует развитие ребенка и подтягивает его до общего среднего уровня / конформизм поведеия)

- желание «быть лучше, чем все» (развитие воли и формирование рефлексии, т.е. способности осознавать свои достоинства и недостатки / зависть, злорадство, пренебрежение, хвастовство)

Положение в группе сверстников существенно отражается на развитии личности ребенка. От этого зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, в какой мере он усваивает нормы отношений к сверстникам.

«Опасности»:

- дети с особенно высокой популярностью могут «заразиться» излишней самоуверенностью, зазнайством;

- ребенок с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, замкнутым, отчужденным.

Эта болезнь социализации не должна превратиться в хроническое состояние, в асоциальные свойства личности. Необходимо проводить своего рода социальную терапию, чтобы предотвратить неправильное развитие ребенка, способствовать формированию у него активности. Социальная терапия должна исходить из двух основных положений. Во-первых, необходимо создание определенного социального микроклимата в детском коллективе, подобрать разнообразные занятия, в которых каждый ребенок мог бы реализовать свое притязание на признание. Во-вторых, у непопулярных детей следует специально развить социальные навыки общения.

 

В воспитании ребенка акцент должен делаться не на снижении притязания на признание, а придании правильного направления развитию этой потребности. Необходимо найти пути к снятию негативных образований, сопутствующих притязаниям ребенка. В содержание детских притязаний должно войти осознанное преодоление негативных компонентов.

 

(Мухина В. С.. Детская психология, 1985)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 5694; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.9.7 (0.013 с.)