Анализ «категории» аристотеля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ «категории» аристотеля



Подлинная, первичная и главнейшая сущность — отдельный человек, или отдельная лошадь, или от­дельный орел и другие индивиды... Сперва существуют индивиды, и лишь затем из индивидов образуется вид...

Кто говорит, что индивид образуется из вида, а вид — из рода, тот не знает истины, ибо истина в том, что вид образуется из индивидов, а род — из видов, и поэтому, если упразднить индивид, исчезнет и вид, а если исчезнет вид, то исчезнет и род. Лишь при на­личии индивида существуют вид и род. Например, сперва ведь был создан Адам — индивид, и лишь затем от него возник вид и род [человеческий].

Роды и виды не могут возникнуть без индивидов, а индивид возникает сам и для своего существования не нуждается в них...

Все существующее — живое и неживое — находит­ся в движении, то есть растет и убывает, возникает и уничтожается...

Ощущение Аристотель называет существующим в возможности, а ощущаемое — существующим в дейст­вительности и убеждает нас в том, что ощущаемое су­ществует раньше ощущения...

Ощущаемые и умопостигаемые вещи существуют вне человека, тогда как способность к восприятию имеется в человеке и в животных. Ощущаемое суще­ствует не в человеке, а во внешнем мире; это, напри­мер, камень и дерево, море и город, плоды и все тому подобное. Таково же отношение между умопостигае­мыми вещами, существующими вне познания, и по­знающими их людьми.

АНАЛИЗ «ВВЕДЕНИЯ» ПОРФИРИЯ

Общее существует не само по себе; оно возникает в нашем мышлении, закрепляется в нем и не исчезает.


ИОАНН ВОРОТНЕЦИ

Иоанн Воротнеци (1315—1386) — видный армянский фило­соф и педагог, основатель Татевского университета (1345— 1415), крупнейшего центра научной мысли средневековой Армении. Оставил значительное философское наследие, а также ряд трудов богословского характера. Развивал материа­листические положения средневекового перипатетического на­правления. В вопросах гносеологии и логики стоял на пози­циях номинализма. Своими трудами и лекциями в Татевском университете способствовал распространению номинализма и развитию материалистических тенденций средневековой армян­ской философии.

Большая часть трудов И. Воротнеци не издана и хранится в фондах Матенадарана. Изданы лишь трактат «Об элемен­тах» (критический текст вместе с русским переводом опубли­кован в «Вестнике Матенадарана», т. 3, 1956. Перевод с древ-неармянского С. С. Аревшатяна) и пространный комментарий к «Категориям» Аристотеля (И. Воротнеци. Анализ «Катего­рий» Аристотеля. Перевод с древнеармянского А. А. Адамяна и В. К. Чалояна, под редакцией С. С. Аревшатяна. Ереван, 1956).

ОБ ЭЛЕМЕНТАХ

Говорят, будто мельчайшая пыль — причина всего сущего и будто создатель взял эту пыль и придал ей форму и меру, соединив их друг с другом. Но это ложь, ибо если бы это было так, то создатель был бы ремесленником, а не творцом. Ведь мельчайшая пыль есть не что иное, как ничтожные частицы, оторвавши­еся от земли и поднявшиеся в воздух. Но когда не было земли, откуда могли взяться эти частицы?..

Творить — значит создавать нечто из ничего. И сле­дует знать, что по-разному творят искусство [и ремес­ло], природа и божественное могущество. Искусство не может создавать нечто без основы, то есть без материи, так как плотник и ткач берут дерево и шерсть и при­дают им форму и меру... Искусство с его возможно­стями не может придать изделиям сущностной формы, а придает им форму случайную, и поэтому учители го­ворят, что все искусственные формы суть формы слу­чайные.

Природа же обладает большими возможностями, чем искусство, ибо ей достаточно малой основы, и к этой малой основе она прибавляет многое. Ибо основой для природы служит сотворенная богом чистая


материя, без которой она ничего Не может создать. Природа, полагая в основу чистую материю, прибавля­ет к ней не только случайную, но и сущностную форму.

А божественное могущество, превосходящее искус­ство и природу, чудотворит своей чудодейственной си­лой, ибо оно дает созданию не только случайную форму, как ремесленник, или же сущностную форму, как природа, а творит и материю, ибо оно в отличие от искусства и природы не нуждается ни в какой ос­нове: оно само творит основу и придает ей случайную и сущностную форму...

Элементы противоположны друг другу, и, кто не знает их природы и действия, тот вообще ничего не знает...

Если элементы не будут перемешиваться, не возни­кнет и сущего. Это относится и к человеческой душе, которая есть свет среди четырех элементов. Бог создал землю для того, чтобы она связывала душу с другими элементами подобно солнечному свету и теплу, которые проходят сквозь другие элементы, но задерживаются на земле. Разум и мудрость слиты с душой так же, как солнечный свет и тепло — с элементами. И когда частичка огня соединяется с землей, появляется душа [неорганической] природы, и от этого возникают полез­ные ископаемые — соль, квасцы, купорос и другие подобные им вещи. Когда же огонь поднимается вы­ше и соединяется с водой, появляются растительная душа и вслед за ней — земные растения, а также ве­щи, происходящие из воды. Когда же огонь соеди­няется с ветром, появляется чувствующая, то есть жи­вотная, душа, которая служит основой [для возникно­вения] животных и всего присущего им... И когда огонь соединяется с огнем, появляется мышление, ибо сти­хия огня есть носительница света, и, когда достигает высшей степени, она становится духовной природой, ибо достигает [области] мышления ангелов, что и есть разумная душа, ибо эта стихия среди остальных сти­хий подобна свету среди тьмы, а в человеке она слу­жит основой [для возникновения] разума и мудрости, слитых, как мы поведали выше, воедино с душой по воле всемогущего бога.


АНАЛИЗ «КАТЕГОРИЙ» АРИСТОТЕЛЯ

Индивид в своем существовании не нуждается в том, чтобы род и вид сказывались о нем. Последние же нуждаются в нем как в подлежащем, ибо образуются в нем и зависят от него... Индивид, но не род и не вид или что-нибудь другое рождается, растет и умирает, приемлет славу и муки, хвалу и поношение... Вот по­чему говорится, что индивид есть подлинная, первич­ная и главнейшая сущность.

Род не может образоваться без вида, а вид — без индивида, как и случайный признак — без сущности. Для того же, чтобы существовал индивид, не тре­буется их существования, так как сущность может су­ществовать и без случайного признака, как, например, бог.

Индивид порождает вид, а вид порождает род...

Ощущение связано с телом и находится в нем, как, например, зрение связано с глазом, а то, что ощу­щается тобой, существует прежде твоего тела.

Если ты уничтожишь все ощущаемое, будет унич­тожено и твое тело, а вместе с телом исчезнет и твое ощущение. Если же ты уничтожишь свое ощущение, тело твое все же останется, и, если уничтожишь свое тело, все ощущаемое не перестанет существовать... Следовательно, вместе с уничтожением живого суще­ства исчезает и ощущение, однако не исчезает все то, что предшествует живому существу.

АНАЛИЗ КНИГИ АРИСТОТЕЛЯ «ОБ ИСТОЛКОВАНИИ»

Мысль, не таящая в себе знания, ничего не содер­жит. Она чиста, как чистое зеркало. И как чистое зер­кало отражает в себе образ предмета и заполняет им свою чистоту, так и мысль, познающая какую-нибудь вещь, заполняет себя ею. Точно так же если у всех имеется один первообраз, то и восприятие у них одно и если восприятие у всех одно, то и первообраз у них один. Например, когда одним перстнем тиснят множе­ство кусков воска, на них получается одно и то же изображение. То же получается, когда [у множества людей] возникает знание об одной и той же вещи...


Различие в вещах определяется не тем или иным высказыванием о них, а наоборот, вещи сами опреде­ляют то или иное высказывание о себе. Природа ве­щей остается неизменной, все равно, имеется о них высказывание или нет. Никогда высказывание не из­меняет природу вещей.

ГРИГОР ТАТЕВАЦИ

Григор Татеваци (1346—1409) — выдающийся армянский философ, богослов, церковно-политический деятель и педагог. Ученик Иоанна Воротнеци, после смерти которого возглавил Татевский университет. Наиболее яркий представитель номи­нализма в средневековой армянской философии. Оставил обширное философское наследие, в котором нашли свое отра­жение достижения армянской философской мысли эпохи раз­витого феодализма. Среди трудов наиболее ценна многотомная «Книга вопрошений» (издана в Константинополе в 1729 г. на древнеармянском языке) — своеобразная энциклопедия фило­софских знаний средневековья. Развивая материалистические тенденции Татевской школы, выдвинул ряд философских поло­жений, предвосхищавших концепции философов нового вре­мени. К ним относятся оценка роли прямохождения для деятельности разума, отрицание врожденных идей, сравнение души с неисписанной доской и т. п.

Приводимые ниже отрывки из «Книги вопрошений», «Книги проповедей» (изданной в Константинополе в 1740— 1741 гг.), «Толкования притчей Соломоновых» (рукопись Мате-надарана № 1264) и «Краткого анализа учения Давида Непо­бедимого» (рукопись Матенадарана № 1695) публикуются на русском языке впервые.

КНИГА ВОПРОШЕНИЙ

Если бы истинность наших слов была предопре­делена, то не только одно, но и все высказываемые нами слова были бы истинными... но тогда наши вы­сказывания не следовали бы за вещами, а наоборот, вещь следовала бы за мыслью, а это явная ложь, ибо не постоянное следует за преходящим, а наоборот: ведь следы порождаются движением ног, а не ноги — сле­дами и тень порождается телом, а не тело — тенью. Следовательно, не мысль свидетельствует об истинно­сти вещи, а вещь определяет истинность мысли.

Все, что существует, имеет причину. И сперва существует причина, а затем то, что ею порождается.


Постигнув необходимую причину, мысль приобретает совершенную истинность...

От возникновения и уничтожения вещей стихии не иссякают. Они не умирают и не уничтожаются. Унич­тожение одних вещей есть возникновение других. Благодаря этому круговороту стихии существуют веч­но...

Посредством ощущений мы познаем то, что нахо­дится вне нас, посредством мышления — то, что нахо­дится внутри нас, а посредством высшего созерца­ния — то, что находится выше нас, по мере своих сил просвещая себя, чтобы говорить о неисповедимом...

Имеются два вида человеческого познания. Пер­вый — это естественное познание, второй — благодат­ное. Естественное познание имеет три особенности. Оно, во-первых, преклоняется перед познаваемой вещью, во-вторых, смешивается с ней и, в-третьих, разделяет и расчленяет ее на многие части и таким образом постигает истину. А благодатное познание в противоположность естественному прямо и непосредст­венно возвышается до постижения божественного...

Познание посредством ощущений, то есть постиже­ние цвета глазом, звука — ухом и так далее, назы­вается чувственным познанием. Оно нуждается в двух вещах: органы чувств должны быть здоровы и предле­жащий предмет должен быть ясен. Только в этом слу­чае от них получается чистое видение. В противном случае разум не в состоянии правильно мыслить о них...

Человек — господин и владыка всех животных, по­этому все животные имеют опущенную вниз голову, как слуги и подданные, а у человека она поднята вверх, как у князя и царя. Голова у него поднята, дабы язык и руки служили мышлению и труду. Ибо если человек имел бы опущенную вниз голову и обе его руки покоились на земле, он не мог бы трудиться. И поэтому ему нужны были бы удлиненный язык и утолщенные губы для собирания пищи, и тогда язык не мог бы служить разуму так, как он служит теперь.

Если кто-либо спросит нас, что же служит источни­ком возникновения человека, мы ответим: сила семени,


находящегося в нас, ибо именно оно есть источник образования материального тела и источник рождения души.

В этом [семенном] веществе потенциально скрыта душа, которая затем проявляется актуально, сообразно с развитием этого вещества. Ибо, когда вещество еще недостаточно развито, в нем проявляется лишь способ­ность к питанию. Когда же складывается ощущение, в нем появляется дыхание. И когда оно принимает облик человека, в нем благодаря заботам бега проявля­ется разумная душа. Заключенная в этом веществе образующая сила сперва подготавливает материю к жизни, затем к ощущению и лишь потом к мышлению. И это главным образом потому, что природа не может действовать внезапно, она постепенно поднимается от несовершенного к совершенному. Примером этому мо­жет служить восход солнца. Сперва появляются лучи, а затем само солнце. Точно так же лучи разумной души появляются в животной и растительной душе. Как саженец сперва должен зазеленеть, и, когда укре­пится, — расцвести, и, когда еще более укрепится, начать плодоносить, так и душа, будучи связана с не­совершенной материей, обладает лишь способностью питаться, и расцветет, когда утвердится в способности ощущать, а когда еще более укрепится, начнет плодо­носить своей способностью мыслить. Разумная душа проявляется вместе с образованием тела...

Если кто-нибудь скажет, что душа предшествует телу, а потом проявляется по частям, то мы на это от­ветим: выбрось кз головы это языческое воззрение, ибо душа не предшествует телу, как и тело не предшест­вует душе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 928; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.018 с.)