Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Факторы, определяющие психическое и личностное развитие.↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Факторы, определяющие психическое и личностное развитие. В онтогенезе человека представлены оба типа психического развития, которые в филогенезе изолированы: биологическое и историческое (культурное) развитие. Врастание человека в цивилизацию представляет единый сплав с процессами органического созревания. (Л. С. Выготский)
1. «Биологический фактор» (генотипические характеристики, морфология мозга – место для усвоения высших ПФ, речевой центр). прямохождение («свободные руки») – создание и сохранение продуктов человеческого труда перпендикулярное положение большого пальца – усовершенствование мелкой моторики генотип (46 хромосом) наследственность – в т.ч. эмоциональные особенности, тип характера, социальное поведение морфология головного мозга – освобождено «место» для закрепления ВПФ (речь, мышление, произвольное внимание, запоминание, воображение) – у животных «место» занято инстинктами 2. «Социальный фатор» – условия жизни и воспитания; только в социуме возможно формирование ВПФ. Факторы социализации: - микро (ближайшее окружение) - мезо (на уровне группы – институты социализации) - макро (город, страна) - мега (цивилизация, географическое положение, культура, киберпространство) Соц. условия жизни – необходимые условия развития личности и ее бытия. Человек по своей природе социален и включен в общественное бытие, конкретную гос. структуру. в которой осуществляются его права и свободы, реализуется стремление быть уникальной личностью.
В каждом человеке биологическое и социальное сочетаются уникальным образом. Внутренняя позиция / собственная активность личности (см. вопрос №7) «Даже в концлагере были люди, а были не люди». (В. Франкл)
Человек как социальная единица и как уникальная личность. Человек по природе своей социален и потому включен в общественное бытие и конкретно в государственную структуру, в которой осуществляются его права и свободы, реализуется стремление быть уникальной личностью. Личность по своей феноменологии предполагает развитие. Развитие личности опосредовано системой общественных отношений, и осуществляется в процессе воспитания и присвоения человеком основ материальной и духовной культуры. Вместе с тем это не исключает формирования собственно внутренних позиций личности, выходящих за пределы общественных условий. Человек как личность формируется через свои отношения с другими людьми. Он познает себя как индивида через другого, себе подобного, именно потому, что другой, как и он, является носителем общественных отношений. Социальные условия жизни людей – единственно возможные условия развития человеческой личности и ее человеческого бытия. Личность, следовательно, является носителем существующих общественных отношений и одновременно индивидуальной свободы. Индивидуальную свободу личность обретает в результате актуализации ею своих родовых сил - способности сознательно принимать решения. Для этого индивид может (или должен) обособляться от других индивидов и от общества. Таким образом, личность можно определить как индивидуальное бытие общественных отношений. Личность развивается как родовой индивид и как индивидуальность, совершенствуясь и совершенствуя других. Феноменология развития высших психических функций. Важнейший закон развития высших психических функций, открытый Л. С. Выготским, заключается в следующем: всякая функция в культурном развитии ребенка первоначально возникает в процессе взаимодействия со взрослыми и существует не в индивидуальном сознании ребенка, а между ребенком и взрослым, в пространстве их взаимоотношений, поэтому она имеет интерпсихическую форму. Впоследствии она переходит во внутренний мир ребенка, интериоризируется, то есть становится его индивидуальным достоянием, приобретает интрапсихическую форму. Закон перехода от интер- к интрапсихическим процессам: «Всякая функция в культурном развитии ребенка выходит на сцену дважды, в двух планах, - сперва в социальном, потом - в психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая» (Выготский Л.С.) Интериоризуясь, "натуральные" психические функции трансформируются и "сворачиваются", приобретают автоматизированность, осознанность и произвольность. Затем, благодаря наработанным алгоритмам внутренних преобразований, становится возможным и обратный интериоризации процесс – процесс экстериоризации – вынесения вовне результатов умственной деятельности, осуществляемых сначала как замысел во внутреннем плане. Признаки ВПФ: сложность, социальность, опосредованность и произвольность. Сенсорное развитие: Восприятие ИЗО – развитие графического образа, визуальный реализм (опора на визуальные впечатления от предмета); интеллектуальный реализм (основе обобщенных знаний о предмете). Путь сенсорного развития - от освоения дифференцированных сенсорных эталонов к их преодолению через деятельность освобожденного произвольного восприятия всего богатства признаков предметов природы. Восприятие музыки: Б.Г.Ананьев экспериментально установил, что музыка выступает в качестве регулятора поведения. 3 осн. муз. способности по Теплову: ладовое чувство, слуховое представление, музыкальное ритмическое чувство. Развитие мышления: Ж. Пиаже – социальная жизнь трансформирует интеллект через воздействие: языка (знаки), содержания взаимодействия субъекта с объектами (интеллектуальные ценности) и правил, предписанных мышлению (коллективные логические или дологические нормы). В этом случае присваиваемые социальные отношения вырабатывают новые возможности мышления. Формальное мышление – это размышление о мыслях; направленна на предложения, истинность которых, зависит от операций с классами, отношениями и числами. Нормальное мышление – это изменение на обратные отношения между действительным и возможным: эмпирические данные включаются как отдельная часть в общую совокупность возможных комбинаций. Развитие внимания, памяти, воображения. Если ребенок лишен своего внутреннего воображаемого мира, некоторые психологи и психиатры применяют своеобразный метод: имеющие проблемы отроки знакомятся с персонажами фантастических книг или кино и учатся идентифицировать себя с ними. Воображение в отрочестве может обогатить внутреннюю жизнь подростка, может, соединяясь с рациональными знаниями, преобразоваться и стать подлинной творческой силой, но может и прийти в упадок после поры детства.
Самосозидание и чувство личности Личность всегда имеет свои собственные ориентиры жизни – ценности, которые опредляют ее внутреннюю позицию и ее поступки. Личность должна обладать способностью к свободе выбора, самостоянию. Личность, при всех ее врожденных способностях и условиях развития является творением самого человекаа, результатом его самосозидания. Внутренняя позиция личности отражает ценностные ориентации, концентрируемые через контекст всех звеньев структуры самосознания, а также через индивидуальное понимание общественных отношений людей и своего места в этих отношениях. Она направлена на поиск своего места в мире и на развитие собственной личности, пробуждает дух. Индивидуальное бытие личности формируется через внутреннюю позицию, через становление системы смыслов, на основе которых чел строит свое мировоззрение и идеалогию.
Принципы Циркулярность: все, что происходит в семье, подчиняется не линейной, а циркулярной логике (круговая ричиность – при расмотении пробемы психолог адаётся вопросом не «почему», а «зачем» - изкая успеваемость ебёнка в школе, как стабилзатор в супружеских отношениях родителей) Нейтральность: эффективная психотерапия требует сохранения психотерапевтом нейтральной позиции. Он равно сочувствует всем членам семьи, не присоединяется внутренне ни к кому и обеспечивает всем членам семьи равные возможности говорить и быть услышанным и понятым(наиболее частый вариант его нарушения — попадание женщин-психотерапевтов в позицию суперматери). Гипотетичность: основная цель общения терапевта с семьей — проверка гипотезы о цели и смысле семейной дисфункции. Основные вопросы: зачем в семье происходит то, что происходит? каким образом наблюдаемая дисфункция используется системой? Первичная гипотеза терапевта и определяет его стратегию беседы с семьей. Все методологические принципы этого подхода призваны обеспечивать защиту психотерапевта от воздействия на него семейной системы клиентов. Каждая открытая семейная система стремится поглотить, “засосать в себя” всякий элемент, оказавшийся в ее “орбите”. Событийно это проявляется в том, что семья стремится распространить свои правила на общение с терапевтом, сформировать с ним коалиции, получить признание своего мифа и т.п.
Методы В качестве отправной точки – максимально точное разъяснение договора между терапевтом и клиентом. Когда цели лечения становятся конкретными и приемлемыми как для терапевта, так и для клиента, можно начинать собственно терапию. Используемые техники, виды терапевтических вмешательств, методы: ü Круговые вопросы, цель которых - выяснить возможную позицию третьего лица (в том числе и присутствующего); ü Шкальные вопросы для выяснения различий и прогресса в терапии; ü Позитивная оценка и выработка позитивного аспекта проблемного порядка вещей; ü Рефрейминг порядка вещей необходим для того, чтобы стимулировать изменения значения или интерпретации; ü Парадоксальное вмешательство – как правило, описание проблемного поведения для того, чтобы изменить автоматизмы; ü Домашнее задание различного, индивидуально-ориентированного характера, выполняются между сеансами; ü Метафоры, параболы и истории как техника работы с возможным «сопротивлением»; ü Опрос исключений из проблемного порядка вещей, чтобы уточнить изменяемость статистически рассматриваемого порядка вещей; ü Применение сослагательного наклонения для фокусировки на вариантах и возможностях; ü Скульптура – изображение семейных отношений с точки зрения клиента; ü Социограмма – графическое изображение социальных отношений; ü Групповая рефлексия (см. Том Андерсен); ü Метод генограммы; ü Приглашение членов семьи или друзей принять участие в отдельном сеансе или фазах терапии; и многие другие.
Требования к личности консультанта. Личность консультанта выделяется как важнейшее целительное средство. Основная техника психологического консультирования – «я-как-инструмент»; основным средством, стимулирующим совершенствование личности клиента, является личность консультанта. Эффективность консультанта определяется свойствами личности, профессиональными знаниями и специальными навыками.
Подвижная модель личности эффективного консультанта: Аутентичность – это выражение искренности по отношению к клиенту. Открытость собственному опыту как искренность в восприятии чувств, в том числе отрицательных. Терпимость к разнообразию чужих эмоциональных реакций. Развитие самопознания. Чем больше консультант знает о себе, тем лучше поймет своих клиентов, и наоборот. Неумение услышать, что творится внутри себя, увеличивает подверженность стрессу и ограничивает эффективность. Сила личности и идентичность. Консультант должен знать, кто он таков, кем может стать, чего хочет от жизни, что для него важно по существу. Толерантность к неопределенности – уверенность в своей интуиции и адекватности чувств, убежденность в правильности принимаемых решений и способность рисковать. Принятие личной ответственности позволяет свободно и сознательно осуществлять выбор и конструктивно воспринимать критику. Глубина отношений с другими людьми – консультант способен свободно выражать свои чувства перед другими людьми, в том числе и перед клиентами. Постановка реалистичных целей. Консультант должен понимать ограниченность своих возможностей и отказаться от нереального стремления быть совершенным. Эмпатия является одной из важнейших черт личности консультанта. Эффективный консультант – зрелый человек (имеет разнообразный стиль личной и профессиональной жизни). Его установка – необходимо руководствоваться не формулами, а своей интуицией и потребностями ситуации. К. Schneider (1992) – постулаты квалифицированного консультирования: личная и социальная зрелость консультанта как процесс, а не состояние.
Качество консультативного контакта зависит от двух важных факторов: терапевтического климата и навыков консультанта (вербальных и невербальных) в поддержании общения.
Искренность консультативного контакта (конгруэнтность) Искренность - один из важнейших элементов создания терапевтического климата, консультант должен уметь вести себя с клиентами так, чтобы они восприняли вхождение в свой внутренний мир как поддержку, а не как угрозу. Терапевту вовсе и не следует демонстрировать интегрированность высшей степени на каждом шагу, достаточно оставаться самим собой во время психотерапевтического контакта. Искренность консультанта - это его способность оставаться самим собой и отсутствие потребности демонстрировать профессиональный фасад. Искренний консультант естественен в контакте, потому что чуток к своим реакциям и чувствам, добросовестен и правдив в передаче их клиентам. Искренность предполагает соответствие высказываний чувствам и невербальному поведению, спонтанность. Открытый своим чувствам, мыслям, установкам и одновременно не испытывающий тревоги консультант способствует комфортному состоянию клиента.
Эмпатия в консультировании Проявление эмпатии в общении означает, что консультант чутко и точно реагирует на переживания клиента, словно это его собственные переживания. Подразумевается способность «вжиться» в субъективный мир клиента и понять смысл разных событий в этом мире. Такое «вхождение» должно быть безоценочным, безоценочная установка консультанта позволяет клиентам в большей мере принимать себя. Когда консультант точно и старательно идентифицирует разнообразные чувства, клиент имеет возможность лучше услышать и понять себя. Эмпатия также помогает консультанту разобраться в причинах недостаточной откровенности клиента. Войдя в мир другого человека, консультанту важно оставаться автономным от клиента, т.е. сохранить самость. Эмпатия означает способность консультанта не только сопереживать, но и понимать клиента. Важна передача эмпатии клиенту. Эмпатическое понимание можно показать клиенту самыми разными способами - молчанием, отражением чувств, удачной и своевременной интерпретацией, рассказывая какую-нибудь историю, точной метафорой и т.п.
Безусловное уважение клиента Под понятием «безусловное уважение» имеется в виду безусловное и безоценочное принятие клиента как целостной личности, которое отождествляется с эмоциональной теплотой и заботой - сложнейшими и противоречивыми составляющими терапевтического климата. Безусловное позитивное отношение - это терпимость ко всем аспектам субъективного мира клиента, словно ты сам являешься его частью. Позитивное отношение не выдвигает никаких условий типа: «ты мне понравишься, если будешь таким-то», исключается также установка на хорошие и плохие качества. Необходимо вобрать все социальные чувства клиента: не только положительные - зрелые, но и негативные - отталкивающие и пугающие, защитные и ненормальные. Следует смириться с противоречивостью клиента. В подобном отношении и проявляется забота о клиенте, отказ от собственнических установок и попыток удовлетворения запросов самого терапевта. О клиенте нужно заботиться как о самостоятельной личности, позволяя ему жить своей жизнью.
Факторы, определяющие психическое и личностное развитие. В онтогенезе человека представлены оба типа психического развития, которые в филогенезе изолированы: биологическое и историческое (культурное) развитие. Врастание человека в цивилизацию представляет единый сплав с процессами органического созревания. (Л. С. Выготский)
1. «Биологический фактор» (генотипические характеристики, морфология мозга – место для усвоения высших ПФ, речевой центр). прямохождение («свободные руки») – создание и сохранение продуктов человеческого труда перпендикулярное положение большого пальца – усовершенствование мелкой моторики генотип (46 хромосом) наследственность – в т.ч. эмоциональные особенности, тип характера, социальное поведение морфология головного мозга – освобождено «место» для закрепления ВПФ (речь, мышление, произвольное внимание, запоминание, воображение) – у животных «место» занято инстинктами 2. «Социальный фатор» – условия жизни и воспитания; только в социуме возможно формирование ВПФ. Факторы социализации: - микро (ближайшее окружение) - мезо (на уровне группы – институты социализации) - макро (город, страна) - мега (цивилизация, географическое положение, культура, киберпространство) Соц. условия жизни – необходимые условия развития личности и ее бытия. Человек по своей природе социален и включен в общественное бытие, конкретную гос. структуру. в которой осуществляются его права и свободы, реализуется стремление быть уникальной личностью.
В каждом человеке биологическое и социальное сочетаются уникальным образом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 807; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.50.71 (0.011 с.) |