Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 1. Аристотель. Политика.

БИЛЕТ 1. АРИСТОТЕЛЬ. ПОЛИТИКА.

Политика (греч. Πολιτικά) — аристотелевский трактат о государстве, содержащий начала социальной и политической философии, политологии, а также теории управления. Трактат написан в последние годы (335—322 до н. э.) жизни Аристотеля в Афинах, находящихся под македонской оккупацией. В книге рассматриваются проблемы семьи как ячейки государства, рабства, гражданства, определения государства, а также форм его правления и целей.

Аристотель определяет государство как общение, организованное ради общего блага. Этим государство противопоставляется семье — «общению, естественным путём возникшее для удовлетворения повседневных надобностей» (с.377)

Семья составляет неотъемлемую часть государства (с.380, 401). Аристотель под семьёй понимает семью патриархальную, где есть домашние рабы, а глава семьи уподоблен монарху (с.386).

В отличие от позднейших теорий общественного договора, Аристотель считает государство естественным образованием, а человека он называет существом политическим (с.379).

Войну Аристотель интерпретирует как «средство для приобретения собственности» (с.389), прежде всего рабов, которые рекрутируются из варваров — людей «от природы предназначенных к подчинению, но не желающих подчиняться».

Домохозяйство (греч. Οικονομικά — экономика) включает в себя три науки: приобретения, пользования и управления.

Аристотель разбирает проблему гражданства. Гражданин — это участник государства, то есть участник суда присяжных и народного собрания. Аристотель отказывал в гражданстве рабам, метекам (иностранцам), ремесленникам, а в 7 книге и крестьянам.

По количеству граждан в государстве он различал три правильные (то есть нацеленные на реализацию общего блага) формы правления.

Аристотель поднимает проблему «воспитания молодёжи», замечая, что там, «где этого нет сам государственный строй терпит ущерб».

Существует четыре основных обучающих предмета: Грамматика, гимнастика, музыка, рисование.

БИЛЕТ 2. КСЕНОФОНТ «ДОМОСТРОЙ».

Домострой или Экономика (Ойкономика) (др.-греч. Οἰκονομικός) — произведение древнегреческого писателя, историка, афинского полководца и политического деятеля Ксенофонта. Пользовалось большой популярностью в Древней Греции, было переведено Цицероном на латынь лат. Oeconomicus. В нём отображаются экономические взгляды Ксенофонта.

Является одним из первых сочинений, посвящённых экономике.

По форме представляет собой диалог: в первой части которого Сократ разговаривает с Критобулом, во второй рассказывает Критобулу о своей беседе с Исхомахом.

 

Личность Сократа едва ли подходила для поучения о хозяйственных делах, так как Сократ ни домашним хозяйством, ни земледелием не занимался. Мысли о хозяйстве и земледелии, вероятно принадлежат самому Ксенофонту, возможно даже, что Исхомах — не кто иной, как сам Ксенофонт.

Состоит из 21 главы.

 

В начале книги Сократ убеждает Критобула, что «домоводство» или «ведение хозяйства» является важной наукой, необходимой для человека. Критобул просит Сократа научить его ей. Сократ отвечает, что хоть он и владеет небольшим состоянием («оцениваемым в 5 мин»), в то время, как у Критобула в 100 раз большее имущество, всё-таки путём наблюдений за хорошими хозяевами он многому научился и готов поделиться своими знаниями.

В первых главах Сократ описывает важность науки домоведения, затем сравнивает хороших и дурных хозяев.

Затем Сократ произносит похвалу земледелию, противопоставляя его ремесленничеству, которое считает недостойным и зазорным для свободного человека занятием.

Во второй части Сократ рассказывает о своём разговоре с Исхомахом, которого ставит в пример, как «по праву носящего название прекрасного и хорошего человека».

В начале беседы с Сократом Исхомах рассказывает о целях брака, обязанностях жены и мужа, домашнем благоустройстве и значении в нём хорошей хозяйки.

После этого, Исхомах переходит к непосредственному описанию способов ведения хозяйства и земледелия. В этой части приводятся как практические советы о выборе слуг и управляющего, обработке почвы, посеве, уборке хлеба и т. п. сельскохозяйственных процессах, но и описываются различные экономические процессы, благодаря чему данный труд считается одним из первых произведений по экономике, а его название стало обозначением этой науки.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИДЕИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:

Впервые в экономической науке обращено внимание на две характеристики товара — потребительскую и меновую ценность,

Рациональное ведение хозяйства,

Правильная оплата труда,

Также впервые в экономической науке обратил внимание на рентабельность.

БИЛЕТ 3. ПЛАТОН «ЗАКОНЫ».

Произведение Платона написанное в форме диалога. Состоит из 12 книг.

 

Предположительная дата написания 354 год до н. э.. Согласно Диогену Лаэртскому «Законы» вышли в свет после смерти Платона благодаря его ученику Филиппу Опунтскому, переписавшему произведение с восковых дощечек.[1]

 

Участники диалога три пожилых человека: афинянин (не назван по имени), критянин Клиний и спартанец Мегилл. Диалог происходит на острове Крите, по дороге из города Кносса к святилищу Идейского Зевса. Основной участник диалога, афинянин, излагает законы, воплотить которые предстоит Клинию в новой колонии, организуемой критянами.

БИЛЕТ 4. ХАЙЕК «ДОРОГА К РАБСТВУ».

Дорога к рабству» (англ. The Road to Serfdom, 1944) — книга нобелевского лауреата по экономике Фридриха фон Хайека. Работа была переведена более чем на 20 языков и считается одним из основополагающих трудов по классическому либерализму. Книга оказала заметное влияние на мировую политику и экономику, послужив идейной основой для отказа от государственного регулирования и возврата к методам классического конкурентного рынка в США при Рейгане и в Великобритании при Тэтчер[1][2].

Основной идеей произведения является то, что усиление планового регулирования экономики неизбежно обернётся ростом социалистических идей — первым шагом к тоталитаризму. Хайек считал, что расцвет фашизма и нацизма являлся не реакцией на социалистические тенденции, а неизбежным их развитием[3]. Отказ общества от экономической свободы в пользу коллективизма и централизованного планирования Хайек назвал «дорогой к рабству», которая приводит к потере не только экономических, но и основных свобод человека.

БИЛЕТ 5. ШУМПЕТЕР «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА».

Книга выдающегося австрийского экономиста Йозефа Шумпетера "История экономического анализа" - произведение, ставшее классикой экономической литературы. Ее уникальность - в широте охвата (от Платона и Аристотеля до Кейнса), сочетающейся с глубоной и оригинальностью анализа и личным отношением буквально ко всем авторам и первоисточникам, упомянутым в огромном по объему тексте. Книга посвящена в первую очередь развитию техники экономического анализа, но попутно автор описывает исторический контекст этого развития, эволюцию других общественных наук и общественной мысли в целом, становление экономистов как научного сообщества. По сравнению с другими известными книгами по истории экономической мысли (книги Блауга, Негиши) труд Шумпетера в гораздо большей степени раскрывает развитие экономической теории в странах континентальной Европы.

БИЛЕТ 6. МАРКС «ЭКОНОМИКО-ФИЛОСОФСКИЕ РУКОПИСИ». 1844 ГОД.

Работа Маркса, написанная в 1844 и относимая к т. н. раннему (гуманистическому) периоду. Основная тема, раскрываемая в труде — отчуждение.

Маркс с философской критики политэкономии, которая констатирует факты, но не объясняет их. Главный парадокс отчуждения он видит в том, что «рабочий становится тем беднее, чем больше богатства он производит». Маркс далек от представления о том, будто в процессе отчуждения от человеческой сущности что-то отчуждается. Напротив, сама человеческая сущность является производной труда: «труд производит не только товары: он производит самого себя и рабочего как товар».

БИЛЕТ 10. КЕНЕ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА».

Главная работа основоположника школы физиократов (См. Физиократы) Ф. Кенэ, в которой впервые была сделана попытка провести анализ общественного воспроизводства с позиции установления определённых балансовых пропорций между натуральными (вещественными) и стоимостными элементами общественного производства. Написана в 1758. Исходя из ошибочной теории «чистого продукта», который, по утверждению Кенэ, создаётся только в сельском хозяйстве, и деления общества на 3 класса — производительный (фермеры и сельского наёмные рабочие), собственников (землевладельцы и король) и «бесплодный» класс (промышленники, купцы, ремесленники и наёмные рабочие в промышленности), Кенэ представляет обращение годового продукта следующим образом. До начала процесса обращения класс фермеров уплачивает классу землевладельцев ренту, которую Кенэ считал единственной формой «чистого продукта», в сумме 2 млрд. ливров. Само обращение состоит из 5 актов: 1) класс землевладельцев покупает у класса фермеров средства питания на 1 млрд. ливров. Вследствие этого к классу фермеров возвращается 1 млрд. ливров и 1/5 годового продукта выходит из обращения; 2) класс землевладельцев на 2-й млрд. ливров полученной ренты покупает у «бесплодного» класса промышленного изделия; 3) класс «бесплодных» на полученный за свои товары 1 млрд. ливров покупает у класса фермеров продукты питания. Т. о., к классу фермеров возвращается 2-й млрд. ливров и 1/5 части продукта выходят из обращения; 4) класс фермеров покупает у «бесплодного» класса на 1 млрд. ливров промышленных изделий, идущих на восстановление инструментов и материалов, стоимость которых вошла в стоимость произведённого годового продукта; 5) класс «бесплодных» на этот 1 млрд. ливров закупает сырьё у класса фермеров. Т. о., обращение годового продукта обеспечивает возмещение использованных фондов сельского хозяйства и промышленности как предпосылку возобновления производства

БИЛЕТ 1. АРИСТОТЕЛЬ. ПОЛИТИКА.

Политика (греч. Πολιτικά) — аристотелевский трактат о государстве, содержащий начала социальной и политической философии, политологии, а также теории управления. Трактат написан в последние годы (335—322 до н. э.) жизни Аристотеля в Афинах, находящихся под македонской оккупацией. В книге рассматриваются проблемы семьи как ячейки государства, рабства, гражданства, определения государства, а также форм его правления и целей.

Аристотель определяет государство как общение, организованное ради общего блага. Этим государство противопоставляется семье — «общению, естественным путём возникшее для удовлетворения повседневных надобностей» (с.377)

Семья составляет неотъемлемую часть государства (с.380, 401). Аристотель под семьёй понимает семью патриархальную, где есть домашние рабы, а глава семьи уподоблен монарху (с.386).

В отличие от позднейших теорий общественного договора, Аристотель считает государство естественным образованием, а человека он называет существом политическим (с.379).

Войну Аристотель интерпретирует как «средство для приобретения собственности» (с.389), прежде всего рабов, которые рекрутируются из варваров — людей «от природы предназначенных к подчинению, но не желающих подчиняться».

Домохозяйство (греч. Οικονομικά — экономика) включает в себя три науки: приобретения, пользования и управления.

Аристотель разбирает проблему гражданства. Гражданин — это участник государства, то есть участник суда присяжных и народного собрания. Аристотель отказывал в гражданстве рабам, метекам (иностранцам), ремесленникам, а в 7 книге и крестьянам.

По количеству граждан в государстве он различал три правильные (то есть нацеленные на реализацию общего блага) формы правления.

Аристотель поднимает проблему «воспитания молодёжи», замечая, что там, «где этого нет сам государственный строй терпит ущерб».

Существует четыре основных обучающих предмета: Грамматика, гимнастика, музыка, рисование.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.135.231 (0.007 с.)