Факторы, определяющие психическое и личностное развитие. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы, определяющие психическое и личностное развитие.



Факторы, определяющие психическое и личностное развитие.

В онтогенезе человека представлены оба типа психического развития, которые в филогенезе изолированы: биологическое и историческое (культурное) развитие. Врастание человека в цивилизацию представляет единый сплав с процессами органического созревания. (Л. С. Выготский)

 

1. «Биологический фактор» (генотипические характеристики, морфология мозга – место для усвоения высших ПФ, речевой центр).

прямохождение («свободные руки») – создание и сохранение продуктов человеческого труда

перпендикулярное положение большого пальца – усовершенствование мелкой моторики

генотип (46 хромосом)

наследственность – в т.ч. эмоциональные особенности, тип характера, социальное поведение

морфология головного мозга – освобождено «место» для закрепления ВПФ (речь, мышление, произвольное внимание, запоминание, воображение) – у животных «место» занято инстинктами

2. «Социальный фатор» – условия жизни и воспитания; только в социуме возможно формирование ВПФ. Факторы социализации:

- микро (ближайшее окружение)

- мезо (на уровне группы – институты социализации)

- макро (город, страна)

- мега (цивилизация, географическое положение, культура, киберпространство)

Соц. условия жизни – необходимые условия развития личности и ее бытия. Человек по своей природе социален и включен в общественное бытие, конкретную гос. структуру. в которой осуществляются его права и свободы, реализуется стремление быть уникальной личностью.

 

В каждом человеке биологическое и социальное сочетаются уникальным образом.

Внутренняя позиция / собственная активность личности

(см. вопрос №7)

«Даже в концлагере были люди, а были не люди». (В. Франкл)

 

Человек как социальная единица и как уникальная личность.

Человек по природе своей социален и потому включен в общественное бытие и конкретно в государственную структуру, в которой осуществляются его права и свободы, реализуется стремление быть уникальной личностью.

Личность по своей феноменологии предполагает развитие. Развитие личности опосредовано системой общественных отношений, и осуществляется в процессе воспитания и присвоения человеком основ материальной и духовной культуры. Вместе с тем это не исключает формирования собственно внутренних позиций личности, выходящих за пределы общественных условий.

Человек как личность формируется через свои отношения с другими людьми. Он познает себя как индивида через другого, себе подобного, именно потому, что другой, как и он, является носителем общественных отношений. Социальные условия жизни людей – единственно возможные условия развития человеческой личности и ее человеческого бытия.

Личность, следовательно, является носителем существующих общественных отношений и одновременно индивидуальной свободы. Индивидуальную свободу личность обретает в результате актуализации ею своих родовых сил - способности сознательно принимать решения. Для этого индивид может (или должен) обособляться от других индивидов и от общества. Таким образом, личность можно определить как индивидуальное бытие общественных отношений.

Личность развивается как родовой индивид и как индивидуальность, совершенствуясь и совершенствуя других.

Феноменология развития высших психических функций.

Важнейший закон развития высших психических функций, открытый Л. С. Выготским, заключается в следующем: всякая функция в культурном развитии ребенка первоначально возникает в процессе взаимодействия со взрослыми и существует не в индивидуальном сознании ребенка, а между ребенком и взрослым, в пространстве их взаимоотношений, поэтому она имеет интерпсихическую форму. Впоследствии она переходит во внутренний мир ребенка, интериоризируется, то есть становится его индивидуальным достоянием, приобретает интрапсихическую форму. Закон перехода от интер- к интрапсихическим процессам:

«Всякая функция в культурном развитии ребенка выходит на сцену дважды, в двух планах, - сперва в социальном, потом - в психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая» (Выготский Л.С.)

Интериоризуясь, "натуральные" психические функции трансформируются и "сворачиваются", приобретают автоматизированность, осознанность и произвольность. Затем, благодаря наработанным алгоритмам внутренних преобразований, становится возможным и обратный интериоризации процесс – процесс экстериоризации – вынесения вовне результатов умственной деятельности, осуществляемых сначала как замысел во внутреннем плане.

Признаки ВПФ: сложность, социальность, опосредованность и произвольность.

Сенсорное развитие: Восприятие ИЗО – развитие графического образа, визуальный реализм (опора на визуальные впечатления от предмета); интеллектуальный реализм (основе обобщенных знаний о предмете). Путь сенсорного развития - от освоения дифференцированных сенсорных эталонов к их преодолению через деятельность освобожденного произвольного восприятия всего богатства признаков предметов природы.

Восприятие музыки: Б.Г.Ананьев экспериментально установил, что музыка выступает в качестве регулятора поведения. 3 осн. муз. способности по Теплову: ладовое чувство, слуховое представление, музыкальное ритмическое чувство.

Развитие мышления: Ж. Пиаже – социальная жизнь трансформирует интеллект через воздействие: языка (знаки), содержания взаимодействия субъекта с объектами (интеллектуальные ценности) и правил, предписанных мышлению (коллективные логические или дологические нормы). В этом случае присваиваемые социальные отношения вырабатывают новые возможности мышления.

Формальное мышление – это размышление о мыслях; направленна на предложения, истинность которых, зависит от операций с классами, отношениями и числами. Нормальное мышление – это изменение на обратные отношения между действительным и возможным: эмпирические данные включаются как отдельная часть в общую совокупность возможных комбинаций.

Развитие внимания, памяти, воображения. Если ребенок лишен своего внутреннего воображаемого мира, некоторые психологи и психиатры применяют своеобразный метод: имеющие проблемы отроки знакомятся с персонажами фантастических книг или кино и учатся идентифицировать себя с ними. Воображение в отрочестве может обогатить внутреннюю жизнь подростка, может, соединяясь с рациональными знаниями, преобразоваться и стать подлинной творческой силой, но может и прийти в упадок после поры детства.

 

 

Самосозидание и чувство личности

Личность всегда имеет свои собственные ориентиры жизни – ценности, которые опредляют ее внутреннюю позицию и ее поступки. Личность должна обладать способностью к свободе выбора, самостоянию. Личность, при всех ее врожденных способностях и условиях развития является творением самого человекаа, результатом его самосозидания.

Внутренняя позиция личности отражает ценностные ориентации, концентрируемые через контекст всех звеньев структуры самосознания, а также через индивидуальное понимание общественных отношений людей и своего места в этих отношениях. Она направлена на поиск своего места в мире и на развитие собственной личности, пробуждает дух. Индивидуальное бытие личности формируется через внутреннюю позицию, через становление системы смыслов, на основе которых чел строит свое мировоззрение и идеалогию.

 

Принципы

Циркулярность: все, что происходит в семье, подчиняется не линейной, а циркулярной логике (круговая ричиность – при расмотении пробемы психолог адаётся вопросом не «почему», а «зачем» - изкая успеваемость ебёнка в школе, как стабилзатор в супружеских отношениях родителей)

Нейтральность: эффективная психотерапия требует сохранения психотерапевтом нейтральной позиции. Он равно сочувствует всем членам семьи, не присоединяется внутренне ни к кому и обеспечивает всем членам семьи равные возможности говорить и быть услышанным и понятым(наиболее частый вариант его нарушения — попадание женщин-психотерапевтов в позицию суперматери).

Гипотетичность: основная цель общения терапевта с семьей — проверка гипотезы о цели и смысле семейной дисфункции. Основные вопросы: зачем в семье происходит то, что происходит? каким образом наблюдаемая дисфункция используется системой? Первичная гипотеза терапевта и определяет его стратегию беседы с семьей.

Все методологические принципы этого подхода призваны обеспечивать защиту психотерапевта от воздействия на него семейной системы клиентов. Каждая открытая семейная система стремится поглотить, “засосать в себя” всякий элемент, оказавшийся в ее “орбите”. Событийно это проявляется в том, что семья стремится распространить свои правила на общение с терапевтом, сформировать с ним коалиции, получить признание своего мифа и т.п.

 

Методы

В качестве отправной точки – максимально точное разъяснение договора между терапевтом и клиентом. Когда цели лечения становятся конкретными и приемлемыми как для терапевта, так и для клиента, можно начинать собственно терапию. Используемые техники, виды терапевтических вмешательств, методы:

ü Круговые вопросы, цель которых - выяснить возможную позицию третьего лица (в том числе и присутствующего);

ü Шкальные вопросы для выяснения различий и прогресса в терапии;

ü Позитивная оценка и выработка позитивного аспекта проблемного порядка вещей;

ü Рефрейминг порядка вещей необходим для того, чтобы стимулировать изменения значения или интерпретации;

ü Парадоксальное вмешательство – как правило, описание проблемного поведения для того, чтобы изменить автоматизмы;

ü Домашнее задание различного, индивидуально-ориентированного характера, выполняются между сеансами;

ü Метафоры, параболы и истории как техника работы с возможным «сопротивлением»;

ü Опрос исключений из проблемного порядка вещей, чтобы уточнить изменяемость статистически рассматриваемого порядка вещей;

ü Применение сослагательного наклонения для фокусировки на вариантах и возможностях;

ü Скульптура – изображение семейных отношений с точки зрения клиента;

ü Социограмма – графическое изображение социальных отношений;

ü Групповая рефлексия (см. Том Андерсен);

ü Метод генограммы;

ü Приглашение членов семьи или друзей принять участие в отдельном сеансе или фазах терапии;

и многие другие.

 

Требования к личности консультанта.

Личность консультанта выделяется как важнейшее целительное средство.

Основная техника психологического консультирования – «я-как-инструмент»; основным средством, стимулирующим совершенствование личности клиента, является личность консультанта.

Эффективность консультанта определяется свойствами личности, профессиональными знаниями и специальными навыками.

 

Подвижная модель личности эффективного консультанта:

Аутентичность – это выражение искренности по отношению к клиенту.

Открытость собственному опыту как искренность в восприятии чувств, в том числе отрицательных. Терпимость к разнообразию чужих эмоциональных реакций.

Развитие самопознания. Чем больше консультант знает о себе, тем лучше поймет своих клиентов, и наоборот. Неумение услышать, что творится внутри себя, увеличивает подверженность стрессу и ограничивает эффективность.

Сила личности и идентичность. Консультант должен знать, кто он таков, кем может стать, чего хочет от жизни, что для него важно по существу.

Толерантность к неопределенности – уверенность в своей интуиции и адекватности чувств, убежденность в правильности принимаемых решений и способность рисковать.

Принятие личной ответственности позволяет свободно и сознательно осуществлять выбор и конструктивно воспринимать критику.

Глубина отношений с другими людьми – консультант способен свободно выражать свои чувства перед другими людьми, в том числе и перед клиентами.

Постановка реалистичных целей. Консультант должен понимать ограниченность своих возможностей и отказаться от нереального стремления быть совершенным.

Эмпатия является одной из важнейших черт личности консультанта.

Эффективный консультант – зрелый человек (имеет разнообразный стиль личной и профессиональной жизни). Его установка – необходимо руководствоваться не формулами, а своей интуицией и потребностями ситуации.

К. Schneider (1992) – постулаты квалифицированного консультирования: личная и социальная зрелость консультанта как процесс, а не состояние.

 

Качество консультативного контакта зависит от двух важных факторов: терапевтического климата и навыков консультанта (вербальных и невербальных) в поддержании общения.

 

Искренность консультативного контакта (конгруэнтность)

Искренность - один из важнейших элементов создания терапевтического климата, консультант должен уметь вести себя с клиентами так, чтобы они восприняли вхождение в свой внутренний мир как поддержку, а не как угрозу. Терапевту вовсе и не следует демонстрировать интегрированность высшей степени на каждом шагу, достаточно оставаться самим собой во время психотерапевтического контакта.

Искренность консультанта - это его способность оставаться самим собой и отсутствие потребности демонстрировать профессиональный фасад. Искренний консультант естественен в контакте, потому что чуток к своим реакциям и чувствам, добросовестен и правдив в передаче их клиентам. Искренность предполагает соответствие высказываний чувствам и невербальному поведению, спонтанность. Открытый своим чувствам, мыслям, установкам и одновременно не испытывающий тревоги консультант способствует комфортному состоянию клиента.

 

Эмпатия в консультировании

Проявление эмпатии в общении означает, что консультант чутко и точно реагирует на переживания клиента, словно это его собственные переживания. Подразумевается способность «вжиться» в субъективный мир клиента и понять смысл разных событий в этом мире. Такое «вхождение» должно быть безоценочным, безоценочная установка консультанта позволяет клиентам в большей мере принимать себя. Когда консультант точно и старательно идентифицирует разнообразные чувства, клиент имеет возможность лучше услышать и понять себя.

Эмпатия также помогает консультанту разобраться в причинах недостаточной откровенности клиента. Войдя в мир другого человека, консультанту важно оставаться автономным от клиента, т.е. сохранить самость.

Эмпатия означает способность консультанта не только сопереживать, но и понимать клиента. Важна передача эмпатии клиенту. Эмпатическое понимание можно показать клиенту самыми разными способами - молчанием, отражением чувств, удачной и своевременной интерпретацией, рассказывая какую-нибудь историю, точной метафорой и т.п.

 

Безусловное уважение клиента

Под понятием «безусловное уважение» имеется в виду безусловное и безоценочное принятие клиента как целостной личности, которое отождествляется с эмоциональной теплотой и заботой - сложнейшими и противоречивыми составляющими терапевтического климата.

Безусловное позитивное отношение - это терпимость ко всем аспектам субъективного мира клиента, словно ты сам являешься его частью. Позитивное отношение не выдвигает никаких условий типа: «ты мне понравишься, если будешь таким-то», исключается также установка на хорошие и плохие качества. Необходимо вобрать все социальные чувства клиента: не только положительные - зрелые, но и негативные - отталкивающие и пугающие, защитные и ненормальные. Следует смириться с противоречивостью клиента. В подобном отношении и проявляется забота о клиенте, отказ от собственнических установок и попыток удовлетворения запросов самого терапевта. О клиенте нужно заботиться как о самостоятельной личности, позволяя ему жить своей жизнью.

 

Факторы, определяющие психическое и личностное развитие.

В онтогенезе человека представлены оба типа психического развития, которые в филогенезе изолированы: биологическое и историческое (культурное) развитие. Врастание человека в цивилизацию представляет единый сплав с процессами органического созревания. (Л. С. Выготский)

 

1. «Биологический фактор» (генотипические характеристики, морфология мозга – место для усвоения высших ПФ, речевой центр).

прямохождение («свободные руки») – создание и сохранение продуктов человеческого труда

перпендикулярное положение большого пальца – усовершенствование мелкой моторики

генотип (46 хромосом)

наследственность – в т.ч. эмоциональные особенности, тип характера, социальное поведение

морфология головного мозга – освобождено «место» для закрепления ВПФ (речь, мышление, произвольное внимание, запоминание, воображение) – у животных «место» занято инстинктами

2. «Социальный фатор» – условия жизни и воспитания; только в социуме возможно формирование ВПФ. Факторы социализации:

- микро (ближайшее окружение)

- мезо (на уровне группы – институты социализации)

- макро (город, страна)

- мега (цивилизация, географическое положение, культура, киберпространство)

Соц. условия жизни – необходимые условия развития личности и ее бытия. Человек по своей природе социален и включен в общественное бытие, конкретную гос. структуру. в которой осуществляются его права и свободы, реализуется стремление быть уникальной личностью.

 

В каждом человеке биологическое и социальное сочетаются уникальным образом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 753; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.162.247 (0.035 с.)